ДООП "Основы музыкального исполнительства" Программа по предмету "Общее фортепиано"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Озерского городского округа «Детская школа искусств»

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА                                                                «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»,

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА                                                                «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КЛАССЫ»

 

программа

по учебному предмету

«Общее фортепиано»

 

 

 

 

 

 

 

п. Новогорный

2018 г.

Рассмотрено на заседании  педагогического совета: 

Протокол от  «29» августа  2018г.   № 1

                                  

 

УТВЕЖДЕНО:

Директор МБУДО «ДШИ»                                                                                      

 «29» августа  2018г.   Приказ № 42

            _________________Е.Ю. Каменская                                                              

 

       

 

Разработчики:

- Хуснутдинова Гульнара Данисовна, преподаватель Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств».

- Эскина Алевтина  Борисовна, преподаватель Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств».

 

 

Рецензент: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

                            Структура программы учебного предмета

 

I.       Пояснительная записка                                                            

- Характеристика учебного предмета, его место и роль

  в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом    

  образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Формы и режим проведения занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры учебного предмета «Общее фортепиано»

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.   Содержание учебного предмета             

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

-Примерные программы контрольных уроков и зачётов

III.    Требования к уровню подготовки учащихся                         

- Требования к уровню подготовки  обучающихся

Примерные репертуарные списки

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                   

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса  

VI.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Нотная литература

Методическая литература

I.                  Пояснительная записка

 

Характеристика учебного предмета,

его место и роль в образовательном процессе.

       Программа учебного предмета «Общее фортепиано» разработана на основе программы Министерства культуры СССР «Общее фортепиано» для детских музыкальных школ (1975 г.), составленной преподавателями училища при Московской консерватории им. П.И. Чайковского: Е.В. Аникиенко, Е.Г. Гасановой, В.М. Загоринской, Н.Н. Лебедевой, с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

         Предмет «Общее фортепиано» вводится с 1 класса для обучающихся на струнных, народных  инструментах, а также для обучающихся сольному пению, поскольку   фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, музыкальной грамоты).

Учебный предмет «Общее фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний, умений и базовых навыков игры на фортепиано, в том числе чтения нот с листа, игры в ансамбле, расширяет представления обучающихся об исполнительском искусстве.

       Предмет «Общее фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания.

 

Срок реализации учебного предмета

       Срок реализации учебного предмета составляет 3  года (с 1 по 3 класс)для обучающихся по программе «Основы музыкального исполнительства».

По желанию обучающиеся могут продолжить обучение, т.к. данная программа предполагает 2 дополнительных года обучения (4, 5 классы). Для обучающихся по программе «Инструментальные классы» срок реализации учебного предмета составляет 7 лет.

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию

учебного предмета «Общее фортепиано»

        На освоение предмета «Общее фортепиано» по учебному плану предлагается 0,5 часов в неделю. При желании обучающихся и наличии резерва часов по предмету по выбору, со второго класса возможно увеличение времени  урока  до 1,0  часа занятий в неделю (см. **).

       Программа предмета «Общее фортепиано» предусматривает самостоятельную работу обучающегося при наличии дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, контролироваться на каждом уроке.

      На самостоятельную работу отводится  не менее 0,5 ч. в неделю в течение всех лет обучения.

      При реализации учебного предмета «Общее фортепиано» продолжительность учебных занятий составляет 34 недели. Для детей, поступивших в 1 класс в возрасте 6 - 9 лет вводится дополнительная неделя каникул (см.*).

 

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

 

 

 

Годы обучения

1-й год

2-й год

  3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

18/17*

16

18

16

18

Аудиторные занятия

8

 9/8,5*

8/16**

9/18**

8/16**

9/18**

51/50,5*

Самостоятельная работа

8

9/8,5*

8

9

8

9

 51/50,5*

Максимальная учебная нагрузка

16

18/17*

16/24**

18/27**

16/24**

18/27**

102/101*

 

Формы и режим проведения занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, которая позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

Также возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий, что позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

 

Цели и задачи учебного предмета

Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков.

Задачи:

         • развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

                        • освоение основных навыков и технических приемов игры на фортепиано (двигательные навыки, приемы звукоизвлечения), формирование комплекса  с учетом возможностей и способностей обучающегося;

                        • овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato;

                        • овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;

                        • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;

 

Обоснование структуры учебного предмета «Общее фортепиано»

                     Программа содержит следующие разделы:

·     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

·     распределение учебного материала по годам обучения;

·     требования к уровню подготовки учащихся

·     формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

·     методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядно- слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета

      Для реализации данной программы в школе искусств имеются в наличии все необходимые условия: классы (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).

      Помещения для занятий  соответствуют противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиком.

       Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио- и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

      Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической, справочной  и нотной литературой.

 

II.         Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

 

Тематический план 1-го года обучения

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Знакомство с инструментом

1,5

 0,5

          1

Донотный период

2

1

1

Изучение нотной грамоты

2

1

1

Посадка, постановка рук

2

0,5

1,5

Развитие технических навыков

4

1

3

Ансамбль

2

0,5

1,5

Работа над эмоционально-художественным развитием

3/2,5*

0,5

2,5 /2*

Зачеты и выступления (контрольный урок)

0,5

-

0,5

                    Итого:

17/ 16,5*

5

12/11,5*

 

Тематический план 2-го года обучения

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

8

2

6

Работа над развитием координации                       

3

1

2

Работа над аппликатурой

4

1

3

Работа над звуковым решением произведения

4

1

3

Работа над игровыми приемами и упражнениями

6

1

5

Ансамбль

7

-

7

 Зачеты и выступления

2

-

2

                    Итого:

17/34**

6

28

 

Тематический план 3-го года обучения

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

4

2

2

Работа над аппликатурой

3

1

2

Работа над звукоизвлечением

4

1

3

Работа над полифонией

4

1

3

Работа над игровыми приемами и упражнениями

4

1

3

Работа над    развитием технических навыков

6

1

5

Ансамбль

7

-

7

Зачеты и выступления

2

-

2

Итого:

17/34**

7

27

 

Тематический план 4-го года обучения

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

4

1

3

Продолжение работы над развитием технических навыков

3

1

2

Работа над педалью

4

1

3

Работа над полифонией

4

1

3

Работа над крупной формой

4

1

3

Работа над художественным образом произведения

4

1

3

Ансамбль.

9

-

9

Зачеты и выступления

2

-

2

Итого:

17/34**

6

28

 

Тематический план 5-го года обучения

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

4

2

2

Продолжение работы над развитием технических навыков

3

1

2

Работа над педалью

4

1

3

Работа над полифонией

4

1

3

Работа над крупной формой

4

1

3

Работа над художественным образом произведения

4

1

3

Ансамбль.

9

-

9

Зачеты и выступления

2

-

2

Итого:

17/34**

7

27

 

Тематический план 6-го года обучения

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

4

2

2

Продолжение работы над развитием технических навыков

3

1

2

Работа над педалью

4

1

3

Работа над полифонией

4

1

3

Работа над крупной формой

4

1

3

Работа над художественным образом произведения

4

1

3

Ансамбль.

9

-

9

Зачеты и выступления

2

-

2

Итого:

17/34**

7

27

 

Тематический план 7-го года обучения

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

4

2

2

Продолжение работы над развитием технических навыков

3

1

2

Работа над педалью

4

1

3

Работа над полифонией

4

1

3

Работа над крупной формой

4

1

3

Работа над художественным образом произведения

4

1

3

Ансамбль.

9

-

9

Зачеты и выступления

2

-

2

Итого:

17/34**

7

27

 

 

Годовые требования

 

1 год обучения

 

       В течение года обучающиеся должны пройти 8-10 произведений, в том числе:

-5 разнохарактерных легких пьес,

-2-3 этюда,

-1 – 2 ансамбля.

                                -Знакомство с инструментом

                                 -освоение скрипичного и басового ключей;

                                 -работа над первыми навыками звукоизвлечения, постановка               

                                  руки;

                                 - освоение  штриха «нон легато» разными пальцами каждой

                                  рукой  отдельно и приёмом чередования рук;

                                 -изучение простейших пьес в скрипичном и басовом ключах   

                                  (объёмом 4- 8 тактов).

Технические требования:

                                     -позиционные игры-упражнения штрихами «нон легато», 

                                     «стаккато», «легато»;

                                     -1-2 гаммы мажорные диезные

                                     каждой рукой отдельно в объёме 1-ой октавы                

                                     -тоническое трезвучие аккордами по три звука

                                      каждой рукой   отдельно.

 

2 год обучения

 

        В течение года учащийся должен пройти 8  - 10  произведений, в том числе:

  -2-3 этюда;

  -4 пьесы

  -1 произведение с элементами полифонии;

  - 1-2 ансамбля;

   Технические требования:

                                               -мажорные гаммы До, Соль, Ре мажор – на две                     

                                                октавы каждой  рукой отдельно и двумя руками на  

                                                одну октаву;

                                                -гаммы Фа, Си бемоль мажор – каждой рукой   

                                                отдельно на одну октаву;

                                               - минорные гаммы ля, ми, си минор (три вида)-

                                                 каждой рукой  отдельно на одну октаву;

                                                -тоническое трезвучие аккордами из трёх звуков с  

                                                 переносом через октаву каждой рукой отдельно в             

                                                 пройденных тональностях;

                                                -хроматическая гамма каждой рукой отдельно на 1

                                                 октаву.

 

3 год обучения

 

       В течение года учащийся должен пройти 8-11 произведений, в том числе:

-3– 4 этюда,

-3– 4 пьесы,

-1 произведения с элементами полифонии,

-1– 2 ансамбля

 

Технические требования:

-мажорные гаммы До, Соль, Ре, Ля мажор – на две октавы

                                       каждой рукой отдельно  и двумя руками;

                                       -гаммы Фа, Си бемоль, Ми бемоль мажор – каждой

                                        рукой отдельно на  одну октаву;

                                       -минорные гаммы ля, ми, си, ре, соль, до минор

                                       (гармонический и мелодический виды) каждой рукой

                                       отдельно на две октавы, двумя руками на одну либо две  

                                       октавы;

                                       -тоническое трезвучие с обращениями каждой рукой  

                                       отдельно на  одну октаву в виде трёхзвучны  аккордов и  

                                       арпеджио;

                                       -хроматическая гамма каждой рукой отдельно на две       

                                       октавы.

                                       От клавиш «ре», «соль диез» - в противоположном

                                       движении на  одну либо две октавы;

                                       -гармонические обороты каждой рукой отдельно в

                                       трёх-четырёх пройденных тональностях.

 

4 год обучения

 

          В течение года учащийся должен пройти 10-12 произведений, в том числе:

-3- 4 этюда,

-1 произведение крупной формы,

-2 произведения полифонического стиля /с элементами полифонии,

-2-3 пьесы,

-2 ансамбля

Технические требования:

                                - мажорные гаммы от черных клавиш каждой рукой                   

                                   отдельно на две октавы, арпеджио каждой рукой  

                                  отдельно на одну октаву, аккорды по 3 звука каждой  

                                   рукой отдельно.

                                 -хроматическая гамма каждой рукой отдельно на две октавы.

                                 От клавиш «ре», «соль диез» - в противоположном движении              

                                 на две октавы;

                                 -гармонические обороты каждой рукой отдельно в трёх- 

                                  четырёх пройденных тональностях.

 

5 год обучения

 

      В течение года учащийся должен пройти 11-12 произведений, в том числе:

-4 этюда,

-2 произведения полифонического стиля,

-1 произведение крупной формы,

-2-3 пьесы,

-2 ансамбля.

Технические требования:

                                  -все мажорные и минорные гаммы от белых клавиш двумя  

                                    руками на две октавы,

                                  -арпеджио мажорные и минорные от белых клавиш каждой  

                                    рукой отдельно на две октавы.

                                   -гармонические обороты каждой рукой отдельно в трёх- 

                                     четырёх пройденных тональностях

                                    -хроматическая гамма двумя руками на две октавы.

                                    -закрепление всего пройденного.

 

     В конце каждого полугодия проводится проверка работы обучающихся.

 В первом полугодии – контрольный урок.

 Во втором полугодии – зачёт.

     Пьесы исполняются наизусть, так же возможен вариант игры по нотам.

1-й год обучения:

     В  первом полугодии  (декабрь) в рамках текущего контроля в классе проводится контрольный урок (текущий материал).

     Во втором полугодии (май) в рамках промежуточной аттестации проводится зачет. Исполняется этюд и пьеса.

 

 

2- й год обучения:

    В  первом полугодии  (декабрь) в рамках текущего контроля в классе проводится контрольный урок (гамма, этюд, музыкальные термины).

    Во втором полугодии (май) в рамках промежуточной аттестации проводится зачет. Исполняется 1 пьеса и ансамбль.

 

3-й год обучения:

     В  первом полугодии  (декабрь) в рамках текущего контроля в классе проводится контрольный урок (гамма, этюд, музыкальные термины).

     Во втором полугодии (май) в рамках промежуточной аттестации проводится зачет. Исполняется 1 пьеса и ансамбль.

 

4-й год обучения:

    В  первом полугодии  (декабрь) в рамках текущего контроля в классе проводится контрольный урок (этюд и полифония).

         Во втором полугодии (май) в рамках промежуточной аттестации проводится зачет. Исполняются  2  пьесы.

 

5-й год обучения:

        В  первом полугодии  (декабрь) в рамках текущего контроля в классе проводится контрольный урок (этюд и полифония).

        Во втором полугодии (май) в рамках промежуточной аттестации проводится зачет. Исполняются  2  пьесы.

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ КОНТРОЛЬНЫХ УРОКОВ И ЗАЧЁТОВ

 

Первый класс

Контрольный урок:

1 .Гнесина Е.  Этюд

                                                         Калинников В.  «Тень, тень» (анс.)

                                                     2. Шмидт А.  Этюд

                                                          Красев М.  «Тим и Том»

Зачёт:                      

                                                    1. Майкапар С. Этюд

        Рубах А. «Воробей»

                       2. Черни К. Этюд

                           Кабалевский Д. «Про Петю» (анс.)

 

Второй класс

Контрольный урок:                    

1.     Гамма Ре мажор

                                                           Гнесина Е.  Этюд

                                                      2.   Гамма Ми минор

                                                            Шитте Л.  Этюд

                   

Зачёт:                                          1.   Салютринская Т. «Пастух играет»

                           «Журавель»- укр. нар. песня (анс.)

                    2.  Галынин Г. «Чижик»

                                                                        Артоболевская А. Вальс собачек

 

Третий класс

Контрольный урок:      

                                                  1. Гамма Ре минор

 Майкапар С. Этюд

                                                   2. Гамма Си минор

                                                       Черни К. Этюд

Зачёт:                    

                 1.  Майкапар С.  Детская песенка

                                                       Брамс И.  Народная песня  (анс.)

                                                   2.  Караманов А.  «Птички»

                 Шаинский В. Антошка  (анс)

 

Четвёртый класс

Контрольный урок:      

                                              1. Гольденберг Н. Этюд на черных клавишах

                                                                 «Фугетта» до-мажор Г. Гендель

                              

                                                2.  Гнесина Е. Этюд C-dur

                                                     «Менуэт» соль-мажор И. Бах.

 

Зачёт:                      

                                                 1.  Д. Кабалевский. «Клоуны»                  

                                                               2. Раухвергер М. Красные маки

                         

Пятый класс

 

Контрольный урок:      

1.     Гнесина Е. Этюд C-dur

     «Маленькая прелюдия» соль-минор И.

2.     Ляховицкая С. Этюд C-dur

     «Канон» Л. Бетховен

Зачёт:

                                                   1. Шостакович Д. «Шарманка»

                                                   2. Шуман Р. «Марш» соч.. 68.

 

                                                       Шестой класс

 

Контрольный урок: 

                                                   1. Беренс Г. «32 избранных этюда» соч. 61:  № 1 

                                                   2. Майкапар С. «Мелодия» соч.8,

              

Зачёт:

                                               1. Прокофьев С. «Сказочка»

                                               2.  Парцхаладзе  С. «Танец»

                                              

                                                         Седьмой класс

 

Контрольный урок:     

1.     Бертини А. «28 избранных этюдов» соч. 32 № 4

2.     МайкапарС. «Элегия» соч.33

Зачёт:

1.     Щуровский И.«Танец»

2.     Бах «Ария» фа минор.

                                                  

Примерные репертуарные списки

1 год обучения

Детские песни:

                        1. Андрей-воробей 

                        2. Балалайка

                        3. Василек  

                        4. Во поле береза стояла, р.н.п.  

                        5. Дождик, р.н.п.

                        6. Едет, едет паровоз.

                        7. Журавель, укр.н.п.

                        8. Как под горкой, под горой, р.н.п.

                        9. Кошкин дом.

                        10. Красев М. Елочка

                        11. На горе-то калина

                        12. Перепелочка, бел.н.п.

                        13. Петушок, р.н.п.  

                        14. Сорока-ворона

                        15. Я на камушке сижу  

 

Пьесы:

                        1. Артоболевская А. Вальс собачек

                        2. Артоболевская А. Прыг-скок

                        3. Ах вы, сени, мои сени, р.н.п. № 38

                        5. Васильев-Буглай. Осенняя песенка (раздел II) № 2

                        6. Весѐлые гуси, р.н.п. № 32

                        7. Витлин В. Серенькая кошечка (раздел II) № 1

                        8. Гуси р.н.п.

                        9. Жуков С. Потехин А. Крошка моя

                        10. Жуков С. Потехин А. Пропадали зря

                        11. Заинька, р. н. п. № 11

                        12. Зимушка-зима, р.н.п. № 15

                        13. Калинников В. Тень-тень. № 12

                        14. Королькова В. Догонялки

                        15. Мордасов Н. Первый вальсик

                        16. Осень, р.н.п. №17

                        17. Охотничья шуточная, польская н.п. № 2

                         

2 год обучения

Пьесы:

                        1. Абелев Ю. Осенняя песенка

                        2. Брейтбург К. Голубая луна

                        3. Брейтбург К. Щелкунчик

                        4. Буренушка, русская народная песня

                        5. Газманов О. Бессонница

                        6. Гладков Г. Расскажи, Снегурочка, как дела?

                        7. Кабалевский Д. Про Петю (раздел II) № 9  

                        8. Калинка, р.н.п. № 44

                        9. Коробейники, р.н.п. № 33  

                        10. Крылатов Е. Песенка о лете  

                        11. Книппер Л. Почему медведь зимой спит (раздел II) № 5

                        12. Леонидов М. Где-то далеко

                        13. Матвиенко И. Тополиный пух. Вечерок  

                        14. Ой, ты, дивчино. укр.н.п.

                        15. Пастушка, французская н.п. № 41  

                        16. Пойду ль я, выйду ль я, р.н.п. № 39

                        17. Попатенко Т. Скворушка прощается (раздел II) № 6

                        18. Сулико, грузинская народная песня № 16

                        19. То не ветер ветку клонит, р.н.п. № 34  

                        20. Тонкая рябина, р.н.п. №47

                        21. Ты беги, моя мелодия, американская н.п. № 42

                        22. Ходила младешенька по борочку, р.н.п. № 37

                        23. Чайковский П. Сладкая греза. ор. 40. № 2

                        24. Чайковский П. Грустная песенка. ор. 40. № 2

                        25. Чайковский П. Анданте из Сюиты № 3. ор. 55

                        26. Штраус И. Голубой Дуная

Ансамбли:

                        1. Артоболевская А. Вальс собачек

                        2. Шаинский В. Чунга-Чанга

                        3. Шаинский В. В траве сидел кузнечик

 

3 год обучения

Пьесы:

                        1. Ботяров Е. Рыжий, рыжий, конопатый  

                        2. Верди Дж. Марш из оперы «Аида»  

                        3. Гладков Г. Песенка Львѐнка и Черепахи  

                        4. Гладков Г. Песенка друзей. № 23

                        5. Даум Г. Песенка

                        6. Иорданский М. Песенка про чибиса. № 14  

                        7. Кабалевский Д. Наш край. № 16

                        8. Крылатов Е. Кабы не было зимы

                        9. Матвиенко И. Снегири  

                        10. Пахмутова А. До свидания, Москва (раздел III) № 5

                        11. Старокадомский М. Любитель-рыболов. № 18

                        12. Уотт Д. Три поросенка, № 11

                        13. Филиппенко А. На мосточке. № 12

                        14. Чайковский П. Вступление к балету «Лебединое озеро»  

                        15. Чайковский П. Романс. ор. 6 № 6  

                        17. Чайковский П. Вальс. ор. 39. № 8

Ансамбли:

                        1. Хренников Т., переложение И. Корольковой. Колыбельная Светланы

                        2. Шаинский В. Антошка  

                        3. Шаинский В. Улыбка  

                         

4 –й год обучения

Пьесы:

                        1. Батыркаева Л. На старой мельнице

                        2. Гаврилин В. Танцующие куранты

                        3. Гладковский А. Маленькая танцовщица  

                        4. Гуммель И. Анданте

                        5. Еникеев Р. Юмореска

                        6. Жиганов Н. Колыбельная

                        7. Жиганов Н. Резвушка

                        8. Кабалевский Д. На переменке

                        9. Косенко В. Сказка

                        10. Майкапар С. Романс

                        11. Металлиди Ж. Маленькая балерина

                        12. Металлиди Ж. Колыбельная белой медведицы

                        13. Металлиди Ж. Беги, мой олененок  

                        14. Металлиди Ж. Карнавальная полька

                        15. Обр. Р.Яхина. На сенокосе

                        16. Песня. Обр. З.Хабибуллина

                        17. Тюрк Д. Бодрость

                        18. Тюрк Д. Хоровод  

                        19. Тюрк Д. Анданте  

                        20. Якуллин М. Марш

                        21. Якубов И. Полька

                        22. Шуберт Ф. Военный марш

Ансамбли:

                        1. Кемпферт Б., переложение Л. Балаева. Путники в ночи

                        2. Моцарт В.-А. Колыбельная

                        3. Чайковский П. Баркарола

                        4. Чайковский П. «Экосез» из оперы «Евгений Онегин»

Этюды:

                        1. Гнесина Е. Этюд C-dur

                        2. Гольденберг Н. Этюд на черных клавишах

                        3. Черни К. Этюд «Скакалка»

                        4. Черни К. Этюд C-dur

                        5. Шитте Л. Этюд e-moll

                        6. Шитте Л. Этюд C-dur

 

5-й год обучения.

 

Пьесы:

        «Фортепианные пьесы» сост. А. Досаева.

         «Фортепианная игра» сост. А. Николаев.

         «Пьеса» А. Юяма.

         «Шарманка» Д. Шостакович.

         «Клоуны» Д. Кабалевский.

         «Венгерская народная песня» Б. Барток.

         «Веселая сказка» Д. Шостакович.

         «Маленькая фантазия» Ф. Бах.

         «Хрестоматия педагогического репертуара» сост. Н. Дюбомудрова.

         «Колыбельная» соч. 36. А. Гедике.

         «Марш» соч.. 68. Р. Шуман.

         «Болезнь куклы» соч.39 П. Чайковский.

         «Вроде вальса» соч. 27 Д. Кабалевский.

Этюды:

       «Этюдтер» В. Горянин.

         Этюд Е. Брусиловский.

       «Фортепианная игра» сост. А. Николаев.

       Этюд А. Гедике.

       Этюд А. Лемуан.

       «Пьеса» (этюд) соч. 6 А. Гедике.

       Этюд до-маж. А. Лешгорн.

       Этюд ре-мин. А. Лешгорн.

       «Педагогический репертуар» сост. Н. Любомудрова.

       «Арабеска» соч. 46 А. Гедике.

     Этюд соч. 46. А. Гедике.

     Этюд соч. 599. К. Черни.

     Этюд соч. 6. А. Гедике.

     Этюд соч. 37. А. Лемуан.

     Этюд соч. 70. Г. Беренс.

     «Юный пианист» сост. Л. Ройзман, Н. Натансон.

     «Старинные часы с кукушкой» (этюд) Н. Бачинская.

     «Скерцино» (этюд) Ю. Слонов.

     «В автобусе» (этюд) Я. Гарчиа.

     Этюд В. Тигранян.

     «Хрестоматия педагогического репертуара» сост. Н. Любомудрова.

     Этюд соч. 32. А. Гедике.

     Этюд соч. 37. А. Лемуан.

     Этюд соч. 70. Г. Беренс.

     «Маленький этюд» А. Иванов.

     Этюд соч. 139. К. Черни.

Полифонические произведения:

      «Педагогический репертуар» сост. Н. Любомудрова.

     «Фугетта» до-мажор Г. Гендель

     «Менуэт» соль-мажор И. Бах.

     «Менуэт» фа-минор К.Ф. Бах.

     «Буре» до-минор Л. Моцарт.

     «Фугетта» до-мажор Ж. Арман.

     «Менуэт» соль-минор Ж. Ф. Рамо.

     «Маленькая прелюдия» соль-минор И. Бах

     «Фортепианная игра» сост. А. Николаев.

     «Канон» Л. Бетховен.

    «Маленькая прелюдия» до-минор И. Бах.

     «Пианист – фантазер» сост. Э. Тургенева.

     «Маленькая инвенция» соч. 6 Е. Комалькова.

Крупная форма.

      «Игра в лошадки» (вариации) Б. Дәльденбаев.

      «Фортепианная игра» сост. А. Николаев.

      «Сонатина соч. 36 М. Клементи.

      «Анданте»

      «Виваче».

      «Легкие вариации на тему русск. нар. песни» Д. Кабалевский.

      «Сонатина» Л. Бетховен.

     «Романс»

     «Вариации» Б. Барток.

     «Фортепиано» сост. Б. Милич.

     «Сонатина» И. Плейель.

     «Сонатина» IIч. И. Б. Ванхаль.

     «Сонатина» IIч. Соч. 33. Д. Штейбельт.

     «Сонатина» соч. 84. Э. Меларти.

     «Сонатина» соч. 36. I, II, III ч. М. Клементи.

Ансамбли:

      «Юный пианист» сост. Л. Ройзман, В. Натансон.

     «Менуэт» из оперы «Дон-Жуан» В. Моцарт.

     «Ария Дон-Жуана» из оперы «Дон-Жуан» В. Моцарт.

     «Школа игры на фортепиано» Сост. А. Николаев.

                                           6 - 7-й годы обучения

Пьесы

Григ Э. «Вальс»

Караев К. «Задумчивость»

Майкапар С. «Мелодия» соч.8, «Элегия» соч.33

Парцхаладзе  С. «Танец»

Прокофьев С. «Сказочка», «Прогулка»

Пахульский  А.«В мечтах»

Раков Н. «Снежинки», «Грустная мелодия», «Вальс» фа-диез минор, ми    

                Минор, «Полька», «Сказка»

Рамо Ж.«Скерцо»

Ребиков В. «Вальс», «Дервиш»

Сигмейстер Д. «Пьеса» ля  минор

Скултэ Е. «Ариэтта»

«Элегия» соч.33

         «Деревенская песня», «Маленький романс»

Щуровский И.«Танец», «Утро»

   Этюды

Бургмюллер Ф. Соч. 109 №1

Беренс Г. «32 избранных этюда» соч. 61:  № 1 – 3, 26

                     Соч. 88 «Этюды» № 5, 7

Бертини А. «28 избранных этюдов» соч. 32 № 4, 5, 9 

Гедике А. Соч. 47 «30 легких этюдов» № 20, 26

Киркор Г. Соч. 15 «12 пьес – этюдов» № 1

Лемуан А. Соч. 37 «Этюды» № 28 – 30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48, 50

Лешгорн А. Соч. 66 «Этюды» № 1 – 4

Майкапар С. Соч. 31 «Стаккато – прелюдия»

Черни К. «Избранные этюды» под ред. Гермера Ч. 2 № 6, 8, 12

Соч. 299 № 1, 2, 4, 14

Полифонические произведения

Бах И. С. Ария фа  минор, Ми-бемоль  мажор

Бурре соль  мажор («Французская сюита» № 2)

Маленькие прелюдии тетр. 1 № 1 До  мажор, № 3 ре  минор, № 5 ре  минор, № 6 ре  минор; тетр. 2 № 1 До  мажор, № 5 ре  минор, № 6 ре  минор,  № 12 ре  минор

Двухголосные инвенции № До  мажор, № 4 ре минор, № 13 ля  минор,

Менуэт до  минор («Французская сюита» № 2)

Бах Ф. Э. «Фантазия»

Гендель Г. Ф. Жига  ре  минор, Куранта Фа  мажор, Сарабанда с вариациями

Глинка М. Фуга До  мажор

Моцарт Л. Ария соль  минор

Рамо Ж. Ф. Жига ми  минор

Циполи Д. Фугетта ми  минор

 Произведения крупной формы

 

Гайдн Й. Соната Ре  мажор

              «Романс с вариациями»

Гендель Г. Сонатина Си-бемоль  мажор

Диабелли А. Сонатина соч.168 №4 Ч. 1, 2

                     Сонатина соч.168 №3

Дмитриев Г. «Вариации в очень старинном стиле»

Душек Ф. Соната Си-бемоль  мажор финал

Дюссек Я. «Русская песня с вариациями»

                  Сонатина До  мажор Ч. 1

Кабалевский Д. «Легкие вариации на тему словацкой     народной песни» соч.51 №3

Клементи М. Сонатины До мажор соч.36 №3, Фа  мажор соч.36 №4, Соль  мажор соч.36 №5

Краузе А. Сонатина соч.12 №3 Ч. 1

Кулау Ф. Сонатина соч.55 №1 До  мажор

Моцарт В. А. Рондо Фа  мажор

Халаимов Р. «Легкие вариации на тему чешской песни «Аннушка»

Холминов А. «У ворот, у ворот» ( вариации на русскую народную тему)

Чимароза Д. Соната №1 соль  минор

 

IIIТребования к уровню подготовки обучающихся

 

         Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Общее фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:

                        • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

                        • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

                        • владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

                        • знания музыкальной терминологии;

                        • умения технически грамотно исполнять нетрудные произведения на фортепиано;

                        • умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;

          • умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;

                        • навыки публичных выступлений на концертах, открытых уроках и т.п.;

                        • навыки чтения с листа легкого музыкального текста;

                        • навыки (первоначальные) игры в фортепианном инструментальном ансамбле;

                        • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.

 

 

IVФормы и методы контроля, система оценок

 

                                 Аттестация: цели, виды, форма, содержание

       Оценка качества реализации программы «Общее фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестации обучающихся.

       Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель,

 

отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п.

        На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка.

          Промежуточная аттестация проводится в конце каждого учебного года в виде зачета, проводимого  в счет аудиторного времени  

          Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация.

         Итоги зачета оформляются ведомостью. При выведении годовой оценки учитывается следующее:

                         - работа ученика в течение учебного года;

                        - оценки, полученные  на  контрольном уроке и зачете;

                        - выступления ученика в течение учебного года.

     Годовая оценка по итогам успеваемости в выпускном классе идёт в документ, выдаваемый школой.

Критерии оценок

       По итогам исполнения контрольного урока выставляется оценка

по пятибалльной шкале:  

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого произведения

3(«удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

 

 

Оценка фиксируется в журнале и в  дневнике обучающегося.

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

Методические рекомендации преподавателям

        До сих пор существует два мнения по поводу задачи общего курса фортепиано в детской школе искусств:

первое – это способ научить играть на фортепиано,

второе – использовать преимущества фортепиано для развития гармонического и полифонического слуха, научить читать с листа, т.е. расширить обще-музыкальные возможности ученика, его кругозор. Необходимо учитывать специфические особенности занятий общим фортепиано.

    Во-первых, занятия проводятся один раз в неделю.

    Следует учитывать, что у большинства обучающихся отсутствует возможность домашних занятий на фортепиано в связи с отсутствием инструмента дома. При подборе репертуара необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

       Начальный этап занятий – знакомство с инструментом, приспособление к нему. При исполнении несложных пьес, желательно помочь ученику гармонической поддержкой. Некоторым ученикам аккомпанемент мешает при исполнении даже твердо выученной пьесы. Задача общего фортепиано – привить навыки игры в ансамбле, научить слышать музыкальный комплекс, а не только свою мелодическую линию.

       Начать можно с фортепианных ансамблей, чередуя партии. Здесь необходимо объяснить функции мелодии и аккомпанемента. Обозначить главное и второстепенное, постепенно подготовив непосредственно к аккомпанементу. Подробно изучив нотный текст, точно зная все проигрыши и цезуры, ученик будет чувствовать себя уверенно и свободно, играя с аккомпанементом. Кроме того, изменится и однобокое слуховое представление об исполняемом произведении. Инструментальная и фортепианная партии будут восприниматься как единое целое. Очень редко встречается обучающиеся, имеющие дома инструмент (иногда это детский синтезатор).     

      Преимущество таких учеников – возможность домашней работы. Занимаясь с такими детьми, можно уделить больше времени навыкам звукоизвлечения, проходя пьесы фортепианного репертуара. С теми же, кто не имеет дома фортепиано, занятия ограничиваются только классной работой, поэтому важно на каждом уроке ставить перед учеником четкую задачу и в течение урока стараться ее разрешить.

       Об интересе, который проявляется к общему фортепиано, свидетельствует специальный сборник под редакцией С.С. Лиховицкого «Пособие для общего курса фортепиано». Он составлен с учетом использования широких возможностей фортепиано и отвечает вышеуказанным требованиям. Репертуар охватывает произведения разных стилей от старинной музыки до современной, включая русскую классику и т.д. Нотный текст отвечает уровню подготовки для начинающих. К окончанию курса общего фортепиано у детей накапливается определенный багаж произведений, при условии, что занятия проводились систематически и по определенному методическому плану.

 

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы обучающихся

 

      Программа предмета «Общее фортепиано» предусматривает самостоятельную работу обучающегося при наличии дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, контролироваться на каждом уроке. Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.

       

 

       На самостоятельную работу отводится не менее 0,5 часа в неделю, в течение всех лет обучения. Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования.    

        Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны проходить при хорошем физическом состоянии обучающегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны. Роль педагога в организации самостоятельной работы обучающегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени.

        Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки. Самостоятельные домашние занятия обучающегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога.

       Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот, игра отдельно каждой рукой, игра упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п. Работа над произведениями должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике.

      Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара. Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы обучающегося должна проводиться педагогом регулярно.

       

 

   Виды внеаудиторной работы:

 - выполнение домашнего задания;

 - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности школы искусств и др.

 

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

 

Список рекомендуемой нотной литературы

 

                        1. Азбука игры на фортепиано. / Сост. С. Барсукова. Изд. 6-е. – Р/н-Д.: Феникс, 2004.

                        2. Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой. Изд. 6-е. – М.: Сов. композитор, 1992.

                        3. Библиотека татарской музыки. – Вып. 2. – Магнитогорск, 1999.

                        4. Королькова, И. Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких. Часть 1. – Р/н-Д.: Феникс, 2004.

                        5. Лѐгкие переложения П.Чайковского для ф-но в 4 руки. / Ред. Н.Хондо. – М., 2002.

                        6. Металлиди, Ж. Фортепианные циклы. – СПб., 1999.

                        7. Обучение с увлечением. – Вып. 1. / Ред. И.В. Веденина. – М., 1999.

                        8. Обучение с увлечением. – Вып. 2. / Ред. И.В. Веденина. – М., 1999.

                        9. Обучение с увлечением. – Вып. 4. / Ред. И.В. Веденина. – М., 1999.

                        10. Обучение с увлечением. – Вып. 5. / Ред. И.В. Веденина. – М., 1999.

                        11. Обучение с увлечением. – Вып. 10. / Рред. И.В. Веденина. – М., 1999.

                        12. Сборник фортепианных пьес. / Сост. М.Г.Полозова. – СПб., 1997.

                        13. Учимся подбирать. / Ред. А.Л.Тетерина. – Магнитогорск, 1999.

                        14. Фортепианная игра. / Ред. А.Николаев. / Сост. В. Натансон, Л. Рощина. – М.: Музыка, 1990.

                        15. Хрестоматия для фортепиано. / Сост. Н. Любомудров, К. Сорокин. – М.: Музыка, 2002.

                        16. Этюды для младших классов. Тет.1. / Сост. С. Чернышков. – М.: Классика XXI, 2004.

                        17. Этюды для фортепиано на разные виды техники. / Сост. Р. Гиндин, М. Каринафка. – Киев: Музична Украина, 1986.

    18.В. Агафонников «Музыкальные игры», М. 1991

                        19.«Ансамбли»  для фортепиано. Младшие классы 139., 1986

                        20.«Ансамбли» В.1, (сост. Рубах), 1972

                        21.«Альбом советской детской музыки» т.12 М. 1976

                        22.А. Гедике «60 лёгких фортепианных пьес» соч. 36, М.1991

                        23.Е. Гнесина «Фортепианная азбука»,М. 1992

                        24.А. Гречанинов «Детский альбом», М. 1995

                        25.Д. Кабалевский «Избранные пьесы для детей»  соч. 27, М.1989

                        26.«Калинка» (учебное пособие для 1-2 классов)

                        27.Б. Милич «Фортепиано. 3 класс».М. 1997

                        28.Музыка для детей» вып.1, М. 1987

                        29.«Музыкальный салончик» (пособие для 1-2 классов), М. 2000

                        30.С. Майкапар «Бирюльки» соч. 8, М. 1989

                        31.«Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», М. 1998

                        32.«Сборник этюдов для фортепиано» (1-2 класс) вып. 1, М. 2002

                        33.«Современный пианист» (учебное пособие для начинающих), М. 1983

                        34.М. Соколов «Маленький пианист», М. 1991

                        35.М. Соколов «Ребёнок за роялем» (ансамбли), М. 1997

                        36.«Фортепианная игра» (сост. Л. Николаев), М. 1997

                        37.«Фортепиано. Пьесы 1-3 класс», М. 1997

                        38.«Фортепиано» Пьесы 1-3 классы, Киев, 1980

                        39.«Фортепианная тетрадь юного музыканта»(сост. М. Глущенко), М. 1998

                        40.«Фортепианная школа Ляховицкой», М. 1997

                        41.«Фортепианные этюды (1-3 класс)», М. 1998

                        42.«Хрестоматия. 1 класс» (ред. А. Бакулов), М. 1989

                        43.«Хрестоматия 1 класс» (сост. Н. А. Любомудрова), М.1991

                        44.«Хрестоматия педагогического репертуара. 1-4 классы. Пьесы», М.1994

                        45.«Хрестоматия педагогического репертуара. 1-4 классы. Произведения крупной формы, Этюды», М. 1997

                        46.П. И. Чайковский «Детский альбом», М.1994

                        47.К. Черни «Избранные фортепианные этюды» (ред. Г. Гермера), М. 2001

                        48.К. Черни «Этюды и пьесы для начинающих», М.1998

                        49.«Этюды. Первые шаги к мастерству», М.2001

                        50.«Этюды. 1 класс», М. 1985

                        51. Л. Шакирова «Здравствуй!» (альбом фортепианных пьес),  Екатеринбург

                        52.Л. Шитте «50 этюдов для фортепиано», М. 1999

                        53.Р. Шуман «Альбом для юношества», М. 1999

                        54. В. Шульгина, Н. Маркевич «Юным пианистам», Киев. 1985

                        55.«Юный пианист. Пьесы. Этюды, Ансамбли», (вып. 2), М. 1992

 

 

 

 

Список рекомендуемой методической литературы

 

                        1. Березовский, Б.Л. Некоторые проблемы современной музыки в фортепианных классах детской музыкальной школы.

                        2. Николаева, О.Ф. Преподавание общего курса фортепиано в детской музыкальной школе.