ДООП "Основы изобразительного искусства" Программа по предмету "Промышленная графика"

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного

образования Озерского городского округа

« Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА                                                                 

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВ               

     «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

 

 

 

                                                       Программа

                             по учебному предмету

«Промышленная графика»

 

 

 

 

 

 

 

 

Новогорный 2014 г.

Редакция 2016 г.

 

 

 

 

Рассмотрено на педагогическом совете    МБУДО «ДШИ»                                                   

 

Протокол №_____ от ____________

 

 

 

УТВЕЖДЕНО

Приказом Директора МБУДО «ДШИ»   от ________________ №_____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Байгужин Э.М. – преподаватель высшей категории художественного отделения МБУДО «ДШИ»

 

 

Рецензент: Суетина О.И. -  преподаватель первой категории художественных дисциплин.

 

Рецензент: Черепанов Е.А. – Зав. Отделения «Дизайн» Озёрского колледжа искусств, Член СХ России

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств»

РЕЦЕНЗИЯ

на дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу основ изобразительного искусства по учебному предмету «Промграфика».

                                     Срок обучения 3 (5) лет

Срок освоения программы  - 3 года.

По желанию обучающиеся могут продолжить обучение, т.к. данная программа предполагает 2 дополнительных года обучения (4, 5 классы).

 

       Составитель: Байгужин Э.М. – преподаватель МБУДО «ДШИ»

 Программа по предмету «Промграфика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности  при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утверждённый приказом Министерства культуры РФ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

       Данная программа содержит следующие разделы:

·       пояснительную записку;

·       общие задачи обучения для каждого класса;

·       учебно – тематический план;

·       план содержания учебного курса;

·       планируемый результат;

·       требования к уровню подготовки выпускников;

·       методические рекомендации;

·       перечень литературы.

Содержание программ учебного предмета «Промграфика» соответствует «Рекомендациям по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области  искусств», а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

         Рецензент: преподаватель 1 категории в области изобразительного искусства Суетина О.И.

«____» __________ 201__ г.                               _______________

Структура программы учебного предмета

I.       Пояснительная записка                                                            

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                  

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                   

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                     

VI.    Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Промграфика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области  изобразительного искусства в детских школах искусств.

Целью данной программы является формирование необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков овладения основами промышленной графики и дизайна.

 Программа состоит из трех основных тем по классам. Первая тема содержит информацию об основных принципах композиции, вторая - раскрывает вопросы стилизации, третья - дает представление о многообразии графических возможностей в декоративном изображении предметов окружающего мира.

В начале каждого занятия обучающиеся получают информацию о графических приёмах и средствах, используемых в предлагаемом задании. Основными формами обучения на уроках являются практические работы под руководством преподавателя и самостоятельная работа обучающегося.

К каждому композиционному заданию выполняются предварительные упражнения. Важную роль в теоретическом осмыслении материала играет показ и разбор иллюстраций, а также выполненных ранее работ обучающихся.

Срок освоения программы  - 3 года.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, преимущественно 7  – 12 лет.

По желанию обучающиеся могут продолжить обучение, т.к. данная программа предполагает 2 дополнительных года обучения (4, 5 классы).

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме защиты итоговой работы. При выборе темы и техники исполнения итоговой работы обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Промграфика»  продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 34  недели. Для детей, поступивших в 1 класс в возрасте 7 - 9 лет вводится дополнительная неделя каникул.

 

 

 

 

 

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы,

нагрузки

 

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

 

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

102

Самостоятельная работа

16

18

16

18

16

18

102

Максимальная учебная нагрузка

32

36

32

36

32

36

204

 

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы,

нагрузки

 

Затраты учебного времени

 

 

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

16

18

16

18

170

Самостоятельная работа

16

18

16

18

16

18

16

18

16

18

170

Максимальная учебная нагрузка

32

36

32

36

32

36

32

36

32

36

340

 

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия:

·              1-5 годы обучения – 1 час в неделю;

самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

·              1-5 годы обучения - 1 час в неделю.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Промграфика» при 3-летнем сроке обучения составляет 204 часа.  Из них: 102 часа – аудиторные занятия, 102 часа – самостоятельная работа. Общая трудоемкость учебного предмета «Промграфика» с учетом двух дополнительных лет (при 5-летнем сроке обучения) составляет  340 часов. Из них:170 часов – аудиторные занятия, 170 часов – самостоятельная работа.                                                                      

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность обучающихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

 

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями о промграфике, формирование практических умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области изобразительного искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

·     создание условий для творческой самореализации личности, развитие потенциальных способностей ребёнка;

·     развитие интереса к промышленному искусству;

·     воспитание у обучающихся эстетических взглядов и критериев в восприятии явлений и предметов окружающего мира;

·     интеллектуальное развитие обучающихся, расширение их кругозора в связи с ознакомлением с историей развития промграфики, его видами и техническими приёмами;

·     обучение навыкам и умениям в работе над практическими заданиями, осмысление живописного языка, его особенностей и условности;

·     воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия;

·     формирование личности, творчески относящейся к любому делу.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

·     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

·     распределение учебного материала по годам обучения;

·     описание дидактических единиц учебного предмета;

·     требования к уровню подготовки обучающихся;

·     формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

·     методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному искусству, художественными альбомами по промграфике и дизайну.

Учебный класс должен быть просторным, светлым, оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Задания по предмету «Промграфика» адаптированы и доступны для обучающихся, учитывают возрастные и психологические особенности детского возраста. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения основ промграфики и упражнений до самостоятельной дизайнерской работы. Учебный материал разделён на три основных раздела:

1. Освоение основных приёмов, в том числе, в промышленной композиции.

2. Теоретическая работа, предполагающая изучение обучающимися особенностей и технологических приёмов промграфики.

3. Практическая работа, основанная на применении теоретических знаний, навыков в учебном и творческом процессе, которая даёт возможность закрепить изучаемый материал, расширить знания и сформировать интерес к предмету.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

 

 

1 класс

Общее ознакомление учащихся с предметом промграфика; приобретение основных навыков и умений в композиционном   изображении промграфики, организация листа, форма предметов в пропорции листа, характер предметов, силуэт, стилизация, фактура растительных элементов, основы композиции, декоративное изображение.

Виды материалов, используемых на занятиях по промграфике: акварель, гуашь, цветные карандаши, гелиевые ручки, тушь, мягкие материалы (уголь, сепия, сангина, пастель) и др.

 

 

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

 

 

 

1

Композиционные возможности в промграфике

33

Тема 1.1. Введение. Понятие «Промграфика».

 

1

Тема 1.2. Шрифтография. Адаптация буквы. Формат А3, кар., тушь, чёр. гел. ручка.

7

 

Тема 1.3. Предметная нецветная композиция.  Формат А3, кар., тушь, чёр. гел. ручка.

7

 

Тема 1.4. Беспредметная нецветная композиция.Формат А3, кар., тушь, чёр. гел. ручка.

5

 

Тема 1.5. Цветная шрифтовая композиция.  Формат А3, гуашь.

5

 

 

 

Тема 1.6. Этикетка для бутылки с газированной водой.Формат А3, гуашь.

8

 

 

2

Подготовка и итоговый просмотр работ.

1

 

ИТОГО:

34

 

2       класс

Углубленное изучение живописных приёмов в промграфике; совершенствование умений и навыков, более глубокое понимание композиционного строя. Выбор сюжета, формата и организация сюжета на плоскости. Цветовые и тональные средства выражения, используемые для передачи настроения и целей выразительности.

 

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Композиционные возможности в  промграфике

33

 Тема 1.1.  Конверт грампластинки (диска). Товарный знак «фирмы» для грампластинки (диска). Формат А3, акварель, гуашь.

8

Тема 1.2.   Шрифтография. Формат А3, акварель, гуашь.

7

Тема 1.3. Самостоятельная работа по шрифтографии.Формат А3, тушь, кисть, перо.

7

 

Тема 1.4. Макет книги.

 Формат А3, тушь, гуашь.

11

2

Подготовка работ к итоговому просмотру

1

 

ИТОГО:

34

 

3       класс

Углубленное изучение данного вида предмета. Совершенствование умений и навыков в исполнении композиции. Умение образного построения композиции, эмоциональная характеристика цвета, цветовая гамма композиции, соответствующая настроению работы. Включение в композицию изображения человека как наиболее сложную и разнообразную по форме и выразительности натуру. Групповая композиция.

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Композиционная работа

33

Тема 1.1. Авторский выставочный плакат с надписями. Формат А3, гуашь.

 

10

Тема 1.2. Детские кубики (Азбука).

 Формат произвольный, гуашь.

10

Тема 1.3. Объёмная упаковка для…

 Формат произвольный, гуашь.

13

 

 

2

Подготовка работ к итоговому просмотру.

1

 

ИТОГО:

34

 

4       класс

Углубленное изучение данного вида предмета. Соответствие технической стороны работы (цветовая гамма) творческой. Самостоятельное выполнение задания по созданию художественного образа в композиции, выбор техники, способа исполнения в зависимости от поставленной задачи. Увеличение и разнообразие формата листа, а также техники и технических приёмов, варьируемых в зависимости от содержания задания.

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Композиционная работа

33

Тема 1.1. Авторский новогодний плакат и новогодняя открытка.

Формат А3, А4, гуашь.

16

Тема 1.2. Поздравительный набор (диплом, игрушка и приглашение).

 Формат А4, гуашь.

17

2

Подготовка работ к итоговому просмотру.

1

 

ИТОГО:

34

 

5       класс

 Совершенствование умений и навыков, творческий подход в работе, самостоятельное выполнение задания по созданию художественного образа, выбор техники, способа исполнения в зависимости от поставленной задачи, с использованием всех навыков и умений полученных ранее. Приветствуется выражение индивидуального отношения учащихся к изображаемому, использование разнообразной техники для реализации замысла.

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Композиционная работа.

33

Тема 1.1. Шрифтовая разработка слогана.

Формат А3, гуашь.

6

Тема 1.2. Дизайн предметов быта.

 Формат А3, гуашь.

5

Тема 1.3. Бумажная пластика.

 Формат произвольный, акварель, гуашь.

10

 

Тема 1.4. Обложка книги к русской народной сказке. Формат А3, гуашь.

6

 

Тема 1.5. Шрифтовая композиция.

Формат А3, акварель, гуашь.

6

2

Подготовка работ к итоговому просмотру.

1

 

ИТОГО:

34

 

 

Годовые требования

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Раздел 1. Композиционные  возможности  в   промграфике

Тема 1.1. Введение. Понятие «Промграфики».

К промграфике (к прикладной графике) относятся поздравительные открытки, красочные календари, конверты к пластинкам, которые нарисовал художник, и многое другое. Этикетки на различных упаковках – это тоже прикладная или промышленная графика (промграфика), которая имеет практическое назначение, помогает сориентироваться в большом количестве разнообразных товаров, украшает наш быт.

Элементы книжного оформления – и расположенные внутри книги, и внешние – создают целостное произведение искусства. Художник определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), разнообразного иллюстративного материала. Особенно велика роль художников-иллюстраторов, когда они выполняют элементы внешнего оформления книги (обложку, суперобложку, переплёт), форзац и различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитул, иллюстрации.).

В самостоятельную область графики выделяется плакат, который живо откликается на происходящие важные события (олимпиады, конкурсы, концерты, выставки и др.). Принято выделять несколько основных видов плакатов: политические, спортивные, экологические, рекламные, сатирические, просветительские, театрально – зрелищные и др.

Современная промышленная графика (графический дизайн) включает не только шрифты, но и разнообразные знаковые изображения, в том числе геометрические и растительные.

Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объёмных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения. Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики.

Тема 1.2. Шрифтография. Адаптация буквы.

Задача: из разнообразных элементов (можно использовать тематическое решение: «Растения», «Животные», «Человек», «Кухонный натюрморт» и т.д.) создать букву, слово, имеющие образную характеристику.

Выполнить:

1) шрифтовую композицию.

Цель: цветовое, линейное решение, как способ передачи характера буквы. Выразительная роль цвета, линии.

Материалы: кар., тушь, чёр. гел. ручка.

Формат: А3

Техника работы: графика.

Тема 1.3. Предметная нецветная композиция.

Задача: из данного набора геометрических фигур (количество по выбору учащегося) создать предметную композицию: натюрморт, пейзаж, сюжетная композиция.

Выполнить:

1) эскиз, композиционную работу.

Цель: развитие композиционного мышления

Материалы:  кар., тушь, чёр. гел. ручка.

Формат: А3.

Техника работы: графика.

Тема 1.4. Беспредметная нецветная композиция.

Задача: из данного набора геометрических фигур создать не менее 6-ти вариантов композиций с элементами динамики, компактностью, разрозненностью. Аккуратность выполнения, тщательность заливки.

Выполнить:

1) эскиз, графическую композицию.

Цель: развитие композиционного мышления.

Материалы: кар., тушь, чёр. гел. ручка.

Формат: А3.

Техника работы: графика.

Тема 1.5. Цветная шрифтовая композиция.

Задачи: построить букву на основе шрифта. Значение пропорций в построении буквы, соотношение высоты и ширины. Взаимодействие букв в построении слова. Возможен вариант создания образа – через деформацию и адаптацию букв.

Выполнить:

1) эскизы, композицию.

Цель: изучение шрифта. Развитие фантазии.

Материалы:  гуашь.

Формат: А3.

Техника работы: графика.

Тема 1.6. Этикетка для бутылки с газированной водой.

Задачи: поиски решения в эскизах. Выразительность штриха, линии, цветового пятна.

Выполнить:

1) эскизы, живописную композицию.

Цель: понимание выразительности и информативности этикетки.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.

Техника работы: живопись.

 

Основные требования к стилизациям различных объектов:

1) внимательно рассмотреть предмет (фотографии, картинки, рыбы в аквариуме и т.д.); обратить внимание на наиболее важные части тела (голова, жабры, глаза, плавники, хвост, тело);

2) важно, чтобы все элементы декоративно трактовались в одном стиле, а не производили впечатление выхваченных случайно;

3) пластика линий и декора должна соответствовать пластике объекта (например, система плавных обтекаемых форм изображаемых предметов требует такого же рода линий контура и мягкости наносимого декора);

4) важно помнить, что объекты более сложные по пластике и крупные по размеру, могут активнее насыщаться ажуром, а мелкие – быть проще по форме и обработке;

5) для рыбы свойственна природная фактура – чешуя, «гофрированные» плавники и жабры, тоновые полосы на спине – именно на это и надо ориентироваться при нанесении декора.                                                     Основы композиции

Слово «Композиция» в переводе с латинского буквально означает «составление, связывание частей».  Композиция – важнейший организующий момент художественной формы, придающей произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. В практических искусствах композиция объединяет элементы и составляющие построения художественной формы (реальные или иллюзорные, формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм, пропорции, контраст и равновесие). Для того, чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого. Это может быть и свободное пространство – композиционная пауза.

Варианты организации доминанты:

1) сгущение элементов на одном участке плоскости и спокойное равномерное рассредоточение на другом;

2) выделение элемента размером;

3) выделение элемента формой;

4) выделение элемента контрастом;

5) выделение элемента положением (вертикальное, горизонтальное, диагональное);

6) выделение элемента цветом.

 Композиционный центр. Доминанта.

Уравновешенность композиции. Статическое и динамическое равновесия. Правильно построенная композиция является уравновешенной. Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Так же при компоновке форм на плоскости большое значение имеют масштаб, пропорции и модуль изображаемых величин.

Равновесие бывает двух видов: статическое и динамическое. Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной оси формата композиции. Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, то есть при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.

 Ритм. Динамика.

Упражнения в графике и в живописи.

Задача: выполнение динамической композиции.

Выполнить;

1) ряд упражнений с различными вариантами ритмического построения:

а) передать направленное движение,

б) состояние неустойчивой формы,

в) состояние хаоса.

Цель: освоение принципов композиции.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.

Техника работы: живопись.

Для достижения выразительности в станковой композиции немаловажную роль играет ритмическая организация и взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости. Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием каких либо качеств (размеров, тональной насыщенности, степени живописной или декоративной обработки форм). В зависимости от расположения фигур композиция может быть статичной или динамичной. Во втором случае возможны следующие варианты:

1) при одинаковых мотивах динамичность достигается за счет различного расстояния между элементами композиции, а также за счет сгущения их на одних участках композиции и разреженности на других; происходит это по одному параметру – расстоянию;

2) элементы одинакового мотива имеют различные параметры и располагаются на разном расстоянии друг от друга; динамичность достигается благодаря контрасту по трём параметрам: расстоянию между элементами, их размерами и поворотами.

Динамика мелких изображений в листе подчинена прочтению слева направо, преимущественно по горизонтали, а расположение предметов по диагонали активно разрушает статическое равновесие композиции листа. Внутренняя подвижность существует и в приёмах изображения (в точках, контурах, различиях цветовых пятен). Статичность композиции разрушает асимметрия и прямое изображение движения.

Раздел 2. Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой выставке.

В конце первого (декабрь) и второго (май) полугодий проводятся просмотры, являющиеся основной формой промежуточного и итогового контроля, демонстрирующие степень освоения программы и творческие успехи обучающегося. Лучшие работы участвуют в выставочной деятельности, что является важной формой мотивации и самоконтроля обучающегося.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1: Композиционные возможности в промграфике

Тема 1.1. Конверт грампластинки (диска). Товарный знак «фирмы» для грампластинки (диска).

Задача:

Выполнить:

1) эскиз;

2) дизайн конверта.

Цель: выразительность, цельность, уравновешенность композиции и колористического решения.

Техника: живопись.

Материалы: акварель, гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.2.Шрифтография.

Задача: поиск композиционного и пластического решения. Различие основных видов гарнитур.

Выполнить:

1) эскиз;

2) шрифтовую композицию.

Цель: сохранение стилистики шрифта в условиях деформации.

Техника: живопись.

Материал: акварель, гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.3. Самостоятельная работа по шрифтографии.

Задача; воспроизведение букв из известных гарнитур. Усвоить стилистические особенности каждой гарнитуры.

Выполнить:

1) шрифтовую композицию.

Цель: развитие умений и навыков при самостоятельной работе.

Техника: графика.

Материал: тушь, кисть, перо.

Формат: А3.

Тема 1.4. Макет книги.

Задача: стилистическое взаимодействие обложки, корешка, иллюстрации (рисунок, цвет, шрифт).

Выполнить:

1) композицию;

2) макет.

Цель: представить четыре части задания: обложка с надписью (автор, название – шрифтовые гарнитуры), корешок с надписью (автор, название), иллюстрация (1-2 работы), макет книги.

Техника: дизайн, проект.

Формат А3.

Материал: тушь, гуашь.

Раздел 2. Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Композиционная работа.

Тема 1.1. Авторский выставочный плакат с надписями.

Задача: через композицию передать настроение, тематику, особенности плакатной композиции.

Выполнить:

1) живописную композицию.

Цель: расширение палитры, навыков и умений в живописном изображении плаката.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.2.  Детские кубики (Азбука).

Задача: соединить в задании две цели: познавательную и эстетическую.

Выполнить:

1) живописную композицию.

Цель: цельность композиции: через цвет, изображение, шрифт, форму, отразить тематику «Азбуки» в кубиках. Интерактивность.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: произвольный.

Тема 1.3. Объёмная упаковка для…

Задача: моделирование оригинальной формы упаковки. Разработка эскизов на каждую плоскость упаковки. Изготовление макета в масштабе 1:1 и его промграфическое оформление.

Выполнить:

1) эскизы;

2) объёмную упаковку.

Цель: разработка колорита, своеобразного стиля, соблюдение ритма цвета.

Техника: живопись, бумажная пластика.

Материалы: гуашь.

Формат: А3

Раздел 2. Подготовка к защите итоговой работы.

       Итоговая работа является заключительной работой, которая включает в себя всё мастерство автора, умения и навыки полученные за весь период обучения в школе искусств.

Работа над итоговой работой начинается со второй половины учебного года (с января по май) и ведётся параллельно с занятиями по программе, не в ущерб учебным часам.

Тема работы (композиции) выбирается по желанию обучающегося, а преподаватель является куратором обучающегося и рецензентом итоговой работы.

В день защиты итоговой работы создаётся комиссия из числа преподавателей школы, которая рассматривает и оценивает по 5-ти бальной системе итоговые работы обучающихся (выпускников).

Обучающиеся имеющие желание продолжить обучение в 4,5 классах (дополнительно 2 года обучения) в рамках промежуточной аттестации представляют свои работы в конце учебного года (май) для просмотра.

 

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Композиционная работа.

Тема 1.1. Авторский новогодний плакат и новогодняя открытка.

Задача: разработать формы плаката и открытки.

Выполнить:

1) композиционные поиски в формате,

2) живописную композицию.

Цель: выдержать стилистическое единство плаката и открытки. Нетрадиционное решение новогодней тематики.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3, А4.

Тема 1.2.  Поздравительный набор (диплом, игрушка и приглашение).

Задача: создать оригинальную форму диплома, игрушки и пригласительного билета. Использование объёма (бумагопластика).

Выполнить:

1) эскизы;

2) живописную композицию.

Цель: стилистическая связь всех предметов между собой. Элемент интерактивности.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А4.

Раздел 2. Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой выставке.

 

5 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Композиционная работа.

Тема 1.1. Шрифтовая разработка слогана

Задача: разработка эскиза, цветового решения по законам композиции.

Выполнить:

1) слоган.

Цель: расширение  навыков и умений в композиционном исполнении.

Техника: шрифтовая композиция.

Материалы: гуашь.

Формат А3.

Тема 1.2.  Дизайн предметов быта.

Задача: разработка дизайна предметов быта: посуды, мебели и др.

Выполнить:

1) дизайн-проект.

Цель: развитие навыков и умений в проектировании. Оригинальность идеи и замысла.

Техника: промграфика.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.

Часть заданий выполнить дома.

Тема 1.3. Бумажная пластика.

Задача:  замысел, эскиз, техника склеивания + значение цвета для визуального восприятия.

Выполнить:

1) объёмную композицию.

Цель: развитие навыков и умений в объёмной композиции.

Техника: бумагопластика.

Материалы: акварель, гуашь.

Формат: произвольный.

Тема 1.4.Обложка  книги к русской народной сказке.

Задача: разработка оригинальной композиции. Использование стилизации.

Выполнить:

1) живописную композицию.

Цель: проявление творческого подхода.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.5. Шрифтовая композиция.

Задача: ознакомление с разнообразием шрифтов, работа с цветом.

Выполнить:

1) шрифтовую композицию.

Цель: совершенствование знаний и умений в шрифтовой композиции.

Техника: промграфика.

Материалы: акварель, гуашь.

Формат: А3.         

Раздел 2. Подготовка к защите итоговой работы.

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Промграфика»:

1.  Знание основных понятий и терминологии в области промышленного изображения.

2.  Знание основных видов промграфики и технологии их исполнения.

3.  Знание основных законов композиции станковой и декоративной, их сходство и различие.

4. Навыки и умения в работе над практическими заданиями, осмысление дизайнерского языка, его особенностей и условности.

5.  Умение самостоятельно выполнять задания.

По окончании освоения учебного предмета обучающиеся должны

знать:

·                               основные законы построения промышленной композиции;

·                               особенности построения декоративной композиции;

·                               законы построения орнамента;

·                              основные виды промграфики и их специфику;

·                              основные принципы стилизации и формообразования;

·                              язык аналогий;

·                              техники промграфики;

уметь:

·                              вести последовательную работу - от эскизов и упражнений до законченного варианта;

·                              выполнять подготовительные эскизы карандашом, тушью, маркером, красками;

·                              грамотно построить композицию;

·                              мыслить образами, уметь абстрагироваться;

·                              изображать различные фактуры предметного мира;

·                              выполнять стилизацию растений, животных;

·                              выполнять орнамент силуэтом, линией, пятном, использовать фактуры.

 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. В рамках текущего контроля в конце I четверти  и III четверти проводятся контрольные задания и постановки. Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Итоговая аттестация проводится в форме защиты итоговой работы, выполненной в последнем полугодии выпускного класса.

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

• 5 (отлично) - ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, грамотно применил различные техники.

• 4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении работы, недочетов в композиции и в живописном решении, неточностях технологического исполнения задания.

• 3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, обучающийся неряшлив и безынициативен.

 

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Основные дидактические приёмы

Краткосрочные упражнения, начинаясь с более простых постепенно усложняются. В первом классе выполняются задания на статику, динамику, уравновешенность композиции, обучающиеся знакомятся с принципами стилизации растений, учатся выполнять подготовительные эскизы карандашом, тушью, маркером, гелиевой ручкой. Суммируют знания по организации плоскости, освоению понятий «ритм», «симметрия», «линия», «пятно», «декоративность» и «стилизация». На протяжении первого-второго года обучения обучающиеся изображают различные фактуры предметного мира. Чем более внимательно они всматриваются в окружающий мир, тем более выразительными, эмоционально наполненными становятся их работы.

Декоративные композиции «стилизованный натюрморт», «пейзаж с фактурами»  выводит обучающихся на решение образных задач.

Общие методические рекомендации

Предложенная схема конкретных задач строится на логической связи одного задания с другим с постепенным усложнением понятий и требований. Основное учебное время программы отводится для выполнения практических упражнений. Все сведения преподаватель преподносит обучающимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя их. Обучение наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических заданий, а также индивидуальной работе с каждым учеником.

Итогом освоения каждой темы становится выполненное учебное задание, в котором отрабатываются навыки и умения в изучаемой технике промграфики.

 

VI. СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

1.     Аронов В.Р. «Художники предметное творчество», М., Советский художник, 1983

2.     Афанасьева Е.А. «Рисунок, живопись, скульптура, композиция. Программы для ДХШ и ДШИ (художественных отделений)». М., Министерство культуры СССР, 1990

3.     Елкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Ярославль, Академия развития, 1997

4.   Журавлёва В.В. «Юному художнику. Практическое руководство по ИЗО».  М., Издательство Академии художеств  СССР, 1963

5.     Лободина С.В. «Как развить способности ребенка». М., Азбука, 2011

6.     Проненко Т.М. «Живопись. Примерная учебная программа для ДХШ и

изобразительных отделений ДШИ». М., Министерство культуры РФ, 2002

     7. Черепанов Е.А. «Рабочая учебная программа (экспериментальная) дисциплины: рисунок, живопись, композиция для основного отделения ДХШ 1 - 4 класс». г. Озёрск, Отдел культуры администрации г. Озёрска МОУ ДОД «ДХШ»,1999-2002

      8. Чегодаева М.А., Каминский А.В. «Книжное искусство». М., Книга, 1983

      9. Щербаков А.В. «Рисунок, живопись, композиция. Программа (проект) для художественных отделений ДШИ 4 класс». М., Министерство культуры РСФСР, 1988

 

Учебная литература

1. Аксёнова М. «Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 1,2.». М., Дом Книги «Аванта +», 2000

2.Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004

3. Трофимов А.С. «Школа изобразительного искусства» М., Изобразительное искусство, 1986

4. Шорохов Е.В. «Основы композиции». М., Просвещение, 1979

 

5. Шорохов Е.В. «Композиция». М., Просвещение, 1980

 

Средства обучения

В качестве учебных пособий используются:

·                                   специальные журналы и книги, открытки, фотографии;

·                                   лучшие работы и упражнения обучающихся прошлых лет;

·                                   методические разработки, пособия, схемы, выполненные педагогом;

·                                   интернет – ресурсы (материалы на сайтах интернета по промграфике и дизайну);

·                                   видеоматериалы;

·                                   презентации по тематике разделов.

Для выполнения практических заданий предусмотрено применение доступных для обучающихся материалов (бумага белая и тонированная, картон, акварель, гуашь и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВложениеРазмер
PDF icon promgrafika_1.pdf96.31 КБ
PDF icon promgrafika.pdf98.4 КБ