ДООП "Основы музыкального исполнительства" Программа по предмету "Ансамбль (скрипка)"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОЗЕРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКАЯ  ШКОЛА ИСКУССТВ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

ПО ПРЕДМЕТУ

 

« АНСАМБЛЬ»

(музыкальный инструмент-скрипка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Новогорный

2017 год

 

 

Рассмотрено на заседании    педагогического совета: 

Протокол от «02» июня 2017г. №6

                                  

 

УТВЕЖДЕНО:

 

Директор МБУДО «ДШИ»

                                                                                                 

«02» июня 2017г. Приказ №25

_________________Е.Ю. Каменская                                                              

 

            

Разработчик: Колосова С. Г. – преподаватель Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств»

 

 

Рецензенты:

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Структура программы учебного предмета

I.       Пояснительная записка                                                            

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки учащихся                         

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                   

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                     

VI.    Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

 

 

 

Пояснительная записка

 

 Преподаватели всегда придавали большое значение участию учеников в ансамблях и оркестрах. Игра в ансамбле приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития учащихся струнного отделения.

          На уроке по учебному предмету ансамбль, как правило учащиеся учат партии, занимаются подбором по слуху, разучивают новые произведения. В классе ансамбля формируются следующие навыки:

Умение слышать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами.

Умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора.

Умение рассказать об исполняемом произведении.

         Занятиям ансамблем следует уделить внимание с первого года обучения, потому что на индивидуальном уроке с первых шагов обучения на скрипке полезно включать в занятия с учеником совместную игру с педагогом.

Мелодия учителя обогащает простейшие пьесы ученика на «открытых»  струнах, помогает ученику организовать ритм, приучает его ухо к красивому звуку, стимулирует интерес к занятиям. Чем раньше учащийся начинает заниматься в ансамбле, тем скорее и плодотворнее протекает процесс их художественного и технического развития. 

Направленность программы – художественно-эстетическая. Ее создание продиктовано изменениями условий деятельности школ дополнительного образования на современном этапе.

Актуальность программы том, что она создает оптимальные условия для выявления, развития, реализации творческих способностей детей.

         В представленной программе разработан вариант работы с ансамблем в классе одного преподавателя по предмету «Скрипка».

Цели программы – развитие творческих способностей, устойчивый интерес и радость музицирования.

Основные задачи:

- освоение навыков ансамблевой игры;

- обучение навыкам коллективного музицирования для дальнейшей музыкальной деятельности;

- формирование начальных умений и навыков работы с музыкальным текстом с целью приобщения учащихся к мировой культуре.

Возраст детей, участвующих в реализации программы от 6-7 до 17 лет.

 

Срок реализации учебного предмета

 

Срок реализации данной программы - 4 года.

 

Реализация программы опирается на следующие принципы:

- целостность процесса психологического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

- строгая последовательность в овладении знаний, умений, навыков;

- постепенное усложнение материала;

- индивидуальный подход к каждому ученику;

- реализация творческих способностей;

- достижение качественных результатов обучения.

.

 Сведения о затратах учебного времени

Режим занятий: 2-4 классы – 1 академический  час один раз в неделю (урок40 минут). Занятия предлагают индивидуальную форму обучения.

Количество учебных недель/часов в год  – не менее 34.

 

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

 

 

Затраты учебного времени

 

 

 

Итого

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Количество недель

16

18

16

18

16

18

16

18

 

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

16

18

136

Самостоятельная работа

16

18

16

18

16

18

16

18

136

Максимальная учебная нагрузка

32

36

32

36

32

36

32

36

272

 

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Ансамбль» (для обучающихся класса скрипки) при 5/7-летнем сроке обучения составляет 272 часа,  из них: 136 часов – аудиторные занятия, 136 часов – самостоятельная работа.

Основная Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

 

 

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о скрипичном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на скрипке, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

 

 Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Ансамбль» являются:

-ознакомление детей со скрипкой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;

-формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

-приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

-приобретение  знаний в области истории музыкальной культуры;

 

- овладение навыками чтения с листа, игры в ансамбле, владение навыками подбора по слуху и транспонирования;

 

- формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности;

- формирование навыков коллективной творческой деятельности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.                                                              

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

  Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

 

Учебно-тематический план 2-5 классов ДООП «Основы музыкального исполнительства», 4-7 классов ДООП «Инструментальные классы».

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Вводное занятие, инструктажи

1

2

Работа над интонацией

10

3

Работа над музыкальным образом

9

4

Работа над фразировкой

10

5

Итоговое занятие

4

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

 

1. Использование пьес в унисон или на два голоса из репертуара ДМШ средней сложности.

2. Разучивание более сложных пьес, требующих свободного владения переходами в позиции и технической подвижности. Особое внимание следует обратить на взаимосвязь технических и исполнительских задач, гармоническое соотношение двух голосов, создание единого художественного образа.

1 класс

Музыкальный материал для ансамбля

Якубовская В. «Вверх по ступенькам» М.1983 «Козочка», «Осенний дождик», «Петушок»

Кепитис Я. «Вальс куклы»

Введенский В. «Паровоз»

Карасева А. «Горошина»

Геличеева Е. «Часы»

Польская народная песня «Два кота»

Юный скрипач 1ч. М,1974 «Белка»,  «Как пошли наши подружки», «Русская песня», «Заинька», «Как на тоненький ледок»

Кабалевский Д. «Марш

Мелодии в унисон

Потоловский Н. «Охотник»

Филиппенко А. «Цыплята»

Люлли Ж. «Жан и Пьеро»

Метлов Н. «Паук и мухи», «Мишка»

Шальман С. «Я буду скрипачом» ч1 М,1984

Венгерская народная песня- дуэт

Польская народная песня- дуэт

Гуревич Л., Зимина Н. «Скрипичная азбука» т.1 –М, 199

Дуэты

«Веселые гуси», «Котя, котенька, коток», «У кота-воркута», «Ходит зайка».

 

2 класс

Музыкальный материал для ансамбля

Сборники:

Якубовская В. «Вверх по ступенькам»

«Юный скрипач» вып.1

«Хрестоматия для скрипки» ДМШ, 1-2кл

Произведения для ансамбля

Немецкая народная песня «Хохлатка»

Словацкая народная песня «Сельский танец»

Бакланова Н. «Марш»

Гетри А. «Песенка»

Гайдн Й. «Песенка»

Брамс И. «Колыбельная»

                   «Петрушка»

                   «Девочка и орешек»

Качурбина Л. «Мишка с куклой»

«Сельский танец» автор аноним XVII в

Шуберт Ф. «Вальс»

Чешская народная песня «Пастух»

«Цыганский танец» автор аноним XVII в

 

3 класс

Музыкальный материал для ансамбля.

Сборники:

Дуэты для юных скрипачей. Издат. «Музыка» Будапешт.

Юный скрипач вып. 2 составитель К. Фортунатов.

Скрипичные ансамбли вып. 2 сост. К. Фортунатов.

Легкие дуэты издат. Санкт- Петербург

Произведения для ансамбля

Русская народная песня «Со вьюном я ходила»

Бах И. С. «Марш», «Ария», «Менуэт»

Куперен Ф. Ригодон

Море Ж. Два буре

Моцарт Л. «Бурлеска», «Трубы»

Моцарт В. «Пантомима»

Персел Т. «Два менуэта», «Бурре»

Преториус М. Гавот

Фортунатов К. Этюд

Хачатурян А. «Андантино»

Шостакович Д. «Прелюдия», «Хороший день»

Чайковский П. «Старинная французская песенка»

4 класс

Материал для ансамбля

Сборники

Дуэты для юных скрипачей издат. «Музыка» Будапешт

Легкие дуэты. Издат. Санкт- Петербург

Юный скрипач вып. 2, вып. 3

Шостакович Д. Скрипичные ансамбли

«Светлячок» Пьесы для ансамбля скрипачей. Состав. Э. Пудовичкина

Произведения для ансамбля. Дуэты:

Бах Ф. «Немецкий танец»

Гендель Г. Два танца, «Гавот» перелож. Захарьиной Т.

Гайдан Й. «Три канона»

Мельхиор Ф. «Немецкий танец»

Моцарт Л. «Паспье»

Пребориус М. «Гавот»

Ансамбли:

Гречанинов А. «Колыбельная»

Гендель Г. Ф. «Песня победы»

Глинка М. «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

Градески Э. Рэгтайм «Мороженое»

Моцарт В. «Колокольчик» из оперы «Волшебная флейта»

Прокофьев С. «Марш» из сюиты «Летний день»

Ребиков В. «Лягушка»

Стоянов В. «Веселое путешествие»

Чайковский П. «Куплеты Трике» из оперы «Евгений Онегин», «Пастораль» из оперы «Пиковая дама»

Шостакович Д. «Гавот»

 

III. Требования к уровню подготовки учащегося

      Выпускник имеет следующий уровень подготовки:    

 -   освоение знаний, умений, навыков необходимых для игры в ансамбле;

-    формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности;

-    формирование навыков коллективной творческой деятельности, умения применять их во внеклассных мероприятиях.

-   использование пьес в унисон или на два голоса из репертуара ДМШ средней сложности;

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

В детской музыкальной школе  по классу  индивидуального ансамбля осуществляется текущих контроль успеваемости каждые 2-3 урока.

Промежуточная аттестация определяет уровень развития учащегося. Ее формами являются концерты, фестивали, конкурсы. Успехи учащегося оценивает преподаватель.

В течение учебного года рекомендуется подготовить 4 разнохарактерных произведений. Каждый ученик класса имеет возможность играть ансамблем с другим учеником, группой или преподавателем. Показательные выступления следует проводить 1-2 раза в году и рассматривать их как отчет и проверку учебной работы

 

Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве.

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений

 

 

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

В ансамблевой музыке каждому ученику приходиться исполнять  солирующую или аккомпанирующую партию. Вследствие этого ансамблевая игра развивает правильное представление о функциях различных элементов музыкальной ткани, умение во время уступить ведущему голосу. На занятиях необходимо уделять внимание чистой интонации, ровности и характеру звучания, динамическим соотношениям голосов, ритмической дисциплине ансамбля, единству штрихов и аппликатуры.

В программе подбор необходимого и целесообразного репертуара сделан с учетом уровня способностей и подготовленности учащихся, а также с учетом развития их навыков в ансамблевой игре.

Выбранный репертуар по гармоническому и инструментальному колориту, включает пьесы в унисон, на несколько голосов и с участием других инструментов. В  репертуар включены классические произведения разных стилей, эпох, эстрадные и джазовые произведения.

Коллективная игра в ансамбле приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития учащихся струнного отделения. Ансамбли скрипачей украшают и обогащают концерты учащихся. Занятия ансамблем способствуют развитию у учащихся ритмического, мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков. Формируются умения: слышать музыку, исполняемую в целом  и отдельными партиями либо группами, слышать звучание темы, подголосков, сопровождения, аккомпанировать солисту.

Занятия учеников ансамблем в классе преподавателя по инструменту имеют следующие преимущества.

Во-первых, занятия являются продолжением работы в основном классе, помогают решать с учеником одни и те же задачи учебного процесса.

Во-вторых, проблема контроля качества выучивания парий сводится к минимуму из-за  регулярного общения  преподавателя с учеником.

В-третьих, позволяет создать из учеников класса группы, начиная с дуэтов, где старший ученик всегда поддержит младшего.

В работе над произведением основное внимание педагога должно быть направлено на работу над интонацией, выработку единого чувства ритма и ровностью пульса, на выполнение единых штрихов, динамических оттенков, на соблюдение единой аппликатуры, синхронности при взятии звука и равновесия в звучании голосов, а также выразительности исполнения, образному содержанию музыки. Такой метод занятий ансамблем дает возможность применять и совершенствовать исполнительские навыки, полученные на уроках по инструменту и реализовать творческие возможности ученика.

 

VI.    СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Методическая литература

 

1.       Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. Составитель Берлянчик М.М. Классика – XXI., 2006

2.       Концертные пьесы ансамбля скрипачей. Классика – XXI., 2002

3.       Методические рекомендации. «Специфические особенности руководства камерными ансамблями» сост. Терехов с. Саратов., 1985

4.       Мильтонян С.О. «Педагогика гармонического развития скрипача» Тверь, 2003 г.

5.       Турчанинова Г. Организация работы скрипичного ансамбля. Вопросы музыкальной педагогики М. 1980 г. вып.2 с.155

 

Нотная литература:

Захарьина Т. «Сборник пьес для начинающих», вып 1 первые шаги

«Сборник пьес для начинающих», вып 1(обработка народных песен)

Кабалевский Д. «Пьесы»

Родионов К. Начальные уроки на скрипке

Юный скрипач вып 1 (сост. К.Фортунатов)

Якубовская В. «Вверх по ступенькам»

Мелодии для подбора по слуху

Русские народные песни: «Ходит зайка»,  «У кота-воркута», «Сидит ворон на дубу», «на зеленом лугу», «Как под горкой».

Магиденко М. «Петушок»

Герчик В. «Воробей»

Бакланова Н. «Этюд»

Потоловский С. «Перепелочка», «Охотник»

Красев М. «Веселые гуси»

Ребиков В. «Воробушек»

Филиппенко А. «Цыплята»

Сорокин К. «По дороге жук, жук»

Кабалевский Д. «Вроде марша», «Про Петю»

Бекман Л. «Елочка»

Английская народная песня «Спи, малыш»

ЛюллиЖ.Б.«Песенка»

Моцарт В.«Аллегретто»

 Музыкальный материал для чтения нот с листа

Сборники

Хрестоматия педагогического репертуара вып 1 (сост. М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов).

Учебное пособие для ДМШ составитель Тахтаджиев К.

Произведения для чтения с листа

Украинская народная песня «Ой, джигуне», «Журавель».

Русская народная песня «Во поле береза стояла», «Соловьем залетным», «Звончатые гусли», «Около сырого дуба»

Метлов Н. «Котя, котенька-коток», «Баю-баюшки, баю»

Детская песенка «Котик», «Утренняя зорька», «Ладушки»

Бакланова Н. Этюд

Карасева В. «Зима»

Яворик А. «Юмореска»

Камаровский А. «Песенка»

Ищенко Ю. «Мячик»

Степаненко М. «Родной напев»

Кабалевский Д. «Песенка»

Сароян С. «Мяч»

Музыкальный материал для ансамбля

Якубовская В. «Вверх по ступенькам» М.1983 «Козочка», «Осенний дождик», «Петушок»

Кепитис Я. «Вальс куклы»

Введенский В. «Паровоз»

Карасева А. «Горошина»

Геличеева Е. «Часы»

Польская народная песня «Два кота»

Юный скрипач 1ч. М,1974 «Белка»,  «Как пошли наши подружки», «Русская песня», «Заинька», «Как на тоненький ледок»

Кабалевский Д. «Марш

Мелодии в унисон

Потоловский Н. «Охотник»

Филиппенко А. «Цыплята»

Люлли Ж. «Жан и Пьеро»

Метлов Н. «Паук и мухи», «Мишка»

Шальман С. «Я буду скрипачом» ч1 М,1984

Венгерская народная песня- дуэт

Польская народная песня- дуэт

Гуревич Л., Зимина Н. «Скрипичная азбука» т.1 –М, 199

 

 

Список  используемой литературы

1.       Бакланова Н. Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24 тональностях. М.,1987

 2.      Захарьина Т. Скрипичный букварь. М., 1962

 3.      Легкие дуэты для двух скрипок. С-П.2004

 4.      Металлиди Ж. «Детские скрипичные ансамбли с фортепиано. ДМШ» Л.,1980

 5.      Пьесы для скрипки. Средние классы ДМШ. Сост. С. Шальман. М.,1987

 6.      Пьесы советских композиторов для скрипки и фортепиано. Вып.2. младшие и средние классы. М., 1987

 7.      Пьесы советских композиторов. Младшие классы М., 1972

 8.      Родионов К. начальные уроки игры на скрипке. М., 1987

 9.      Скрипичные дуэты издат. Музыка, Будапешт 1977

 10.    Хрестоматия 1-2 классы ДМШ. М.,1988

 11.    Шальман С. Я буду скрипачом. ч.1. Л.,1987

 12.    Юный  скрипач. Вып.1. М., 1988

 13.    Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке Л., 1986