ДООП "Основы музыкального исполнительства" Программа по предмету "Основы игры на муз. инструменте (гитара)"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА                                                                «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

 

 

по учебному предмету

 «Основы игры на музыкальном инструменте(гитара)»                          

 

 

 

                                                                              

 

 

 

 

 

 

П. Новогорный, 2014г.

Редакция 2016, 2018г.г.

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании    педагогического совета: 

Протокол от «29» августа  2018г. №1

                                  

 

УТВЕЖДЕНО:

 

Директор МБУДО «ДШИ»

                                                                                                 

 «___» __________20___г.

_________________Е.Ю. Каменская                                                              

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

Разработчики: Ерёменко А.Л., Каменская Е.Ю. – преподаватели Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств»

 

 

Рецензенты:

 

  

 

 

 

 

 

 

                   

 

Структура программы учебного предмета

 

 

I.         Пояснительная записка                                                            

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки учащихся                         

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                   

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                     

VI.    Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Пояснительная записка

 

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств.

Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, являющиеся «родственниками» классической шестиструнной гитары, – электрогитару, банджо, различные старинные струнные инструменты.

Срок освоения программы  - 3 года.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, преимущественно 7  – 14 лет.

По желанию обучающиеся могут продолжить обучение, т.к. данная программа предполагает 2 дополнительных года обучения (4, 5 классы).

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.

Недельная нагрузка по предмету «Основы игры на музыкальном инструменте (гитара)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.

Недельная нагрузка по предмету «Основы игры на музыкальном инструменте (гитара)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование  доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Гитара, как аккомпанирующий инструмент, пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности  являются мотивацией для  начала обучения игре на  гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала:  бардовская песня, старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные образцы классической музыки.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме концертного выступления.  При выборе сольной программы обязательно учитываются индивидуальные особенности учащегося.

 

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (гитара)»  продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 34  недели. Для детей, поступивших в 1 класс в возрасте 6 - 9 лет вводится дополнительная неделя каникул.

 

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

 

 

 

Годы обучения

1-й год

2-й год

  3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

18/17*

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36/34*

32

36

32

36

204/202*

Самостоятельная работа

32

36/34*

32

36

32

36

   204/202*

Максимальная учебная нагрузка

64

72/68*

64

72

64

72

   408/404*

 

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

 

 

 

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество недель

16

18/17*

16

18

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36/34*

32

36

32

36

32

36

32

36

340/338*

Самостоятельная работа

32

36/34*

32

36

32

36

32

36

32

36

         340/338*

Максимальная учебная нагрузка

64

72/68*

64

72

64

72

64

72

64

72

680/676*

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (гитара)» при 3-летнем сроке обучения составляет 408 (404*) часов, из них: 204 (202*) –аудиторные занятия, 204 (202*)- самостоятельная работа. Общая трудоемкость учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)»  с учетом двух дополнительных лет обучения (при 5-летнем сроке обучения) составляет 680 (676*) часов.  Из них: 340 (338*) часов – аудиторные занятия, 340 (338*) часов – самостоятельная работа.

 

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.

 

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

 

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (гитара)» являются:

·     ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;

·     формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

·     приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

·     приобретение  знаний в области истории музыкальной культуры;

·     формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

·     оснащение  системой  знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

·     воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

·     воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

·     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

·     распределение учебного материала по годам обучения;

·     описание дидактических единиц учебного предмета;

·     требования к уровню подготовки учащихся;

·     формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

·     методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

 

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Реализация данной программы предполагает  наличие учебного кабинета с гитарами (2-4 инструмента), фортепиано,  концертный зал,  подставки под ноги, пюпитры.

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической, справочной  и нотной литературой.

 

II.              Содержание учебного предмета

 

     Учебно-тематический план

 

Тематический план 1-го года обучения специальности

 

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Знакомство с инструментом

2

1

1

Донотный период

4

1

3

Изучение нотной грамоты

5

2

3

Посадка, постановка рук

7

-

7

Развитие технических навыков

16

-

16/15*

Ансамбль

15

 

15

Работа над эмоционально-художественным развитием

16

2

14/13*

Зачеты и выступления

3

-

3

                    Итого:

68/66*

6

62/60*

 

 полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

Постановка исполнительского аппарата. Освоение приемов тирандо и апояндо. Одноголосные народные песни и простые пьесы песенного и танцевального характера.

2 четверть

Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах, натуральные флажолеты. Аккорды Am, Dm, E. Упражнения и этюды. Произведения современных композиторов.

 

 

II  полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем музыкальном материале (фольклорная и эстрадная музыка). Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.

4 четверть

Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с листа.  Игра в ансамбле с педагогом. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.

 

Второй  год   обучения

Тематический план 2-го года обучения специальности

 

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

16

2

14

Работа над развитием координации                       

7

1

6

Работа над аппликатурой

8

2

6

Работа над звуковым решением произведения

8

2

6

Работа над игровыми приемами и упражнениями

15

1

14

Ансамбль, аккомпанемент

10

-

10

 Зачеты и выступления

4

-

4

                    Итого:

68

8

60

 

  полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

Гаммы: C-dur, G-dur двухоктавные с открытыми струнами. Восходящее и нисходящее легато. Упражнения и этюды.  Ознакомление с приемом барре. Произведения современных композиторов и обработки народных песен.

2 четверть

Развитие техники барре. Упражнения и этюды.   Игра в ансамбле эстрадных песен и обработок русских народных песен. Бардовская песня.

 

II  полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Гаммы F-dur, E-dur двухоктавные с открытыми струнами.  Упражнения и этюды (2 этюда на различные виды техники).

Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом.

4 четверть

Музыка из кинофильмов, произведения  старинных и современных композиторов. Подбор на слух произведений,  различных по жанрам и стилям. Владение навыками аккомпанемента.

 

                                                Третий  год   обучения

Тематический план 3-го года обучения специальности

 

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

16

2

14

Работа над аппликатурой

7

1

6

Работа над звукоизвлечением

9

2

7

Работа над полифонией

7

2

5

Работа над игровыми приемами и упражнениями

9

2

7

Работа над    развитием технических навыков

6

2

4

Ансамбль, аккомпанемент

10

-

10

Зачеты и выступления

4

-

4

Итого:

68

11

57

 

 I полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

Две двухоктавные типовые гаммы по аппликатуре А.Сеговии. Включение в план произведений с элементами полифонии. Произведения классической и народной музыки, эстрадные и бардовские песни. 

2 четверть

Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм. Концертные этюды. Закрепление навыков игры в высоких позициях. Подбор аккомпанемента  к песням и романсам. Игра в ансамбле.

              

  II  полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Включение в репертуар несложных произведений крупной формы и полифонии. Изучение различных по стилям и жанрам произведений. Подготовка итоговой программы.

4 четверть

Совершенствование техники аккордовой игры, барре, вибрации и легато. Произведения  зарубежной и русской классики. Итоговая аттестация.

                                              

                                        Четвертый  год   обучения

Тематический план 4-го года обучения специальности

 

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

16

2

14

Продолжение работы над развитием технических навыков

10

2

8

Работа над полифонией

7

2

5

Работа над крупной формой

7

2

5

Работа над художественным образом произведения

8

2

6

Ансамбль, аккомпанемент

16

-

16

Зачеты и выступления

4

-

4

Итого:

68

10

58

полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

2-3 трехоктавные мажорные и минорные гаммы с типовой аппликатурой до шестой и пятой струн. Соль мажор и ми минор по аппликатуре А.Сеговии. Гаммы терциями. Включение в план произведений с элементами полифонии. Произведения классической и народной музыки, эстрадные и бардовские песни. 

2 четверть

Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм. Концертные этюды. Закрепление навыков игры в высоких позициях. Подбор аккомпанемента  к песням и романсам. Игра в ансамбле.

                

  II  полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Включение в репертуар несложных произведений крупной формы и полифонии. Изучение различных по стилям и жанрам произведений. Подготовка итоговой программы.

4 четверть

Совершенствование техники аккордовой игры, барре, вибрации и легато. Произведения  зарубежной и русской классики. Итоговая аттестация.

 

Пятый  год   обучения

 

                      Тематический план 5-го года обучения специальности

 

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

16

2

14

Продолжение работы над развитием технических навыков

10

2

2

Работа над полифонией

7

2

5

Работа над крупной формой

7

2

5

Работа над художественным образом произведения

8

2

6

Ансамбль, аккомпанемент

16

-

16

Зачеты и выступления

4

-

4

Итого:

68

10

58

 

полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

2-3 трехоктавные мажорные и минорные гаммы с типовой аппликатурой. Ми мажор, до, соль, си минор по аппликатуре А.Сеговии. Гаммы секстами и октавами. Включение в план произведений с элементами полифонии. Произведения классической и народной музыки, эстрадные и бардовские песни. 

2 четверть

Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм. Концертные этюды. Закрепление навыков игры в высоких позициях. Подбор аккомпанемента  к песням и романсам. Игра в ансамбле.

                

  II  полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Включение в репертуар несложных произведений крупной формы и полифонии. Изучение различных по стилям и жанрам произведений. Подготовка итоговой программы.

4 четверть

Совершенствование техники аккордовой игры, барре, вибрации и легато. Произведения  зарубежной и русской классики. Итоговая аттестация.

 

 

Годовые требования

 

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.

Требования третьего года обучения имеют несколько вариантов примерных исполнительских программ, сгруппированных по двум уровням сложности и разработанных для различных групп учащихся с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, а также планирования дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте.

Первый год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой и второй позициях. Ознакомление с настройкой инструмента. В течение учебного  года педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных произведений: народные песни, пьесы танцевального характера, этюды, ансамбли с педагогом.

В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись; музыкальный звукоряд, расположение нот на грифе.

Рекомендуемые упражнения и этюды

1. Упражнение на первой и второй струнах.

2. Упражнение на трех струнах.

3. Упражнение на шестой струне.

4. Упражнение на пятой и шестой струнах.

5. Упражнение на басах.

6.  И.Рехин. Упражнение "Морские волны".

7. Упражнение "Маленький кораблик".

8. Упражнение на прием  арпеджио.

9. Этюд  на прием  арпеджио.

10. Х.Сагрерас. Этюд.

11. Ф.Сор. Этюд.

Произведения на аккордовую технику,  аккордовые последовательности

Освоение грифа гитары в пределах I позиции, исполнение мелодии на гитаре, знакомство с русским фольклором, игра с педагогом ансамбле: мелодия и аккомпанемент. Для продвинутых обучающихся рекомендуется играть аккордовые цепочки типа:  Am-Dm-E-Am, Am-A7-Dm-E-Am, Am-E-Am-Dm-Am   и т.д.

Рекомендуемые ансамбли

Дж.Дюарт «Кукушка», рус. нар. песня «Ты пойди, моя коровушка, домой»,  И.С.Бах «Канон», рус. нар. песня «Среди долины ровныя», Дж.Дюарт «Индейцы».

По окончании  первого года  обучения сформированы следующие знания,  умения, навыки.  Обучающийся:

- знает строение инструмента, гитарную аппликатуру;

- умеет правильно держать инструмент;

- соблюдает постановку исполнительского аппарата;

- владеет двумя приемами звукоизвлечения  (тирандо, апояндо);

- ориентируется в цифровых обозначениях аккордов в 1-й и 2-й позиции без применения барре  (A,  Am, A7, Am7, D, Dm, D7, Dm7, E, Em, E7, Em7, C, G);

- знает буквенные обозначения некоторых минорных и мажорных аккордов;

- умеет аккомпанировать в тональности Аm (T-S-D-T);

- играет небольшие пьесы в 1-й позиции;

- применяет на практике натуральные флажолеты.

 

         В  первом полугодии  (декабрь) в рамках текущего контроля в классе проводится контрольный урок (текущий материал).

         Во втором полугодии:

 - академический концерт в марте (1 произведение (пьеса или этюд)

- переводной зачет в конце учебного года (2 произведения).

Примерные исполнительские программы переводного зачета:

1 вариант

И.Рехин  «Колокольный перезвон»

П.Румянцев Этюд №1 «Мячик»

2 вариант

Ф.Карулли Этюд

И.Кюффнер Экосез

3 вариант

Англ. нар. песня «Зеленые рукава»  в обр. П.Агафошина

В.Борисевич  Постановочный этюд №1

4 вариант

В.Надтока «Дождик»

Г.Перселл Ария

5 вариант

М. Каркасси  Андантино

Л.Иванова «Тараканище»

6 вариант

М. Джулиани Аллегро

В. Бортянков «Частушка»

 

Второй год обучения

В качестве практики применяются: работа над звуком, развитие исполнительской техники левой руки, растяжка пальцев, техника смены позиций. 

Освоение  новых  выразительных средств гитарного аккомпанемента: орнаментация за счет мелизмов, усложнение ритмического рисунка, исполнение небольших мелодических пассажей в вокальных паузах (проигрышах). Разучивание по нотам, наизусть небольших произведений. Игра в ансамбле: работа над согласованным исполнением каждой партии. В репертуар ансамблей включаются эстрадные песни, обработки русских народных песен.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений.

Подбор репертуара производится с учетом интересов обучающегося.

Рекомендуемые простые последовательности в мажоре

С-F-G7 -C     D-G-A7-D      G-C-D7-G       E-A-H7-E    A-D-E7 -A

 F-C -G7-C   G-D-A7-D     C-G-D7-G    A-E-H7 -E      D-A-E7-A

Рекомендуемые простые последовательности в миноре

Am -Dm-E7–Am    Em-Am-H7-Em    Dm-Gm-A7-Dm   Bm-Em-#F7-Hm

 Dm-Am-E7-Am    Am-Em-H-Em    Gm-Dm-A7-Dm   Em-Hm-#F7-Hm

Рекомендуемые упражнения и этюды

Во втором классе можно использовать:

«Ежедневные упражнения  для развития техники и упражнения для развития пальцев правой руки» Е.Шилина;

упражнения в стиле кантри и три упражнения в стиле рок-н-ролл. Журнал «Гитарист» 1994 г.;

Несложные этюды Д.Агуадо, А.Лоретти, Ф.Карулли,  Д.Фортеа.

Рекомендуемые ансамбли

Итал. нар. песня «Санта Лючия»,  Э.Торлакссон «Гитарное буги»,  И.С.Бах «Менуэт»,  джазовые этюды  А.Виницкого, Ф.Дуранте «Гальярда»

 

По окончании  второго обучения обучащийся:

- играет пьесы, различные по стилю, жанру;

- применяет на практике натуральные и искусственные флажолеты;

- знаком с позиционной игрой;

- владеет приемом барре;

- знает основные музыкальные термины;

- знает буквенные обозначения некоторых септаккордов мажора и минора, умеет их применять;

- аккомпанирует различными видами арпеджио несложные мелодии, в том числе, бардовские песни в тональностях e-moll, d-moll.

В первом полугодии проводятся:                                                                              - контрольный урок – октябрь (этюд);                                                                            -  академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

Во втором полугодии проводятся:                                                                                   -контрольный урок - март (гамма, музыкальные термины);                                                    -переводной зачет в конце года - 2 произведения

Примерные исполнительские  программы переводного зачета

1 вариант

И.Рехин. «Грустная песенка для Лауры»

Ф.де Милано.  Канцона

2 вариант

М. Каркасси. Рондо

Р.н.п. «Ходила младешенька», обр. В. Яшнева

3 вариант

Ю.Смирнов. «Крутится колесико»

Ф.Карулли. Рондо

4 вариант

В. Ерзунов. Этюд №2

Н.Паганини. Ариетта

5 вариант

Г.Перселл.  Менуэт

Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я», обр. А.Иванова-Крамского

6 вариант

А.Иванов-Крамской. Прелюдия

В.Борисевич.  «Рождество»

 

Третий год обучения

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и ритмическими особенностями. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах 4–9 позиций. Развитие техники барре.  Для продвинутых обучающихся целесообразно включать в репертуарные списки произведения с элементами полифонии.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 различных произведений, включая ансамбли и этюды. Возможна игра в смешанных ансамблях (в дуэтах, трио со скрипкой и по возможности с другими инструментами), а также аккомпанирование вокалу.

Рекомендуемые последовательности  аккордов

Am-C-Am-C-Am-C-Em,   Am-Dm-G-C-Am-Dm-G-C-Am-Dm-E,

Am-E-Am-E-Am-E-Am-E-C-G-Am-Am-C-G-Am, 

Am-C-Am-Dm-Am-E-Am,   Am-C-Am-Em-Am-C-Am-Em,    

G-D-Am-Am-G-D-Am-Am-C-C-Am,

Em-A7-D7-G7-C7-#F7-H7-Em,

Для продвинутых обучающихся

- отклонения с использованием доминантсептаккордов:

C-A7-Dm-G7-C,      Am-A7-Dm-E7-Am,

C-E7-Am-A7-Dm-G7-C,       Am-G7-C-E7-Am,

- двойная доминанта:   Em-#F7-H7-Em.

Рекомендуемые упражнения и этюды

упражнения М.Каркасси,

100 упражнений из «Школы игры» М.Джулиани,

этюды Н.Паганини, Ф.Молино, М.Каркасси  и т.д.

Рекомендуемые ансамбли

В.Ерзунов «Танец прошедшего лета»; «Испанский танец», обр. Д.Лермана;                                                       М.Теодоракис «Сиртаки»; В.Козлов «Неаполитанские ночи»;                                                                                 А.Виницкий «Лирическая мелодия»

 

В первом полугодии проводятся:                                                                              - контрольный урок – октябрь (этюд);                                                                            -  академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

Во втором полугодии проводятся:                                                                                   - технический зачет - март (гамма, музыкальные термины);

- выпускной экзамен – май - 3 произведения, одно из которых – этюд.

Примерные исполнительские программы выпускного экзамена:

 

1 вариант

Роч П. Хабанера
Чайковский П. И. Старинная французская песенка
Карулли Ф. Этюд соль мажор

2 вариант
Калатаюд Б. Гавот
Рокамора М. Мазурка
Каркасси М. Этюд ля мажор ор. 60, № 3

3 вариант

Гендель Г. Ф. Сарабанда ми минор
«Сосница», обр. М. Александровой
Джулиани М. Этюд ля минор ор. 100, № 11

4 вариант

Галилей В. Лютневая пьеса си минор
Кост Н. Рондолетто
Каркасси М. Этюд ля минор ор. 60, № 7

5 вариант

Бах И. С. Менуэт соль мажор
«Уж как пал туман», обр. М. Высотского
Сор Ф. Этюд ля минор ор. 31, № 20

6 вариант

М.Каркасси  Прелюд

В.Бортянков  «У причала»

Л.Иванова. Этюд № 5 ля-минор

При желании продолжить  обучение в 4,5 классах (дополнительные 2 года обучения) обучающиеся в рамках промежуточной аттестации сдают в конце года (май) переводной зачет  - 2 произведения.

 Примерные исполнительские программы переводного зачета:

1 вариант

М.Каркасси  Прелюд

В.Бортянков  «У причала»

2 вариант

И.Рехин  Маленький блюз

«Клен ты мой опавший», обр.П.Иванникова

3 вариант

Дж.Леннон -П.Маккартни   «Yesterday»

Л.Шумеев «Испанские мотивы»

4 вариант

А.Рамирес  «Странники»

А.Виницкий «Маленький ковбой»

5 вариант

А.Диабелли  Менуэт

В.Ерзунов «Наездник»

6 вариант

В.А.Моцарт Аллегро

М.Шишкин  «Ночь светла»

 

Четвертый  год обучения

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над динамикой, ритмом. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Сложные виды арпеджио. Совершенствование техники аккордовой игры, баррэ, вибрации и легато. Мелизмы. Закрепление навыков игры в позициях. Искусственные флажолеты.

В течение учебного года следует проработать с учеником 10-15 различных музыкальных произведений, в том числе 1-2 полифонические пьесы, 1-2 произведения крупной формы, ансамбли и этюды. Двухоктавные минорные мелодические гаммы. Для продвинутых обучающихся  рекомендуется  включить в репертуар большее этюдов на разные виды техники, а также гаммы в аппликатуре А. Сеговии различными аппликатурными формулами правой руки.

В первом полугодии проводятся:                                                                              - контрольный урок – октябрь (этюд);                                                                            -  академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

Во втором полугодии проводятся:                                                                                   - технический зачет - март (гамма, этюд, музыкальные термины);

- переводной зачет в конце года - 2 произведения (пьеса и  полифония (пьеса с элементами полифонии).        

Примерные исполнительские программы переводного зачета:

1 вариант

Вайс С. Л. Фантазия

«Ох, болиm, что болит», обр. М. Высотского

2 вариант

Бах И. С. Бурре ми минор BWV 996
Лауро А. Негрито (венесуэльский вальс)

3 вариант

Бах И. С. Сарабанда (и Дубль) си минор
«Аргентинская народная мелодия» обр. М.-Л. Анидо

4 вариант

Галилей В. Канцона и Гальярда
Таррега Ф. «Аделита» (мазурка)

5 вариант

де Визе Р. Пассакалья
Кардосо Х. Милонга

6 вариант

Неизвестный автор. Жига ре мажор

«Разжигаю я костер», обр. С. Орехова
 

Пятый  год обучения

Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления, исполнительских навыков и самостоятельности учащегося. Повышение требовательности к выразительному исполнению. Усложнение ритмических задач. Работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев правой руки, совершенствование техники их чередования в различных видах арпеджио и гамм. Сложные флажолеты. Закрепление навыков игры в высоких позициях и чтения нот с листа.

В течение учебного года следует проработать с учеником 10-15 различных музыкальных произведений, в том числе 1-2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 3-6 этюдов, пьесы, ансамбли. Для продвинутых обучающихся  рекомендуется   освоение гамм в аппликатуре А. Сеговии дуолями, триолями, квартолями, различными аппликатурными формулами правой руки.

В первом полугодии проводятся:                                                                              - контрольный урок – октябрь (этюд);                                                                            -  академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

Во втором полугодии проводятся:                                                                                   - технический зачет - март (гамма, музыкальные термины);

-концертное выступление в конце года - 3 произведения (этюд, пьеса и крупная форма/обработка р.н.п.).

Примерные исполнительские программы выпускного экзамена:

 

1 вариант

Паганини Н. Соната до мажор.
Понсе М. «Звездочка».
Дамас Т. - Таррега Ф. Этюд-скерцо ля мажор

2 вариант

Альберт Г. Соната ми минор, № 1, 1 ч.
Лауро А. Венесуэльский вальс № 2.
Каркасси М. Этюд ля мажор, ор. 60, № 9.

3 вариант

Сор Ф. Рондо ре мажор.
Лауро А. La negra (венесуэльский вальс).
Джулиани М. Этюд ми мажор, ор. 48, № 9.

4 вариант

Альберт Г. Соната ми минор, № 1, III ч. (Рондо).
Иванов-Крамской А. «Грезы».
Каркасси М. Этюд ре мажор. op. 60, № 14.

5 вариант

Сор Ф. Вариации на тему «Фолии», ор.15 bis.

Савио И. Музыкальная шкатулка.
Каркасси М. Этюд ми минор, op. 60, № 19.

6 вариант

Джулиани М. Сонатина соль мажор, op. 71, № 2, I ч.
Абреу С. «Тико-тико» (самба).
Каркасси М. Этюд до мажор, ор. 60, № 1.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (гитара)» и включает следующие знания, умения, навыки:

        - знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей гитары;

        - знание элементарных музыкальных терминов и умение использовать теоретические знания при игре на гитаре;

        - владение основными приемами звукоизвлечения, умение правильно использовать их на практике;

- умение исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе;

-   умение анализировать свое исполнение;

- умение самостоятельно разбирать и разучивать несложные музыкальные произведения;

          - владение начальными навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле;

          - владение навыками чтения с листа легкого музыкального текста;

          -владение навыком публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.

 

IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок

 

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля  являются: контрольный урок, зачет, академический концерт, прослушивание, а также участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.

Оценка выставляется каждую четверть и в конце года.

Итоговая аттестации проходит в форме концертного выступления, содержанием которого является исполнение сольной программы.

Контрольный урок относится к текущей форме контроля, которая предполагает исполнение обучающимся программы на оценку в индивидуальной форме во время урока в классе. Исполнение обучающегося на контрольном уроке может оценивать как сам преподаватель, так и комиссия из двух преподавателей.

Прослушивание относится к текущей форме контроля. Это форма контроля для обучающихся выпускного класса, участников различных гитарных конкурсов, фестивалей. Представляет собой исполнение программы целиком или отдельной ее части с реализацией разных, утвержденных в плане учебной работы школы, исполнительских задач.

 Исполнение обучающегося на прослушивании оценивает комиссия не мене чем из двух преподавателей по системе «зачет» - «незачет». Прослушивания проводятся в зависимости от исполнительской цели по утвержденному графику учебной работы. Количество произведений для исполнения и цели прослушиваний обсуждаются преподавателями при составлении плана учебной работы на полугодие.

Академический концерт относится к рубежной форме контроля. Это форма исполнения программы в сценической обстановке в соответствии с программными требованиями по классам.

 Исполнение обучающегося на академическом концерте оценивает комиссия не мене чем из двух преподавателей. Проводятся академические концерты один раз в год – в конце первого полугодия. Традиционно программа академического концерта состоит из 1-2 произведений.

Технический зачет относится к текущей форме контроля. Это форма исполнения технического блока (комплекса) или отдельной его части в сценической обстановке в соответствии с программными требованиями по классам.

 Исполнение обучающегося на техническом зачете оценивает комиссия не мене чем из двух преподавателей. Проводятся технический зачет один раз в год – в третьей четверти. Также на техническом зачете традиционно осуществляется проверка знаний музыкальных терминов.

Переводной зачет относится к  форме промежуточной аттестации. Это отчет обучающегося о накопленных за учебный год навыках, результат проделанной исполнительской работы, на основе которого формируется решение о переводе обучающегося в следующий класс

 Сценическое исполнение обучающегося на переводном зачете оценивает комиссия не мене чем из двух преподавателей. Переводной зачет проводятся один раз в год – в конце второго полугодия в мае. Традиционно программа переводного зачета состоит из 2 произведений.

Концертное выступление с исполнением сольной программы относится к  форме итоговой аттестации. Это форма контроля для выпускников. Сценическое исполнение обучающегося на  оценивает комиссия не мене чем из трех преподавателей. Выпускной экзамен проводится в конце второго полугодия в мае, где обучающийся представляет сольную программу их 3-х  произведений. Варианты программ могут различаться по степени трудности и должны учитывать индивидуальные исполнительские возможности обучающихся.

Критерии оценки

        

         С учетом сложившихся традиций к оценочной деятельности в школе  применяется пятибалльная оценочная система. Для более гибкой оценки игры обучающихся могут  применяются  знаки «плюс» (+) и «минус» (-).

При оценивании обучащегося, осваивающего данную общеразвивающую программу, следует учитывать:

-формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

-наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

-овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

-степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

5 («отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Чистая интонация, верно исполненные штрихи, выразительное, эмоциональное исполнение. Допускаются незначительные неточности из-за сценического волнения, если они не влияют на дальнейшее исполнение и эмоциональный настрой.

 

Исполнение этюдов (виртуозных пьес) в точно соответствующем  авторскому указанию темпе с художественным осмыслением технических видов.

 

Уверенное, ритмически стабильное, непрерывное исполнение видов упражнений (в соответствии с техническими требованиями по годам обучения) на техническом зачете, с темповым соответствием техническим возможностям  обучающегося  и применением правильных приемов исполнения.

4 («хорошо»)

Художественно осмысленное грамотное исполнение, часто прерываемое техническими или текстовыми неточностями из-за сильного сценического волнения.

Или непрерывное исполнение произведения, но со слабым проявлением эмоциональности.

 

Уверенное исполнение этюдов (виртуозных пьес) в темпе, чуть медленнее, чем   авторские указания  ( в соответствии с техническими возможностями обучающегося)по тексту со слабым проявлением эмоциональности. Исполнение этюдов (виртуозных пьес) в точно соответствующем  авторскому указанию темпе, но прерываемое техническими неточностями из-за сильного сценического волнения.

3 («удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д., играет сам по себе, не в ансамбле.

 

Воспроизведение нотного текста этюдов (виртуозных пьес) в сдержанном темпе, не эмоционально. Ритмически нестабильное исполнение видов упражнений (в соответствии с техническими требованиями по годам обучения) на техническом зачете, в сдержанном темпе, часто прерываемое запинками из-за сильного сценического волнения, с неправильными приемами исполонения.

2(«неудовлетворительно»)

Исполнение имеет комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

Исполнение отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

«незачет» (без оценки)

Исполнение имеет комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий.

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

Методические рекомендации преподавателям

Срок реализации данной программы учебного предмета позволяет: перейти на  обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к обучающимся.

Занятия в классе должны сопровождаться  внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар обучающегося. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося  с историей гитары, рассказать о выдающихся гитаристах и композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что преподаватель в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления с целью расширения музыкального кругозора и развития навыков разбора и чтения нот с листа. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития обучающегося. Работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане обучающегося.

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных  песен, опыт игры в ансамбле, аккомпанирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

 

Методические рекомендации обучающимся по организации самостоятельной работы

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности обучающегося.

Ребенок должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа должна быть системной и эффективной. Она может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по учебному предмету.

Необходимо помочь обучающемуся организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких; выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

 

VI.                Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

 

Методическая литература

1.   Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002

2.   Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2004

3.   Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010

1.        Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003

Нотная литература:

1.                             Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ, вып. 1. Сост А. Гитман, М., «Престо», 2005

2.                             Юному гитаристу: Хрестоматия для начинающих.  Сост. И. Пермяков.– СПб.: Композитор, 2007. – 40 с.

3.                             Нотная папка гитариста № 2. Начальные классы музыкальной школы. Сост. Н. Дмитриева, М., «Дека – ВС», 2009

4.                             Хрестоматия. Гитара. Средние классы ДМШ, ч I Пьесы. Сост. В. Агабабов, М., «Кифара», 2007

5.                             Хрестоматия. Гитара. Средние классы ДМШ, ч II Ансамбли, этюды. Сост. В. Агабабов, М., «Кифара», 2007

6.                             Г. Каурина. Шаг за шагом. Легкие мелодии и ансамбли для начинающих гитаристов, ч. I, Спб., «Композитор», 2005

7.                             Г. Каурина. Шаг за шагом. Легкие мелодии и ансамбли для начинающих гитаристов, ч. II, Спб., «Композитор», 2005

8.                             Г. Каурина. Волшебная лесенка. Легкие пьесы-этюды для начинающих гитристов, Спб., «Композитор», 2005

9.                             Киселев О. Н. Первые шаги: альбом юного гитариста / Олег Киселев. – Челябинск: MPI, 2006. – 59 с.

10.                         Киселев О. Н. Времена года: альбом юного гитариста / Олег Киселев. – Челябинск: MPI, 2006. – 56 с.

11.                         Козлов В. В. Кругосветное путешествие сеньориты Гитары: альбом юного гитариста / Виктор Козлов. – Челябинск: MPI, 2005. – 50 с.

12.                         Козлов В. В. Эхо бразильского карнавала: ансамбли для 2-х гитар / Виктор Козлов. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Челябинск: MPI, 2007. – 36 с.

13.                         http://notes.tarakanov.net/

14.                         http://teslov-music.ru/world-guitar-notes-01.htm

15.                         http://gallarda.narod.ru/ir_a.htm