ДООП "Основы музыкального исполнительства" Программа по предмету "Музицирование"

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования Озерского городского округа «Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

 

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«МУЗИЦИРОВАНИЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Новогорный

2018 г.

Рассмотрено на заседании    педагогического совета: 

Протокол от «29» августа 2018г. № 1

                                  

 

 

УТВЕЖДЕНО:

 

Директор МБУДО «ДШИ»

                                                                                                  

 «29 » августа 2018 г. Приказ № 42

_________________Е.Ю. Каменская                                                              

 

 

 

 

          

Разработчик:

Зарипова Эльмира Мухаметовна, преподаватель МБУДО «ДШИ»

Рецензенты:

-________________________________________________________________________________________________________________________________________

-  ________________________________________________________________________________________________________________________________________

  

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;                                                                                                                                                                        - Срок реализации учебного предмета;                                                                                                    - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;                                            - Сведения о затратах учебного времени;                                                                                         - Форма проведения учебных аудиторных занятий;                                                                           - Цели и задачи учебного предмета;                                                                                                    - Структура программы учебного предмета;                                                                                       - Методы обучения;                                                                                                                                               - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план;                                                                                                                    - Годовые требования.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

-Требования к уровню подготовки на различных этапах.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;                                                                                      - Критерии оценки.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Нотная литература;                                                                                                                                       - Методическая литература

 

 

 

 

 

I.Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музицирование» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.

Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Стала очевидной возрастающая роль развивающих моделей обучения, способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению в системе детских музыкальных школ и детских школ искусств. Реальный путь повышения качества музыкального образования – это интенсификация обучения за счет внедрения новых методов, переосмысления целей и содержания образования. Данная программа использует развивающую модель обучения, обеспечивает активную деятельность детей в сфере искусства, способствует воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.

Музицирование – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки музицирования позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и зарубежной музыки. Навыки музицирования могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д.) как музыканту - профессионалу, так и музыканту-любителю.

Не смотря на то, что предмет «Музицирование» тесно связан с курсом обучения игре на фортепиано,  данная программа позволяет заниматься музицированием детям, осваивающим   другие музыкальные инструменты.

 

Основные  задачи  программы:

ü    Научить детей владеть инструментом;

ü    Воспитание хорошего музыкального вкуса;

ü    Расширение кругозора;

ü    Формирование общей культуры личности в процессе музыкального образования.

Просматривается четкая связь «Музицирования» с теоретическими дисциплинами. Использование теоретических знаний на уроках музицирования повышает музыкальную грамотность, расширяет и закрепляет теоретические и исторические познания обучающихся.

Срок освоения программы  - 3 года.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, преимущественно 7  – 12 лет. По желанию обучающиеся могут продолжить обучение, т.к. данная программа предполагает 2 дополнительных года обучения (4, 5 классы).

Программа предмета«Музицирование»  условно делится на три этапа:

I этап – помощь в освоении основ игры на фортепиано в игровой форме с использованием простейших элементов импровизации. Цель – постановка игрового аппарата, развитие метро-ритма, развитие интонации и звуковысотного слуха, приобретение  первичных навыков  разбора нотного текста и чтения с листа.

II этап – развитие творческих исполнительских способностей. Цель – развить образно-эмоциональное представление учащимися музыкальных произведений (в том числе на примерах вокальной музыки), знакомство с интерпретацией, подбор знакомых мелодий и простейшего аккомпанемента к ним, умение работать в разных тональностях.

III этап – развитие навыков ансамблевой игры и аккомпанемента, самостоятельная работа над произведениями для домашнего музицирования. Цель – научить ученика петь под собственный аккомпанемент и аккомпанировать другим, играть в ансамбле, привить любовь к коллективному музицированию, расширить репертуар обучающихся, используя облегченные переложения популярных оперных, симфонических, джазовых, эстрадных инструментальных и вокальных произведений.

 

 

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музицирование (фортепиано)» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели. Для детей, поступивших в 1 класс в возрасте  6,5 - 9 лет вводится дополнительная неделя каникул.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

На освоение предмета «Музицирование» по учебному плану предлагается 0,5 часов в неделю. При желании обучающихся и наличии резерва часов по предмету по выбору со второго класса возможно  увеличение времени  урока  до 1,0  часа занятий в неделю.

     Общая трудоемкость учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)» при 3-летнем сроке обучения составляет 170/169* часов, из них: 85/84,5* –аудиторные занятия, 85/84,5*- самостоятельная работа. Общая трудоемкость учебного предмета «Музицирование» с учетом двух дополнительных лет (при 5-летнем сроке обучения) составляет 306/305* часов.  Из них: 153/152,5* часов – аудиторные занятия, 153/152,5* часов – самостоятельная работа.

 

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

 

 

 

Годы обучения

1-й год

2-й год

  3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

18/17*

16

18

16

18

Аудиторные занятия

8

9/8,5*

16

18

16

18

85/84,5*

Самостоятельная работа

8

9/8,5*

16

18

16

18

85/84,5*

Максимальная учебная нагрузка

16

18/17*

32

36

32

36

    170/169*

 

 

 

 

 

 

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

 

 

 

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество недель

16

18/17*

16

18

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

8

9/8,5*

16

18

16

18

16

18

16

18

153/152,5*

Самостоятельная работа

8

9/8,5*

16

18

16

18

16

18

16

18

153/152,5*

Максимальная учебная нагрузка

16

18/17*

32

36

32

36

32

36

32

36

306/305*

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

·         приобщение ученика к различным видам музыкального творчества (подбору по слуху, импровизации, сочинению).

·         развитие внутреннего слуха как фундамента творческой деятельности обучающегося.

·         воспитание и развитие метроритмического чувства.

·         развитие ладогармонического мышления.

·         формирование навыков чтения с листа, способствующих быстрому и грамотному разбору текста.

·         развитие таких личностных качеств как воображение, увлеченность, активность, трудолюбие, инициативность, самостоятельность.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

ü    сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

ü    распределение учебного материала по годам обучения;

ü    описание дидактических единиц учебного предмета;

ü    требования к уровню подготовки обучающихся;

ü    формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

ü    методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

ü       словесный (объяснение, беседа, рассказ);

ü       наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

ü       практический (работа на инструменте, упражнения);

ü       аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

ü       эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Реализация данной программы предполагает  наличие учебного кабинета площадью не менее  6 кв.м. с  фортепиано  (1или 2 инструмента), концертного зала.

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями, учебно-методической, справочной  и нотной литературой.

Класс должен соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

II.Содержание учебного предмета

                                           1 класс.

Учебный элемент

теоретич

Практич.

1

Донотный  период

1

1

2

Постановка исполнительского аппарата

 

 

1  (1,5*)

3

Развитие метроритма

1

2

4

Подбор по слуху

1

2  (2,5*)

5

Чтение  с листа

 

-

3

6

Ансамль

-

4,5

 

Промежуточный контроль (контрольный урок)

 

 0,5

 

Всего 17  часов

3 часа

 14 часов

 

Основная задача курса музицирования в 1 год обучения  - помощь в освоении основ игры на фортепиано в игровой форме с использованием приемов простейшей импровизации.

Темы занятий . I полугодие.

1.Знакомство с клавиатурой. «Донотный» период обучения. Творческие игры по быстрой ориентации на клавиатуре, нахождению клавиш нужной октавы, тембровые и регистровые примеры звучания.

2.Работа по постановке игрового аппарата, посадке за инструментом, по координации движений. Упражнения и тренинг, построенные на образных ассоциациях.

Освоение основных приемов игры: legato, non legato,staccato. Упражнения по освоению этих приемов. Изучение легких однострочных пес с использованием изученных приемов игры. Сочинение сюжетов на упражнения по различным видам техники игры.

Примеры:

 «Дождик» – стаккато;

«Тяжелые шаги» – партаменто;

«Лай собачки» – маркатто;

«Бежит ручей», «Льется вода», «дети идут взявшись за руки» -      легато и т.д.

3.Упражнения и творческие задания по работе над звукоизвлечением. Звукоподражание.

4.Подготовительные упражнения по технике чтения с листа. Графическое восприятие нотной записи. Чтение «бус». Игра в одной аппликатурной позиции

5.Инсценированные импровизации на выбранную тему.

Темы занятий  II полугодие.

1.Продолжение работы по темам I полугодия;

2.Развитие чувства метроритма. Освоение ритмической пульсации на примерах ритмических упражнений.

а) Cоставление ритмических блоков с последующим их освоением.

б)Простейшие ритмические импровизации на одной-двух клавишах, вокальные импровизации со слоговой поддержкой (та-та, ти-ти-та и т.д.)

3. Подбор простейших мелодических попевок по слуху, начинающихся с тоники (I ступень лада) или доминанты (V ступень лада) с поступенным движением звуков. Определение по слуху движения мелодии ( на месте, вниз или вверх «по лесенке» в пределах квинты). Пение по слуху повторов одного и того же звука, поступенных движений звуков, простейших звуковых сочетаний, песенок, подбор их мелодии на инструменте в тональностях без знаков, в размере 2/4, 3/4, 4/4, в медленном или умеренном темпе. Подбор Т - S - D ( с басом) для продвинутых обучающихся.

Пример. «Прозвенел звонок», «Светит солнышко», «Как под    горкой» и т.д.

4. Работа над техникой чтения с листа однострочных примеров из сборников «Сольфеджио» или из других источников.

ü                               Чтение ритмов на одном звуке с текстовой поддержкой

ü                               Мелодии из двух звуков

ü                               Чтение мелодий в пределах одной аппликатурной позиции

ü                               Мелодии с различным направлением звуков

ü                               Гаммообразные и арпеджированные последовательности звуков.

На каждом уроке ученику задается по 3-5 номеров для самостоятельного чтения с листа.

5. Самостоятельная работа ученика над понравившимися мелодиями из ранее прочитанных с листа.

ü     Анализ последовательности звуков

ü     Заучивание наизусть

ü     Сочинение слов (если отсутствуют)

ü     Работа над выразительностью, звукоизвлечением, чувственно-эмоциональной стороной исполнения.

 6. Игра с педагогом в ансамбле. Работа над техникой синхронного исполнения, техникой совместного дыхания, техникой одновременных штрихов. Игра в четыре руки (с преподавателем) произведений народной музыки, русской и зарубежной классики в форме песен, маршей, танцев.

2 ансамбля в год.

Все упражнения, примеры, творческие задания по темам преподаватель подбирает по собственному усмотрению с учетом индивидуальных возможностей и особенностей ученика, а также поставленных на каждом этапе обучения задач.

На контрольном уроке ученик

1.Исполняет любимую песенку (из самостоятельно подобранных по слуху или выученную по нотам);

2.Читает с листа пьесу в однострочном изложении с анализом движения звуков, разбором ритмических особенностей, определив настроение пьесы, темп и динамику исполнения

2 класс

Учебный элемент

Теоретич

Практич.

1

Развитие  метроритма

0,5

1

2

Чтение  с листа

 

-

3

3

Подбор по слуху

-

4

4

Ансамбль

0,5

6

5

импровизация

0,5

1

6

Промежуточный контроль (контрольный урок)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

0,5

 

Всего 17 часов

 (

 

 

1,5 час

 15,5часов

 

(При продолжительности урока 1 час, показатели умножаются на 2)

 

Во втором классе продолжается развитие тем, освоенных учеником в первом классе, но на более сложном нотном и теоретическом материале.

Развитие метроритма.

1.Составление и освоение ритмических блоков с использованием различных длительностей.

2.Ритмические и вокальные импровизации (па-па) на одном звуке и звуках трезвучий.

Чтение нот с листа.

1.Сочинение “бус”, их запись и игра с анализом движения звуков.

2.Чтение мелодий песенного характера на двух нотных станах (уровень сложности – 1 класс)

ü    Артикуляционные обозначения.

ü    Добавочные линейки.

ü    Случайные знаки альтерации.

ü    Басовый ключ.

ü    Знаки альтерации в ключе. Скачки в мелодии.

ü    Знаки альтерации в ключе. Разнообразие штрихов и длительностей. Паузы.

На каждом уроке читаем 1-2 пьесы. На дом задается 2-4 пьесы.

Развитие звуковысотного слуха. Подбор мелодий песенного характера.

1.Упражнения по определению характера движения мелодии (вверх-вниз, на месте, скачки)

2.Подбор песен после предварительного разучивания по слуху со словами и анализа движения мелодии.

Пример песен для подбора: «Зайка», «Едет воз», «Мишка с куклой» и т.д.

Знакомство с тональностями. Подбор простейшего аккомпанемента к знакомым мелодиям.

1.Мажорный и минорный лад.

2.Главные ступени лада.

I – тоника   Т

IV – субдоминанта    S

V – доминанта    D

3.Подбор простейшего аккомпанемента в виде опорных звуков главных ступеней лада.

4.Работа над песнями, начинающимися с I, III, V ступени одной тональности (До, Соль, Ре).

2– 4 аккомпанемента в год.

Ансамбль. Игра с педагогом в 4 руки ансамблевых пьес, народной  музыки, русской  и  зарубежной классики. Работа  над техникой  синхронного  исполнения.    1-2 произведения в полугодие.

I.Инсценированные импровизации на тему, выбранную учеником. Звукоподражание. Динамика звука и его образно-эмоциональная окраска.

Самостоятельная работа над пьесой для домашнего музицирования.

1.Выбор пьесы после проигрывания нескольких пьес педагогом.

2.Подробный анализ произведения.

3.Составление плана работы (ход действий, последовательность).

4.Выбор методов и приемов работы.

Учеником самостоятельно выучивается 1-2 пьесы в полугодие.

Обучающийся    должен    уметь  читать    с    листа    простые    произведения, выразительно, полным и певучим звуком играть мелодии с несложным аккомпанементом и простейшими приемами подголосочной полифонии, уметь передать характер и образ пьес

У обучающегося должны быть сформированы — правильная посадка, пластичность действий аппарата, инструментальные навыки, координация рук и синхронность действий, аппликатура в позиционных группах, в аккордах и арпеджио, интерес к музыке, положительное отношение к занятиям, эмоциональная реакция на художественные произведения, передачу чувств в рассказе, исполнении, впечатлительность от восприятия художественных произведений, приобретен элементарный исполнительский (сценический, слушательский, зрительский ) опыт, общие представления о добром и прекрасном.

На контрольном уроке в конце года ученик:

1.Исполняет подобранную ранее по слуху песенку.

2.Читает с листа.

3.Исполняет по нотам произведение в ансамбле с педагогом.

4.Показывает самостоятельно выученную пьесу.

3 класс.

Учебный элемент

теоретич

Практич.

1

Развитие  метроритма

0,5

1

2

Чтение  с листа

 

-

3

3

Подбор по слуху

-

2

4

Ансамбль

-

7

5

Музыкальная подготовка

0,5

-

6

Аккомпанемент

0,5

2

7

Итоговый* контроль (контрольный урок)

 

 

 

0,5

 

Всего 17 часов

 

1,5 часа

 15,5часов

 

(При продолжительности урока 1 час, показатели умножаются на 2)

* При продолжении обучения  - промежуточный контроль.

 

Продолжается работа по учебно-тематическому плану 2 класса, но с усложнением изучаемого материала.

Музыкальная подготовка. Освоение профессиональных речевых оборотов и музыкальной терминологии. Музыкально-теоретический анализ пьесы: тональность, размер,  развитие мелодии.

Развитие метроритма.

1.Составление и освоение ритмических блоков с одной ритмической строчкой, используя более сложные ритмические фигуры, синкопы и т.д.

2. Собирать короткие блоки в длинные ритмические схемы, чтобы «перебить»

3.Ритмические импровизации на двух-трех нотах. Для     более продвинутых детей – по звукам трезвучий.

4.Сочинение и игра «бус» в ритмической последовательности.

Чтение нот с листа.

Примеры для чтения подбираются индивидуально, с учетом уже освоенных учеником навыков. Берутся пьесы песенного характера, этюды за 1-2 класса, начиная от простого изложения к сложному.

Чтению с листа предшествует подробный анализ произведения, так как появляются дополнительные линейки, знаки альтерации, разнообразные штрихи, сложные тональности, аппликатура.

1.Строение фраз (повтор, суммирование).

2.Мелодия и остинатное сопровождение.

3.Параллельное движение голосов в симметричном и «зеркальном» движении.

4.Изучение аппликатурных принципов.

5.Изучение упражнений по навыку игры «вслепую».

6.Чтение с листа отдельно партии левой руки, знакомя с различными видами фактур (терции, трезвучия, бас + терция, арпеджио и т.д.).

Примеры для чтения брать из сборников этюдов, вальсов, сонат. Партию правой руки исполняет педагог  или другой ученик.

Цель – приучить «схватывать» главные особенности сочинения: строение фраз, темп, изменения фактуры, аппликатурные особенности и т.д.

На уроке прочитывать одно произведение. На дом задается два-три произведения (сложность – 1-2 класс).

Подбор знакомых мелодий и простейшего аккомпанемента к ним.

1.Подбор знакомых песенных мелодий. Запись.

2.Определение тональности, опорных точек для подбора баса аккомпанемента.

Знакомство с фактурным аккомпанементом.

3.Терции, основные виды трезвучий, построенные на главных ступенях лада – «снеговики-дирижеры».

4.Работа над одной песней в тональностях До, Ре, Ми, Соль, ля. Работа в  одной тональности над песнями, начинающимися с I, III, V ступени лада.

Изучение знакомых несложных песен по сборникам с несложным буквенным обозначением функций аккордров аккомпанемента

 Правая рука – мелодия.

 Левая рука – “снеговики” по буквенным обозначениям        аккордов.

1-2            песенки в полугодие.

Работа над простейшим аккомпанементом детских песен, песен из мультфильмов.

1.Мелодия аккомпанемента дублирует вокальную партию (правая рука). А в партии левой руки

2.Выдержанный бас.

3.Мелодическое движение нижнего голоса аккомпанемента.

4.Унисон.

5.Сочетание нижнего голоса аккомпанемента с созвучиями.

6.Аккорды в нижнем голосе аккомпанемента.

Один аккомпанемент в полугодие.

Работа над чистотой интонации и развитие звуковысотного слуха. Самостоятельная работа над выбранной пьесой для домашнего музицирования.

1.Выбор пьесы после проигрывания нескольких пьес педагогом.

2.Подробный анализ произведения.

3.Составление плана работы (ход действий, последовательность).

4.Определение методов и приемов работы для достижения поставленной цели.

Ученик самостоятельно разучивает два произведения в год.

Игра в четыре руки ансамблевых пьес (С педагогом или другим учеником).

За год – 2 ансамбля.

Обучающийся должен владеть аккордовой техникой, уметь синхронно играть в ансамбле, читать с листа в тональностях до 3 знаков, подбирать по слуху мелодии и простой аккомпанемент, технически грамотно исполнять произведения, самостоятельно их разучивать.

 У обучающегося должны быть сформированы: координация движений рук на клавиатуре, ощущение объема клавиатуры,      скоординированы мышцы, голос, слух и художественные представления, сформированы основы художественного вкуса, эмоциональная отзывчивость; воспитано осознанное отношение к произведениям искусства, устойчивый интерес к искусству, развиты музыкальные и художественные способности.

На контрольном уроке в конце года ученик:

1.Исполняет подобранную ранее по слуху песенку или аккомпанемент понравившейся песни по нотам.

2.Читает с листа.

3.Исполняет по нотам произведение в ансамбле.

4.Показывает произведение для домашнего музицирования (переложение популярной мелодии или самостоятельно выученную пьесу современных композиторов).

Сложность – 1-2 класс.

4 класс

Учебный элемент

теоретич

Практич.

1

Развитие  метроритма

 

1

2

Чтение  с листа

 

 

3

3

Подбор мелодий по слуху

 

2

4

Ансамбль

 

6

5

Пьесы домашнего музицирования

 

2

6

Аккомпанемент

 

2,5

7

Промежуточный контроль (контрольный урок)

 

 

0,5

 

Всего 17 часов

 

 

 17часов

 

(При продолжительности урока 1 час, показатели умножаются на 2)

 

Продолжается работа по учебно-тематическому плану 3 класса, но с усложнением изучаемого материала.

Развитие метро-ритма.

1.Составление из простых ритмических блоков длинных ритмических схем. 2.Освоение схем с более сложными джазовыми и эстрадными ритмами, в однострочном изложении.

Одна рука стучит пульс. Другая – ритм.

Каждая схема отрабатывается до автоматизма.

4.Игра ритмических схем на клавиатуре. (Пульс лучше отсчитывать левой ногой).

5.Ритмические импровизации

Преподаватель играет аккомпанемент, ученик одной рукой импровизирует, используя сначала 3 ноты, затем 5 и т.д.

Ученик играет гармоническую сетку. Педагог импровизирует.

Ученик стучит ритм и аккомпанирует аккордами (по 4 от каждой ступени I-VII-IV-V)

Вид аккомпанемента: - аккордовый (по 4 в такте)

                                      -бас+терция

                                      -медленный арпеджированный

6.Освоение примеров сложного ритма из сборников джазовой музыки (Отдельно каждой рукой)

Чтение нот с листа

1.Сложность пьес для чтения – 2-3 классы.

2.Пьесы с постепенным увеличением количества позиционных перемещений.

С все более сложной артикуляцией, динамикой, усложнением интонационного содержания.

3.Развитие зрительной памяти, навыка чтения на один такт вперед.

4.Работа над навыком игры «вслепую»

На уроке ученик читает с листа 1 произведение или отрывки из нескольких.

На дом задается 1-2 произведения для чтения с листа.

Подбор мелодий по слуху и аккомпанемента к ним.

1.Подбор мелодии после устного звуковысотного анализа.        Запись.

2.Определение тональности и функций аккомпанемента.

3.Выбор фактуры аккомпанемента.

4.Работа в тональностях        C, a; D; F, d; G, e; A; c, m.

Работа над песнями из песенных сборников с буквенным          обозначением функций аккомпанемента.

1.Разучивание мелодий.

2.Пение вокальной партии. Верхний голос аккомпанемента дублирует вокальную партию. Нижний – по буквенным обозначениям игра аккордов.

3.Выбор фактуры аккомпанемента, соответствующего стилю и форме песни.

4.Игра разложенного на две руки фактурного аккомпанемента без мелодической поддержки. Пение вокальной партии.

Две песни в год.

Работа над несложными романсами и современными песнями.

Два произведения в год.

Работа над инструментальными переложениями популярной классической, современной эстрадной и джазовой музыки.

Два произведения в год.

Самостоятельная работа над  выбранным произведением для домашнего музицирования.

Одно произведение в год.

Работа над ансамблевыми произведениями. Работа над техникой синхронного виртуозного исполнения произведения, техникой педализации. Игра в четыре руки (с преподавателем) произведений народной музыки, русской и зарубежной классики - пьес для фортепиано, песен с использованием ансамблевых навыков «солирования», «аккомпанирования».

Один-два ансамбля за год.

Художественное воспитание. Вовлечение обучающегося в активную концертную, просветительную деятельность (участие в литературно-музыкальных композициях, беседах, концертах и других мероприятиях), анализ и оценка выступлений, содержания музыкального и литературного
материала,          основные  этические  и  эстетические  категории  красоты, искусства, культуры, духовной культуры, художественной культуры.

На контрольном уроке в конце года ученик:

1.Исполняет подобранную ранее по слуху песенку или аккомпанемент песни (романса) по нотам.

2.Читает с листа (сложность – 2 класс).

3.Играет в ансамбле.

4.Исполняет по нотам переложение популярной музыки или самостоятельно выученную пьесу для домашнего музицирования.

5 класс

Учебный элемент

теоретич

Практич.

1

Развитие метроритма

 

1

2

Чтение нот с листа

 

2

3

Аккомпанемент

 

3

4

Репертуар домашнего музицирования

 

5

5

Ансамбль

 

5,5

6

Итоговый контроль (контрольный урок)

 

 

0,5

 

Всего 17 часов.

 

17

 

(При продолжительности урока 1 час, показатели умножаются на 2)

 

Продолжается работа по учебно-тематическому плану  4 класса, но делается акцент на самостоятельный выбор обучающимися произведений для изучения.

Развитие метро-ритма.

1.Составление и освоение ритмических схем в двухстрочном изложении

Пример:    Правая рука

                  Левая рука

                   Пульс левой ногой

2.Ритмические импровизации. Ученик играет левой рукой гармоническую сетку на I, VII, IV, V ступенях, используя различные виды аккомпанемента:

-Аккордовый,  медленный

-Медленный арпеджированный

-Пунктирный

-Разложенные аккорды и т.д.

Правой рукой играет ритмическую импровизацию. (Можно        на нескольких клавишах или по звукам трезвучий. Главное – интересный ритм).

3.Освоение примеров сложного ритма из сборников джазовой и эстрадной музыки.

-Для слабых обучащихся отдельно каждой рукой, с отстукиванием пульса. Партию другой руки играет педагог.

-Для остальных – игра сразу двумя руками. При   затруднении пульс отстукивать левой ногой

Чтение нот с листа.

Сложность произведений для чтения – 3 класс.

Используют пьесы различные по жанру, стилю, строению, в том числе полифонические, джазовые и эстрадные произведения.

Продолжается работа над:

1.Развитием зрительной памяти, навыка чтения на такт вперед;

2.Развитие навыка игры «вслепую»;

3.Способностью сокращения срединных фактур (при чтении аккомпанемента);

4.Умением переключать внимание с нот, ритма, общей нюансировки на выразительность исполнения,  собственную интерпретацию.

На уроке ученик читает произведение целиком или отрывок, если пьеса объемная.

На дом задается 2-3 произведения для чтения с листа. Сложность и количество произведений подбирается индивидуально для каждого обучающегося.

На уроке можно проверить только одну пьесу или отрывок.

Работа над песнями и популярными мелодиями из сборников      с буквенным обозначением функций аккомпанемента.

1.Разучивание мелодий.

2.Пение вокальной партии. Верхний голос аккомпанемента дублирует вокальную партию. Нижний – по буквенным обозначениям игра аккордов.

3.Выбор фактуры аккомпанемента, соответствующего стилю и форме песни.

4.Игра разложенного на две руки фактурного аккомпанемента без мелодической поддержки.

5.Пение вокальной партии.

Две песни в год.

Песни выбирает сам ученик. Педагог может только посоветовать.

Количество зависит от индивидуальной подготовки и желания обучающихся, но не менее двух произведений в год.

Работа над несложными романсами и современными песнями.         

Можно брать изучаемые на вокале и на хоре, если позволяет сложность изложения.

Работа над фортепианными переложениями популярной инструментальной музыки.

Если произведение сложное, но сыграть очень хочется, научить ребенка сокращать срединные структуры или фактурный аккомпанемент не в ущерб общему содержанию, стилю, замыслу композитора.

Не менее 2-х произведений в год.

Самостоятельная работа над выбранным произведением для домашнего музицирования.

1 произведение в год.

Работа над ансамблевыми произведениями.

Это может быть не только классическое произведение, но и переложение современной музыки или песни для 4-х ручного исполнения.

Особое внимание уделить джазовой и популярной музыке.

2-3  ансамбля в год.

Художественное воспитание. Воспитание высокохудожественного вкуса, самостоятельности (в выборе репертуара, самостоятельном разучивании произведений и программ, выборе разнообразных видов деятельности), потребности (в профессиональной деятельности, в художественных занятиях), формирование эстетического отношения к действительности, системы эстетических и этических знаний.

Обучающийся должен уметь самостоятельно и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений, играть в ансамбле, аккомпанировать, читать с листа произведения за 3-4 классы, подбирать по слуху мелодию и аккомпанемент, анализировать музыкальные произведения.

Обучающийся должен знать основы музыкальной грамоты и применять ее в исполнительской практике, основные музыкальные понятия и термины, историю исполнительства, методики подбора по слуху и транспонирования, характерные особенности фортепианных школ.

На контрольном уроке в конце года ученик :

1.Исполняет аккомпанемент романса или современной песни;

2.Читает с листа;

3.Играет в ансамбле;

4.Исполняет по нотам переложение популярной музыки или самостоятельно выученную пьесу для домашнего музицирования.

При успешной сдаче контрольного урока ставится отметка по пятибалльной системе. Если ребенок по каким-либо причинам не сдал контрольный урок, то ему назначается дополнительный срок по его сдаче.

Отметка за год по предмету «Музицирование» складывается из оценки за контрольный урок и четвертных отметок, те, в свою очередь, выставляются по текущим оценкам за уроки .

III. Требования к уровню подготовки  обучающихся

Окончив курс обучения, ученик должен:

- иметь навык чтения с листа несложных произведений различной стилевой направленности (классические, джазовые, эстрадные);

- подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом, используя различные варианты фактуры;

 - иметь разнообразный репертуар для досуговых мероприятий;

 - иметь хороший музыкальный вкус, любить и понимать музыку;

- уметь рассказывать о музыкальных произведениях и композиторах, поддерживать беседу на музыкальные темы.

 

 

IV.Формы и методы контроля. Критерии оценок.

Основными  формами текущего  контроля является  проверка  выполнения заданий  и  анализ  работы на занятии.

Промежуточный контроль осуществляется в виде контрольного  урока, который  проводится в  конце второго полугодия (апрель-май), Обучающийся по своему  выбору исполняет один из вариантов:

а) по нотам или наизусть одну пьесу из своего репертуара для домашнего музицирования (переложение популярной музыки или любимую пьесу русских, современных или зарубежных композиторов);

б) песню под собственный аккомпанемент или аккомпанирует другому исполнителю;

в)  1 музыкальное произведение в ансамбле с другим учеником или с преподавателем.

Выступление обучающегося на концертах различного уровня засчитывается как форма промежуточной и итоговой аттестации.

 

Критерии оценок

При оценивании обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

- наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;

- степень продвижения обучающегося, успешность личных достижений.

По итогам исполнения программы на  контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале.

V.Методическое обеспечение программы

Дидактический материал:   рисунки   и  таблицы,     набор     открыток  с музыкальными терминами.

Методический материал: разработки открытых уроков, бесед, методические рекомендации по предмету.

Оборудование класса: два фортепиано, два стула, два стула с мягким сиденьем, набор подставок (скамеек), сборники нотной литературы.

Технические   средства   обучения:       магнитофон,    проигрыватель, фонохрестоматия ( с записями исполнения пианистов - исполнителей)

VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список рекомендуемых нотных сборников

Ввиду отсутствия комплексного методического пособия по предмету «Музицирование», репертуарный список состоит из сборников авторов, которые уже завоевали популярность среди педагогов и содержат наиболее эффективные в педагогическом отношении пьесы и упражнения. Разумеется, этот репертуар можно и нужно дополнять другими произведениями по усмотрению педагога.

1.Барабошкина А. Сольфеджио. 1 класс ДМШ. М.: «Музыка», 1992.

2.Барабошкина А. Сольфеджио. 2 класс ДМШ. М.: «Музыка», 1992.

3.Баранова Г., Четвертухина А. Первые шаги маленького пианиста. М.: «Музыка», 1992.

4.Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. М.: «Советский композитор», 1981.

5.Барсукова С. Азбука игры на фортепиано. Для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. Ростов н/Д.: «Феникс», 2001.

Бриль И. Джазовые пьесы для фортепиано. 1-3 классы ДМШ. М.: «Кифара», 2002.

6.Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Творческие тетради I, II, III. СПб.: «Композитор», 1999.

7.Майлз Джон С. Азбука игры на фортепиано. М.: «Махаон», 1998.

8.Милич Б. Маленькому пианисту. М.: «Кифара», 1996.

9.Николаев А. Фортепианная игра. 1-2 классы ДМШ. М.: «Музыка», 1991.

10.Перминова М. Волшебный рояль. Сказочная школа игры на фортепиано.Щекино: ГМРИП «Левша», 1995.

11.Печковская М. Букварь музыкальной грамоты. М.: МПО.1996.

12.Печковская М. 34 урока музыки. М.: Авваллон, 2004.

13.Подгорная С. Сборник джазовых пьес и фортепианных ансамблей для детей. Ростов н/Д.: «Феникс», 2010.

14.Шмитц М. MINI JAZZ. 50 легких пьес для фортепиано. Тетрадь 1. М.: «Классика – XXI», 2004.

15.Шмитц М. MINI JAZZ. 21 легкая пьеса для фортепиано в 4 руки. Тетрадь 2. М.: «Классика – XXI», 2004.

16.Шмитц М. MINI ROCK. 53 легкие пьесы для фортепиано. Тетрадь 1. М.: «Классика – XXI», 2004.

Список рекомендуемой методической литературы

1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Издание 3. М.: «Музыка», 1981.

2.Алексеева Л., Тютюнникова Т. Музыка: Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста. М.: «АСТ», 1998.

3.Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. СПб.: «Каро», 2004.

4.Бриль И. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано.Учебн. пособие. Ред. Ю. Н. Холопова. М.: «Советский композитор», 1987.

5.Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. Методические материалы. М., 1971.

6.Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М.: «АСТ», 2001.

7.Соловьева Н. Упражнения на фортепиано в курсе гармонии. М.: «Советский композитор, 1989.

8.Цыпин Г. Формирование музыкально-ритмического чувства у юного пианиста. «Музыкальное воспитание в школе». Сост. О. Апраксина. Вып. 9. М.: «Музыка», 1974.

9.Чугунов Ю. Гармония в джазе. М.: «Советский композитор», 1985.

10.Шавкунов И. Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения. СПб.: «Композитор», 2001.

11.Шатковский И. Развитие музыкального слуха. М.: «Музыка», 1996.