ДООП "Основы музыкального исполнительства" Программа по предмету "Слушание музыки"

униципальное бюджетное  учреждение

дополнительного образования Озерского городского округа

« Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Основы музыкального исполнительства»

 

по учебному предмету

«Cлушание музыки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Новогорный.

2017

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО:

 

 

 

 

 

 

Решением Педагогического совета протокол № 6

от  «02» июня 2017г.

Директор МБУДО «ДШИ» ______________ Е.Ю.Каменская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик – Зарипова Эльмира Мухаметовна, преподаватель теоретических дисциплин МБУДО «ДШИ»

 

Рецензенты:

- Хуснутдинова Г.Д., преподаватель высшей квалификационной категории МБУДО «ДШИ»

- __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

I.                     Пояснительная записка

-                          Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

-                          Срок реализации учебного предмета;

-                          Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

-                          Форма проведения учебных аудиторных занятий;

-                          Цель и задачи учебного предмета;

-                          Обоснование структуры программы учебного предмета;

-                          Методы обучения;

-                          Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

                                                                                              

II.       Учебно-тематический план

 

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся

 

IV.      Формы и методы контроля, система оценок

 

V.     Методическое обеспечение учебного процесса

 

VI.    Материально-технические условия реализации программы

 

VII.     Список рекомендуемой методической литературы

 

 

 

 

 

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.   Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты».

Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на:

·                        развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства;

·                        воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,

·                        способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;

·                        формирование   комплекса   знаний,   умений   и   навыков,   позволяющих   в дальнейшем осваивать предмет «Музыкальная литература».

 

«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.

 

2. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки».

При реализации программы учебного предмета «Слушание музыки» продолжительность учебных занятий составляет 34 недели. Для детей поступивших в 1 класс, в возрасте 6-9 лет вводится дополнительная неделя каникул.*

 

3. Объем учебного времени и виды учебной работы.

Форма занятий

Год обучения

Итого часов

1-й год

2-й год

3-й год

Аудиторная (в часах)

34/33*

34

34

102/101*

Внеаудиторная (в часах)

34/33*

34

34

102/101*

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в  форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Для учащихся 1-3 классов занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу.

 

5. Цель и задачи учебного предмета

Цель:

·                        воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально- творческих способностей.

 

Задачи:

·                        развитие интереса к классической музыке;

·                        знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;

·                        воспитание   эмоционального   и   интеллектуального   отклика   в   процессе слушания;

·                        осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности;

·                        накопление слухового опыта;

·                        развитие ассоциативно-образного мышления.

 

Выражение содержания музыкальных               произведений осуществляется детьми в разных формах музыкально – творческой деятельности (в том числе в создании изобразительных образов).

Результатом освоения программы «Слушание музыки» является умение определять некоторые элементы музыкального языка, тембры, простые формы и музыкальные жанры.

 

6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:

·                        сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

·                        распределение учебного материала по годам обучения;

·                        описание дидактических единиц учебного предмета;

·                        требования к уровню подготовки обучающихся;

·                        формы и методы контроля, система оценок;

·                        методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии  с  данными  направлениями  строится  основной  раздел  программы "Содержание учебного предмета". Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую стержневую тему, вокруг нее объединяются остальные разделы содержания, постепенно  укрупняется  масштаб  изучения,  нарастает  сложность  поставленных  задач (концентрический метод).

 

7. Методы обучения

Для достижения  поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

·                        объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);

·                        поисково-творческие   (творческие   задания,  участие   детей   в   обсуждении, беседах);

·                        игровые (разнообразные формы игрового моделирования).

 

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета, оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.

Первый год обучения

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Тема 1

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка?

1

Тема 2

Времена года в музыке. Состояния природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь.

6

Тема 3

Животные, птицы, рыбы в музыке.

9

Тема 4

Возраст, настроение и характер человека в музыке.

5

Тема 5

Фантастические и сказочные персонажи в музыке.

6

Тема 6

Движения под музыку. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные).

6

 

ИТОГО:

33

 

Второй год обучения

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Тема 1

Времена года в народном календаре.

1

Тема 2

Осень. Жатва. Обряды и песни.

2

Тема 3

Зимние народные обряды и песни. Масленица.

2

Тема 4

Весна. Обряды и песни. Веснянки

2

Тема 5

Летние праздники, обряды и песни (Егорьев день, семик, Иван Купала)

3

Тема 6

Детский фольклор.

3

Тема 7

Народные музыкальные инструменты.

3

Тема 8

Инструменты симфонического оркестра.

6

Тема 9

Инструменты духового и эстрадного оркестра.

4

Тема 10

Клавишные инструменты (клавесин, орган, форте- пиано).

3

Тема 11

Электронные инструменты.

5

 

ИТОГО:

34

 

Третий год обучения

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Тема 1

Тембры человеческих голосов(детские, женские, мужские)

6

Тема 2

Жанры вокальной музыки. Песня, романс, ария. Куплетная форма и трехчастная форма.

4

 

Тема 3

Виды ансамблей и хоров.

6

Тема 4

Язык музыки. Мелодия и ее разновидности. Ритм, метр, размер. Регистры и фактура. Динамика. Штрихи.

7

Тема 5

Жанры инструментальной музыки. Инструментальная миниатюра. Прелюдия, пьеса, этюд. Простые формы и рондо. Сложная трехчастная форма.

11

 

ИТОГО:

34

 

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Раздел содержит перечень знаний умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Слушание музыки»:

·                        наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих.

·                        способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

·                        умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с актами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;

·                        первоначальные представления об особенностях музыкального языка и средствах выразительности;

·                        владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации).

 

Педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся:

·                        умение давать характеристику музыкальному произведению;

·                        создание музыкального сочинения;

·                        «узнавание» музыкальных произведений;

·                        элементарный анализ строения музыкальных произведений.

 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

 

Учёт успеваемости и контроль над выполнением программы проводится несколькими способами:

·                        фронтальный  опрос  проводится  в  устной  или  письменной  форме, выявляет общий уровень подготовки и усвоения материала;

·                        поурочный опрос позволяет оценить уровень подготовки домашнего задания и   закрепить материал прошлого урока в форме Музыкальной викторины и небольшой самостоятельной письменной работы;

·                        контрольный урок:

·                        изложение  темы  в  устном  или  письменном  виде  (тестовые задания).

·                        музыкальная викторина по материалу определённой темы (или тем), полугодия или учебного года;

·                        решение кроссвордов, ребусов, криптограмм и пр.

 

Для определения полноты и глубины знаний обучающихся, по окончании каждой четверти выставляется итоговая оценка успеваемости на основании текущих отметок.

Четвертные оценки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающих проверках на контрольных уроках, которые проводятся после изучения определённой темы, учитывая при этом успеваемость и посещаемость всех уроков.

Для того чтобы получить определённое представление о запасе накопленных за годы учёбы знаний, желательно включать для контроля вопросы, связанные с теми знаниями, которые долгое время должны сохраняться в памяти. Это могут быть вопросы музыкально-исторические, теоретические, связанные с объяснением музыкальных терминов, касающиеся современной музыкальной жизни, творчества известных композиторов и музыкальных произведений.

Любая оценка успеваемости должна учитывать условия учебной работы, возрастные особенности детей и отражать индивидуальный подход к каждому ученику.

Годовые оценки определяются на основании четвертных. По окончании изучения курса в свидетельство заносятся оценки, учитывая при этом оценку, полученную на итоговой аттестации и рост обучающегося.

 

Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками

 

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

оценка «отлично» выставляется, если ученик:

·                        изложил материал грамотным языком, точно используя терминологию;

·                        показал умение применять знания при выполнении практического задания;

·                        отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

оценка «хорошо» выставляется, если:

·                        ответ   удовлетворяет   основным   требованиям   на   оценку;

·                        «отлично», но при этом имеет неточности в ответе;

·                        если ответ уточнён или откорректирован учителем;

оценка «удовлетворительно» выставляется, если:

·                         не раскрыто содержание материала, но показаны общие знания вопроса, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

·                         допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии;

оценка «неудовлетворительно» выставляется, если:

·                        не раскрыто основное содержание учебного материала;

·                        обнаружено незнание или непонимание учеником важной части учебного материала;

·                        отсутствие ответа при наводящих вопросах учителя;

·                        не выполнил домашнего задания.

 

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий.

В основу   преподавания   положена   вопросно-ответная   (проблемная)   методика, дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности.

Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов  - это уроки - беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено, нередко, двигательно- пластическими действиями. Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам содержания музыки.

Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки). Учащиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму знаний. Однако все формы работы направлены не просто на знания и накопление информации, а на приобретение умений и навыков музыкально-слуховой деятельности - ключа к пониманию музыкального языка.

В программе учебного предмета «Слушание музыки» заложен интонационный подход в изучении музыкальных произведений. Интонация и в речи, и в музыке является носителем смысла. Путь к глубокому изучению музыкальной ткани и музыкального содержания проходит через интонацию (В.В. Медушевский). Сам процесс непрерывного слухового наблюдения и слежения заключается в способности  интонирования   мотивов, фраз внутренним слухом. Интонационный слух лежит в основе музыкального мышления.

Целью   активизации   слухового   внимания   в   программе   «Слушание   музыки» используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных произведений предваряется работой в определенной форме игрового моделирования.

Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея совместного творчества. Слушание музыки сочетается с практическими заданиями по сольфеджио, теории, с творческими заданиями.

На уроке создаются модели - конструкции, которые иллюстрируют наиболее яркие детали музыкального текста и вызывают множественный ассоциативный ряд. С помощью таких моделей - конструкций обучающимся легче понять и более общие закономерности (характер, герой, музыкальная фабула).

Приемы игрового моделирования:

·                        отражение в пластике телесно-моторных движений особенностей  метроритма, рисунка мелодии, фактуры, артикуляции музыкального текста;

·                        сочинение простейших мелодических моделей с разными типами интонации;

·                        графическое изображение фразировки, звукового пространства, интонаций;

·                        игры-драматизации (песни-диалоги, мимические движения, жесты-позы) с опорой на импровизацию в процессе представления;

·                        исполнение на инструментах детского оркестра ритмических  аккомпанементов, вариантов оркестровки небольших пьес.

Осваивая программу, учащиеся должны выработать алгоритм слушания незнакомых произведений. В процессе обучения большую роль играют принципы развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых определений и строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей, подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б. Асафьев). Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом, используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему. «Термин должен обобщать уже известное, но не предшествовать неизвестному» (А. Лагутин).

Слушая музыку, учащиеся могут выступать в роли «ученого-наблюдателя» (когда речь идет о  элементах         музыкального  языка),  воспринимать ее  в  формате сопереживания (эпитеты, метафоры), сотворчества. Главным на уроке становится встреча с музыкальным произведением. Сущность слушания музыки можно определить, как внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока, вызвать комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир музыки.

VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Материально-технические условия реализации программы «Слушание музыки» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими Федеральными Государственными требованиями.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта.

Минимально необходимый для реализации в рамках программы «Слушание музыки» перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:

·                        учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с роялем/фортепиано;

·                        учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы);

·                        наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия, демонстрационные модели.

·                        электронные   образовательные   ресурсы:   мультимедийное   оборудование (компьютер, аудио- и видеотехника);

·                        библиотеку;

·                        учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

 

VII. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ  МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Список методической литературы

1.            Владимирова О.А. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. СПб., 2006.

2.            Горюнова Л. Музыка - дети - учитель//Музыка в школе, 1987.

3.            Гродзенская Н. Л. Слушание музыки в начальной школе (1-4 классы). М., 1962.

4.            Кабалевский Д. Б. Воспитание сердца и ума. М., 1981.

5.            Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке. М., 2010

6.            Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Песня, танец, марш. М., 2009

7.            Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 2002