ДООП "Основы музыкального исполнительства" Программа по предмету "Музыкальная грамота и основы сольфеджио"

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного образования Озерского городского округа

« Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Основы музыкального исполнительства»

 

по учебному предмету

«Музыкальная грамота и основы сольфеджио»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Новогорный.

2017

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

 

 

 

Решением Педагогического совета протокол № 6

от  «02» июня 2017г.

Директор МБУДО «ДШИ» ______________ Е.Ю.Каменская

 

 

 

Разработчик – Зарипова Эльмира Мухаметовна, преподаватель теоретических дисциплин МБУДО «ДШИ»

 

Рецензенты:

- __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


 

Структура программы учебного предмета

 

 

I.        Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе       

- Срок реализации учебного предмета   

Сведения о затратах учебного времени

Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета

- Форма проведения учебных аудиторных занятий 

- Цель и задачи учебного предмета        

- Структура программы учебного предмета 

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

- методы обучения

- Оснащение занятий  

 

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план        

- Распределение учебного материала по годам обучения  

- Формы работы на уроках сольфеджио        

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

IV.  Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание     

- Критерии оценки     

- Контрольные требования на разных этапах обучения   

 

V.     Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации по основным формам работы для педагогических работников        

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся   

 

VI.  Список рекомендуемой учебно-методической литературы

- Учебная литература

- Учебно-методическая литература     

- Методическая литература        

 

I. Пояснительная записка

 

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальная грамота и основы сольфеджио» разработана на основе "Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств", утвержденных приказом Министерства культуры Российской федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в детских школах искусств.

«Музыкальная грамота и основы сольфеджио» является обязательным учебным предметом в детских школах искусств. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке.

Полученные на уроках музыкальной грамоты и сольфеджио  знания, формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов.

Срок освоения программы  - 3 года.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, преимущественно 7  – 12 лет.

По желанию обучающиеся могут продолжить обучение, т.к. данная программа предполагает 2 дополнительных года обучения (4, 5 классы).

 

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальная грамота и основы сольфеджио»  продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 34  недели. Для детей, поступивших в 1 класс в возрасте 6 - 9 лет вводится дополнительная неделя каникул.*

 

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

 

 

 

Годы обучения

1-й год

2-й год

  3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

18/17*

16

18

16

18

Аудиторные занятия

16

18/17*

16

18

16

18

102/101*

Самостоятельная работа

16

18/17*

16

18

16

18

102/101*

Максимальная учебная нагрузка

32

36/34*

32

36

32

36

    204/202*

 

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

 

 

 

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество недель

16

18/17*

16

18

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

16

18/17*

16

18

16

18

16

18

16

18

170/169*

Самостоятельная работа

16

18/17*

16

18

16

18

16

18

16

18

170/169*

Максимальная учебная нагрузка

32

36/34*

32

36

32

36

32

36

32

36

340/338*

 

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальная грамота и основы сольфеджио» при 3-летнем сроке обучения составляет 204/202* часов, из них: 102/101* –аудиторные занятия, 102/101*- самостоятельная работа. Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальная грамота и сольфеджио» с учетом двух дополнительных лет (при 5-летнем сроке обучения) составляет 340/338* часов.  Из них: 170/169* часов – аудиторные занятия, 170/169* часов – самостоятельная работа.

 

 

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация учебного плана по предмету «Музыкальная грамота и сольфеджио» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

 

Цель и задачи предмета «Музыкальная грамота и сольфеджио»

Цель предмета:

·     формирование у детей умения художественного восприятия музыки, развитие их музыкальных способностей, воспитание художественного вкуса.

Программа направлена на решение следующих задач:

·       развитие музыкальных способностей учащихся (музыкального слуха, памяти, чувства метроритма)

·       овладение простейшими музыкально-теоретическими знаниями

 

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

•     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

•     распределение учебного материала по годам обучения;

•     требования к уровню подготовки обучающихся;

•     формы и методы контроля, система оценок;

•     методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

•     словесный (объяснение, рассказ, беседа);

•     наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

•     практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

 

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Реализация программы учебного предмета «Музыкальная грамота и основы сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными  изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Музыкальная грамота и основы сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями. Основной учебной литературой по учебному предмету «Музыкальная грамота и основы сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся.

Учебная аудитория площадью 24 кв.м. предназначена  для проведения мелкогрупповых занятий  учебного предмета «Музыкальная грамота и основы сольфеджио». Оснащена фортепиано, звуковоспроизводящим и мультимедийным оборудованием, учебной мебелью (доской, столами, стульями, стеллажами), оформляются наглядными пособиями. Учебная аудитория имеет частичную  звукоизоляцию.

 

Оснащение занятий

В младших классах активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов. Для обучающихся более старшего возраста применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям. В кабинете оформлен стенд с основными теоретическими понятиями.

Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.

Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.

 

II. Содержание учебного предмета

 

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (приобретение навыка сольфеджирования, интонационные, ритмические упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.

 

Учебно-тематический план

Срок обучения 3 года

 

 

 

1 класс

 

п.п.

Наименование темы

 

Вид

учебного

занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудиторные занятия

1

Знакомство с предметом. Музыкальные звуки. Регистры. Жанровая основа музыки(песня, танец, марш).Метрическая пульсация, доля.

Урок

2

1

1

2

Метр. Сильная и слабая доли. Двух- и трёхдольность.  Ритм. Длительности.

Урок

2

1

1

3

Унисон. Знакомство с ключами: Соль и Фа. Ноты первой октавы.

Урок

2

1

1

4

Музыкальная фраза. Ритмическая партитура из пройденных длительностей.

Урок

2

1

1

5

Размер 2/4. Лад, ступени лада. Тоника. Тональность.

Урок

2

1

1

6

Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Динамические оттенки.

Урок

2

1

1

7

Ноты в басовом ключе. Пауза. Дирижирование в размере  2/4

Урок

2

1

1

8

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

9

Тональность До мажор. Ступени. Т53.

Урок

2

1

1

10

Понятия ТОН-ПОЛУТОН. Знаки альтерации. Строение мажорной гаммы.

Урок

4

2

2

11

Тональность Ре мажор. Ступени. Т5/3

Урок

2

1

1

12

Опевание устойчивых ступеней. (До, Ре мажор)

Урок

2

1

1

13

Разрешение ступеней. До, Ре мажор. Дирижирование в размере 3/4.

Урок

2

1

1

14

Понятие ЗАТАКТ.

Урок

2

1

1

15

Текущий контроль.

Контрольный урок

2

1

1

16

Тональность Соль мажор. Понятие ТЕТРАХОРД.

Урок

2

1

1

17

Соль мажор в размере 3/4.Дирижирование, строение такта.

Урок

2

1

1

18

Строение мелодий: период, предложение, фраза.

Урок

2

1

1

19

Понятие вводных ступеней.

Урок

2

1

1

20

Тональность Фа мажор (разбор).

Урок

2

1

1

21

Затакт в размерах 2/4, 3/4(особенности дирижирования).

Урок

4

2

2

22

Понятия главных ступеней.

 Урок

2

1

1

 

Навыки подбора аккомпанемента с использованием Главных ступеней.

 

 

 

 

23

Текущий контроль.

Контрольный урок

2

1

1

24

Понятие ИНТЕРВАЛ. Гармонический и мелодический вид. Названия интервалов.

Урок

2

1

1

25

Понятие ТРАНСПОНИРОВАНИЕ. Транспонирование в До, Ре мажор.

Урок

2

1

1

26

Знаки сокращенного письма (реприза, вольты). Размер 4/4.

Урок

2

1

1

27

Транспонирование в тональностях Соль, Фа мажор.

Урок

2

1

1

28

Канон.

Урок

2

1

1

29

Творческие задания.

Урок

2

1

1

30

Подготовка к контрольному уроку.

Урок

2

1

1

31

Промежуточный контроль.

Контрольный урок

2

1

1

 

Итого:

 

66

33

33

 

2 класс

 

п.п.

Наименование темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная

учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Повторение мажорных тональностей, пройденных в 1 классе. (Вокально-интонационные упражнения, опевание, разрешение, сольфеджирование в размерах 2/4, ¾,4/4 с использованием пройденных ритмических фигур).

Урок

8

4

4

2

Затакт в пройденных размерах. Транспонирование.

Урок

2

1

1

3

Интервалы. Понятие «консонанс», «диссонанс». Чистые интервалы (ч1,ч4, ч5, ч8) в тональности и от звука.

Урок

4

2

2

4

Минор. Одноименные тональности

Урок

2

1

1

5

Текущий контроль.

Контрольный урок

2

1

1

6

Параллельные тональности.

Урок

2

1

1

7

Тональность ля минор (строение минорной гаммы)

Урок

2

1

1

8

Тональность ля минор. Гармонический и мелодический виды.

Урок

6

3

3

9

Творческий урок.

Урок

2

1

1

10

Текущий контроль.

Контрольный урок

2

1

1

11

Тональность ми минор. Три вида.

Урок

2

1

1

12

Ритмическая группа четверть с точкой + восьмая в размерах 2/4 и 4/4.

Урок

2

1

1

13

Интервалы м2 иб2

Урок

2

1

1

14

Тональность си минор (три вида).

Урок

2

1

1

15

Ритмическая группа четверть с точкой + восьмая в размерах 3/4.

Урок

2

1

1

15

Интервалы м3 и б3.

Урок

2

1

1

16

Тональность ре минор (три вида).

Урок

2

1

1

17

Ритмическая группа_____,(шестнадцатые)

Урок

2

1

1

18

Систематизация интервалов. Ув2 в гармоническом миноре.

Урок

2

1

1

19

Текущий контроль

Контрольный урок

2

1

1

20

Тональность Си бемоль мажор и соль минор(3 вида)

Урок

6

3

3

21

Обращение интервалов.

Урок

4

2

2

22

Творческие задания.

Урок

2

1

1

23

Подготовка к контрольному уроку.

Урок

2

1

1

24

Промежуточный контроль.

Контрольный урок

2

1

1

 

Итого:

 

68

34

34

 

3 класс

 

п.п.

Наименование темы

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные

занятия

1

Повторение пройденных мажорных, минорных(3 вида) тональностей.

Урок

4

2

2

2

Тональность Ля мажор.

Урок

2

1

1

3

Ритмическая группа восьмая и две шестнадцатые.

Урок

2

1

1

4

Тональность фа диез минор.

Урок

2

1

1

5

Ритмическая группа  две шестнадцатые и восьмая.

Урок

2

1

1

6

Тональности с тремя диезами при ключе.

Урок

2

1

1

7

Транспонирование.

Урок

2

1

1

8

Текущий контроль.

Контрольный урок

2

1

1

9

Тональность Ми бемоль мажор

Урок

2

1

1

10

Размер 3/8

Урок

2

1

1

11

Тональность до минор (три вида).

Урок

2

1

1

12

Размер 3/8 с использованием шестнадцатых длительностей.

Урок

2

1

1

13

Тональности с тремя бемолями при ключе.

Урок

2

1

1

14

Размер 3/8. Все используемые ритмические группы.

Урок

2

1

1

11

Текущий контроль.

Контрольный урок

2

1

1

12

Интервал «Секста» (м6 и б6) в тональности.

Урок

2

1

1

13

Интервал «Секста» от заданного звука.

Урок

2

1

1

14

Обращения интервалов.

Урок

2

1

1

15

Главные трезвучия лада.

Урок

2

1

1

16

Обращения трезвучий. Обращение тонического трезвучия.

Урок

2

1

1

17

Обращение субдоминантового трезвучия с обращением.

Урок

2

1

1

18

Обращение доминантового  трезвучия с разрешением.

Урок

2

1

1

19

Главные трезвучия с обращениями и разрешением.

Урок

2

1

1

20

Гармонические обороты с использованием пройденных аккордов.

Урок

2

1

1

21

Текущий контроль.

Контрольный урок

2

1

1

22

Переменный лад.

Урок

2

1

1

23

Интервалы от звука.

Урок

2

1

1

24

Секвенция.

Урок

2

1

1

25

Трезвучия от заданного звука.

Урок

2

1

1

26

Секстаккорды, квартсекстаккорды  от звука.

Урок

2

1

1

27

Подготовка к итоговой аттестации.

Урок

4

2

2

24

Итоговая аттестация.

Зачет

2

1

1

 

Итого:

 

68

34

34

 

При желании продолжить  обучение в 4,5 классах (дополнительные 2 года обучения) для обучающихся в конце года проводится промежуточный контроль.

4 класс

 

 

 

п.п.

 

 

Наименование темы

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Повторение пройденных в 3 классе мажорных и минорных тональностей, ритмических групп, размеров 2/4, 3/4, 4/4.

Урок

4

2

2

2

Тональность Ми мажор.

Урок

4

2

2

3

Пунктирный ритм в размерах 2/4, 3/4, 4/4.

Урок

2

1

1

4

Главные трезвучия с обращениями в мажорных тональностях

Урок

4

2

2

5

Разрешение главных трезвучий и обращений в мажорных тональностях.

Урок

2

1

1

6

Текущий контроль.

Контрольный урок

2

1

1

7

Тональность до диез минор (три вида).

Урок

2

1

1

8

Синкопа (внутритактовая).

Урок

2

1

1

9

Главные трезвучия с обращениями в минорных тональностях.

Урок

4

2

2

10

Разрешение главных трезвучий и обращений в минорных тональностях.

Урок

2

1

1

11

Буквенное обозначение звуков.

Урок

2

1

1

12

Текущий контроль.

Контрольный урок

2

1

1

13

Тональность Ля бемоль мажор

Урок

4

2

2

14

Триоль

Урок

2

1

1

15

Тональность фа минор (три вида).

Урок

4

2

2

16

Тритоны в мажоре и гармоническом миноре (на 4 и 7ст).

Урок

4

2

2

17

Гармонические обороты с использованием пройденных аккордов.

Урок

2

1

1

18

Буквенное обозначение тональностей.

Урок

2

1

1

19

Текущий контроль.

Контрольный урок

2

1

1

20

Интервал «Септима» в тональностях мажора и минора.

Урок

2

1

1

21

Доминантовый септаккорд в тональностях мажора и минора.

 Урок

4

2

2

22

Размер 6/8. Особенности группировки.

Урок

2

1

1

23

Гармонические обороты с Д7.

Урок

2

1

1

24

Переменный лад.

Урок

2

1

1

25

Пунктирный ритм в размерах 3/8 и 6/8.

Урок

2

1

1

21

Промежуточный контроль.

Контрольный урок

2

1

1

 

Итого:

 

68

34

34

 

5 класс

 

 

 

п.п.

 

 

Наименование темы

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Повторение пройденных в 4 классе мажорных и минорных тональностей, ритмических групп в разных размерах.(2/4, ¾, 4/4, 3/8, 6/8)

Урок

6

3

3

2

Тональность Си мажор.

Урок

2

1

1

3

Интервалы и интервальные последовательности в мажоре.

Урок

2

1

1

4

Главные трезвучия с обращениями и разрешениями, Д7 в мажорных тональностях.

Урок

2

1

1

5

Ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатых.

Урок

2

1

1

6

Аккорды от звука (Б5/3, Б6, Б6/4).

Рок

2

1

1

7

Текущий контроль.

Контрольный урок

2

1

1

8

Тональность соль диез минор (три вида).

Урок

2

1

1

9

Ритмическая группа с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8.

Урок

2

1

1

10

Интервалы и интервальные последовательности в миноре.

Урок

2

1

1

11

Ритмические группы с пунктирным ритмом в размерах 3/8, 6/8.

Урок

2

1

1

12

Главные трезвучия с обращениями и разрешениями, Д7 минорных тональностях.

Урок

2

1

1

13

Аккорды от звука (М5/3, М6, М6/4).

Урок

2

1

1

14

Текущий контроль.

Контрольный урок

2

1

1

15

Тональность Ре бемоль мажор.

Урок

4

2

2

16

Хроматические звуки (проходящие и вспомогательные).

Урок

2

1

1

17

Тональность си бемоль минор.

Урок

4

2

2

18

Тритоны в мажоре и гармоническом миноре (на 4 и 7ст).

Урок

2

1

1

19

Уменьшенное трезвучие на 7ст. в мажоре и гармоническом миноре.

Урок

2

1

1

20

Уменьшенное трезвучие от звука с разрешением в мажоре и гармоническом миноре.

Урок

2

1

1

21

Д7 от звука с разрешением в мажор и минор.

Урок

2

1

1

22

Текущий контроль.

Контрольный урок

2

1

1

23

Квинтовый круг тональностей.

Урок

2

1

1

24

Каденционный оборот.

 Урок

2

1

1

25

Модуляция.

Урок

2

1

1

26

Органный пункт.

Урок

2

1

1

27

Фигурация аккордов.

Урок

2

1

1

28

Подготовка к итоговой аттестации.

Урок

4

2

2

21

Итоговая аттестация.

 Зачет.

2

1

1

 

Итого:

 

68

34

34

 

Распределение учебного материала по годам обучения

 

1 класс

Высокие и низкие звуки, регистр.

Нотный стан, скрипичный ключ, ноты первой октавы.

Ритм. Ритмослоги.

Длительности – четверть, восьмая, половинная, половинная с точкой.

Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, тетрахорд.

Цифровое обозначение ступеней.

Устойчивость и неустойчивость.

Тоника, тоническое трезвучие, аккорд.

Лад. Мажор и минор.

Тон, полутон.

Диез, бемоль, бекар.

Строение мажорной гаммы.

Тональности До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор.

Ключевые знаки.

Басовый ключ.

Понятия мотив, фраза.

Транспонирование.

Темп.

Размер (2/4,3/4).

Такт, тактовая черта, затакт.

Сильная, слабые доли. Пульс.

Паузы: восьмая, четвертная, для подвинутых групп – половинная, целая.

2 класс

Параллельные тональности, одноименные тональности.

Натуральный, гармонический, мелодический вид минора.

Тональности Си-бемоль мажор, ля минор, ми минор, си минор, ре минор, соль минор.

Размер 4/4.

Тетрахорд.

Интервалы: ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, ч.8.

Мотив, фраза.

Обращение интервалов.

Ритмические длительности: целая, четверть с точкой и восьмая.

Затакт восьмая и две восьмые.

Паузы: половинная, целая.

3 класс

Мажорные и минорные тональности до 3 знаков при ключе.

Интервалы м.6, б.6.

Обращения трезвучия – секстаккорд, квартсекстаккорд.

Тоническое трезвучие с обращениями.

Переменный лад.

Интервалы, аккорды от звука.

Секвенция.

Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, четыре шестнадцатых.

В размерах  2/4, 3/4, 4/4.

Размер 3/8, группировка.

Вокальная и инструментальная группировка.

Транспонирование.

Интервалы в ладу.

4 класс

Мажорные и минорные тональности до 4 знаков при ключе.

Трезвучия главных ступеней – (тоника, субдоминанта, доминанта) с обращениями и разрешением.

Доминантовый септаккорд.

Тритон, увеличенная кварта, уменьшенная квинта.

 Интервалы м.7 и б.7.

Пунктирный ритм.

Синкопа.

Размер 6/8, группировка.

Буквенное обозначение звуков, тональностей.

 

5 класс

Мажорные и минорные тональности до 5 знаков при ключе.

Тональность Си-мажор. Тональности соль-диез минор, Ре-бемоль мажор и си-бемоль минор — для продвинутых групп в качестве ознакомления.

Трезвучия главных ступеней с обращениями.

Синкопа.

Модуляция.

Органный пункт.

Ум.5 на II и ув.4 на VI в гармоническом мажоре и натуральном миноре.

Ритмические группы с шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8.

 

 

Формы работы на уроках сольфеджио

Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки чистого интонирования, слухового анализа, подбора аккомпанемента. На каждом уроке необходимо пропорционально сочетать упражнения по развитию интонационных навыков и сольфеджированию, ритмические упражнения и слуховой анализ, задания на освоение теоретических понятий.

 

Интонационные упражнения

Одной из задач учебного предмета сольфеджио является формирование навыка чистого интонирования. Интонационные упражнения включают в себя пение гамм и различных тетрахордов, отдельных ступеней, мелодических оборотов, секвенций, интервалов в тональности и от звука, аккордов в тональности и от звука. На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами, а затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения исполняются без аккомпанемента на фортепиано с предварительной настройкой, но в отдельных случаях допустима «помощь» фортепиано в виде гармонического аккомпанемента, подчеркивающего тяготение, ладовую краску.

Интонационные упражнения в начале обучения выполняются в среднем темпе, в свободном ритме; в дальнейшем желательна определенная ритмическая организация. На начальном этапе обучения рекомендуется использовать ручные знаки, карточки с порядковыми номерами ступеней, «лесенку», изображающую ступени гаммы и другие наглядные пособия.

Интонационные упражнения выполняются как в ладу, так и от звука (вверх и вниз).

Сольфеджирование

Сольфеджирование способствует выработке правильных певческих навыков, интонационной точности, формированию дирижерского жеста, развитию чувства ритма, воспитанию сознательного отношения к музыкальному тексту.

С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, положением корпуса при пении. Следует учитывать особенности детского голосового аппарата, работать в удобном диапазоне («до» первой октавы – «ре», «ми» второй), постепенно расширяя его. В младших классах рекомендуется сольфеджирование  хором, группами с постепенным переходом к индивидуальному исполнению. Развитию внутреннего слуха и внимания способствует исполнение мелодии фрагментами хором и одним учеником, вслух и про себя.

Сольфеджирование предполагает пение без аккомпанемента фортепиано, но в трудных интонационных оборотах или при потере ощущения лада можно поддержать пение гармоническим сопровождением.   Примеры для сольфеджирования должны опираться на интонации пройденных интервалов, аккордов, знакомые мелодические обороты, включать известные ритмические фигуры. Перед началом исполнения любого примера необходимо его проанализировать с точки зрения известных мелодических оборотов, движения по звукам аккордов, интервалов, нахождения определенных ритмических рисунков. Как подготовительное упражнение можно использовать сольмизацию примеров (проговаривание названий звуков в ритме с дирижированием). Очень важна художественная ценность исполняемых примеров, доступность их для данного возраста, стилистическое разнообразие.

Воспитание музыкального вкуса – еще одна из задач уроков сольфеджио, и наибольшее возможности для этого представляют такие формы работы как сольфеджирование, слуховой анализ.

 

Ритмические упражнения

Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма – важной составляющей комплекса музыкальных способностей. На начальном этапе обучения следует опираться на то, что у детей восприятие ритма связано с двигательной реакцией, будь то ходьба, танцевальные движения, бег, хлопки.

Можно рекомендовать самые разнообразные ритмические упражнения:

•      простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии (карандашом, хлопками, на ударных инструментах);

•      повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом;

•      простукивание ритмического рисунка по нотной записи, на карточках;

•      проговаривание ритмического рисунка с помощью закрепленных за длительностями определенных слогов;

•      исполнение ритмического остинато к песне, пьесе;

•      ритмический аккомпанемент к мелодии, песне, пьесе;

•      ритмический диктант (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного на ударном инструменте, хлопками, карандашом).

Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование. Необходимо на раннем этапе обучения обращать внимание учеников на ритмическую пульсацию (доли), вводить различные упражнения - тактирование, выделение сильной доли – для дальнейшего перехода к дирижированию. На протяжении нескольких лет планомерно отрабатываются навыки дирижерского жеста в разных размерах. Начинать работу с дирижерским жестом лучше при пении знакомых выученных мелодий и слушании музыки.

 

Слуховой анализ

Этот вид работы подразумевает развитие музыкального восприятия учеников. Не следует ограничивать слуховой анализ лишь умением правильно определять сыгранные интервалы или аккорды в ладу или отзвука. Слуховой анализ – это, прежде всего, осознание услышанного.

Соответственно, необходимо учить детей эмоционально воспринимать услышанное и уметь слышать в нем конкретные элементы музыкального языка. Для этого нужно использовать и примеры из музыкальной литературы, и специальные инструктивные упражнения.

При слуховом анализе фрагментов из музыкальной литературы необходимо обращать внимание учеников на соотношение определенных элементов музыкального языка и эмоциональной выразительности музыки. В дидактических примерах можно требовать более детального разбора:

•      анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм;

•      отдельных ступеней лада и мелодических оборотов;

•      ритмических оборотов;

•      интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз от звука и в тональности;

•      интервалов в гармоническом звучании от звука и в тональности;

•      аккордов в мелодическом звучании с различным чередованием звуков в тональности и от звука;

•      аккордов в гармоническом звучании от звука и в тональности (с определением их функциональной принадлежности);

•      последовательности из аккордов в тональности (с определением их функциональной принадлежности).

Желательно, чтобы дидактические упражнения были организованы ритмически.

На начальном этапе обучения слуховой анализ проходит, как правило, в устной форме. В третьем и четвертом классах возможно использование письменной формы работы, но рекомендуется это делать после предварительного устного разбора, так как это способствует осознанию целостности музыкального построения и развитию музыкальной памяти.

 

Музыкальный диктант

Музыкальный диктант – форма работы, которая способствует развитию всех составляющих музыкального слуха и учит осознанно фиксировать услышанное. Работа с диктантами в классе предполагает различные формы:

•      устные диктанты (запоминание и пропевание на нейтральный слог и с названием нот 2-4-тактовой мелодии после двух-трех проигрываний);

•      диктант по памяти (запись выученной в классе или дома мелодии);

•      ритмический диктант (запись данного ритмического рисунка или запись ритмического рисунка мелодии);

•      диктант по принципу музыкального лото;

•      музыкальный диктант с предварительным разбором (совместный анализ с преподавателем особенностей структуры мелодии, размера, ладовых особенностей, движения мелодии, использованных ритмических рисунков). На предварительный разбор отводится 2-3 проигрывания (5-10 минут), затем ученики приступают к записи мелодии. Эту форму диктанта целесообразно использовать при записи мелодий, в которых появляются новые элементы музыкального языка;

Перед началом работы над мелодическим диктантом необходима тщательная настройка в тональности, для которой можно использовать интонационные упражнения, сольфеджирование, задания по слуховому анализу.

Навык записи мелодии формируется постепенно и требует постоянной тщательной работы на каждом уроке. Записанный диктант предполагает его проверку с анализом допущенных ошибок и дальнейшую работу в классе и дома.

Музыкальным материалом для диктанта могут служить примеры из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, в том числе занимательных,  а также  мелодии, сочиненные самим преподавателем.

 

Творческие задания

Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус.

Вместе с тем необходимо творческие задания тесно связывать с основными разделами курса сольфеджио, так как их целью является закрепление теоретических знаний, формирование основных умений и навыков (запись мелодий, определение на слух, интонирование).

Творческие задания можно начинать с начального этапа обучения. Детям более доступны творческие упражнения, связанные с ритмической импровизацией. Простейшие мелодические задания на начальном этапе могут состоять в допевании, досочинении мелодии до тоники (формирование ощущения ладового тяготения). В более старших классах одним из творческих заданий может быть сочинение мелодии из предложенных ступеней лада.

         Творческие задания эффективны на всех этапах обучения.

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Результатом освоения программы учебного предмета «Музыкальная грамота и основы сольфеджио» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

•      наличие первоначальных теоретических знания о средствах музыкальной выразительности, ладах, длительностях, размерах, простейших аккордах и интервалах;

•      приобретение навыков сольмизации, сольфеджирования;

•      слушание и анализ несложных аккордовых и интервальных цепочек (3-4 интервала или аккорда);

•      построение пройденных гамм, интервалов и аккордов;

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.

Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних занятий. При выставлении оценок учитываются качество выполнения предложенных заданий, инициативность и самостоятельность при выполнении классных и домашних заданий, темпы продвижения ученика. Особой формой текущего контроля является контрольный урок в конце каждой четверти.

Промежуточный контроль – контрольный урок в конце каждого учебного года. Итоговый контроль – осуществляется по окончании курса обучения.

 

Виды и содержание контроля:

·                   устный опрос (индивидуальный и фронтальный), включающий основные формы работы – сольфеджирование одноголосных примеров, слуховой анализ интервалов и аккордов вне тональности и в виде последовательности в тональности, интонационные упражнения;

·     интерактивные тесты

·     кроссворды

 

Критерии оценки

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям. Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания. Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5-балльная система оценок.

         С учетом сложившихся традиций к оценочной деятельности в школе  применяется пятибалльная оценочная система.

 

 

Музыкальный диктант

Оценка 5 (отлично) – музыкальный диктант записан полностью без ошибок в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Возможны небольшие недочеты (не более двух) в группировке длительностей.

Оценка 4 (хорошо) – музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний. Допущено 2-3ошибки в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо большое количество недочетов.

Оценка 3 (удовлетворительно) – музыкальный диктант записан полностью в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество (4-8) ошибок в записи мелодической линии, ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан не полностью (но больше половины).

Оценка 2 (неудовлетворительно) – музыкальный диктант записан в пределах отведенного времени и количества проигрываний, допущено большое количество грубых ошибок в записи мелодической линии и ритмического рисунка, либо музыкальный диктант записан меньше, чем наполовину.

 

Сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ:

Оценка 5 (отлично) – чистое интонирование, хороший темп ответа, правильное дирижирование, демонстрация основных теоретических знаний.

Оценка 4 (хорошо) – недочеты в отдельных видах работы: небольшие погрешности в интонировании, нарушения в темпе ответа, ошибки в дирижировании, ошибки в теоретических знаниях.

Оценка 3 (удовлетворительно) – ошибки, плохое владение интонацией, замедленный темп ответа, грубые ошибки в теоретических знаниях.

Оценка 2 (неудовлетворительно) – грубые ошибки, невладение интонацией, медленный темп ответа, отсутствие теоретических знаний.

 

Контрольные требования на разных этапах обучения

На каждом этапе обучения ученики, в соответствии с требованиями программы, должны уметь:

•      записывать музыкальный диктант соответствующей трудности;

•      сольфеджировать разученные мелодии;

•      определять на слух пройденные интервалы и аккорды;

•      строить пройденные интервалы и аккорды в пройденных тональностях письменно, устно и на фортепиано;

•      анализировать музыкальный текст, используя полученные теоретические знания;

•      знать необходимую терминологию.

 

Примерные вопросы  для итоговой  аттестации

 

Примерный вариант билета для 3 класса:

1.     Спеть гамма ФА МАЖОР с дирижированием.

2.     Спеть в ФА МАЖОРЕ Т53  с обращениями.

3.     Спеть выученный ранее номер.

4.     Определить на слух интервалы и аккорды.

5.     Вопросы по теории.

 

Примерный вариант билета для 5 класса:

1. Спеть гамму СОЛЬ МАЖОР (гармонический вид).

2. Спеть в СОЛЬ МАЖОРЕ Т5/3, Т6, Т6/4.

3. Спеть от звука «соль»: ↑б3, ч.5; ↓б.3, ч.5.

4. Спеть выученный ранее номер.

5. Определить на слух интервалы и аккорды.

6. Вопросы по теории.

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

В этом разделе содержатся методические рекомендации для преподавателей. Рекомендации преподавателям составлены по основным формам работы для каждого класса.

 

Методические рекомендации педагогическим работникам

по основным формам работы

 

Нормативный срок обучения 3 (5) лет

1 класс

Интонационные упражнения

Выработка равномерного дыхания, умения распределять его на музыкальную фразу.

Слуховое осознание чистой интонации.

Пение песен-упражнений из 2-3-х соседних звуков с постепенным расширением диапазона и усложнением  (с ручными знаками,  с названиями нот,  на слоги и т.д.).

Пение мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов.

Пение устойчивых ступеней, неустойчивых ступеней с разрешениями, опевания устойчивых ступеней.

Сольфеджирование

Пение выученных песен от разных звуков, в пройденных тональностях.

Ритмические упражнения

Движения под музыку.

Повторение ритмического рисунка (простукивание, проговаривание слогами).

Исполнение ритмического рисунка по записи (ритмические карточки, нотный текст).

Узнавание мелодии по ритмическому рисунку.

Ритмические фигуры в размере 2/4 (две четверти, четверть и две восьмые, две восьмые и четверть, четыре восьмые, половинная).

Ритмические фигуры в размере ¾ (три четверти, половинная и четверть, четверть и половинная).

Навыки тактирования и дирижирования в размерах 2/4, ¾.

Определение размера в прослушанном музыкальном построении.

Исполнение ритмического сопровождения (к выученным песням, с аккомпанементом фортепиано)  на основе изученных ритмических фигур.

Ритмические диктанты.

Слуховой анализ

Определение на слух и осознание характера музыкального произведения.

Определение на слух лада (мажор, минор).

Определение на слух структуры, количества фраз.

Определение на слух устойчивости, неустойчивости отдельных оборотов.

Определение на слух размера музыкального построения, знакомых ритмических фигур.

Определение на слух отдельных мелодических оборотов (поступенное движение вверх и вниз, повторность звуков, движение по устойчивым звукам, скачки, опевания).

Определение на слух мажорного и минорного трезвучия.

Музыкальный диктант

Развитие музыкальной памяти и внутреннего слуха.

Устные  диктанты: запоминание небольшой фразы и ее воспроизведение (слогами, с названием нот, проигрывание на фортепиано).

Подбор и запись мелодических построений от разных нот.

Запись ритмического рисунка мелодии.

Запись мелодий, предварительно спетых с названием звуков.

Запись мелодий в объеме 4 тактов в пройденных тональностях.

 

Творческие упражнения

Допевание мелодии до устойчивого звука.

Подбор баса к выученным мелодиям.

Рисунки к песням, музыкальным произведениям.

 

2 класс

Интонационные упражнения

Пение мажорных гамм.

Пение минорных гамм (три вида).

Пение отдельных тетрахордов.

Пение устойчивых ступеней.

Пение неустойчивых ступеней с разрешением.

Пение опеваний устойчивых ступеней.

Пение интервалов в мажоре (б.3 на I, IV ,V;  ч.5 на  I;  ч.4 на V;  ч.8 на I).

Пение интервалов в миноре  (м.3 на I, IV,  V;ч.5 на  I, ч.4 на V, ч.8 на I).

Пение простых секвенций с использованием прорабатываемых мелодических оборотов.

Сольфеджирование, пение с листа

Разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях, в размерах 2/4,¾,  4/4 с дирижированием.

Пение мелодий, выученных наизусть.

Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.

Чередование пения вслух и про себя,  поочередное пение  по фразам, группами и индивидуально.

Ритмические упражнения

Повторение данного на слух ритмического рисунка: на слоги, простукиванием.

Повторение записанного ритмического рисунка на слоги, простукиванием.

Новые ритмические фигуры в размере 2/4 (четверть с точкой и восьмая).

Новые ритмические фигуры с восьмыми в размере ¾.

Основные ритмические фигуры в размере 4/4.

Определение размера в прослушанном музыкальном построении.

Дирижирование в размерах 2/4, 3/ 4, 4/4.

Паузы – половинная, целая.

Упражнения на ритмическое остинато.

Ритмический аккомпанемент к выученным мелодиям.

Исполнение простейших ритмических партитур.

Ритмические диктанты.

Слуховой анализ

Определение на слух лада (мажор, минор трех видов).

Определение на слух устойчивых и неустойчивых ступеней, мелодических оборотов.

Мажорного, минорного трезвучия в мелодическом и гармоническом звучании.

Пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом звучании.

Скачков на ч.4, ч.5, ч.8.

Музыкальный диктант

Продолжение работы по развитию музыкальной памяти и внутреннего слуха.

Устные диктанты: запоминание фразы в объеме 2-4-х тактов и ее воспроизведение (на слоги, с названием нот, проигрывание на фортепиано).

Запись мелодий с предварительным разбором в объеме 4 тактов в пройденных размерах, с пройденными мелодическими оборотами, в пройденных тональностях.

 

Творческие задания

Досочинение мелодии.

Сочинение ритмического аккомпанемента.

Подбор баса к заданной мелодии.

 

3 класс

Интонационные упражнения

Пение мажорных гамм до 3-х знаков в ключе.

Пение минорных гамм (три вида) до 3-хзнаков в ключе.

Пение тетрахордов в пройденных гаммах.

Пение в пройденных тональностях устойчивых ступеней.

Пение в пройденных тональностях неустойчивых ступеней с разрешением.

Пение опеваний устойчивых ступеней.

Пение секвенций с использованием прорабатываемых мелодических оборотов.

 

Пример

 

Пение пройденных интервалов в тональности.

Пение пройденных интервалов от звука. .

Пение мажорного и минорного трезвучия.

Пение  в тональности обращений тонического трезвучия.

Сольфеджирование

Разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях, в размерах 2/4,¾, 4/4 с дирижированием, размер 3/8 для продвинутых групп.

Пение мелодий, выученных наизусть.

Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.

Ритмические упражнения

Новые ритмические фигуры в пройденных размерах 2/4, 3/4, 4/4 (восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая, четыре шестнадцатых). Размер 3/8, основные ритмические фигуры.

Повторение записанного ритмического рисунка прохлопыванием.

Определение размера в прослушанном музыкальном построении.

Ритмические диктанты.

Исполнение ритмических партитур, ритмического остинато.

Затакты восьмая, две восьмые, в размере 2/4.

Слуховой анализ

Определение на слух:

·     пройденных мелодических оборотов (движение по звукам трезвучия и его обращений, скачки на пройденные интервалы, опевания устойчивых ступеней, остановки на V, II ступенях и т.д.);

·     пройденных интервалов, взятых отдельно в мелодическом и гармоническом звучании (в ладу, от звука);

·     Мажорного и минорного трезвучия, взятого от звука.

 

Музыкальный диктант

Различные формы устного диктанта.

Запись выученных мелодий.

 

Творческие упражнения

Сочинение ответного (второго) предложения.

Подбор баса к заданной мелодии.

Подбор аккомпанемента к мелодии из предложенных аккордов.

 

4 класс

Интонационные упражнения

Пение мажорных гамм до 4-х знаков в ключе.

Пение минорных гамм (три вида) до 4-хзнаков в ключе.

Пение тетрахордов в пройденных гаммах.

Пение в пройденных тональностях устойчивых ступеней.

Пение в пройденных тональностях неустойчивых ступеней с разрешением.

Пение опеваний устойчивых ступеней.

Пение пройденных интервалов в тональности.

Пение пройденных интервалов от звука.

Пение пройденных интервалов двухголосно.

Пение мажорного и минорного трезвучия.

Пение  в тональности обращений тонического трезвучия.

Сольфеджирование, пение с листа

Пение по нотам мелодий в тональностях до  4-х знаков, с пройденными ритмическими оборотами.

Пение мелодий, выученных наизусть.

Транспонирование выученных мелодий.

Ритмические упражнения

Простукивание записанных ритмических упражнений, включающих новые ритмические фигуры (в размерах 2/4, 3/4, 4/4 – пунктирный ритм, синкопа, в размерах 3/8 и 6/8 ритмические группы с четвертями и восьмыми).

Размер 6/8, работа над дирижерским жестом.

Определение размера в прослушанном музыкальном построении.

Пение с ритмическим аккомпанементом.

Исполнение ритмических партитур.

Ритмические диктанты.

Сольмизация выученных примеров.

 

Слуховой анализ

Определение в прослушанном музыкальном построении его структуры.

Определение на слух и осознание мелодических оборотов, включающих движение по звукам трезвучий, доминантового септаккорда.

Определение на слух и осознание мелодических оборотов, включающих скачки на тритоны на пройденных ступенях.

Определение на слух пройденных интервалов вне тональности.

Определение на слух мажорного и минорного трезвучия, секстаккорда, квартсекстаккорда вне тональности.

Определение последовательности аккордов в пройденных тональностях(3-4 аккорда), осознание функциональной  окраски аккордов в тональности.

 

Музыкальный диктант

Устные диктанты.

Запись выученных мелодий по памяти.

 

Творческие упражнения

Сочинение ответного (второго) предложения.

Подбор баса к заданной мелодии.

Подбор аккомпанемента к мелодии с помощью изученных аккордов.

 

 

5 класс

Интонационные упражнения

Пение пройденных гамм, отдельных ступеней, мелодических оборотов.

Пение трезвучий главных ступеней с разрешением.

Пение доминантового септаккорда с разрешением в пройденных тональностях.

Пение ранее пройденных интервалов от звука и в тональности.

 

Сольфеджирование

Пение по нотам мелодий в тональностях до  5-х знаков, с пройденными ритмическими оборотами.

Пение мелодий, выученных наизусть.

Транспонирование выученных мелодий.

 

Ритмические упражнения

Простукивание записанных ритмических упражнений, включающих новые ритмические фигуры (в размерах 2/4, 3/4, 4/4 – пунктирный ритм, синкопа, в размерах 3/8 и 6/8 ритмические группы с четвертями и восьмыми).

Размер 6/8, продолжение работы над дирижерским жестом.

Определение размера в прослушанном музыкальном построении.

Пение с ритмическим аккомпанементом.

Ритмические диктанты.

Сольмизация выученных примеров.

Слуховой анализ

Определение в прослушанном музыкальном построении его структуры.

Определение на слух и осознание мелодических оборотов, включающих движение по звукам трезвучий, доминантового септаккорда, вводного септаккорда.

Определение на слух и осознание мелодических оборотов, включающих скачки на тритоны на пройденных ступенях.

Определение на слух пройденных интервалов вне тональности.

Определение на слух мажорного и минорного трезвучия, секстаккорда, квартсекстаккорда вне тональности.

Определение последовательности аккордов в пройденных тональностях(3-4 аккорда).

Музыкальный диктант

Устные диктанты.

Запись выученных мелодий по памяти.

Диктант - лото в пройденных тональностях  в объеме 8 тактов, включающий пройденные мелодические обороты и ритмические группы.

 

Творческие упражнения

Подбор аккомпанемента к выученным мелодиям с помощью изученных аккордов и их обращений.

Знакомство с фигурациями.

Другие формы творческой работы.

 

Методические рекомендации по организации  самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся по сольфеджио основана на выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий (сольфеджирование, интонационные упражнения, теоретические задания, творческие задания и др.) и составляет от 1 часа в неделю. Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 10-20 минут в день. Домашнюю подготовку рекомендуется начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти (выучивание примеров наизусть, транспонирование), чтобы иметь возможность несколько раз вернуться к этим заданиям на протяжении недели между занятиями в классе. Должное время необходимо уделить интонационным упражнениям и сольфеджированию. Ученик должен иметь возможность проверить чистоту своей интонации и научиться это делать самостоятельно на фортепиано (или на своем инструменте).

 

Организация занятий

Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков. Самостоятельная работа опирается на домашнее задание, которое должно содержать новый изучаемый в данный момент материал и закрепление пройденного, а также включать разные формы работы:

•      выполнение теоретического  письменного задания,

•      сольфеджирование мелодий по нотам,

•      разучивание мелодий наизусть,

•      транспонирование,

•      интонационные упражнения (пение гамм, оборотов, интервалов, аккордов),

•      игру на фортепиано интервалов, аккордов,

•      ритмические упражнения,

•      творческие задания (подбор баса, аккомпанемента, досочинение мелодии, ритмического рисунка).

Объем задания должен быть посильным для ученика. Необходимо разъяснить учащимся, что домашние занятия должны быть регулярными от урока к уроку, ежедневными или через день, по 10-20 минут. Задания должны выполняться в полном объеме. Начинать подготовку к следующему уроку лучше с той части задания, которая предусматривает проработку новых теоретических сведений, с упражнений на развитие музыкальной памяти (заучивание наизусть, транспонирование), или с тех форм работы, которые вызывают у ученика наибольшие трудности, чтобы иметь возможность в течение недели проработать данное задание несколько раз. На уроках нужно показывать ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания (как разучить одноголосный пример, как прорабатывать интервальные последовательности, интонационные упражнения). Ученикам надо объяснить, как можно самостоятельно работать над развитием музыкального слуха и памяти, подбирая по слуху различные музыкальные примеры, записывая мелодии по памяти.

Список литературы

1. Г.Ф.Калинина «Рабочие тетради» 1-7 классы

2. Г.Ф.Калинина «Прописи по сольфеджио»

3. Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем» «Композитор». 1-7 кл. » 2008г

4. Т. Первозванская «Сольфеджио на пять» Рабочая тетрадь 1-7 кл. «Композитор» 2008г.

5. Л. Стоянов, В-Савельева Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио. Зарубежная музыка. Русская музыка. 5 частей. «Композитор» 1999г.

6. Т. Огороднова-Духанина 500 музыкальных диктантов «Композитор» 2003г

7. Т. Огорднова-Духанина Музыкальные диктанты «Композитор» 2005г.

8. А. Ротенберг « Музыкальный компромисс» г. «Композитор» 2011г.

9. В.Мазель « Теория и практика движения». «Композитор»2010г.

10. Н. Нестерова « Начинаем считать» Ритическая тетрадь 1-2 кл. «Композитор» 2011г.

11. Л.Борухзон Л. Волчек « Азбука музыкальной фантазии» 6 частей «Композитор» 1996 г

12. Е. Жигалко, Е - Казанская « Музыка, фантазия, игра» 2 части «Композитор» 2009г.

13. Н. Бергер « Сначала-ритм». « Композитор» 2004г

Л. Ефремова « Учиться-интересно!» пособие по сольфеджио. «Композитор» 2006г.

14. Л. Ефремова « Ритм. Песни. Игры». «Композитор» 2011г

15. Т. Огороднова - Духанина « Музыкальные игры на уроках сольфеджио». « Композитор» 2008г.

16. А.Барабошкина Сольфеджио 1-4 класс Пение с листа

17. Е.Попленова «Кто стоит на трех ногах» Музыкальные загадки «Композитор»   2004г

18. О.Хромушин Джазовое сольфеджиоЗ-7кл «Композитор» 2001г.

19. Пособие для учащихся и педагогов ДМШ, ДШИ, лицеев, музыкальных училищ, колледжей. - СПб.: Композитор/Санкт-Петербург, 2009г.

20. О.Тимофеева « Сказки О музыкальных инструментах» 2010г.

« Композитор»

21. Слуховой анализ на уроках сольфеджио 4-7кл. 1996г. « Композитор»

22. Н. Белая Нотная грамота . Игры на уроках сольфеджио 1996г. «Композитор»

23. В.А. Вахромеев Элементарная теория музыки 1968-М

24. Т.Ф. Калинина» Рабочие тетради 1-7кл.

25. Б. Калмыков. Фридкин .Сольфеджио 1ч.2000г2 ч

26. Г. Шатковский Развитие музыкального слуха

1996г-М.

27. Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио-М, 1998г.

28. Н. Баева, Т.Зебряк Сольфеджио 1-2 кл.- 1989г29. Л. Н. Лехина

Аккордовые сказки для больших и маленьких «Классика XXI»  

30. Л.Н. Лехина « Путешествие в страну интервалов 2010г. «Классика XXI»

31.  Фридкин. Практическое руководство по музыкальной грамоте

1980г.

32. Е. Золина, Л. Синяева, Л. Чустова "Сольфеджио. 6-8 классы. Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция"

. «Классика XXI» 2008г

33. Л.Н. Синяева

Наглядные пособия на уроках на уроках сольфеджио. Настенные таблицы. 2009г « Классика XXI»

34 Л. Чустова. « Гимнастика музыкального слуха» Учебное пособие по сольфеджио для детских музыкальных школ. Владос 2003г.

35. Давыдова, Н. Джанагова, Л. Кусова «Освоение метроритмических особенностей в системе работы над музыкальным диктантом». Орел. 1999г.

36. Т.Зебряк. Играем на уроках сольфеджио. М., «Советский композитор». 1997г

37.Золина. Интервалы, аккорды. М., Классика XXI.2004г.

38. М.Калугина. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 2007г.;

39. Фридкин. Практическое руководство по музыкальной грамоте. -М.,Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. - М., ., 1974г.

40 М. Котляревская — Крафт, И. Москалькова, Л. Бахтан. Сольфеджио. Учебное пособие для подготовительных отделений. М., С-1986год

41. А. Барабошкина Сольфеджио 1 кл. «Музыка» 1987 г. Москва.
42. А. Барабошкина Сольфеджио 2 кл. «Музыка» 1987 г. Москва.
43. Е. Давыдова. Сольфеджио 4 кл. «Музыка» 1987 г. Москва. 44. Е. Давыдова. Сольфеджио 4 кл. «Музыка» 1987 г. Москва
45. П. Шехтман. Слуховой анализ на уроках сольфеджио. 4-8 кл. «Композитор» 1996 г.. С.-П46. А. Петренко. Цифровки и цепочки. Пособия по сольфеджио.  «Композитор» 2008 г.. С.-П.
47. С. Мелешина. Задачи по гармонии по материалам народно-песенных мелодий. Орел. 2008 г.
48. И. Долматов. Музыкальная грамота и сольфеджио. «Музыка» 1966 г. Москва. 49. Т. Калужская. Сольфеджио 6 кл. «Музыка» 1988 г. Москва.

50. О. Берак, М. Карасева. Как преподавать сольфеджио в XXI в. «Классика XXI в.» 2006 г. Москва.
51. О. Лежнева. Практическая работа на уроках сольфеджио. Диктант. Слуховой анализ. «Владос» 2003 г. Москва.
52. Т. Зебряк. Соль+фа=сольфеджио. Приложение к сольфеджио для I-II кл. «Кифара» 2008 г. Москва.
53. В. Середа. Теория музыки. Сольфеджио.  «Классика XXI в.» 2005 г. Москва.
54. А. Барабошкина, Н. Боголюбова. «Музыкальная грамота» . «Музыка» 1973 г. Москва.
55. Н. Минина. Давайте поиграем! Музыкальный альбом-раскраска. «Композитор» 1993 г. Москва.
56. Э. Тургенева. Г. Ивановская. «Одуванчик». Музыкальные загадки. «Композитор» 1994 г. Москва.
57. Е. Поплянова. «Королева-гамма» Музыкальные сказки. Челябинск. 2005 г.
58. Л. Абелян. Забавное сольфеджио. «Классика XXI в.» 2005 г. Москва.
59. Развитие навыков подбора, музицирования, чтение с листа. Орел, изд. Светлана Зенина 2010 г.
60. Г. Франио, И. Лифиц. Методическое пособие по ритмике. . «Музыка» 1997 г. Москва.
61. Л. Ефремова. Ритм. Песни и игры. «Композитор» 2011 г.. С.-П.
62. Л. Стоянова, Е. Савельева. Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио. Ансамбли с сопровождением. Зарубежная музыка. «Композитор» 1998 г.. С.-П. вып. 2.
63. Л. Стоянова, Е. Савельева. Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио. Зарубежная музыка. Песни и романсы.. «Композитор» 1999г.. С.-П. вып 3.
64. Л. Стоянова, Е. Савельева. Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио. Ансамбли с сопровождением. Русская музыка. Сольное пение. Романсы и песни «Композитор» 1999 г.. С.-П. вып. 5.
65. Л. Стоянова, Е. Савельева. Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио. Ансамбли с сопровождением. Русская музыка. Ансамбли с сопровождением и без сопровождения. «Композитор» 1999 г.. С.-П. вып. 4.

66. Л. Стоянова, Е. Савельева. Ансамблевое и сольное музицирование на уроках сольфеджио. Зарубежная музыка. Произведения a cappella «Композитор»  1997г.. С.-П. вып. 1.
67. С. Бублей. Детский оркестр. «Музыка» 1993 г. Москва.
68. Г. Изотова. Н. Джанагова. Тетрадь-пропись по сольфеджио для начинающих. Орел. 1995 г.
69. З. Кодай. Учебное пособие по сольфеджио. «Композитор» 1993 г Москва.
70. В. Блок. Ладовое сольфеджио. «Советский композитор» 1987 г. Москва.
71. М. Андреева. Е. Конорова. Первые шаги в музыке. «Советский композитор» 1991 г. Москва.
72. И. Русяева. Развитие гармонического на уроках сольфеджио. «Композитор» 1993 г Москва.
73. Б. Цейтлин. По ступенькам музыкальных знаний. (Учебное пособие по сольфеджио) «Композитор» 2004 г Москва.
74. М. Мешкова. Чтение с листа на уроках сольфеджио. « Классика-XXI в.» 2007 г. Москва.
75. Сочинение и импровизация мелодий (методическая разработка для преподавателей) Москва 1989 г.

76. Т. Боровик. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. « Классика-XXI в.» 2007 г Москва.
77. И. Домогацкая. «Учусь вместе с мамой» Музыкальный альбом в картинках. . « Классика-XXI в.» 2001 г Москва.
78. Т.Камаева, А. Камаев. Иллюстративный и игровой материал. ЦРТС «Доминанта» «Владос» 2005 г.
79. Ж. Металлиди. А. Перцовская. Сольфеджио 1 кл. (учебник, рабочая тетрадь, задания, аудиоприложние) «Композитор»  2011 г.. С.-П.
80. Л. Ефремова. Учиться интересно. Пособие по сольфеджио. «Композитор»  2006 г.. С.-П.
81. Т. Стоклицкая. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. «Композитор» 2003 г Москва..
82. О. Абросова. Нотные прописи. «Музыка» 2007 г. Москва.
83. Н. Ладухин. Вокализы. . « Классика-XXI в.» 2008 г Москва.
84. М. Резник. Музыкальные диктанты. «Композитор» 1994 г Москва.