ДООП "Основы изобразительного искусства" Программа по предмету "Композиция станковая"

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного

образования Озерского городского округа

« Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА                                                       

           В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА         

        «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

 

 

 

                                        Программа

                           по учебному предмету

                              «Композиция станковая»

 

 

 

 

 

 

 

 

Новогорный 2014 г.

Редакция 2016 г.

 

 

 

 

Рассмотрено на педагогическом совете    МБУДО «ДШИ»

Протокол №_____ от ____________

 

 

УТВЕЖДЕНО

Приказом Директора МБУДО «ДШИ»   от ________________ №_____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Байгужин Э.М. – преподаватель высшей категории художественного отделения МБУДО «ДШИ»

 

Рецензент: Суетина О.И. -  преподаватель первой категории художественных дисциплин.

Рецензент: Черепанов Е.А. – Зав. Отделения «Дизайн» Озёрского колледжа искусств, Член СХ России

 

 

Структура программы учебного предмета

I.       Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                  

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                   

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                     

VI.    Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

Целью данной программы является формирование необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков овладения основами композиции и композиции в декоративном изображении предметов.

 Программа состоит из трех основных тем по классам. Первая тема содержит информацию об основных принципах композиции, вторая - раскрывает вопросы стилизации, третья - дает представление о многообразии графических возможностей в декоративном изображении предметов окружающего мира.

В начале каждого занятия обучающиеся получают информацию о композиционных приёмах и средствах, используемых в предлагаемом задании. Основными формами обучения на уроках являются практические работы под руководством преподавателя и самостоятельная работа обучающегося.

К каждому композиционному заданию выполняются предварительные упражнения. Важную роль в теоретическом осмыслении материала играет показ и разбор иллюстраций, а также выполненных ранее работ обучающихся.

Срок освоения программы  - 3 года.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, преимущественно 7  – 12 лет.

По желанию обучающиеся могут продолжить обучение, т.к. данная программа предполагает 2 дополнительных года обучения (4, 5 классы).

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме защиты итоговой работы. При выборе темы и техники исполнения итоговой работы обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Композиция станковая»  продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 34  недели. Для детей, поступивших в 1 класс в возрасте 7 - 9 лет вводится дополнительная неделя каникул.

 

 

 

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы,

нагрузки

 

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

 

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

102

Самостоятельная работа

16

18

16

18

16

18

102

Максимальная учебная нагрузка

32

36

32

36

32

36

204

 

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы,

нагрузки

 

Затраты учебного времени

 

 

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

16

18

16

18

170

Самостоятельная работа

16

18

16

18

16

18

16

18

16

18

170

Максимальная учебная нагрузка

32

36

32

36

32

36

32

36

32

36

340

 

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия:

·              1-5 годы обучения – 1 час в неделю;

самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

·              1-5 годы обучения - 1 час в неделю.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция станковая» при 3-летнем сроке обучения составляет 204 часа.  Из них: 102 часа – аудиторные занятия, 102 часа – самостоятельная работа. Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция станковая» с учетом двух дополнительных лет (при 5-летнем сроке обучения) составляет  340 часов. Из них:170 часов – аудиторные занятия, 170 часов – самостоятельная работа.                                                                     

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность обучающихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

 

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями о композиции, формирование практических умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области изобразительного искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

·     создание условий для творческой самореализации личности, развитие потенциальных способностей ребёнка;

·     развитие интереса к композиционному искусству;

·     воспитание у обучающихся эстетических взглядов и критериев в восприятии явлений и предметов окружающего мира;

·     интеллектуальное развитие обучающихся, расширение их кругозора в связи с ознакомлением с историей развития композиционного искусства, его видами и техническими приёмами;

·     обучение навыкам и умениям в работе над практическими заданиями, осмысление композиционного языка, его особенностей и условности;

·     воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия;

·     формирование личности, творчески относящейся к любому делу.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

·     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

·     распределение учебного материала по годам обучения;

·     описание дидактических единиц учебного предмета;

·     требования к уровню подготовки обучающихся;

·     формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

·     методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному искусству, художественными альбомами по композиции.

Учебный класс должен быть просторным, светлым, оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Задания по предмету «Композиция станковая» адаптированы и доступны для обучающихся, учитывают возрастные и психологические особенности детского возраста. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения основ композиции и упражнений до самостоятельного составления композиции. Учебный материал разделён на три основных раздела:

1. Освоение основных композиционных приёмов, в том числе, в  декоративной композиции.

2. Теоретическая работа, предполагающая изучение обучающимися особенностей и технологических приёмов композиции.

3. Практическая работа, основанная на применении теоретических знаний, навыков в учебном и творческом процессе, которая даёт возможность закрепить изучаемый материал, расширить знания и сформировать интерес к предмету.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

1 класс

Общее ознакомление учащихся с предметом станковая композиция; приобретение основных навыков и умений в композиционном   изображении, организация листа, форма предметов в пропорции листа, характер предметов, силуэт, стилизация, фактура растительных элементов, основы композиции, декоративное изображение.

Виды материалов, используемых на занятиях по композиции: акварель, гуашь, цветные карандаши, гелиевые ручки, тушь, мягкие материалы (уголь, сепия, сангина, пастель) и др.

 

 

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Вводная беседа о станковой композиции

1

2

Композиционные возможности в изображении объектов

26

Тема 2.1.Композиция по мотивам сказок.

 Формат А3, акварель, гуашь.

5

Тема 2.2. Несложная композиция на основе наблюдений: «Летний день», «Мой посёлок», «Наш посёлок»,  «Двор, где я живу», «Дорога в школу». Формат А3, акварель, гуашь.

5

 

Тема 2.3. Композиция на тему: «Праздник в городе (посёлке)», «Спортивный праздник».  Формат А3, акварель, гуашь.

5

 

Тема 2.4. Композиция на тему: «На луне», «Город будущего», «Будущее нашего посёлка». Формат А3, акварель, гуашь.

6

 

Тема 2.5. Литературная тема по произведениям русских классиков.  Формат А3, гуашь.

5

3

Основы композиции

6

Тема 3.1. Композиционный центр. Доминанта.

Упражнения. Формат А3, гуашь.

2

Тема 3.2.Уравновешенность композиции. Статика и динамика.  Упражнения. Формат А3, акварель, гуашь.

2

Тема 3.3.Ритм. Динамика. Упражнения. Формат А3, гуашь.

2

4

Подготовка работ к итоговому просмотру

1

 

ИТОГО:

34

 

2       класс

Углубленное изучение живописных приёмов; совершенствование умений и навыков, более глубокое понимание композиционного строя. Выбор сюжета, формата и организация сюжета на плоскости. Цветовые и тональные средства выражения, используемые для передачи настроения.

 

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Композиционные возможности в  изображении объектов

33

 Тема 1.1.Композиция с изображением интерьера: «Мой дом», «Вечер дома», «На выставке», «В клубе». А) однофигурная композиция; Б) многофигурная композиция. Формат А3, акварель, гуашь.

5

Тема 1.2. Декоративное панно – «Город». Формат А3, акварель, гуашь.

5

Тема 1.3.Стилизация животных. Упражнения. Формат А3, тушь, кисть, перо.

2

 

Тема 1.4.«Человек и животное», «Ипподром», «Цирк», «Птичий рынок», «Ферма».

Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелиевая ручка, гуашь.

5

 

Тема 1.5. Национальный праздник в посёлке, в городе, деревне. Игры. «Праздник зимы». Формат А3, гуашь.

 

5

 

 

Тема 1.6.Композиция по литературным произведениям Пушкина, Гоголя (по усмотрению преподавателя).

 Формат А3, гуашь.

5

 

 

Тема 1.7. Портрет – образ. Формат А3, акварель, гуашь.

4

 

Тема 1.8. Пейзаж – состояние. Формат А3, гуашь.

 

 

2

2

Подготовка работ к итоговому просмотру

1

 

ИТОГО:

34

         

 

 

3       класс

Углубленное изучение данного вида предмета. Совершенствование умений и навыков в исполнении композиции. Умение образного построения композиции, эмоциональная характеристика цвета, цветовая гамма композиции, соответствующая настроению работы. Включение в композицию изображения человека как наиболее сложную и разнообразную по форме и выразительности натуру. Групповая композиция.

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Композиционная работа

33

Тема 1.1. «Посёлок, в котором я живу» или «Воспоминания о лете». Формат А3, гуашь.

 

5

Тема 1.2. Исторические темы: «Декабристы», «1812 год», «Пётр 1».

 Формат А3, гуашь.

5

Тема 1.3.Эскиз декоративной росписи или декоративного панно.

 Формат А3, гуашь.

5

 

Тема 1.4.Композиция по детскому литературному   произведению. Формат А3, гуашь.

4

 

 

 

Тема 1.5.Многофигурная композиция станкового характера с пейзажем.

Формат А3, гуашь.

5

Тема 1.6. Композиция по произведениям российской или мировой классики. Формат А3, тушь, гуашь.

 

5

 

Тема 1.7.Плакат (тема на усмотрение преподавателя).

 Формат А3, гуашь.

 

4

2

Подготовка работ к итоговому просмотру.

1

 

ИТОГО:

34

 

4       класс

Углубленное изучение данного вида предмета. Соответствие технической стороны работы (цветовая гамма) творческой. Самостоятельное выполнение задания по созданию художественного образа в композиции, выбор техники, способа исполнения в зависимости от поставленной задачи. Увеличение и разнообразие формата листа, а также техники и технических приёмов, варьируемых в зависимости от содержания задания.

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Композиционная работа

33

Тема 1.1. Композиция из по летним впечатлениям.

Формат А3, гуашь.

5

Тема 1.2. Композиция по мотивам сказок А.С. Пушкина.

 Формат А3, гуашь.

5

Тема 1.3.Композиция: групповой портрет

 Формат А3, гуашь.

5

 

Тема 1.4.Декоративное панно: «Цветы». Формат А3, гуашь.

5

 

Тема 1.5. «Водный мир».

Формат А3, гуашь.

4

 

 

Тема 1.6. Многофигурная композиция: «Чаепитие» Формат А3, акварель, гуашь.

 

5

 

Тема 1.7.«Порыв ветра». В работе должны присутствовать не менее 2-х фигур человека.

 Формат А3, гуашь.

 

4

2

Подготовка работ к итоговому просмотру.

1

 

ИТОГО:

34

 

5       класс

        Совершенствование умений и навыков, творческий подход в работе, самостоятельное выполнение задания по созданию художественного образа, выбор техники, способа исполнения в зависимости от поставленной задачи, с использованием всех навыков и умений полученных ранее. Приветствуется выражение индивидуального отношения учащихся к изображаемому, использование разнообразной техники для реализации замысла.

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

 

 

1

Композиционная работа.

33

 

 

Тема 1.1. Композиция на тему: «Спорт».

Формат А3, гуашь.

6

 

 

Тема 1.2. Композиция на тему: «Мой край родной».

 Формат А3, гуашь.

5

 

 

Тема 1.3.Композиция по зарубежным сказкам.

 Формат А3, акварель, гуашь.

 

 

 

 

5

 

 

 

Тема 1.4.Композиция с изображением воды (например: «Отдых на озере»).  Формат А3, гуашь.

6

 

 

 

 

 

Тема 1.5.«Мы в походе».

Формат А3, акварель, гуашь.

5

 

 

Тема 1.6. «

Профессии всякие нужны». Формат А3, гуашь.

 

 

6

 

 

 

                                          

 

 

2

Подготовка работ к итоговому просмотру.

1

 

 

 

ИТОГО:

34

 

 

 

Годовые требования

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1.Вводная беседа о станковой композиции

 

Латинское слово «компонере» означает «сочинять», «располагать», «составлять». Художник на картине так располагает детали, линии, пятна цвета и света, чтобы произведение в целом было максимально выразительным, а вместе с тем обладало прекрасным качеством целостности – ни убавить, ни прибавить. Всё закончено, всё «работает», ничего лишнего, и каждая деталь на своём месте.

В композиции важно всё – массы предметов и их силуэты, их зрительный «вес», ритм, с которым они размещены в формате, перспектива, воображаемая линия горизонта и точка зрения на изображаемое – прямо на уровне глаз, сверху (с «птичьего полёта») или с низу (так называемая «лягушачья перспектива»), цвет и колорит картины, группировка действующих лиц, направление их взглядов, направление линий перспективного сокращения предметов, распределение светотени, интенсивность цвета, позы и жесты и т. д.

Композиция не самодовлеющее явление в искусстве, а лишь одно, хотя и очень важное, средство для выражения основного идейного содержания произведения.

Композиция должна казаться естественной и органичной, не навязывать зрителю идею картины, а как бы незаметно подводить его к ней с тем, чтобы он уловил и проникся ею сам, без подсказки. Всё, что сейчас говорилось о «ненавязчивости» композиции в живописи совсем не неприменимо, например, к плакату, где, наоборот, композиционные средства призваны максимально быстро раскрывать содержание и убеждать зрителя, прямо и открыто пропагандировать основную идею, непосредственно выявлять её и за неё агитировать. Именно поэтому плакат кроме изображения пользуется обычно и текстом, причём не только объясняющим, но часто призывающим и обращённым впрямую к зрителю.

 

Раздел 2. Композиционные  возможности  в   изображении  объектов

Основной принцип станковой композиции – достижение максимальной выразительности.

Композиционная выразительность достигается за счет использования таких живописных приемов как точка, контур, цветное пятно, обработка поверхности различными видами декора.

Происходит переработка формы, некоторое утрирование характерных особенностей объекта для увеличения степени выразительности. Трансформация производится за счет выявления и усиления природных качеств объекта. Использование декора должно быть направлено на усиление выразительности объекта, нахождение интересного и красивого в привычном.

 Обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы и объема. В композиционной работе стилизация – это метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности.

Композиционные средства

Средством выразительности в станковой композиции является – совокупность элементов изображения. Основные элементы композиции – точка, линия, контур, цветовое пятно, цветовая плоскость, массы предметов и объектов, их расположение в формате, перспектива, линия горизонта, цвет и колорит работы, распределение светотени.  Цветовые отношения и формы передаются с учётом тёплых и холодных цветов, рефлексов в условиях пространственной воздушной среды. Точки и контуры применяются для большей выразительности композиции в основном при декоративном исполнении.

Тема 2.1. Композиция по мотивам сказок.

Задача: Предварительная эскизная разработка. Характерная композиция, соответствующая сюжету сказки.

Выполнить:

1) эскизы,

2) основную работу.

Цель: освоение правил компоновки, развитие фантазии и образного мышления.

Применяемые материалы:  акварель, гуашь.

Формат: А3

Техника работы: живопись.

 

Тема 2.2. Несложная композиция на основе наблюдений: «Летний день», «Мой посёлок», «Наш посёлок», «Двор, где я живу», «Дорога в школу».

Задача: развитие наблюдательности, образного мышления. Внимание на выразительность композиционного мышления.

Выполнить:

1) эскиз, композиционную работу.

Цель: развитие композиционного мышления

Материалы:  акварель, гуашь.

Формат: А3.

Техника работы: живопись.

Тема 2.3. Композиция на тему: «Праздник в городе (посёлке)», «Спортивный праздник».

Задача: выразить эмоциональную динамику события. Поиск наиболее выразительного решения темы. Понятие силуэта.

Выполнить:

1) эскиз, композицию в живописи.

Цель: повышение живописного мастерства.

Материалы: акварель, гуашь.

Формат: А3.

Техника работы: живопись.

Тема 2.4. Композиция на тему: «На луне», «Город будущего», «Будущее нашего посёлка».

Задачи: организация плоскости листа. Выразительность цветового и ритмического настроения.

Выполнить:

1) эскизы, композицию в живописи.

Цель: развитие фантазии.

Материалы: акварель, гуашь.

Формат: А3.

Техника работы: живопись.

Тема 2.5.Литературная тема по произведениям русских классиков.

Задачи: поиски решения в эскизах. Выразительность штриха, линии, цветового пятна.

Выполнить:

1) эскизы, живописную композицию.

Цель: глубокая подготовительная работа.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.

Техника работы: живопись.

 

Основные требования к стилизациям различных объектов:

1) внимательно рассмотреть предмет (фотографии, картинки, рыбы в аквариуме и т.д.); обратить внимание на наиболее важные части тела (голова, жабры, глаза, плавники, хвост, тело);

2) важно, чтобы все элементы декоративно трактовались в одном стиле, а не производили впечатление выхваченных случайно;

3) пластика линий и декора должна соответствовать пластике объекта (например, система плавных обтекаемых форм изображаемых предметов требует такого же рода линий контура и мягкости наносимого декора);

4) важно помнить, что объекты более сложные по пластике и крупные по размеру, могут активнее насыщаться ажуром, а мелкие – быть проще по форме и обработке;

5) для рыбы свойственна природная фактура – чешуя, «гофрированные» плавники и жабры, тоновые полосы на спине – именно на это и надо ориентироваться при нанесении декора.

Раздел 3. Основы композиции

Слово «Композиция» в переводе с латинского буквально означает «составление, связывание частей».  Композиция – важнейший организующий момент художественной формы, придающей произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. В практических искусствах композиция объединяет элементы и составляющие построения художественной формы (реальные или иллюзорные, формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм, пропорции, контраст и равновесие). Для того, чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого. Это может быть и свободное пространство – композиционная пауза.

Варианты организации доминанты:

1) сгущение элементов на одном участке плоскости и спокойное равномерное рассредоточение на другом;

2) выделение элемента размером;

3) выделение элемента формой;

4) выделение элемента контрастом;

5) выделение элемента положением (вертикальное, горизонтальное, диагональное);

6) выделение элемента цветом.

Тема 3.1. Композиционный центр. Доминанта.

Упражнения. Работа с геометрическими фигурами в графике, в живописи.

Задача: знакомство с понятием – композиционный центр

Выполнить:

   1) графическую композицию;

   2)живописную композицию.

Цель: освоение принципов композиции.

Материалы: карандаш, тушь, гуашь.

Формат: А3.

Техника работы: графика, живопись.

Тема 3.2. Уравновешенность композиции. Статика и динамика.

Работа с геометрическими элементами в графике и с цветовыми пятнами в живописи.

Задача: единство центра и всей композиции.

Выполнить:

       1) графическую композицию;

       2) живописную композицию.

Цель: освоение принципов композиции.

Материалы: карандаш, тушь, гуашь.

Формат: А3.

Техника работы: живопись.

Уравновешенность композиции. Статическое и динамическое равновесия. Правильно построенная композиция является уравновешенной. Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Так же при компоновке форм на плоскости большое значение имеют масштаб, пропорции и модуль изображаемых величин.

Равновесие бывает двух видов: статическое и динамическое. Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной оси формата композиции. Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, то есть при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.

Тема 3.3. Ритм. Динамика.

Упражнения в графике и в живописи.

Задача: выполнение динамической композиции.

Выполнить;

1) ряд упражнений с различными вариантами ритмического построения:

а) передать направленное движение,

б) состояние неустойчивой формы,

в) состояние хаоса.

Цель: освоение принципов композиции.

Материалы: кар., гуашь.

Формат: А3.

Техника работы: графика, живопись.

Для достижения выразительности в станковой композиции немаловажную роль играет ритмическая организация и взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости. Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием каких либо качеств (размеров, тональной насыщенности, степени живописной или декоративной обработки форм). В зависимости от расположения фигур композиция может быть статичной или динамичной. Во втором случае возможны следующие варианты:

1) при одинаковых мотивах динамичность достигается за счет различного расстояния между элементами композиции, а также за счет сгущения их на одних участках композиции и разреженности на других; происходит это по одному параметру – расстоянию;

2) элементы одинакового мотива имеют различные параметры и располагаются на разном расстоянии друг от друга; динамичность достигается благодаря контрасту по трём параметрам: расстоянию между элементами, их размерами и поворотами.

     Динамика мелких изображений в листе подчинена прочтению слева направо, преимущественно по горизонтали, а расположение предметов по диагонали активно разрушает статическое равновесие композиции листа. Внутренняя подвижность существует и в приёмах изображения (в точках, контурах, различиях цветовых пятен). Статичность композиции разрушает асимметрия и прямое изображение движения.

 

Раздел 4.Подготовка работ к годовому просмотру

В конце первого (декабрь) и второго (май) полугодий проводятся просмотры, являющиеся основной формой промежуточного и итогового контроля, демонстрирующие степень освоения программы и творческие успехи обучающегося. Лучшие работы участвуют в выставочной деятельности, что является важной формой мотивации и самоконтроля обучающегося.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1: Композиционные возможности в изображении объектов

Тема 1.1. Композиция с изображением интерьера: «Мой дом», «Вечер дома», «На выставке», «В клубе».

Задача: сбор материала, поиск композиционного решения.

Выполнить:

1) однофигурную композицию;

2) многофигурную композицию.

Цель: выразительность композиционного и колористического решения.

Техника: живопись.

Материалы: акварель, гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.2.Декоративное панно – «Город».

Задача: поиск композиционного и пластического решения.

Выполнить:

1) эскиз;

2) живописную композицию.

Цель: выявить образность изображения, ритм и равновесие в плоскостном решении при условных цветовых отношениях.

Техника: живопись.

Материал: акварель, гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.3. Стилизация животных. Упражнения.

Задача; выявление образа животного через силуэт, пятно.

Выполнить: два изображения:

1) образно-эмоциональное (силуэт);

2) орнаментально-пластическое(фактура).

Цель: развитие умений и навыков в стилизации животных.

Техника: графика.

Материал: тушь, кисть, перо.

Формат: А3.

Тема 1.4. «Человек и животное», «Ипподром», «Цирк», «Птичий рынок», «Ферма».

Задача: изображение животного.

Выполнить:

1) изобразить по памяти  животного.

Цель: развитие образного мышления.

Техника: живопись.

Формат А3.

Материал: акварель, гуашь.

Тема 1.5. Национальный праздник в посёлке, в городе, в деревне. Игры. «Праздник зимы».

Задача: расширение живописных навыков и композиционных решений. Создать динамическую композицию, обеспечивая равновесие. Научиться последовательно вести работу от эскизов до окончательного варианта.

Выполнить: живописную композицию.

Цель: развитие образного мышления и живописных навыков.

Техника: живопись.

Формат: А3.

Материалы: гуашь.

Тема 1.6. Композиция по литературным произведениям Пушкина, Гоголя (по усмотрению преподавателя).

Задача: поиски единого строя, гаммы, масштаба и средств исполнения в предварительных эскизах – раскадровках. Сбор изобразительного материала в процессе работы в библиотеке.

Выполнить:

1) эскизы;

2) живописную композицию.

Цель: умение компоновать, соблюдение пропорций фигуры человека.

Техника: живопись.

Формат: А3.

Материалы: гуашь.

Тема 1.7. Портрет – образ.

Задача: последовательность в работе: эскиз (возможны зарисовки с натуры), исполнение. Возможен заданный тон и цветовая гамма.

Выполнить:

1) эскизы;

2) портрет.

Цель: поиски художественного образа.

Материалы: акварель, гуашь.

Формат: А3

Техника: живопись.

Тема 1.8. Пейзаж – состояние.

Задача:  Умение вести последовательную работу от эскизов до законченного варианта. Грамотно построить композицию.

Выполнить:

1) натюрморт.

Цель: развитие умений и навыков в изображении пейзажа.

Техника: живопись.

Формат: А3

Материалы: гуашь.

Раздел 2.Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1.Композиционная работа.

Тема 1.1. «Посёлок, в котором я живу» или «Воспоминания о лете».

Задача: передача эмоционального состояния в композиции.

Выполнить:

1) живописную композицию.

Цель: расширение палитры, навыков и умений в живописном изображении.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.2.  Исторические темы: «Декабристы», «1812 г.», «Пётр 1».

Задача: поиски решения в эскизе, соответствие историческому периоду.

Выполнить:

1) живописную композицию.

Цель: знакомство с жанром исторической картины. Историческая правдивость и социальное звучание.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.3. Эскиз декоративной росписи или декоративное панно.

Задача: дальнейшее развитие умений и навыков декоративного изображения.

Выполнить:

1) декоративную композицию.

Цель: разработка колорита, соблюдение ритма цвета.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3

Тема 1.4. Композиция по детским литературным произведениям.

Задача: соблюдение последовательности в работе, соответствие теме произведения.

Выполнить:

1) живописную композицию.

 Цель: сюжетность композиции.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3

Тема 1.5. Многофигурная композиция станкового характера с пейзажем.

Задача: компоновка масс людей, соблюдение пропорций фигуры человека.

Выполнить:

1) многофигурную композицию.

Цель: совершенствование знаний и умений в композиции.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь

Формат А3.

Тема 1.6. Композиция по произведениям российской или зарубежной классики.

Задача: провести подготовительную работу (эскизы). Определится с масштабом композиции.

Выполнить:

1) эскизы;

2) композицию.

Цель: суммирование знаний в живописной композиции, умение выразить настроение произведения.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.7. Плакат (тема на усмотрение преподавателя).

Задача: подобрать материал для решения задачи, соблюдение законов и правил исполнения плаката.

Выполнить:

1) эскизы;

2) композицию.

Цель: выразительный образ через цвет, пятно, линию, слоган.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3

Раздел 2. Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой выставке.

 

       Итоговая работа является заключительной работой, которая включает в себя всё мастерство автора, умения и навыки полученные за весь период обучения в школе искусств.

Работа над итоговой работой начинается со второй половины учебного года (с января по май) и ведётся параллельно с занятиями по программе, не в ущерб учебным часам.

Тема работы (композиции) выбирается по желанию обучающегося, а преподаватель является куратором обучающегося и рецензентом итоговой работы.

     В день защиты итоговой работы создаётся комиссия из числа преподавателей школы, которая рассматривает и оценивает по 5-ти бальной системе итоговые работы обучающихся (выпускников).

 

      Обучающиеся имеющие желание продолжить обучение в 4,5 классах (дополнительно 2 года обучения) в рамках промежуточной аттестации представляют свои работы в конце учебного года (май) для просмотра.

 

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1.Композиционная работа.

Тема 1.1. Композиция по летним впечатлениям.

Задача: разработка цвета, состояния, образов.

Выполнить:

1) композиционные поиски в формате,

2) живописную композицию.

Цель: расширение палитры навыков и умений в живописной композиции.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.2.  Композиция по мотивам сказок А.С. Пушкина.

Задача: передать характер и разнообразие героев произведения.

Выполнить:

1) эскизы;

2) живописную композицию.

Цель: передача образного строя и атмосферы литературного произведения.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.3. Композиция: групповой портрет

Задача: исполнение характерных портретов.

Выполнить:

1) композицию.

Цель: анатомически грамотно «построить» головы.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.4. Декоративное панно: «Цветы».

Задача: оригинальное техническое решение. Богатство и цветовое разнообразие.

Выполнить:

1) эскизы;

2) композицию.

Цель: развитие навыков в изображении панно в световоздушной среде интерьера и экстерьера.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.5. «Водный мир».

Задача: интересное  композиционное решение. Убедительная передача водного мира, богатого и разнообразного.

Выполнить:

1) живописную композицию.

Цель: совершенствование знаний и умений в композиционном исполнении.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.6. Многофигурная композиция: «Чаепитие».

Задача: интересное композиционное решение. Передача атмосферы церемонии с характерными образами.

Выполнить:

1) композицию.

Цель: суммирование знаний в композиционном исполнении.

Техника: живопись.

Материалы: акварель, гуашь.

Формат А3.

Тема 1.7. «Порыв ветра». В работе должны присутствовать не менее 2-х фигур человека.

Задача: самостоятельная разработка эскиза. Интересное композиционное решение. Соответствие цветовой гаммы и динамики в передаче порыва ветра.

Выполнить:

1) живописную работу.

Цель: совершенствование умений и навыков в композиционном исполнении.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.

Раздел 2. Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой выставке.

 

5 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1.Композиционная работа.

Тема 1.1. Композиция на тему: «Спорт».

Задача: передача духа спортивной борьбы.

Выполнить:

1) композиционные поиски в формате,

2) динамика в композиции.

Цель: расширение  навыков и умений в композиционном исполнении.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат А3.

Тема 1.2.  Композиция на тему: «Мой край родной».

Задача: передача световоздушной среды пейзажа, его атмосферы и цветовой гаммы.

Выполнить:

1) этюды композиционного решения;

2) пейзаж.

Цель: развитие навыков и умений в передаче световоздушной среды.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат А3.

Часть заданий выполнить дома.

Тема 1.3. Композиция по зарубежным сказкам.

Задача:  передача сказочной атмосферы посредством цвета и света.

Выполнить:

1) композицию.

Цель: развитие навыков и умений в изображении композиции.

Техника: живопись.

Материалы: акварель, гуашь.

Формат А3.

Тема 1.4.Композиция с изображением воды (например: «Отдых на озере»).

Задача: передача богатства цвета и разнообразие форм, умение изображения воды.

Выполнить:

1) живописную композицию.

Цель: проявление творческого подхода.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.5. «Мы в походе».

Задача: передача походной атмосферы через экипировку и походную обстановку.

Выполнить:

1) композицию.

Цель: совершенствование знаний и умений в композиционном исполнении.

Техника: живопись.

Материалы: акварель, гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.6. «Профессии всякие нужны».

Задача: показать специфику каждой профессии.

Выполнить:

1) композицию.

Цель: суммирование знаний в композиционном изображении.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.          

Раздел 2. Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой выставке.

 

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Композиция станковая»:

1.  Знание основных понятий и терминологии в области композиции.

2.  Знание основных видов композиции технологии их исполнения (графический рисунок, монотипия, граттаж, гризайль).

3.  Знание основных законов композиции станковой и декоративной, их сходство и различие.

4. Навыки и умения в работе над практическими заданиями, осмысление композиционного языка, его особенностей и условности.

5.  Умение самостоятельно выполнять задания.

По окончании освоения учебного предмета обучающиеся должны

знать:

·        основные законы построения композиции;

·        особенности построения декоративной композиции;

·       законы построения орнамента;

·       основные виды композиции и их специфику;

·       основные принципы стилизации и формообразования;

·       язык аналогий;

·       техники композиции (графический рисунок, граттаж, монотипия и др.);

уметь:

·       вести последовательную работу - от эскизов и упражнений до законченного варианта;

·       выполнять подготовительные эскизы карандашом, тушью, маркером;

·       грамотно построить композицию;

·       владеть композиционными навыками изображения пейзажа, натюрморта, иллюстрации;

·       мыслить образами, уметь абстрагироваться;

·       изображать различные фактуры предметного мира;

·       выполнять стилизацию растений, животных;

·       выполнять орнамент силуэтом, линией, пятном, использовать фактуры.

 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. В рамках текущего контроля в конце Iчетверти иIII четверти проводятся контрольные задания и постановки. Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Итоговая аттестация проводится в форме защиты итоговой работы, выполненной в последнем полугодии выпускного класса.

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

• 5 (отлично) - ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, грамотно применил различные техники для выполнения композиции.

•4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении композиционной работы, недочетов в композиции и в живописном решении, неточностях технологического исполнения задания.

•3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, обучающийся неряшлив и безынициативен.

 

V.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Основные дидактические приёмы

Краткосрочные упражнения, начинаясь с более простых постепенно усложняются. В первом классе выполняются задания на статику, динамику, уравновешенность композиции, обучающиеся знакомятся с принципами стилизации растений, учатся выполнять подготовительные эскизы карандашом, тушью, маркером, гелиевой ручкой. Суммируют знания по организации плоскости, освоению понятий «ритм», «симметрия», «линия», «пятно», «декоративность» и «стилизация». На протяжении первого-второго года обучения обучающиеся изображают различные фактуры предметного мира. Чем более внимательно они всматриваются в окружающий мир, тем более выразительными, эмоционально наполненными становятся их работы.

Декоративные композиции  «стилизованный натюрморт», «пейзаж с фактурами»  выводит обучающихся на решение образных задач.

Общие методические рекомендации

Предложенная схема конкретных задач строится на логической связи одного задания с другим с постепенным усложнением понятий и требований. Основное учебное время программы отводится для выполнения практических упражнений. Все сведения преподаватель преподносит

обучающимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя их. Обучение наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических заданий, а также индивидуальной работе с каждым учеником.

Итогом освоения каждой темы становится выполненное учебное задание, в котором отрабатываются навыки и умения в изучаемой технике композиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

1.АроновВ.Р. «Художники предметное творчество», М., Советский художник, 1983

2. Барщ А.О. «Наброски и зарисовки». М., 1970

3.Елкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Ярославль, Академия развития, 1997

4. Журавлёва В.В. «Юному художнику. Практическое руководство по ИЗО».М., Издательство Академии художеств  СССР, 1963

5. Лободина С.В. «Как развить способности ребенка». М., Азбука, 2011

6. Сидоров А.А. «Русская графика начала XX века». М.,1969

7. Фаворский В.А.«О графике как об основе книжного искусства». Литературно-теоретическое наследие. М., Советский художник, 1988

8. «Художественная школа. Основы техники рисунка». М., ЭКСМО, 2013

9. Чегодаева М.А., Каминский А.В. «Книжное искусство». М., Книга, 1983

 

Учебная литература

1.Бесчастнов Н.П. «Графика Пейзажа». М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005

2.Бесчастнов Н.П. «Черно-белая графика». М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002

3.Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004

4. Шорохов Е.В. «Основы композиции». М., Просвещение, 1979

5. Шорохов Е.В. «Композиция». М., Просвещение, 1986

 

 

Средства обучения

В качестве учебных пособий используются:

·            специальные журналы и книги, открытки, фотографии;

·            лучшие работы и упражнения обучающихся прошлых лет;

·            методические разработки, пособия, схемы, выполненные педагогом;

·            интернет – ресурсы (материалы на сайтах интернета по композиции);

·            видеоматериалы;

·            презентации по тематике разделов.

Для выполнения практических заданий предусмотрено применение доступных для обучающихся материалов (акварель, гуашь, тушь, перо, бумага белая и тонированная, картон, гелиевые ручки, маркеры, фломастеры, цветные карандаши и др.)

ВложениеРазмер
PDF icon kompoziciya.pdf61.79 КБ
PDF icon kompoziciya_1.pdf98.4 КБ