ДООП "Основы музыкального исполнительства" Программа по предмету "Беседы о музыке"

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного образования Озерского городского округа

« Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Основы музыкального исполнительства»

 

по учебному предмету

«Беседы о музыке»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Новогорный.

2018

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

 

 

 

 

 

 

Решением Педагогического совета протокол № 1

от  «29» августа  2018г.

 

 

Директор МБУДО «ДШИ» ______________ Е.Ю.Каменская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик – Зарипова Эльмира Мухаметовна, преподаватель теоретических дисциплин МБУДО «ДШИ»

 

Рецензенты:

- Хуснутдинова Г.Д., преподаватель высшей квалификационной категории МБУДО «ДШИ»

- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Содержание

 

I. Пояснительная записка

- характеристику предмета, его роль в образовательном процессе,

- срок реализации учебного предмета,

- объем учебного времени,

- цель и задачи предмета

- сведения о затратах учебного времени

- структура программы

 

II. Учебно-тематический план

- 4 класс

- 5 класс

 

 

III. Содержание учебного предмета

 

IV. Требования к уровню подготовки учащихся

 

V. Формы и методы контроля, система оценок

 

VI. Методическое обеспечение учебного процесса

 

VII. Список литературы

- Учебная литература

- Методическая литература

 

I. Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Беседы о музыке» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» от 12.03.2012 г. и на основе собственного педагогического опыта.

Учебный предмет «Беседы о музыке» является дисциплиной, которая способствует музыкально - эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора и формированию художественного вкуса и имеет несомненную практическую значимость для воспитания и обучения.

Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте 6,5 лет до 12 лет, составляет 2 года. Продолжительность учебных занятий в 4 и 5 классе составляет 34 недели в год.

Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 1 часа.

Основной формой проведения уроков являются мелкогрупповые занятия преподавателя с учащимися.

Цель учебного предмета: воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования слуховых представлений, направленных на осознание элементов музыкального языка и музыкального произведения в целом, а также на развитие музыкально-творческих способностей.

Задачи учебного предмета:

-                      активизировать музыкальную деятельность детей;

-                    развивать эмоциональную отзывчивость, формировать способность проявлять сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

-                      повысить общекультурный уровень учащихся;

-                   формировать умение анализировать и рассказывать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, проводить ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусства;

-                    знать элементы музыкальной речи, накапливать музыкальный и словарный багаж.

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной

 

Затраты учебного времени

 

Всего часов

работы, нагрузки,

 

 

 

 

 

 

 

аттестации

 

 

 

 

 

 

 

Классы

4 класс

 

5 класс

 

 

Полугодия

I

 

II

III

 

IV

 

Количество

16

 

18

16

 

18

 

недель

 

 

 

 

 

 

 

Аудиторные

16

 

18

16

 

18

68

занятия

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная

16

 

18

16

 

18

68

работа

 

 

 

 

 

 

 

Максимальная

32

 

36

32

 

36

136

учебная нагрузка

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура  включает в себя: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценки, методическое обеспечение учебного предмета, список литературы.

«Пояснительная записка» содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, цель и задачи предмета. Раздел Учебно-тематический план включает в себя последовательность изучения тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета. Раздел Содержание учебного предметавключает в себя важнейшие направления работы по предмету: слушание музыкальных произведений, устный рассказ с подробным анализом особенностей музыкального произведения, теоретические сведения, музыкальные викторины. «Требования к уровню подготовки обучающихся» разработаны на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств». В разделе «Формы и методы контроля, система оценки» сформулированы требования к организации и форме проведения текущего, промежуточного и итогового контроля. В разделе «Методическое обеспечение учебного процесса» даны методические рекомендации педагогическим работникам, обоснование методов работы по основным направлениям. «Список литературы» состоит из перечня учебной и методической литературы.

II. Учебно – тематический план

4 класс

 

 

 

 

Наименование раздела, темы

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Средства музыкальной выразительности.

урок

2

1

1

2

Контраст тем и наличие общих элементов.

урок

2

1

1

3

Образное содержание тем.

урок

2

1

1

4

Роль мелодии и сопровождения.

урок

2

1

1

5

Развитие темы. Секвенция.

урок

2

1

1

6

Развитие темы вариантность.

урок

2

1

1

7

Развитие темы. Вариационность.

урок

2

1

1

8

Контрольный урок.

урок

2

1

1

9

Форма периода.

урок

2

1

1

10

Двухчастная, куплетная форма.

урок

2

1

1

11

Трехчастная форма.

урок

2

1

1

12

Форма рондо.

урок

2

1

1

13

Форма вариаций.

урок

2

1

1

14

Сонатная форма.

урок

2

1

1

15

Сонатно-симфонический цикл.

урок

2

1

1

16

Контрольный урок.

урок

2

1

1

17

Сказочные образы: «Баба-

яга» Лядов, Григ «В

пещере горного короля»,

Шуман «Дед Мороз».

урок

2

1

1

18

Музыка для детей

Прокофьев «Петя и Волк».

урок

2

1

1

19

Сказка в музыке Глинка, опера «Руслан и

Людмила».

урок

2

1

1

20

Прокофьев, балет

«Золушка».

урок

2

1

1

21

Р. Щедрин, балет «Конек -

Горбунок».

урок

2

1

1

22

Н. Римский - Корсаков,

опера «Садко».

урок

2

1

1

23

Н. Римский - Корсаков,

опера «Сказка о царе

Салтане».

урок

2

1

1

24

П. Чайковский, балет

«Щелкунчик»

урок

2

1

1

25

П. Чайковский, балет

«Спящая красавица»

урок

2

1

1

26

Контрольный урок

урок

2

1

1

27

П. Чайковский,

фортепианный цикл

«Времена года».

урок

2

1

1

28

С. Рахманинов Романсы.

урок

2

1

1

29

Н. Римский - Корсаков.

Образы моря.

урок

2

1

1

30

М. Мусоргский

«Картинки с выставки».

урок

2

1

1

31

А. Даргомыжский

Романсы.

урок

2

1

1

32

М. Глинка Романсы.

урок

2

1

1

33

П. Чайковский Романсы

урок

2

1

1

34

Контрольный урок.

урок

2

1

1

итого

68

34

34

5 класс

 

 

 

 

Наименование раздела, темы

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1

Значение творчества

И.С. Баха.

урок

2

1

1

2

Венская классическая

школа. Творчество

Й. Гайдна.

урок

2

1

1

3

Творчество В.А. Моцарта.

урок

2

1

1

4

Творчество Л. Бетховена.

урок

2

1

1

5

Выводы по творчеству

венских классиков.

урок

2

1

1

6

Русская музыкальная

культура 18 века.

урок

2

1

1

7

Русская музыкальная

культура начала 19 века.

урок

2

1

1

8

Романсы Алябьева,

Варламова, Гурилева.

урок

2

1

1

9

Музыкальный романтизм.

Ф. Шуберт.

урок

2

1

1

10

Творчество Ф. Шопена.

урок

2

1

1

11

Э. Григ. Краткая

характеристика

творчества.

урок

2

1

1

12

Р. Шуман. Краткая

характеристика

творчества. «Карнавал».

урок

2

1

1

13

Русская музыка начала 19

века. Творчество

М. Глинки.

урок

2

1

1

14

М. Глинка опера «Иван

Сусанин».

урок

2

1

1

15

Творчество

А. Даргомыжского.

урок

2

1

1

16

Краткая характеристика оперного творчества

Дж. Верди.

урок

2

1

1

17

Краткая характеристика оперного творчества Ж. Бизе.

урок

2

1

1

18

Н.А. Римский Корсаков.

Оперное и симфоническое

творчество.

урок

4

2

2

19

А. Бородин. Опера «Князь Игорь»

урок

2

1

1

20

М. Мусоргский. Романсы.

Опера «Борис Годунов».

урок

4

2

2

21

П.И. Чайковский.

Фортепианное и

симфоническое

творчество.

урок

4

2

2

22

П.И. Чайковский. Опера

«Евгений Онегин».

урок

2

1

1

23

К. Дебюсси, М. Равель.

Импрессионизм в музыке.

урок

2

1

1

24

Краткая характеристика творчества А. Скрябина.

урок

2

1

1

25

Краткая характеристика творчества

С. Рахманинова.

урок

2

1

1

26

Краткая характеристика творчества И. Стравинского.

урок

2

1

1

27

Творчество

С. Прокофьева, балет

«Ромео и Джульетта».

урок

2

1

1

28

Симфоническое

творчество

С. Прокофьева,

Д. Шостаковича.

урок

2

1

1

29

Музыка к кинофильмам.

Д. Шостакович «Овод»,

С. Прокофьев «Александр

Невский», Г. Свиридов

«Метель.

урок

2

1

1

30

Р. Щедрин. «Кармен –

сюита».

урок

2

1

1

31

Творчество Шнитке,

Денисова, Губайдуллиной.

урок

2

1

1

итого

68

34

34

 

III. Содержание учебного предмета 4 класс

Раздел 1. Элементы музыкальной речи. Характер музыкальной темы.

Развитие темы.

  Тема 1: «Музыкальный язык, элементы музыкальной речи». Изменение характера музыкальной темы в зависимости от изменения лада, метра, ритма, темпа и т.д. Музыкальный пример (любая известная песня). Определения учащимися элемента, который изменен педагогом при исполнении. При этом необходимо вызвать активность учащихся в определении измененного элемента музыкального языка, а не давать уже готовые формулы. С первого же урока надо готовить учащихся к активному восприятию музыкальных произведений, к самостоятельному анализу прослушанного. Бородин А. «Богатырская симфония» 4.1, экспозиция Разбор элементов музыкальной речи главной и побочной партий. Осознание зависимости характера темы от выбранных композитором средств.

  Тема 2: «Контраст тем – контраст элементов музыкальной речи» Повторение: Бородин А. «Богатырская симфония», ч.1, экспозиция. Глинка М. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», экспозиция. Анализ музыкальной речи вступления, главной и побочной партий. Определение общих и различных элементов в главной и побочной партиях. Наличие общих элементов в контрастных темах (лад, темп)

  Тема 3: «Контраст тем - контраст элементов музыкальной речи. Наличие общих элементов в контрастных темах»

Повтор: Бородин А. «Богатырская симфония», ч.1, экспозиция. Глинка М. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», экспозиция. Кабалевский Д. «Патетическая увертюра».

Анализ двух тем произведения. Ритмические особенности тем. Роль ритма в создании характера тем. Дополнение к уроку: Вагнер «Полет валькирий»

      Тема 4: «Образное содержание тем и особенности музыкального языка» Прокофьев С. Симфония №7, ч.1, экспозиция. Анализ элементов музыкальной речи, характера главной, побочной и заключительной партий. Раскрытие образного содержания тем. Зависимость характера тем от использования элементов музыкальной речи. Повторение пройденных на предыдущих уроках произведений. Раскрытие образного значения отдельных тем (по выбору педагога).

      Тема 5: «Роль мелодии и сопровождения в создании характера тем» Моцарт В.А. Симфония № 40, 4.1, экспозиция Прокофьев С. Симфония №1 «Классическая», 4.1, экспозиция. Анализ строения мелодий и фактуры сопровождения главной, побочной и заключительной партий этих произведений. Раскрытие образного содержания тем.

      Тема 6: «Развитие темы. Секвентность. Повторность. Создание образа с помощью секвентного развития темы»

Римский - Корсаков Н. «Шехеразада», ч. 1. Развитие «образа моря» с изменением динамики, регистра, фактуры темы при ее секвентном развитии. Повторение пройденных ранее музыкальных произведений.

Тема 7,8: «Развитие темы. Вариантность. Создание образа с помощью вариационного развития темы»

Глинка М. «Камаринская» (фрагмент). Развитие образа в зависимости от изменения лада, динамики, регистра, инструментовки, фактуры темы при ее вариантном развитии. Тема фашистского нашествия в Симфонии № 7 Д. Шостаковича .Музыкальный образ темы. Повторение ранее пройденных произведений

         Тема 9: «Повторение музыкальных произведений»

Анализ пьес из репертуара по специальному инструменту (музыкальный образ,

характер и развитие тем, элементы музыкальной речи). 2 раздел. Музыкальные формы. Изучение формы музыкальных произведений играет важную роль не только в курсе музыкальной литературы, но и во всем процессе обучения учащегося в музыкальной школе. Изучение связи содержания музыкального произведения, развития тематизма с его формой позволит профессионально анализировать исполняемый репертуар, научит слушать произведение целиком, а не «выхватывать» и запоминать отдельные мелодии.

В работе над указанной темой можно использовать ранее пройденные фрагменты, рассматривая их как часть целого, отдельные элементы формы (период, предложение и т.п.) уже знакомы детям по урокам сольфеджио, что облегчит начальный этап работы.

Раздел 2

Тема 1: «Интонация. Музыкальная фраза. Период. Каденция. Куплет. Одночастная идвухчастная формы»

Песни, произведения из репертуара учащихся, инструментальные пьесы. Прелюдии Ф. Шопена и др. Анализ строения периода. Работа в классе: определение окончания периода и предложений в предлагаемых педагогом произведениях; пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского, различные произведения, имеющие четко выраженную структуру периода и предложений.

      Тема 2: «Трехчастная простая форма»

Определение частей. Реприза, средняя часть. Роль контраста и повторности в трехчастной форме. Чайковский П. «Детский альбом», Э. Григ «Норвежский танец» Ля мажор, Прокофьев С. «Шествие кузнечиков» и др. Работа в классе: определение формы прослушиваемых произведений.

Тема  3: «Форма рондо»

Использование формы рондо в вокальной и инструментальной музыке. М. Глинка, рондо Фарлафа. Моцарт В. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро». С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

      Тема 4: «Форма вариаций»

Изменение темы в вариациях разных типов. Область применения формы вариаций. J1. Бетховен «32 вариации». В. Моцарт Соната Ля мажор, 4.1. Й Гайдн Симфония № 103, ч.2. Глинка «Камаринская». Д. Шостакович Эпизод в ч. 1 Симфонии № 7 «Ленинградской» (произведения по выбору педагога)

      Тема 5: «Трехчастная сложная форма»

Значение контраста в образовании сложной трехчастной формы. Область применения формы. П. Чайковский «Времена года», Ф. Шопен Полонезы и мазурки.

      Тема 6: «Сонатная форма»

Область применения сонатной формы. Противопоставление двух тем. Экспозиция сонатной формы. Л. Бетховен Соната №1. Шостакович Д. Симфония №1. Ф. Шуберт Симфония №8 «Неоконченная». Повторение Пройденных экспозиций. А. Бородин «Богатырская симфония», В. Моцарт Симфония №40.

      Работа в классе: выявление элементов музыкальной речи, создающих контраст главной и побочной партий. Определение характера вступления (если оно есть), определение роли заключительной партии в указанных произведениях.

Раздел 3. Музыка и сказка

      Сказочные образы в музыке. «Баба Яга» П. Чайковского, «Дед Мороз» Р. Шумана, «Кобольд», «В пещере горного короля», «Танец эльфов» Э. Грига. Музыка из мультфильма «Василиса Прекрасная». Музыка для детей. «Петя и Волк» С. Прокофьева, яркие музыкальные характеристики персонажей, театральность образов. Музыка о детях. Фортепианный цикл «О чем рассказали мне дети» Я. Циккера. Обращение в миниатюрах, составляющих цикл, к миру детской фантазии, «событиям» в жизни ребенка: «Расскажи сказку», «Там страшно», «Почему падает снег?», «Мы были в цирке». Понятие программности в музыкальном искусстве.

      Сказка в музыке. От «Руслана и Людмилы» М. Глинки - к «Золушке» С. Прокофьева, «Коньку - Горбунку» Р. Щедрина. «Руслан и Людмила» - первая национальная сказочно - эпическая опера. Ее сюжет, музыкальные характеристики персонажей. Сопоставление фантастического и реального мира в опере. Сказки А. Пушкина в русской музыке. Оперы Н.Римского - Корсакова: «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок». Их сюжеты, музыкальные характеристики персонажей.

      Отражение в музыкальных сочинениях стремления к добру и красоте. Опера Н. Римского - Корсакова по пьесе - сказке Н. Островского «Снегурочка». Включение в оперу обработок народных мелодий, претворение в ней «голосов природы». Балеты - сказки П. Чайковского: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Столкновение злого и доброго начал. Смешение сказочного и реального, психологическая достоверность образов. Музыкальный материал: произведения, упомянутые в тексте (по выбору педагога)

Раздел 4. Взаимовлияние и взаимообогащение различных видов искусств

Образы природы в музыке: Сочетание изобразительных моментов в музыке и живописи. Цикл «Времена года» П. Чайковского. Его программный замысел. Аналогии с живописными полотнами И. Левитана. Образно - эмоциональный строй романсов С. Рахманинова «Здесь хорошо», «Весенние воды», «Сирень». Образы морской стихии в музыке Н. Римского - Корсакова и живописи Айвазовского.

      История создания М. Мусоргским цикла «Картинки с выставки» их соответствие с картинами художника Гартмана, изобразительные моменты в цикле

      «Музыкальность» живописных полотен М. Чюрлениса. Попытки учета в современной цветомузыке и светомузыке таких моментов, как насыщение и разряжение плотности звучания музыкального материала, плавность и резкость переходов.

Музыка и литература.

      Неразрывная связь русской профессиональной музыки со словом, литературой, поэзией. Реализм интонаций. Выделение мелодии, как главного носителя музыкального тематизма, содержания.

      Романсы русских композиторов на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова и других русских поэтов.

      Сатирические песни А. Даргомыжского. Сопоставление персонажей его песен с персонажами рассказов Н. Гоголя.

      Музыкальный материал: А. Даргомыжский «Титулярный советник», «Червяк» Обогащение и взаимовлияние музыки и поэзии с точки зрения эмоционально - экспрессивного воздействия на слушателя, отражение внутреннего мира человека в литературе и музыке. Музыкальный материал: П. Чайковский «Средь шумного бала», М. Глинка «Я помню чудное мгновенье»

      Отражение в музыкальных сочинениях стремления к добру и красоте. Опера Н. Римского - Корсакова по пьесе - сказке Н. Островского «Снегурочка». Включение в оперу обработок народных мелодий, претворение в ней «голосов природы». Балеты - сказки П. Чайковского: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Столкновение злого и доброго начал. Смешение сказочного и реального, психологическая достоверность образов. Музыкальный материал: произведения, упомянутые в тексте (по выбору педагога)

Содержание учебного предмета 5 класс

Раздел 1. Музыкальная культура 17-18 века

         Тема 1 «Значение творчества И.С.Баха».

Оценка творчества Баха мыслителями разных эпох. Искусство Баха, как синтез предшествующего исторического опыта музыкальной культуры и как мощный импульс ее дальнейшего развития. И.С. Бах - человек, исполнитель, композитор, педагог. Жанровое многообразие творчества. Клавирное и органное творчество.

      Органический синтез в его музыке инструментального и вокального начала. Непревзойденность Баха в достижении единства формы и содержание произведений во всех жанрах: Полифоническая форма в творчестве Баха как идеальная модель для отражения процесса человеческого мышления в его многоплановости, и о единстве вертикали и горизонтали, как о принципе композиторского мышления.

      Музыкальный материал: «ХТК» Прелюдия и фуга до минор, ре мажор. Токката и фуга ре минор. Инвенции до мажор, фа мажор.

      Тема 2: «Венская классическая школа. Творчество Й. Гайдна»

Формирование во 2 половине 18 века венской классической школы. Основные черты искусства Й. Гайдна. Конкретность музыкальных образов, черты реализма, жанровая характерность. Й. Гайдн - основоположник классической симфонии. Музыкальный материал: Й. Гайдн Симфония № 103, «Детская».

         Тема 3: «Творчество В. А. Моцарта»

Легенда о В.А. Моцарте. Жизнь и творчество. Жанровое многообразие творчества В. Моцарта. Оперное творчество. «Свадьба Фигаро» - реалистическая комедия характеров с социально - обличительными мотивами. Комедия Бомарше и либретто Лоренцо де Понте. Двухактная композиция. Индивидуализация музыкальных характеристик персонажей.

Жанр симфонии в творчестве Моцарта. Симфония № 40 соль минор лирико - драматического жанра. Индивидуализация тем. Проявление принципов сквозной драматургии в масштабе цикла. О симфонизме, как о методе композиторского мышления.

         Тема 4: «Творчество Л .В. Бетховена»

Тема борьбы и протеста в творчестве Бетховена. Жанровое многообразие. Творчество Бетховена и венский классицизм. Фортепианные сонаты - «творческая лаборатория» композитора. Соната №8 - драматическая интонация 1 части, определяющая характер звучания произведения. Симфония №5 - как «инструментальная драма». Своеобразие «бетховенской» действенной интонации «через борьбу к победе». Диалектичность мышления, лаконизм формы.

         Тема 5: «Выводы по творчеству венских классиков»

Обобщение  пройденного  материала.  Выводы  по  творчеству  Гайдна,  Моцарта,Бетховена.

         Тема 6: «Русская музыкальная культура 18 века»     

Начало развития светской профессиональной музыки в России. 18 век - век разума и просвещения. Значение эпохи Петра I. Рост национального самосознания, расцвет науки, литературы, живописи. Открытие в Москве Университета, Большого театра, Академии художеств. Демократизация музыкальной жизни России в последней четверти 18 века. Формирование национальной музыкальной культуры, появление первых сборников русских народных песен, русских опер в последней четверти 18 века. Фомин, И. Хандошкин, Д. Бортнянский. Музыкальный материал: Фомин «Ямщики на подставе», Бортнянский Соната фа мажор

         Тема 7: «Русская музыкальная культура начала 19 века»

Характеристика общественной и культурной жизни России первой половины 19 века. Романс. Жанры. Поэты. Характерные черты романсов.

         Тема 8: «Романсы Алябьева, Варламова, Гурилева»

Краткая характеристика Творчества Алябьева, Гурилева, Варламова. Музыкальные образы. Проявление характерных черт романсов в творчестве композиторов - романсистов. Темы. Поэты. Музыкальная характеристика романсов. «Русская песня» - самый популярный жанр романсов 19 века.

Раздел 2. Музыкальная культура первой половины 19 века

         Тема 1: «Музыкальный романтизм. Ф. Шуберт»

Романтизм - как одно из ведущих направлений 19 века. Темы, цели романтизма. Поэзия В. Гете, А. Мюллера в вокальной лирике Ф. Шуберта. Ведущее значение песенного жанра. Поэтизация образов природы. Мотивы одиночества. Музыкальный материал: Ф. Шуберт. Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»

         Тема 2: «Творчество Ф. Шопена»

Творчество Ф. Шопена - композитора романтического направления. Тема творчества. Особенности стиля композитора. Фортепианная миниатюра. Сочетание эмоционально - экспрессивного насыщения с классической отточенностью, совершенством формы. Значение творчества Шопена в развитии фортепианной музыки. Музыкальный материал: Шопен «Революционный этюд», Мазурка си бемоль мажор, ля минор, Вальс до диез минор, Ноктюрн, до диез минор, Прелюдия №7, 20.

         Тема 3: «Э. Григ. Краткая характеристика творчества» Григ - композитор - романтик. Особенности стиля композитора, темы, жанры. Основа творчества - норвежский фольклор. Программность, изобразительность музыкальных произведений. Значение творчества Э. Грига для норвежской и европейской музыки. Музыкальный материал: Музыка к спектаклю «Пер Гюнт», Концерт для фортепиано с оркестром, Романсы «Лебедь», «Песня Сольвейг»

         Тема 4: «Краткая характеристика творчества. Фортепианный цикл «Карнавал»»

Идейно - художественные принципы творчества Р. Шумана и его музыкально -критическая деятельность. Особенности стиля, значение творчества Шумана в развитии фортепианной музыки, история создания фортепианного цикла «Карнавал». Особенности цикла. Анализ, разбор некоторых пьес. Программность, изобразительность. Музыкальный материал: фортепианный цикл «Карнавал»

         Тема 5: «Русская музыка начала 19 века. Творчество М. Глинки»

Значение творчества М. Глинки в русской музыкальной культуре. Темы, жанры, мелодика. Особенности стиля. Вокальное творчество: отражение интонационного своеобразия русской речи, народного музыкально - поэтического творчества. Поэты, жанры романсов, особенности мелодического стиля. Музыкальный материал: Романсы «Я помню», «Жаворонок», «Попутная песня», «В крови горит».

         Тема 6: «М. Глинка. Опера «Иван Сусанин»»

Значение оперы в русской музыкальной культуре. История создания. Жанр. Идея. Строение оперы. Либретто. Образ Ивана Сусанина, Антониды. Характеристика двух лагерей: русских и поляков. Типизация и обобщение в опере жанровых интонаций. Музыкальный материал: Глинка. Опера «Иван Сусанин». Ария Ивана Сусанина. Каватина и рондо Антониды.

         Тема 7: «Творчество А. Даргомыжского»

Творчество А. Даргомыжского неразрывно связано с передовыми реалистическими тенденциями русской культуры 40-60 годов, с повышением социальной значимости искусства. Романс, песня, опера в его творчестве. Сближение музыки с поэтическим текстом, с интонациями. Камерное, вокально - инструментальное творчество. Обращение к поэзии А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Кольцова. Социально - обличительные мотивы. Драматизация жанра песни. Создание романса-сценки, диалога, монолога, яркая сценичность образов. Музыкальный материал: А. Даргомыжский. Романсы «Мне грустно», «Титулярный советник», «Старый капрал»

Раздел 3. Музыкальная культура Франции 2 половины 19 века

         Тема 1 «Оперное творчество Дж. Верди»

Связь с реалистическими традициями итальянского оперного искусства, с народной музыкой. Обращение к творчеству В. Шекспира, В. Гюго, Д. Байрона. Мастерство Верди - драматурга. Оперы 50-х годов. Их жанровые различия. Социально - обличительная направленность. Лирико - психологическая драма «Риголетто». История создания. Развитие образов Риголетто, Джильды. Музыкальный материал: Дж. Верди Опера «Риголетто»

         Тема 2: «Музыкальная культура Франции 2 половины 19 века. Ж. Бизе»

Влияние общественно - политических событий в жизни Франции на развитие музыкальной культуры. Реалистичная направленность в музыкально - театральных жанрах. Краткая характеристика творчества Ж. Бизе. Тяготение к музыкальным театральным жанрам. Опера «Кармен» - как высшая точка реалистических устремлений во французской музыке 19 века. Две версии оперы. О процессе окончательного оформления сюжета под воздействием музыкальной драматургии. Мелодическое богатство, интонационная определенность тем, отчетливость образов. Типизация народно - жанровых интонаций. Система лейтмотивов, камерная структура оперы. Образ Кармен, Хозе и их развитие. Музыкальный материал: Ж. Бизе Опера «Кармен»

         Тема 4: «Развитие жанра оперетты»

Зарождение жанра оперетты в 50-е годы. Венская оперетта. Творчество И. Штрауса. Возрастание роли музыки в спектакле при ослаблении социальной направленности, ситуативности, пародийности. Танцевальная стихия, широта мелодического развития в лирических опереттах Штрауса. «Летучая мышь». Значение творчества Штрауса в развитии жанра вальса.

         Тема 5: «Н. Римский - Корсаков. Оперное и симфоническое творчество»

Формирование идейно - эстетических взглядов Римского - Корсакова под влиянием В.Стасова, М. Балакирева, М. Мусоргского. Отношение к русскому народному творчеству, быту, истории. Римский - Корсаков о «Снегурочке», ее сюжете, образах. Органичное вплетение в музыкальную канву оперы обработок подлинных народных мелодий. Поэтичность образа Снегурочки, его развитие от светлого лирического к лирико - драматическому. Лейтмотивная система. Программная симфоническая сюита «Шехеразада». Образ моря, Царевича, Шехеразады. Музыкальный материал: Н. Римский - Корсаков опера «Снегурочка», симфоническая сюита «Шехеразада»

         Тема 6: «А. Бородин опера «Князь Игорь»»

А.Бородин. Идейно - эстетические принципы его творчества. Героико - эпическая «Богатырская» симфония. Традиции глинкинских опер в эпической опере Бородина «Князь Игорь». Монументальные народно - хоровые сцены. Развернутые характеристики действующих лиц. Музыкальный материал: А. Бородин «Богатырская» симфония, опера «Князь Игорь». Романс «Спящая княжна».

         Тема 7: «М. Мусоргский. Романсы. Опера «Борис Годунов»» Стремление композитора поднять социальную значимость музыки до уровня значимости литературы. Мусоргский и Даргомыжский. Точность » сатирического и иронического высказывания, психологическая достоверность музыкальных образов. Камерное вокальное творчество. Тематика. Образы. Достижения в сближении музыкальных и речевых интонаций. Исторические музыкально - драматические полотна Мусоргского, как вершина развития реалистического направления в музыкальной культуре 19 века. История создания. Создание нового типа народных сцен. Значение хоровых эпизодов. Значение оперы «Борис Годунов». Музыкальный материал: Вокальный цикл «Детская», Романсы: «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», опера «Борис Годунов».

         Тема 8: «П.И. Чайковский. Фортепианное и симфоническое творчество» Популярность музыки П. Чайковского. Обзор симфонического творчества. Симфония         №1    «Зимние     грезы».      Круг лирических         образов симфонии. Национальный характер. Народно - жанровая основа музыкального языка. Простота и сердечность музыкального языка, сближающие симфонию с лирическими пейзажами В. Саврасова, с русской поэзией 19 века. Программный замысел симфонии №1. Монументальные произведения П. Чайковского. Развитие жанра фортепианного концерта, его симфонизация. Музыкальный материал: 1 фортепианный концерт, симфония №1.

         Тема 9: «П.И. Чайковский, опера «Евгений Онегин»»

Неразрывная связь оперного творчества с симфоническим. Сюжеты опер Чайковского, обращение к творчеству А. Пушкина. История создания оперы «Евгений Онегин». Сюжет. Жанр. Трактовка классических оперных форм, преобладание сцен сквозного развития, широкое применение формы ариозо, дуэта. Своеобразие драматургии «лирических сцен». Образ Татьяны - его психологическая достоверность. Музыкальный материал: П. Чайковский, опера «Евгений Онегин»

Раздел 4.Музыкальная культура первой половины 20 века

         Тема 1: «К. Дебюсси, М. Равель. Импрессионизм в музыке»

Импрессионизм во французской музыке, сформировавшийся в творчестве К. Дебюсси и М. Равеля под воздействием импрессионизма в живописи и символизма в поэзии. Утверждение национальных традиций в творчестве К. Дебюсси и М. Равеля. Живописность, красочность музыкальных полотен К. Дебюсси, поэтичность, сиюминутность образов, отсутствие действенности, событийность. Обновление музыкального языка. Особенности программного произведения К. Дебюсси «Море». Фортепианное творчество. Жанр прелюдии в творчестве К. Дебюсси. Импрессионистские  тенденции  в  творчестве  М.  Равеля.  «Болеро» -  принцип множественного и концентрированного воздействия в утверждении основной идеи произведения. Единство формы и содержания. Новаторство оркестрового письма, переосмысление значимости средств выразительности. Музыкальный материал: К. Дебюсси «Прелюдии» М. Равель «Болеро»

         Тема 2: «Творчество А. Скрябина, С. Рахманинова. Прелюдии. Общая характеристика музыкальной жизни России конца 19 века, начала 20 века»

Новые художественные явления, обусловленные общественно - политическими сдвигами в жизни страны. Значение прогрессивной русской литературы в сохранении и развитии реалистического направления в музыкальном искусстве. Романтические тенденции в русском искусстве на рубеже 19 - 20 веков. Расцвет русской исполнительской культуры. Искусство Ф. Шаляпина, JI.B. Собинова, Н. В. Неждановой, И. В. Ершова. Московская частная опера и драматический театр. деятельность М. Фокина, А. Горского. Концертное исполнительство. Выдающиеся пианисты начала 20 века. С. Рахманинов, А. Скрябин. Творчество А. Скрябина и музыкальное искусство 19 века. Циклы фортепианных пьес. Жанр фортепианной поэмы. Программно философский характер симфонического творчества А. Скрябина. Музыка С. Рахманинова. Особенности фортепианного стиля С. Рахманинова, обогащение его элементами «концертности». Переосмысление жанра фортепианной миниатюры. Жанр прелюдии в творчестве С. Рахманинова в сравнении с прелюдиями А. Скрябина. Широта интонационного диапазона произведений С. Рахманинова. Рахманинов - мелодист. Живописные, изобразительные интонации в музыке С. Рахманинова и полотна художников - пейзажистов 2 половины 19 века. Музыкальный материал: С. Рахманинова «Прелюдии» А. Скрябин «Прелюдии»

         Тема 3: «И Стравинский»

И. Стравинский и музыка 20 века. Отношение И. Стравинского к фольклору. Своеобразие преломления традиций русской музыкальной культуры. Балеты «Жар - птица», «Петрушка». Сотрудничество с А. Н. Бенуа, С. Дягилевым. Оригинальность подхода к использованию фольклорного материала, лаконизм и меткость характеристик, новизна средств выразительности, значение гротесковой интонации. Музыкальный материал: балет «Петрушка».

         Тема 4: «Музыкальная культура в период с 1917 по 1940 г. Творчество С. Прокофьева, балет «Ромео и Джульетта»».

Значение Октябрьской революции в истории отечественной культуры. Подъем народно - песенного творчества. Творчество С. Прокофьева. Развитие С. Прокофьевым классических традиций русского балета «Ромео и Джульетта». Обращение С. Прокофьева к трагедии В. Шекспира. Работа композитора с

 

режиссером и балетмейстером по созданию драм - балета, поиск новых средств выразительности. Опора на сцены – портреты. Музыкальный материал: С. Прокофьев, балет «Ромео и Джульетта»

         Тема 5: «Симфоническое творчество С. Прокофьева, Д. Шостаковича» v - Д. Шостакович - величайший композитор 20 века. 15 симфоний Д. Шостаковича, отразившие эволюцию композиторского мышления. Симфония №7 - как выдающийся документ эпохи. Своеобразие цикла. Резкое противопоставление экспозиции и разработки. Трансформация тем экспозиции в репризе. Симфония №7 С. Прокофьева. История создания. Стилевые аналогии. Строение цикла, классическая стройность, доступность музыкального языка, особенности тематизма. Музыкальный материал: С. Прокофьев, симфония №7 Д. Шостакович, симфония №7

         Тема 6: «Музыка к кинофильмам.Д. Шостакович «Овод», С. Прокофьев «Александр Невский», Г. Свиридов «Метель»».

Работа режиссеров с композиторами. История создания музыки к кинофильму «Овод». Идея, основной замысел. С.Прокофьев «Александр Невский». История создания, обогащение приемами музыкально - театральной драматургии, ее драматургический план. Г. Свиридов «Метель». Усиление эмоционально - экспрессивного содержания во всей его многоплановости, сюжетной многолинейности. Связь драматургической линии рассказа А. Пушкина и Г. Свиридова. Музыкальный материал: музыка к кинофильмам «Овод», «Метель», кантата «Александр Невский» С. Прокофьева.

         Тема 7: «Р. Щедрин. «Кармен - сюита»»

История создания. Сравнительная характеристика оперы Ж. Визе «Кармен» и «Кармен - сюиты» Р. Щедрина. Интенсивность новых поисков в жанре хореографической миниатюры. Постановка «Кармен - сюиты». Воплощение образов Кармен М. Плисецкой.

         Тема 8: «Творчество Шнитке, Денисова, Губайдуллиной»

Творчество Шнитке. Особенности стиля, поиски новых средств выразительности. Творчество Денисова. Новаторство и классика. Миниатюры, темы. Творчество Губайдуллиной. Использование новых технологий, компьютерная музыка, новые средства выразительности.

IV.Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения учебной программы «Слушание музыки» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

-         наличие первоначальных знаний о музыке как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе - о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

-         способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

-         умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;

-         первоначальные представления об особенностях музыкального языка и средствах музыкальной выразительности;

-         владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации).

V. Формы и методы контроля, система оценок

           Оценка качества учебного предмета является составной частью содержания учебного предмета и включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

           Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. Кроме того, в рамках текущего контроля проводятся контрольные уроки в связи с проверкой знаний по какому-либо разделу, темы в устной и письменной форме. Текущий контроль успеваемости учащегося направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярной домашней работы, на повышения уровня освоения текущего учебного материала На основании результатов текущего контроля выставляются четвертные, полугодовые, годовые оценки. В основе оценки, выставляемой на уроке, должна лежать степень готовности ученика к деятельности в качестве слушателя: уровень потребности в общении с музыкой, выраженный в отношении к ней, и способность эту потребность удовлетворять, выраженная в степени активности на уроке.

           Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков в конце I и II полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Контрольный урок включает в себя письменную работу и устный ответ. Письменная работа состоит из викторины и творческого задания по пройденной теме. Устный ответ включает в себя ответы на вопросы по пройденному материалу в соответствии с программными требованиями.       Итоговая аттестация по предмету «Беседы о музыке» проводится в форме контрольного урока в 5 классе и состоит из:

-         викторины по пройденным музыкальным произведениям.

-         подготовки реферата и доклада по пройденным темам.

 

Класс

Кол-во

Формы контроля

 

 

часов

 

 

 

в неделю

I полугодие

II полугодие

4

1

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

5

1

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация.

Качество подготовки обучающихся при проведении текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации оценивается в баллах: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). При выставлении итоговой (переводной) оценки учитывается:

-       оценка годовой работы ученика;

-       оценка, выставленная на контрольных уроках

-       другие выступления ученика в течение учебного года.

 

VI. Методическое  обеспечение учебного процесса

           С первых шагов общения с музыкальным искусством необходимо воспитание творческого отношения к нему, способности ощущать его в ряду других искусств и жизненных явлений, применять полученные знания и навыки на практике.

             Педагог должен помочь учащимся соориентироваться во всем многообразии музыкальных явлений. Очень важно привить учащимся чувство гордости за свою отечественную музыкальную культуру, передать ощущение самобытности, неповторимости.

           В основе содержания предмета лежит, с одной стороны, принцип последовательного накопления знаний, с другой стороны - общения и систематизации. Очень важно соблюдать принципы соответствия количества учебного материала возможности качественного его усвоения, учитывать возрастные особенности учащихся, а также их общее и музыкальное развитие. Эстетическое воздействие музыки должно быть максимально, преподнесение музыкального материала - органично «вплетенным» в канву беседы.

              Целесообразно чередование лекционного материала и собственно беседы как творческого общения педагога и учащегося. Необходимо продумывать оптимальную, с точки зрения художественного воздействия, композицию беседы в целом, ее кульминационные моменты, расстановку акцентов. С учетом индивидуальных возможностей и склонностей учащихся возможно систематично учитывать межпредметные связи: развитие навыков интонирования - пропевание музыкальных тем на уроках сольфеджио, воспроизведение музыкальных тем по беседе о музыке на уроках фортепиано. Зарисовки, рисунки, картины по темам «Образы природы в музыке», «Сказка в музыке» можно зарисовывать на уроках ИЗО.

           С первых шагов общения с музыкальным искусством необходимо воспитание творческого отношения к нему, способности ощущать его в ряду других искусств и жизненных явлений, применять полученные знания на практике.

           При работе с учащимися рекомендуется: совместная компоновка, монтаж знакомого на слух песенного и поэтического материала по определенной тематике подбор соответствующего музыкального материала чтение литературного текста под музыку участие всей группы под руководством педагога в создании музыкально - литературной композиции использование музыкальных навыков и знаний на занятиях по сольфеджио, ИЗО, общему фортепиано использование нетрадиционной технологии.

           Наряду с традиционными формами урока, можно использовать такие формы, как:

-              интегрированный урок (беседы о музыке + сольфеджио; беседы о музыке + хор);

-              урок-воспоминание (новая тема объясняется на прослушанном заранее музыкальном материале);

-              урок-сказка;

-              комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства - не только музыкального);

-              открытые уроки с присутствием родителей;

-              контрольный урок-эстафета в младших классах;

-              урок-состязание;

-              урок-игра на закрепление пройденного материала;

-              конкурсы, викторины.

           Рекомендуется использовать наглядные пособия (таблицы, фотографии, картины, репродукции) использовать дополнительный обучающий и закрепляющий материал: тесты, кроссворды, ребусы.

           Каждый раз рекомендуется давать краткие сведения о композиторе и о произведении, фрагмент из которого изучается.     

           Продолжается работа по увеличению объема музыкальной памяти учащихся, насыщению ее большим количеством примеров. Повторение пройденных произведений должно вестись постоянно из урока в урок. При этом повторяются произведения , пройденные не только на прошлом, но и на предыдущих уроках, предложить учащимся обобщить содержание какой - либо сказки в изучаемой форме, найти тему для характеристики героя, для пересказа эпизода и т.д. например: «Колобок»: а б а - Колобок, встречи со зверями, Колобок; а б а с а - Колобок, Волк, Заяц и т.д. Находится обычно место для вступления и заключения. Это оживляет работу, вызывает дополнительный интерес к выполнению задания.

           Ответы учащихся при всей краткости должны содержать не только перечень элементов музыкальной речи и прилагательные, характеризующие тему, но и включать существительные для составления предложений, - например, «настроение», «характер», «музыка», «развитие». Программа предусматривает знакомство с операми не по развитию содержания, от действия к действию, а отдельными фрагментами, которые не связаны между собой развитием действия, но являются характеристиками героев, обрисовкой определенных ситуаций, хоровыми сценами. Это позволяет уделить больше внимания особенностям музыкального языка оперы, выделить наиболее важные моменты.

           Для успешного обучения необходимы систематические и продуманные занятия дома. Объём занятий определяется возрастными особенностями ученика, его физическим состоянием и тем набором задач и заданий, который даёт педагог. Задача педагога научить ребёнка самостоятельно работать. Преподаватель при проверке домашнего задания делает подробный анализ качества проделанной работы и даёт дальнейшие рекомендации.

VII.Список литературы

Учебная литература

1.Аберт Г. В.А. Моцарт. – Москва, 1983. – 328 с.

2.Асафьев Б. Книга о Стравинском. – Ленинград, 1977. – 248 с.

3.Бакрушин Ю. История русского балета. – Москва, 1994. – 154 с.

4.Вульфиус П. Франц Шуберт. – Москва, 1983. – 221 с.

5.Друскин М. Иоганн Себастьян бах. – Москва, 1982. – 176 с.

6.Запорожец Н. А.К. Лядов. – Москва, 1954. – 135 с.

7.Лагутин А.И. Методика преподавания музыкальной литературы. – Москва, 1999. 114 с.

8.Ларош Г. Избранные статьи о Глинке. – Москва, 1973. – 206 с.

9.Мусоргский М. Картинки с выставки. – Ленинград, 1987. – 58 с.

10.Музыкальная литература для 4 классов ДМШ. Составитель Лагутин А. – Москва, 1972. – 215 с.

11.Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. – Москва, 1983, 368 с.

12.Осовицкая З. Казаринова А. – В мире музыки. – Москва, 1994. – 199 с.

13.Первозванская, Т. Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку», 1 класс / Т. Е. Первозванская. - С-Пб : «Композитор», 2006.

14.Первозванская, Т. Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку», 2 класс / Т. Е. Первозванская. - С-Пб: «Композитор», 2006.

15.Первозванская, Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку», 3 класс / Т. Е. Первозванская. - С-Пб : «Композитор», 2006.

16.Пушкин А.С. Избранные сочинения. – Москва, 1980. – 547 с.

17.Сохор А. Георгий Свиридов. – Москва, 1972. – 253 с.

18.Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии 1 класс. – Москва, 2001, 77 с.

19.Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии 2 класс. – Москва, 2001, 125 с.

20.Чайковский П. Детский альбом. – Москва, 1991. – 64 с.

Методическая литература

1.Агапова, И. А., Давыдова, М. А. Лучшие музыкальные шры для детей / И.А.Агапова, М. А. Давыдова. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

2.Владимирова, О. А. Рабочая программа по дисциплине ((Слушание музыки»идля ДМШ и ДШИ / О. А. Владимирова. - С-Пб. : «Композитор», 2006.

3.Халазбурь П., Попов, В. Теория и методика музыкального воспитания / П. Халазбурь, В. Попов. - С-Пб, 2002.

4.Царева, Н. А., Лисянская, Б. Б., Марек, О. А. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ/ Программа, методические рекомендации, поурочные планы / Н. А. Царева, Е. Б. Лисянская, О. А. Марек. - М.: «Пресс-соло», 1998г.