ДООП "Основы изобразительного искусства" Программа по учебному предмету "Беседы об искусстве"

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования Озерского городского округа                        «Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА                                                                  В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА                  «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

 

 

 

Программа

по учебному предмету

«Беседы об искусстве»

 

 

 

 

 

 

 

 

Новогорный 2018 г.

.

 

 

 

 

Рассмотрено на педагогическом совете    МБУДО «ДШИ»                                                   

 

Протокол № 6 от «04» июня 2018г

 

 

 

 

 

УТВЕЖДЕНО

 

Директор МБУДО «ДШИ»   _____________/Каменская Е.Ю.

Приказ от «04» июня 2018г.  № 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Байгужин Э.М. – преподаватель высшей категории художественного отделения МБУДО «ДШИ»

 

 

Рецензент: Суетина О.И. -  преподаватель первой категории художественных дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств»

РЕЦЕНЗИЯ

на дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу основ изобразительного искусства по учебному предмету «Беседы об искусстве».

                                     Срок обучения 3 года

Срок освоения программы  - 3 года.

       Составитель: Байгужин Э.М. – преподаватель МБУДО «ДШИ»

       Программа по предмету «Беседы об искусстве» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности  при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утверждённый приказом Министерства культуры РФ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

       Данная программа содержит следующие разделы:

·       пояснительную записку;

·       общие задачи обучения для каждого класса;

·       учебно – тематический план;

·       план содержания учебного курса;

·       планируемый результат;

·       требования к уровню подготовки выпускников;

·       методические рекомендации;

·       перечень литературы.

Содержание программ учебного предмета «Беседы об искусстве» соответствует «Рекомендациям по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области  искусств», а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

         Рецензент: преподаватель 1 категории в области изобразительного искусства Суетина О.И.

«____» __________ 2018 г.                               _______________

 

Структура программы учебного предмета

I.       Пояснительная записка                                                            

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                  

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                     

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                     

VI.    Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области  изобразительного искусства в детских школах искусств.

Целью данной программы является формирование необходимых теоретических знаний.

 Программа состоит из трех основных тем по классам. Первая тема содержит информацию об основных принципах композиции, вторая - раскрывает вопросы стилизации, третья - дает представление о многообразии графических возможностей в декоративном изображении предметов окружающего мира.

В начале каждого занятия обучающиеся получают информацию о композиционных приёмах и средствах, используемых в предлагаемом задании. Основными формами обучения на уроках являются практические работы под руководством преподавателя и самостоятельная работа обучающегося.

К каждому композиционному заданию выполняются предварительные упражнения. Важную роль в теоретическом осмыслении материала играет показ и разбор иллюстраций, а также выполненных ранее работ обучающихся.

Срок освоения программы  - 3 года.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, преимущественно 7  – 12 лет.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме защиты итоговой работы. При выборе темы и техники исполнения итоговой работы обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Беседы об искусстве»  продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 34  недели. Для детей, поступивших в 1 класс в возрасте 7 - 9 лет вводится дополнительная неделя каникул.

 

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы,

нагрузки

 

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

 

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

102

Самостоятельная работа

16

18

16

18

16

18

102

Максимальная учебная нагрузка

32

36

32

36

32

36

204

 

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия:

·              1-3 годы обучения – 1 час в неделю;

самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

·              1-3 годы обучения - 1 час в неделю.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Беседы об искусстве» при 3-летнем сроке обучения составляет 204 часа.  Из них: 102 часа – аудиторные занятия, 102 часа – самостоятельная работа.                                                                      

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность обучающихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

 

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями о истории изобразительного искусства, формирование практических умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области изобразительного искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

·     создание условий для творческой самореализации личности, развитие потенциальных способностей ребёнка;

·     развитие интереса к изобразительному искусству;

·     воспитание у обучающихся эстетических взглядов и критериев в восприятии явлений и предметов окружающего мира;

·     интеллектуальное развитие обучающихся, расширение их кругозора в связи с ознакомлением с историей развития изобразительного искусства, его видами и техническими приёмами;

·     обучение навыкам и умениям в работе над практическими заданиями, осмысление изобразительного языка, его особенностей и условности;

·     воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия;

·     формирование личности, творчески относящейся к любому делу.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

·     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

·     распределение учебного материала по годам обучения;

·     описание дидактических единиц учебного предмета;

·     требования к уровню подготовки обучающихся;

·     формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

·     методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному искусству, художественными альбомами по истории изобразительного искусства.

Учебный класс должен быть просторным, светлым, оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

 

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

        Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства.

       Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала.

       Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

Задания по предмету «Беседы об искусстве» адаптированы и доступны для обучающихся, учитывают возрастные и психологические особенности детского возраста. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения основ композиции и упражнений до самостоятельного составления композиции. Учебный материал разделён на три основных раздела:

1. Освоение основных композиционных приёмов, в том числе, в  декоративной композиции.

2. Теоретическая работа, предполагающая изучение обучающимися особенностей и технологических приёмов композиции.

3. Практическая работа, основанная на применении теоретических знаний, навыков в учебном и творческом процессе, которая даёт возможность закрепить изучаемый материал, расширить знания и сформировать интерес к предмету.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

 

I. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(срок освоения программы 3 года)

 

ПЕРВЫЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

51

17

34

1

 

Виды искусства

1.1

Вводная беседа о видах искусства

беседа

1,5

0,5

1

1.2

Знакомство с пространственными

(пластическими) видами искусства

беседа

1,5

0,5

1

1.3

Знакомство с динамическими

(временными) видами искусства

беседа

1,5

0,5

1

1.4

Знакомство с синтетическими

(зрелищными) видами искусства

беседа

1,5

              0,5

1

2

 

Изобразительное искусство

2.1

«Как работает художник,  чем

пользуется»

урок-игра

1,5

0,5

1

2.2

Жанры изобразительного искусства

экскурсия

3

1

2

2.3

«Композиция»

беседа

1,5

0,5

1

2.4

Знакомство с композиционными

схемами на примере фотоискусства

практическая работа

1,5

0,5

1

2.5

Рисунок

беседа

1,5

0,5

1

2.6

Графика

экскурсия

1,5

0,5

       1

2.7

Выразительные средства графики

практическое занятие

1,5

0,5

1

2.8

«Силуэт»

урок-игра

1,5

0,5

1

2.9

Живопись

экскурсия

1,5

0,5

1

2.10

«Цвет»

урок- эксперимент

1,5

0.5

1

2.11

«Колорит»

экскурсия

1,5

0,5

1

2.12

Способы работы с цветом: «Акварель»

практическое занятие

1,5

0,5

1

2.13

Способы работы с цветом:  «Гуашь»

практическое занятие

1.5

0,5

1

2.14

Способы работы с

практическое занятие

1,5

              0,5

1

 

 

цветом: «Пастель»

 

 

 

 

 

2.15

Способы работы с цветом: «Масляные краски»

экскурсия

1.5

0.5

1

 

 

 

 

 

 

 

     3

 

 

Литература

 

 

 

 

3.1

Литература как вид искусства

беседа

1,5

0,5

1

 

 

3.2

Литературные жанры

беседа

1,5

0,5

1

 

3.3

Литература и синтетические виды искусства

интегрированное занятие

1,5

0,5

1

 

4

 

 

Музыка

 

 

 

4.1

Музыка как вид искусства

урок- прослушивание

1,5

0,5

1

 

4.2

Музыкальные инструменты

урок- прослушивание

1,5

0,5

1

 

4.3

Музыкальные направления и стили.

урок- прослушивание

1,5

0,5

1

 

5

 

 

Хореография

 

 

5.1

Танец и виды танцевального искусства

интегрированное занятие

1,5

0,5

1

 

5.2

Композиция в хореографии

интегрированное занятие

1,5

0,5

1

 

5.3

Профессии в области хореографии

интегрированное занятие

1,5

0,5

1

 

6

 

 

Театр

 

 

 

6.1

Искусство театра

интегрированное занятие

1,5

0,5

1

 

 

6.2

Выразительные средства

театрального искусства

интегрированное занятие

1,5

0,5

1

 

6.3

«Детский театр»

интегрированное занятие

1,5

0,5

1

 

7

 

 

Кино и телевидение

 

 

 

7.1

Искусство кинематографа

интегрированное занятие

1,5

0,5

1

 

 

7.2

Детское кино

интегрированное занятие

1,5

0,5

1

 

 

 

 

                                                      ВТОРОЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

 

 

 

 

 

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

 

 

 

 

 

51

17

34

 

 

                       

 

1

 

Изобразительное искусство

1.1

Беседа о композиции

беседа

1,5

0,5

1

1.2

Язык графики

беседа

1,5

0,5

1

1.3

Язык живописи

беседа

1.5

0,5

1

1.4

Натюрморт как жанр изобразительного

беседа

1.5

0,5

1

1.5

Пейзаж как жанр изобразительного искусства

беседа

1,5

0,5

1

1.6

Портрет как жанр изобразительного искусства

беседа

1.5

0,5

1

1.7

Скульптура как вид изобразительного искусства

беседа

1,5

0,5

1

1.8

Архитектура как вид изобразительного искусства

беседа

              3

1

2

1.9

Декоративно- прикладное искусство как вид

изобразительного искусства

беседа

3

1

2

 

 

 

 

    2 

 

Народное искусство

2.1

Народные ремесла

беседа

1,5

0,5

1

2.2

Народные ремесла родного края

экскурсия

1,5

0,5

1

2.3

Народный костюм

экскурсия

1,5

0,5

1

2.4

Народный фольклор. Жанры фольклора

интегрированное занятие

           1,5

          0,5

           1

3

 

Праздники

3.1

Праздники народного календаря

беседа

1,5

0,5

1

3.2

Светские праздники

беседа

1,5

0,5

1

4

 

Искусство и современный человек

4.1

Значение искусства в жизни современного человека

беседа

1,5

0,5

1

4.2

История развития искусства костюма

экскурсия

1,5

0,5

1

4.3

Искусство и реклама

урок-игра

1,5

0,5

1

4.4

Искусство дизайна

беседа

1,5

0,5

1

4.5

Ландшафтный дизайн

беседа

1,5

0,5

1

5

 

Музеи

5.1

Музеи

беседа

           1,5

        0,5

           1

                 

 

5.2

Частные музеи

виртуальная

экскурсия

1,5

0,5

1

 

5.3

Выставочное пространство

беседа

1,5

0,5

1

5.4

Экскурсия

беседа

1,5

0,5

1

5.5

Посещение музея

экскурсия

1,5

0,5

1

5.6

Коллекционирование

практическое занятие

1,5

0,5

1

 

 

 

 

 

 

6

 

 

Библиотеки

 

 

 

6.1

Библиотека

беседа

1,5

0,5

1

 

6.2

Правила пользования библиотекой

экскурсия

1,5

0,5

1

 

6.3

Как работать с книгой

практическое занятие

1,5

0,5

1

 

6.4

Как работать с журналом

практическое занятие

1,5

0,5

1

 

6.5

Энциклопедия как вид книги

беседа

1,5

0,5

1

 

6.6

Сеть интернет как информационный ресурс

беседа

1,5

0,5

1

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

      ТРЕТИЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

51

17

34

 

1

 

Изобразительное искусство

1.1

Виды изображений в картине.

беседа

1,5

0,5

1

 

1.2

Язык графики

беседа

1,5

0,5

1

 

1.3

Язык живописи

беседа

1,5

0,5

1

 

1.4

Диорама, панорама как виды

монументальной живописи

экскурсия

1,5

0,5

1

 

1.5

Жанры изобразительного искусства

урок-игра

3

1

2

 

1.6

Интерпретация в искусстве

беседа

1,5

0,5

1

 

1.7

Выполнение  копии художественного

произведения в музее изобразительного

практическое занятие

1,5

0,5

1

 

 

 

искусства.

 

 

 

 

 

1.8

Пленэр

беседа

            

           

                

 

  2

Декоративно-прикладное   искусство

 

2.1

Текстиль

беседа

1,5

0,5

1

 

2.2

Эскизирование

практическое занятие

1,5

0,5

1

 

2.3

Металл

беседа

1,5

0,5

1

 

2.4

Эскизирование

практическое занятие

1,5

0,5

1

 

2.5

Керамика

беседа

1,5

0,5

1

 

2.6

Эскизирование

практическое занятие

1,5

0,5

1

 

2.7

Дерево

беседа

1,5

0,5

1

 

2.8

Эскизирование

практическое занятие

1,5

0,5

1

 

2.9

Камень. Кость

беседа

1,5

0,5

1

 

2.10

Эскизирование

практическое занятие

1,5

0,5

1

 

2.11

Стекло

беседа

1,5

0,5

1

 

2.12

Эскизирование

практическое занятие

1,5

0,5

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство как вид культурной деятельности.

Многогранный результат творческой     деятельности поколений.

Сохранение и приумножение культурного

наследия

 

 

 

 

 

3.1

Язык

урок- исследование

1,5

0,5

1

 

3.2

Современная  детская литература

беседа

1,5

0,5

1

 

3.3

Творческий эксперимент

урок-эксперимент

1,5

0,5

1

 

3.4

Музыка

урок- прослушивание

1,5

0,5

1

 

3.5

Песня

урок- прослушивание

1,5

0,5

1

 

3.6

Танец

беседа

1,5

0,5

1

 

3.7

Реставрация и хранение объектов культуры и искусства

урок- исследование

1,5

0,5

1

 

3.8

Значение культурного

наследия в истории человечества

урок- исследование

1,5

0,5

1

 

3.9

Церковь – как объект искусства

беседа

1,5

0,5

1

 

3.10

Хранение

«культурных единиц»

беседа

1,5

0,5

1

 

3.11

Творческий проект

«Семейные реликвии»

практическое занятие

1,5

0,5

 1

 

3.12

«Мой родной город вчера и сегодня»

экскурсия

3

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

ГОДОВЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ

(срок  освоения  3 года 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1         Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА»             

1. Тема: Вводная беседа о видах искусства.  Полихудожественный  подход  как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, фотография, кинематограф, театр. Знакомство с произведениями разных видов искусства.

Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).

1.2 Тема:  Знакомство  с  пространственными   (пластическимивидами искусстваПонятие термина «пространственные  виды искусства». Изобразительное искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, фотография. Самостоятельная работа: работа с репродукциями.

1.3 Тема: Знакомство с динамическими (временнымивидами искусстваПонятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература. Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем).

1.4 Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищнымивидами искусстваПонятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение. Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др.

(выбирается преподавателем).

 

2 Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 

2.1 Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией

«художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему, используя различные художественные материалы.

 

2.2 Тема: Жанры изобразительного искусстваПонятие  «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.

2.3 Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр – замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений.

Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного  центра.

2.4 Тема: Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусстваЗнакомство с искусством фотографии. Сюжетная фотография. Композиционные схемы. Точка зрения. Освещение. Композиционный центр. Самостоятельная работа: самостоятельное выполнение фотографий (натюрморт, пейзаж, портрет).

2.5 Тема: РисунокИскусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы. Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.

2.6 Тема: ГрафикаГрафика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических  упражнений.

2.7 Тема: Выразительные средства графикиЗнакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Показ работ учащихся и репродукций художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.

2.8 Тема: «Силуэт». Понятие «силуэт», происхождение  силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество).  Применение  игровых форм на уроке.

Самостоятельная работа: выполнение несложных силуэтов из черной бумаги.

2.9 Тема: ЖивописьЗнакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев. Самостоятельная  работа: выполнение несложных упражнений в технике акварель.

2.10 Тема: «Цвет». Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Выполнение упражнений. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений.

      2.11 Тема: «Колорит». Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. Самостоятельная работа: подбор репродукций.

2.12 Тема: Способы работы с цветом: «Акварель». Знакомить с происхождением акварели, ее свойствами. Художники – акварелисты: М. Врубель, В. Серов, К. Сомов и др. Самостоятельная работа: подбор репродукций.

2.13 Тема: Способы работы с цветом: «Гуашь». Свойства гуаши. Особенности работы. Белила. Показ работ учащихся и репродукций художников, работающих в этой технике. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем.

      2.14 Тема: Способы работы с цветом: «Пастель». Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники. Характерные особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций  в данной технике на тему, заданную преподавателем.

2.15 Тема: Способы работы с цветом: «Масляные  краски». Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Знакомство с работами художников. Экскурсия по выставке. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств.

 

3 Раздел «ЛИТЕРАТУРА»                                                                    3.1 Тема: Литература как вид искусства.  Поэзия и проза.   

Литературные  ритмы.  Художественный  образ.  Структура  художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков из художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем.

3.2  Тема: Литературные жанрыСказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Знакомство с творчеством детских поэтов и прозаиков. Чтение отрывков художественной литературы. Самостоятельная работа: сочинение небольшого рассказа, сказки или стихотворения.

3.3 

3.4  Тема: Литература и синтетические виды искусстваЛитература и музыка. Литература и изобразительное искусство. Искусство иллюстрации. Литература и театр (кино). Самостоятельная работа: выполнение иллюстрации к любимому литературному произведению.

 

4 Раздел «МУЗЫКА»

 

4.1  Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.).  Музыка в жизни человека. Музыка в природе. Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных произведений.

 

4.2  Тема: Музыкальные инструментыКлассификация музыкальных инструментов. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Оркестр – как групповая форма исполнения музыкального произведения. Самостоятельная  работа:  просмотр  музыкальных  телепередач  на  канале «Культура», детских музыкальных телепередач.

 

4.3  Тема: Музыкальные направления и стилиКлассическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Самостоятельная работа: посещение филармонии или концерта.

 5 Раздел «ХОРЕОГРАФИЯ»

5.1 Тема: Танец и виды танцевального искусстваБальные танцы, балет, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ,  современные   (хастл)   танцы.   Самостоятельная   работа:   просмотр телепередач,  работа  в  библиотеке  (просмотр  фотографий  и  репродукций, связанных с танцем).

5.2 Тема: Композиция в хореографииХудожественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика – основные компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая танца. Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок человека в движении (используется стилизация изображения).

5.3 Тема: Профессии в области хореографииИзвестные представители в искусстве хореографии. Просмотр отрывков прославленных произведений.

Самостоятельная работа: ассоциативное изображение танца (кадриль, вальс, танго).

 

    6 Раздел «ТЕАТР»

 

      6.1 Тема: Искусство театраИстория появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя.

6.2 Тема: Выразительные средства театрального искусстваВизуальные (театральные декорации,  костюмы,  грим),  пластические (жесты и мимика, сценическое движение, танцы) и временные (темп, ритм, антракт, занавес). Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок театрального занавеса или костюма персонажа.

6.3 Тема: «Детский театр». Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао, пальчиковые и др.).

Самостоятельная работа: выполнение эскиза театральной куклы.

 

 

7 Раздел «КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ»

7.1 Тема: Искусство кинематографаИстория возникновения  и развития  кинематографа  как  самостоятельного  вида  искусства.   Виды  и

      жанры   кино. Профессии      в кинематографе. Актерское мастерство.

Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма.

7.2 Тема: Детское киноЗнакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и кино. Самостоятельная работа: театральный этюд.

 

                                         ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1 Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

      1.1 Тема: Беседа о композиции«Как смотреть картину?»  Сюжет композиции. Главное и второстепенное в композиции. Плановость. Композиционный центр. Колорит. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.

1.2 Тема: Язык графикиВиды графики. Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, графических выставок.

1.3 Тема: Язык живописиСтанковая и монументальная живопись. Материалы и инструменты. От эскиза к картине. Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.).

1.4 Тема: Натюрморт как жанр изобразительного искусстваЗнакомство с термином «натюрморт». Вещь глазами художника. Тематический натюрморт. Композиционный строй натюрморта (формат, точка зрения, освещение, колорит и др.). Предметы как символы эпохи. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок (фотографий) натюрморта.

1.5 Тема: Пейзаж как жанр изобразительного искусстваЗнакомство с термином «пейзаж». Виды пейзажа (городской, сельский, морской, горный и др.). Композиционный строй пейзажа (формат, точка зрения, плановость, освещенность, колорит и др.). Времена года в пейзаже. Самостоятельная работа: поиск репродукций, посещение выставочного пространства.

1.6 Тема: Портрет как жанр изобразительного искусстваЗнакомство с термином «портрет». Один человек – сто разных лиц. Виды портрета (парадный, групповой, психологический, семейный, автопортрет, шарж и др.).

Человек и время. Самостоятельная работа: выполнение портретов членов семьи.

1.7 Тема: Скульптура как вид изобразительного искусстваКлассификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина.

1.8 Тема: Архитектура как вид изобразительного искусстваЗначение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности. Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурного сооружения (здания, храма, постройки).

1.9 Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусстваЗначение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно – прикладного искусства.

2 Раздел «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

2.1 Тема:   Народные ремеслаНародное ремесло как одна из форм

      народного художественного творчества, производство художественных изделий. Широко известные промыслы России. Самостоятельная работа: работа с книгой.

      Подбор репродукций и фотографий по теме.

2.2 Тема: Народные  ремесла  родного  края.  История возникновения. Народные мастера. Традиции и современность. Самостоятельная работа: посещение краеведческого музея.

2.3 Тема: Народный костюмИз истории народного костюма. Мужской и женский народный костюм. Элементы костюма. Символика в костюме. Самостоятельная работа: выполнение эскиза народного  костюма, работа с иллюстративным материалом.

2.4 Тема: Народный фольклорЖанры фольклораМузыкальный фольклор. Изобразительный фольклор. Устное народное творчество (пословицы, потешки, песни, частушки, загадки, сказки, эпос). Самостоятельная работа: чтение и пересказ сказок, загадок, детских потешек и песенок.

3 Раздел «ПРАЗДНИКИ»

      3.1 Тема:       Праздники    народного     календаря.   Знакомство с

      сезонными праздниками. Зима (Рождество, колядки, святочные гадания, Крещение и др.), Весна (масленица, Пасха), Лето (Троица, день Ивана Купалы, Спас), Осень (Параскева-Пятница, Капустник, Синичкин день). Использование сюжетов народных. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.

 

3.2 Тема: Светские праздникиИстория праздников  (Новый  год, День защитника отечества, Международный женский день,  День космонавтики, День победы, День знаний и др.). Праздники и традиции. Атрибутика (украшения, костюмы, открытки, стихотворения и др.). Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, выполнение композиций на тему «Праздник».

4 Раздел «ИСКУССТВО И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»                                                      

4.1    Тема:  Значение  искусства  в  жизни  современного  человека. Современный интерьер (функциональность и эстетика). Психология цвета. Жилые и общественные помещения. Предметы интерьера (мебель, текстиль, посуда, мелкая пластика и скульптура и др.). Самостоятельная работа: выполнение фотографий современных интерьеров (социальные объекты, детские заведения, магазины, выставочные пространства).

 

4.2Тема: История развития искусства костюмаЭпоха и  мода. Мода и стиль: костюм, make up, украшения и др. Самостоятельная работа: подбор  фото-

материала.

4.3Тема: Искусство и рекламаРеклама как вид дизайнерского искусства. Плакат. Афиша. Упаковка. Визитная карта. Календари. Самостоятельная работа: подбор рекламной продукции (визитные карты, реклама в СМИ, и др.)

4.4Тема: Искусство дизайнаИстория  дизайна.  Объекты. Материалы. Самостоятельная работа: выполнение эскиза объекта дизайна.

4.5Тема:  Ландшафтный  дизайн.  Искусство  оформления природной среды. Парки, скверы, дачные участки. Клумбы. Оранжереи. Детские площадки.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза детской площадки (парка).

 

5 Раздел «МУЗЕИ»

5.1Тема:  Музеи.  Знакомство  с  термином  «музей».  История.  Виды  

музеев (исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.). Музеи-ансамбли (музеи-усадьба, музеи-квартиры, музеи-храмы). Самостоятельная работа: посещение музея.

5.2Тема: Частные музеиКоллекционные музеи игрушки, фарфора, кружева. Нетрадиционные музеи (музей шоколада,  музей елочной игрушки, музей    ледяных    скульптур,     музей    янтаря,     музей    воды,          и    др.).

Самостоятельная  работа:  сочинение  о  посещении  нетрадиционного  музея, или сочинение «Каким я вижу свой музей».

5.3Тема: Выставочное пространствоС чего начинается музей. Правила поведения. Знакомство с экспозицией. Самостоятельная работа: закрепление знаний о правилах поведения человека в выставочном пространстве.

5.4Тема: ЭкскурсияЗнакомство с термином «экскурсия». Профессия экскурсовода. Виды экскурсий. Формы экскурсий (живая, аудио, игровая, рисование в музее - интерпретация). Самостоятельная работа: экскурсия в музей.

5.5Тема: Посещение музеяКраеведческого, музея изобразительных искусств, театра (на выбор). Самостоятельная работа: посещение конкретно заданного отдела музея с экскурсией.

5.6Тема: КоллекционированиеПрезентация личной коллекции ученика.

Самостоятельная работа: выполнение презентации или сочинение.

 

6 Раздел «БИБЛИОТЕКИ»                              

 6.1 Тема:   БиблиотекаЗнакомство с термином «библиотека».

      Профессия «библиотекарь». Виды библиотек (детская, по искусству).

Самостоятельная работа: посещение детской (школьной) библиотеки.

6.2Тема: Правила пользования библиотекой. Отделы библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, видеозал, медиатека). Регистрация. Знакомство с библиотечными терминами (каталог, формуляр, комплектование).

Адрес книги (знакомство с каталогом).

Самостоятельная работа: повторение и закрепление материала

 

6.3Тема: Как работать с книгойЗнакомство с книгой как материальной ценностью. Детская книга. Жанры детской книги (сказка, повесть, рассказ, стихотворение и др.) Искусство оформления книги. Иллюстрации.

Самостоятельная работа: работа с книгой. Подготовка рассказа о своей любимой  книге.

6.4Тема: Как работать с  журналом.  Знакомство  с  разделами журнала (содержание,  рубрики, статьи и др.).  Детские журналы («Колобок», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Юный художник»). Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своем любимом журнале.

6.5Тема: Энциклопедия как вид книгиВсе обо всем - коротко и ясно. Знакомство с термином «энциклопедия». Разновидности энциклопедий по областям знаний. Детская энциклопедия («Почемучка», «Я познаю мир», «Что есть что?» и др.). Самостоятельная работа: разработка обложки к

детской энциклопедии.

6.6Тема: Сеть интернет как информационный ресурсПоиск дополнительной информации через систему интернет. Самостоятельная работа:

нахождение конкретной информации, заданной преподавателем по разделу «Искусство».

 

                                       ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

1 Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

      1.1 Тема:  Виды  изображений  в  картинеСтилевые  особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н.  Хруцкий,  А.  Матисс, К.Малевич). Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников.

1.2 Тема: Язык графикиТрадиционный рисунок и современная графика. Граффити как вид современного искусства. 3D рисунки. Рисунки из букв и символов. Самостоятельная работа: знакомство с материалом через интернетресурсы.

1.3 Тема: Язык живописиДальнейшее знакомство с разнообразием видов живописных решений. Миниатюра. Иконопись. Материалы и инструменты.

Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом – подбор, изучение.

1.4 Тема: Диорамапанорама как виды монументальной живописиЗнакомство с терминами «диорама», «панорама». Исторические аспекты. Материалы и инструменты. Известные художественные объекты. Самостоятельная работа: посещение музеев.

1.5 Тема: Жанры изобразительного искусстваДальнейшее знакомство с жанрами живописи (графики): мифологический, исторический, батальный, бытовой, анималистический, маринистский и  др. Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями  известных художников.

1.6 Тема: Интерпретация в искусствеРепродукция. Копия в материале. Подделки в искусстве. Самостоятельная работа: выполнение копий любимых произведений искусства.

1.7 Тема: Выполнение копии художественного произведения в музее изобразительного искусстваСамостоятельная работа: завершение работы.

1.8 Тема: ПленэрЗнакомство с термином «пленэр». Исторические подосновы. Наброски, зарисовки, этюды. Материалы и инструменты.

Самостоятельная работа: выполнение зарисовок на открытом воздухе.

 

2 Раздел «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

2.1. Тема: ТекстильЗначение термина «текстиль». Виды текстильных изделий. Способы выполнения текстильных изделий (ткачество, вышивка, плетение, роспись по ткани, валяние, вязание, аппликация). Последовательность выполнения работы от эскиза до работы в материале. Самостоятельная работа: выполнение эскиза любого текстильного изделия.

2.2. Тема: ЭскизированиеВыполнение эскиза текстильного изделия. Самостоятельная работа: подбор материала, завершение работы.

 2.3. Тема: МеталлЗначение термина «художественный металл». Способы выполнения изделий из металла (чеканка, литье,  филигрань, насечка, гравировка). Материалы и инструменты.

 Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.

 

 2.4. Тема: ЭскизированиеВыполнение эскиза ювелирного изделия. Самостоятельная работа: завершение работы.

 2.5. Тема: КерамикаЗначение термина  «керамика». Основные  виды керамики — фарфор, фаянс, майолика. История ремесла. Технология выполнения. Самостоятельная работа: фотографирование предметов быта и предметов декоративно-прикладного искусства из керамики.

2.6. Тема: ЭскизированиеВыполнение эскиза керамического         изделия.

Самостоятельная работа: завершение работы.

2.7. Тема: ДеревоЗначение термина «художественная обработка дерева». Способы выполнения изделий из древесины (резьба, роспись, инкрустация, выжигание, скульптура). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из дерева.

 2.8. Тема: ЭскизированиеВыполнение эскиза деревянного изделия. Самостоятельная работа: завершение работы.

 2.9. Тема: КаменьКостьЗначение термина «художественная обработка камня, кости». Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом.

2.10. Тема: ЭскизированиеВыполнение эскиза изделия из камня.

Самостоятельная работа: завершение работы.

 2.11. Тема: СтеклоЗначение термина «художественное стекло». Классификация видов изделий из стекла по назначению: утилитарные (салатницы, графины, фужеры, рюмки), декоративные (вазы для цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно, витражи, украшения) и сувениры   (плакетки,   медали   с   изображением   исторических   памятников, миниатюрные      скульптуры).

      Самостоятельная          работа:       выполнение фотографий изделий из стекла.

 2.12. Тема: ЭскизированиеВыполнение эскиза изделия из стекла.

Самостоятельная работа: завершение работы.

 

3 Раздел «ИСКУССТВО КАК ВИД КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия».

 

3.1 Тема: ЯзыкИсторические изменения словарного состава русского языка. Заимствование иностранных слов. Культура речи. Сленг. Самостоятельная работа: подобрать и привести примеры иностранных слов, вошедших в русский язык. Объяснение значения слов.

3.2 Тема: Современная детская литератураТворческий подход в создании литературного образа, адаптация текста к психологическим особенностям определенного детского возраста. Языковые эксперименты. Лингвистическая интерпретация. Самостоятельная работа: чтение и пересказ любимого литературного произведения.

3.3 Тема: Творческий экспериментСочинение сказки с использованием современных слов и терминов. Самостоятельная работа: выполнение иллюстраций к собственной сказке.

3.4 Тема: Музыка. Стилизация в музыке. Возвращение старинных народных инструментов в современное музыкальное пространство. Самостоятельная работа:

подбор фотоматериалов.

3.5 Тема: ПесняТрадиция и современность в народной песне. Популяризация народной песни. Прослушивание русских народных песен, романсов. Самостоятельная работа: чтение (исполнение) отрывка любимой (знакомой) русской песни.

3.6 Тема: ТанецПопуляризация хореографии. Балет. История. Сохранение традиций классического танца. Известные танцоры, хореографы

и постановки. Самостоятельная работа: просмотр отрывков известных постановок на телеканале «Культура» или в записи.

3.7 Тема:  Реставрация  и  хранение  объектов   культуры   и искусстваЗнакомство с профессией «реставратор». Материалы и инструменты. Хранение объектов культуры. Самостоятельная работа: приведение примеров реставрации объектов культурного наследия. Работа с книгой  (энциклопедией).

3.8 Тема: Значение культурного наследия в истории человечестваВеликие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в жизни произведений искусства. Признание ценности. Популярность. Самостоятельная работа: подготовка сообщения о каком-либо произведении искусства (или презентация).

3.9 Тема: Церковь – как объект искусстваУстройство храма. Знакомство с известными храмовыми постройками. Самостоятельная работа: посещение храмов города.

3.10 Тема: Хранение «культурных  единиц».  Архив.  Музей. Библиотека.

Различные фонды. Интернет-ресурсы. Самостоятельная работа: поиск информации (заданной преподавателем) через  удобные (доступные) ресурсы.

3.11 Тема: Творческий проект  «Семейные  реликвии».  Защита проекта в любой предлагаемой преподавателем форме (презентация, сообщение, сочинение, выполнение композиции и др.). Самостоятельная работа:  оформление материала.

3.12 Тема: «Мой родной город вчера и сегодня». Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей города, его фотоархивом. Известные люди города. Самостоятельная работа: выполнение фотографий родного города (улицы, парки и др.)

 

 

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»:

1.  Знание основных понятий и терминологии в области бесед об искусстве.

2.  Знание основных видов композиции и технологии их исполнения (графический рисунок, монотипия, граттаж, гризайль).

3.  Знание основных законов композиции станковой и декоративной, их сходство и различие.

4. Навыки и умения в работе над практическими заданиями, осмысление композиционного языка, его особенностей и условности.

5.  Умение самостоятельно выполнять задания.

По окончании освоения учебного предмета обучающиеся должны

знать:

·        основные законы построения композиции;

·        особенности построения декоративной композиции;

·        законы построения орнамента;

·       основные виды композиции и их специфику;

·       основные принципы стилизации и формообразования;

·       язык аналогий;

·       техники композиции (графический рисунок, граттаж, монотипия и др.);

уметь:

·       вести последовательную работу - от эскизов и упражнений до законченного варианта;

·       выполнять подготовительные эскизы карандашом, тушью, маркером;

·       грамотно построить композицию;

·       владеть композиционными навыками изображения пейзажа, натюрморта, иллюстрации;

·       мыслить образами, уметь абстрагироваться;

·       изображать различные фактуры предметного мира;

·       выполнять стилизацию растений, животных;

·       выполнять орнамент силуэтом, линией, пятном, использовать фактуры.

 

 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. В рамках текущего контроля в конце I четверти  и III четверти проводятся контрольные опросы. Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде опроса по окончании каждого полугодия учебного года. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные опросы по разделам программы (текущий контроль).

Итоговая аттестация проводится в форме защиты итоговой работы, выполненной в последнем полугодии выпускного класса.

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

• 5 (отлично) - ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, грамотно применил различные техники для выполнения композиции.

• 4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении композиционной работы, недочетов в композиции и в живописном решении, неточностях технологического исполнения задания.

• 3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, обучающийся неряшлив и безынициативен.

 

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Основные дидактические приёмы

Краткосрочные упражнения, начинаясь с более простых постепенно усложняются. В первом классе выполняются задания на статику, динамику, уравновешенность композиции, обучающиеся знакомятся с принципами стилизации растений, учатся выполнять подготовительные эскизы карандашом, тушью, маркером, гелиевой ручкой. Суммируют знания по организации плоскости, освоению понятий «ритм», «симметрия», «линия», «пятно», «декоративность» и «стилизация». На протяжении первого-второго года обучения обучающиеся изображают различные фактуры предметного мира. Чем более внимательно они всматриваются в окружающий мир, тем более выразительными, эмоционально наполненными становятся их работы.

Декоративные композиции  «стилизованный натюрморт», «пейзаж с фактурами»  выводит обучающихся на решение образных задач.

 

Общие методические рекомендации

Предложенная схема конкретных задач строится на логической связи одного задания с другим с постепенным усложнением понятий и требований. Основное учебное время программы отводится для выполнения практических упражнений. Все сведения преподаватель преподносит обучающимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя их. Обучение наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических заданий, а также индивидуальной работе с каждым учеником.

Итогом освоения каждой темы становится выполненное учебное задание, в котором отрабатываются навыки и умения в изучаемой технике композиции.

 

VII  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Методическая  литература

1.                 Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала  X  –  

начала XX века – М., 1989

2.                 Болотина И. С. Русский натюрморт. – М., 1993

3.                 Иванченко Г.В. Психология           восприятия         музыки:      подходы, проблемы, перспективы. – М.: «Смысл», 2001

4.                 Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. – М ., 1996

5.                 Изобразительные  мотивы  в  русской  народной  вышивке.  Музей народного искусства. – М., 1990

6.                 Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере натюрморта. Методическое пособие для воспитателей детских садов. – С-П.

Государственный русский музей.- 1996

7.                 Каменева К. О чем рассказывают яблоки. – М., 1986  

8.                 Кирьянова Е.Г. и др. Прогулки по старой Твери. – Тверь, 1998  

9.                 Колякина  В.И.  Методика  организации  уроков  коллективного творчества.  Планы и сценарии уроков изобразительного искусства.  М.:

«Владос», 2002

10.            Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995

11.            Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». – Ленинград,  «Музыка»,1989 

12.            Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза,  рок и

 поп-музыки. Термины и понятия. – М.: «Музыка», 2002

13.            НеверовО. Культура и искусство античного мира. – Л., 1981

14.            Русский     народный   костюм.     Государственный         исторический музей. – М., 1989

15.            Русский портрет XVIII – XIX в. из собрания Московского музея- усадьбы Останкино. – М., 1995

16.            16.     Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские прялки. – С-П., 1970

17.            Фехнер Е.Ю.  Голландский натюрморт ХVII века. – М., 1981

18.            Художник Борис Тузлуков. – М.: «Всероссийское театральное общество», 1983

19.            Чижова А.Э. Березка. – М.: «Советская Россия», 1972

20.             

 

 

Учебная литература

1.                 Блинов В. Русская детская книжка – картинка. М.: - «Искусство XXI век», 2005

2.                 Громова И. Православные и народные праздники. – М.: «Дрофа плюс», 2005

3.                 Издательская       группа        Паррамон   Эдисионис.         Все    о       технике:

Иллюстрация. – АРТ – РОДНИК, издание на русском языке, 2002

4.                 Кино. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «Астрель», 2008

5.                 Лопатина  А.,  Скребцова  М.  Краски  рассказывают  сказки.  Как научить рисовать каждого. – М.: «Амрита – Русь», 2004

6.                 Люси Миклтуэйт. Книга для малышей «Мир искусства». Великие картины. Первые слова. Дарлинг Киндерсли. – М., 1997

7.                  Моя первая священная история. Библия для детей «Вся Москва»  - М, 1990 

8.                  Надеждина Н. Какого цвета снег? М., 1983

9.                  Никологорская   О.   Волшебные   краски.   Основы   художественного ремесла. – М., 1997

10.             Пономарев         Е.      Пономарева         Т.      Я       познаю       мир.  Детская энциклопедия. История ремесел. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2000, ООО «Издательство Астрель», 2000

11.             Фокина  Л.В.  История  декоративно  –  прикладного  искусства.

Учебное пособие. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2009 12. Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного  мастерства. М.:«Владос», 2001

13.       Элен и Питер Макнивен Маски. С-Пб., «Полигон», 1998

14.        Энциклопедия «Музыка». М.: «Олма – Пресс», 2002

 

Средства обучения

В качестве учебных пособий используются:

·                                   специальные журналы и книги, открытки, фотографии;

·                                   лучшие работы и упражнения обучающихся прошлых лет;

·                                   методические разработки, пособия, схемы, выполненные педагогом;

·                                   интернет – ресурсы (материалы на сайтах интернета по композиции);

·                                   видеоматериалы;

·                                   презентации по тематике разделов.

Для выполнения практических заданий предусмотрено применение доступных для обучающихся материалов (акварель, гуашь, тушь, перо, бумага белая и тонированная, картон, гелиевые ручки, маркеры, фломастеры, цветные карандаши и др.).

ВложениеРазмер
PDF icon besedy_ob_iskusstve_1.pdf56.06 КБ
PDF icon besedy_ob_iskusstve.pdf94 КБ