ДООП "Основы изобразительного искусства" Программа по предмету "Скульптура"

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования Озерского городского округа                                                         « Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА                                                              

    В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА                              

  «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

 

 

 

Программа

                           по учебному предмету:

«СКУЛЬПТУРА»

5 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Новогорный 2018 г.

 

 

 

 

 

Рассмотрено на педагогическом совете    МБУДО «ДШИ»                                                   

 

Протокол № 6 от «04» июня 2018г.

 

 

УТВЕЖДЕНО

Приказом директора МБУДО «ДШИ»   от «04» июня 2018г.  № 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Байгужин Э.М. – преподаватель высшей категории художественного отделения МБУДО «ДШИ»

 

Рецензент: Суетина О.И. -  преподаватель первой категории художественных дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств»

РЕЦЕНЗИЯ

на дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу основ изобразительного искусства по учебной дисциплине: «Скульптура».

                                     Срок обучения 1 год.

Срок освоения программы  - 1 год.

 

          Составитель: Байгужин Э.М. – преподаватель МБУДО «ДШИ»

       Программа по дисциплине: «Скульптура» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности  при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утверждённый приказом Министерства культуры РФ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.    Данная программа содержит следующие разделы:

·       пояснительную записку;

·       общие задачи обучения;

·       учебно – тематический план;

·       план содержания учебного курса;

·       планируемый результат;

·       требования к уровню подготовки выпускников;

·       методические рекомендации;

·       перечень литературы.

    Содержание программы по дисциплине: «Скульптура» соответствует «Рекомендациям по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области  искусств», а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

         Рецензент: преподаватель 1 категории в области изобразительного искусства Суетина О.И.

«____» __________ 2018 г.                               _______________

 

                                                                                             

Структура программы учебного предмета

I.       Пояснительная записка                                                            

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                  

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                     

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                     

VI.    Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области  изобразительного искусства в детских школах искусств.

Целью данной программы является формирование необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков овладения основами скульптуры.

 Программа состоит из трех основных тем по классам. Первая тема содержит информацию об основных принципах композиции, вторая - раскрывает вопросы стилизации, третья - дает представление о многообразии скульптурных возможностей в изображении предметов окружающего мира.

В начале каждого занятия обучающиеся получают информацию о скульптурных приёмах и средствах, используемых в предлагаемом задании. Основными формами обучения на уроках являются практические работы под руководством преподавателя и самостоятельная работа обучающегося.

К каждому композиционному заданию выполняются предварительные упражнения. Важную роль в теоретическом осмыслении материала играет показ и разбор иллюстраций, а также выполненных ранее работ обучающихся.

Срок освоения программы  - 1 год.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, преимущественно 7 - 12 лет.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме просмотров работ.

 

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы подготовительного класса  продолжительность учебных занятий составляет 34  недели.

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы,

нагрузки

 

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

 

 

 

Полугодия

1

2

 

 

Аудиторные занятия

16

18

 

34

Самостоятельная работа

16

18

34

Максимальная учебная нагрузка

32

36

68

 

 

 

 

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия:

·               год обучения – 1 час в неделю;

 

самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

·               год обучения – 1 час в неделю.

 

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость подготовительного класса при годовом сроке обучения составляет 68 часа.  Из них: 34 часа – аудиторные занятия, 34 часа – самостоятельная работа.                                                                       

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность обучающихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

 

Цель и задачи учебной программы

Целью учебной программы является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями о изобразительном искусстве, формирование практических умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области изобразительного искусства.

Задачи учебной программы

Задачами учебной программы являются:

·     создание условий для творческой самореализации личности, развитие потенциальных способностей ребёнка;

·     развитие интереса к изобразительному искусству;

·     воспитание у обучающихся эстетических взглядов и критериев в восприятии явлений и предметов окружающего мира;

·     интеллектуальное развитие обучающихся, расширение их кругозора в связи с ознакомлением с историей развития изобразительного искусства, его видами и техническими приёмами;

·     обучение навыкам и умениям в работе над практическими заданиями, осмысление изобразительного языка, его особенностей и условности;

·     воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия;

·     формирование личности, творчески относящейся к любому делу.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

·     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебной программы;

·     распределение учебного материала по периоду обучения;

·     описание дидактических единиц учебной программы;

·     требования к уровню подготовки обучающихся;

·     формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

·     методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебной программы».

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

 

Описание материально-технических условий реализации учебной программы

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному искусству, художественными альбомами по живописи и скульптуре.

Учебный класс должен быть просторным, светлым, оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Задания по программе подготовительного класса адаптированы и доступны для обучающихся, учитывают возрастные и психологические особенности детского возраста. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения основ и упражнений до самостоятельной работы. Учебный материал разделён на три основных раздела:

1. Освоение основных скульптурных приёмов, объёмно-пространственного искусства, в том числе, в скульптурной декоративной композиции.

2. Теоретическая работа, предполагающая изучение обучающимися особенностей и технологических приёмов скульптуры.

3. Практическая работа, основанная на применении теоретических знаний, навыков в учебном и творческом процессе, которая даёт возможность закрепить изучаемый материал, расширить знания и сформировать интерес к предмету.

Предметом «скульптура» начинают заниматься обучающиеся 5 класса, что является наиболее благоприятным для творческого развития и  облегчает успешное овладение способами профессиональной художественной деятельности.

Занятия скульптурой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление, наблюдательность, чувство объёма произведения и понимание тектоники предмета. За период обучения обучающиеся должны научиться пользоваться стеками, почувствовать свойства пластических материалов. Дети приобретают первые навыки работы с натуры, построение композиции на основе наблюдений природы.

За год обучения  обучающиеся должны усвоить правила внутреннего распорядка, научиться убирать своё рабочее место, бережно относиться к работам товарищей, понять культуру и этику поведения в школе искусств.

 

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

 

 

5 класс

Скульптура

Скульптура – вид изобразительного искусства, главной особенностью которого является передача художественного образа через пластику объёмных форм.

Изучение предмета «скульптура» развивает у обучающихся способность чувствовать и передавать объём и пространство, формирует понимание свойств скульптурных материалов и их возможностей, воспитывает умение видеть прекрасное в искусстве и окружающей действительности.

Обучение ведётся, в основном, в форме практических занятий. Работу предваряют краткие беседы, выполнение задания завершается коллективным обсуждением работ.

В процессе обучения обучающиеся знакомятся с видами скульптуры, с материалами, с которыми работает скульптор. По ходу занятий преподаватель должен демонстрировать лучшие произведения художников-скульпторов (в виде репродукций).

Начиная с первых уроков, требуется обучать детей профессиональным приёмам работы: лепке из целого куска, умению работать двумя руками, учитывать круговой обзор, отходить от работы, чтобы сравнить её с натурой, уметь вести работу последовательно: от общего к частному, через проработку форм – к обобщению.

Существуют следующие виды практической работы: работа с натуры, по памяти и по представлению. Большое место в программе занимает натурная работа. Умение видеть форму, чувствовать пропорции, пластику можно развить только при тщательном изучении натуры. Если позволяет постановка работа выполняется в натуральную величину.

Особое место занимает композиционная деятельность, так как при работе над композицией дети учатся выражать специфическими художественными средствами скульптуры разнообразие чувств и настроений, своё личное отношение к явлениям окружающего мира, у них развивается воображение, фантазия. В ходе работы над композицией преподаватель может привлекать иллюстративный материал.

Поскольку задачи развития художественно-образного мышления обучающихся, их творческих особенностей решаются во всех композиционных работах, то в программе указываются только специфические задачи, которые необходимо решить при выполнении данного задания.

С особенным увлечением обучающиеся работают над композицией на темы сказок, однако здесь педагог должен предостерегать детей от шаблонных решений образов персонажей.

Также популярна анималистическая тематика, которая особенно благодатна. Выразительные и разнообразные позы и движения зверей и птиц, своеобразие их отношений между собой и с человеком – всё это делает анималистическую тематику незаменимой для учебно-воспитательной работы в школе искусств.

В программе есть задания на переработку реальных природных форм в декоративные. Обучающиеся должны усвоить, что характер переработки зависит от назначения вещи, материала, используемых инструментов. При этом все художественные средства должны способствовать максимальному выражению художественного образа.

Преподаватель может вносить некоторые изменения в программу в соответствии с условиями работы, но с обязательным выполнением всех поставленных в программе задач.

 

 

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

 Вводная беседа. Знакомство с материалами. Способы лепки. Виды скульптуры. Виды рельефов.

1

2

Лепка фруктов, овощей (с муляжей)

1

3

Лепка натюрморта, состоящего из 2-х овощей и гипсового цилиндра.

1

      4

Композиционная работа: наброски животных по наблюдению и по памяти. Это задание можно выполнить по летним наблюдениям.

2

 

5

Лепка с натуры: этюд глиняного кувшина или крынки на фоне гладкой драпировки Задание выполняется в рельефе: барельеф.

3

 

 

 

6

Лепка с натуры: лепка с гипсовой модели частей лица человека (глаз, нос, губы, ухо – основа голова Давида – Микеланджело.

4

7

Композиционная работа: создание тематической композиции на тему литературного произведения.

4

8

Лепка орнаментального рельефа.

          2

 

 

9

 

Лепка с натуры: кратковременные наброски с фигуры человека в одежде. Изображение фигуры человека, стоящего с опорой на одну ногу, сидящего на табурете, присевшего на корточки (натурой служат сами обучающиеся, позируя друг другу).

3

10

 

 

Изображение животного в рельефе: контррельеф.

3

 

11

 

Композиционная работа: создание динамической композиции, включающей 1-2 фигуры человека («Спорт», «Труд», «Балет» …) Выполнение работы с использованием проволочного каркаса.

5

 

     12

     

Контрольная работа. Лепка с натуры: лепка стоящей фигуры человека (одежда в виде драпировки). Задание выполняется в рельефе и самостоятельно.

4

      4

Подготовка работ к итоговому просмотру

1

 

                                                                        ИТОГО:

34

       

                                                                                     

 

Годовые требования

Тема 1. Вводная беседа. Знакомство с материалами. Способы лепки.  Виды скульптуры. Виды рельефов.

Задача: Освоение понятий. Различать виды и жанры изобразительного искусства.

Выполнить:

1) лепка способом «колбаски» небольшого кувшина;

Цель: понимание объёмно-пространственного вида искусства.

Применяемые материалы: пластилин, стеки.

Техника работы: скульптура.

 

Тема 2. Лепка фруктов, овощей (с муляжей).

Задача: реалистичное изображение предметов.

Выполнить:

1) лепка одного или двух предметов;

Цель: понимание форм, понимание разнообразия форм, увиденное передать изобразительными средствами.

Применяемые материалы: пластилин, стеки.

Техника работы: скульптура.

 

Тема 3. Лепка натюрморта, состоящего из 2-х овощей и гипсового цилиндра.

Задача: внимательное исследование форм.

Выполнить:

1) лепка натюрморта;

Цель: различать живую форму и геометрическую. Соблюдение пропорций.

Применяемые материалы: пластилин, стеки.

Техника работы: скульптура.

 

Тема 4. Композиционная работа: наброски животных по наблюдению и по памяти. Это задание можно выполнить по летним наблюдениям.

Задача: соблюдение пропорций частей тела животных.

Выполнить:

1) лепка животных;

Цель: изучение анатомических особенностей животных.

Применяемые материалы: пластилин, стеки.

Техника работы: скульптура.

 

Тема 5. Лепка с натуры: этюд глиняного кувшина или крынки на фоне гладкой драпировки.

Задача: соблюдение пропорций.

Выполнить:

1) лепка предмета;

Цель: изучение форм.

Применяемые материалы: пластилин, стеки.

Техника работы: барельеф.

 

Тема 6. Лепка с натуры: лепка с гипсовой модели частей лица человека (глаз, нос, губы, ухо – основа голова «Давида» - Микеланджело).

Задача: точная передача форм.

Выполнить:

1) лепка гипсовых элементов;

Цель: изучение анатомических особенностей частей головы.

Применяемые материалы: пластилин, стеки.

Техника работы: скульптура.

 

Тема 7. Композиционная работа: создание тематической композиции на тему литературного произведения.

Задача: соблюдение пропорций, добиться взаимодействия фигур.  

Выполнить:

1) создать композицию;

Цель: усвоить правила и приёмы создания композиции.

Применяемые материалы: пластилин, стеки.

Техника работы: скульптура.

 

Тема 8. Лепка орнаментального рельефа.

Задача: создать рельеф.

Выполнить:

1) выполнить рельеф с элементами орнамента;

Цель: усвоить понятия рельефа и орнамента.

Применяемые материалы: пластилин, стеки.

Техника работы: рельеф.

 

Тема 9. Лепка с натуры: кратковременные наброски с фигуры человека в одежде. Изображение фигуры человека, стоящего с опорой на одну ногу, сидящего на табурете, присевшего на корточки (натурой служат сами обучающиеся, позируя друг другу).

Задача: соблюдение пропорций.

Выполнить:

1) лепка фигуры человека;

Цель: анатомическое обоснование.

Применяемые материалы: пластилин, стеки.

Техника работы: скульптура.

 

Тема 10. Изображение животного в рельефе – контррельеф.

Задача: соблюдение пропорций.

Выполнить:

1) лепка контррельефа;

Цель: изучение анатомических особенностей животного.

Применяемые материалы: пластилин, стеки.

Техника работы: контррельеф.

 

Тема 11. Композиционная работа: создание динамической композиции, включающей 1-2 фигуры человека («Спорт», «Труд», «Балет»). Выполнение работы с использованием проволочного каркаса.

Задача: соблюдение пропорций, передача динамики.

Выполнить:

1) скульптурную группу;

Цель: образная выразительность

Применяемые материалы: пластилин, стеки.

Техника работы: скульптура.

 

Тема 12. Контрольная работа. Лепка с натуры: лепка стоящей фигуры человека (одежда в виде драпировки). Задание выполняется в рельефе и самостоятельно.

Задача: передача и соблюдение пропорций.

Выполнить:

1) лепка фигуры;

Цель: изучение анатомии человека и складок одежды.

Применяемые материалы: пластилин, стеки.

Техника работы: скульптура.

 

 

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает  программа:

1.  Знание основных понятий и терминологии в области скульптуры.

2.  Знание основных видов и технологии их исполнения.

3.  Знание основных законов композиции  в скульптуре.

4. Навыки и умения в работе над практическими заданиями, осмысление изобразительного языка, его особенностей и условности.

5.  Умение самостоятельно выполнять задания.

По окончании освоения учебного предмета обучающиеся должны

знать:

·        основные законы построения скульптурной композиции;

·        законы построения орнамента;

·       основные виды скульптуры;

·       основные принципы стилизации и формообразования;

·       язык аналогий;

·       техники скульптуры: объёмная скульптура, рельефы: барельеф, горельеф, контррельеф;

·       вести последовательную работу - от общего к частному;

·       выполнять подготовительные эскизы;

·       грамотно построить композицию;

·       владеть скульптурными навыками изображения натюрморта;

·       мыслить образами, уметь абстрагироваться;

·       изображать различные фактуры предметного мира;

·       выполнять стилизацию растений, животных;

·       выполнять орнамент,  использовать фактуры.

 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. В рамках текущего контроля в конце I четверти  и III четверти проводятся контрольные задания и постановки. Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

 

 

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

• 5 (отлично) - ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, грамотно применил различные техники.

• 4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении, недочетов в композиции, неточностях технологического исполнения задания.

• 3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством  преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, обучающийся неряшлив и безынициативен.

 

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Основные дидактические приёмы

Краткосрочные упражнения, начиная с более простых постепенно усложняются.  Выполняются задания на статику, динамику, уравновешенность композиции, обучающиеся знакомятся с принципами стилизации растений, учатся выполнять подготовительные эскизы карандашом, тушью, маркером, гелиевой ручкой. Суммируют знания по организации плоскости, освоению понятий «ритм», «симметрия»,  «декоративность» и «стилизация». На протяжении года обучения обучающиеся изображают различные фактуры предметного мира. Чем более внимательно они всматриваются в окружающий мир, тем более выразительными, эмоционально наполненными становятся их работы.

Декоративные композиции выводит обучающихся на решение образных задач.

Общие методические рекомендации

Предложенная схема конкретных задач строится на логической связи одного задания с другим с постепенным усложнением понятий и требований. Основное учебное время программы отводится для выполнения практических упражнений. Все сведения преподаватель преподносит обучающимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя их. Обучение наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических заданий, а также индивидуальной работе с каждым учеником.

Итогом освоения каждой темы становится выполненное учебное задание, в котором отрабатываются навыки и умения в изучаемой технике.

 

VI. СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

1. Аронов В.Р. «Художники предметное творчество», М., Советский художник, 1983

2. Афанасьева Е.А. «Рисунок, живопись, скульптура, композиция. Программы для ДХШ и ДШИ (художественных отделений)». М., Министерство культуры СССР, 1990

3. Елкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Ярославль, Академия развития, 1997

4.  Журавлёва В.В. «Юному художнику. Практическое руководство по ИЗО».  М., Издательство Академии художеств  СССР, 1963

5.   Лободина С.В. «Как развить способности ребенка». М., Азбука, 2011

 

Учебная литература

          1.    Аксёнова М. «Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 1,2.». М., Дом Книги «Аванта +», 2000

2.  Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004

3. Трофимов А.С. «Школа изобразительного искусства» М., Изобразительное искусство, 1986

4. Шорохов Е.В. «Основы композиции». М., Просвещение, 1979

          5. Шорохов Е.В. «Композиция». М., Просвещение, 1980

 

Средства обучения

В качестве учебных пособий используются:

·            специальные журналы и книги, открытки, фотографии;

·            лучшие работы и упражнения обучающихся прошлых лет;

·            методические разработки, пособия, схемы, выполненные педагогом;

·            интернет – ресурсы (материалы на сайтах интернета по живописи по скульптуре);

·            видеоматериалы;

·            презентации по тематике разделов.

Для выполнения практических заданий предусмотрено применение доступных для обучающихся материалов ( пластилин и т.д.).

ВложениеРазмер
PDF icon skulptura_1.pdf50.13 КБ
PDF icon skulptura.pdf88.69 КБ