ДООП "Подготовка детей к обучению в школе" Программа по предмету "Хор"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Озерского городского округа «Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

                                             В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА                                                             

  «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

(подготовительный класс)

 

по учебному предмету

«Хор»

 

 

 

 

 

 

 

п. Новогорный

2018 г.

Рассмотрено на заседании  Педагогического совета: 

Протокол от «___» __________20___г.   № ___

                                   

 

УТВЕЖДЕНО:

Директор МБУДО «ДШИ»                                                                                     

 «___» __________20___г.   Приказ № ____

            _________________Е.Ю. Каменская                                                               

 

       

 

Разработчик: Эскина Алевтина  Борисовна, преподаватель Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств»

 

Рецензент:___________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

I.       Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль

  в образовательном процессе

Срок реализации учебного предмета

Формы и режим проведения занятий

Цели и задачи учебного предмета

Обоснование структуры программы учебного предмета

Методы обучения

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.   Содержание учебного предмета             

Учебно-тематический план

Годовые требования

-Структура занятий

III.    Требования к уровню подготовки учащихся                         

Требования к уровню подготовки  обучающихся

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                

Аттестация

-Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса  

VI.       СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ  И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Примерный репертуар

Учебные пособия

Методическая литература

 

 

             I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Характеристика учебного предмета,

его место и роль в образовательном процессе.

          Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании», ФГОС (приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.14г.,  действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 для  образовательных учреждений «Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

        Программа учебного предмета «Хор» (далее - Программа) предназначена для обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Подготовка детей к обучению в школе».

       Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Хор вместе с другими предметами, входящими в учебный план, способствует музыкальному развитию обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, пробуждению интереса и любви к музыке.

      Хоровое пение служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

      Направленность программы – художественная

Срок реализации: 1 - 2 года  для обучающихся, поступивших в

подготовительный класс в возрасте преимущественно 5- 7 лет.

     Новизна программы: программа имеет интегрированный характер, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с  учетом возрастных и  индивидуальных особенностей обучающихся. А также предоставляет возможность для развития их творческих способностей.

      Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической и народной  музыке.

      Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.  

      Возрастные особенности детей позволяют включать в работу два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

- песни хором в унисон

- хоровыми группами

- при включении в хор солистов

- пение под сопровождение фортепиано и под фонограмму.

       Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии.

      Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдать следующие условия:

• игровой характер занятий и упражнений,

• активное участие детей в  концертах школы,

• доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут

с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях.

• атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

• фортепиано, звуковоспроизводящая аппаратура (аудио-магнитофон, микрофон,  СD- диски – с записями музыкального материала)

• костюмированные элементы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

       Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

 

Срок реализации учебного предмета

        Срок освоения программы  - 1- 2 года.

        Возраст детей, приступающих к освоению программы, преимущественно 5–7  лет.

        Недельная нагрузка по предмету «Хор» составляет 1академический  час в неделю  продолжительностью 35 минут.

        При реализации учебного предмета  «Хор» продолжительность учебных занятий составляет 33 недели.

 

 

Форма проведения учебных аудиторных занятий

       Учебные занятия могут проводиться  в групповой (10-15 человек)  или мелкогрупповой (4-10 человек) форме, с учетом набора и педагогической целесообразности.

Цели и задачи учебного предмета

      Цель: научить детей коллективному музицированию в хоре.

      Задачи:

      Обучающие:

-формирование вокально-хоровых навыков;

-развитие интонационных данных обучающихся;

- развитие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти,

музыкальности и артистизма.

      Развивающие:

-развитие интереса к музыкальному искусству, в том числе – к  классической музыке;

-приобретение опыта  публичных выступлений;

-формирование общей культуры обучающихся.

       Воспитательные:

- воспитание любви к музыке, развитие внимания, соблюдение правил

поведения на уроке, приучение детей к дисциплине, труду, развитие чувства

ответственности, уважения к окружающим, воспитание честности и доброты;

- приобретение навыков взаимодействия с преподавателем,

концертмейстером и другими обучающимися, формирование ответственности за коллективный результат общего дела.

 

Обоснование структуры программы учебного предмета

                             Программа содержит следующие разделы:

- распределение учебного материала по годам обучения (учебно-тематический план и содержание учебного предмета);

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса;

-примерный репертуар, список рекомендуемой нотной и методической литературы,

Методы обучения

      Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления).

 

Описание материально-технических условий

 реализации программы

        Материально-техническая база МБУДО «ДШИ» соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

    Учебный кабинет для  занятий по предмету «Хор» имеет площадь 24,4 кв.м., оснащен пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (учебной доской, столом, стульями в 2 яруса, шкафом). В школе имеется концертный зал с роялем и пианино.

Техническими условиями для реализации программы являются:

- Магнитофон,  CD-диски  (фонограммы используются на занятиях,  концертах).

- Ноутбук  (презентации   для знакомства с новыми музыкальными произведениями, песнями).

       Пианино и рояль регулярно обслуживаются настройщиком музыкальных инструментов.

 

        Учебно-методическими условиями для реализации программы

являются наличие:

- учебной литературы, специальных хрестоматий, изданий

музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;

- методической литературы;

- фонотеки и видеотеки (музыкальные произведения для прослушивания

на уроке).

 

 

       II. Содержание учебного предмета

                         УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                                    1-й, 2 год обучения

                                   (возраст детей 5-6 лет)

№ п/п

Названия разделов

Всего часов

Теоретические  часы

Практические часы

1.

Вокальные упражнения (распевания)

9

2

7

2.

 

 

Вокально- хоровая работа (певческая установка и дыхание).

22

 

 

4

 

 

18

 

 

3.

Выступления

2

-

2

4.

Итого:

33

6

27

 

Раздел 1. Вокальные упражнения (распевания).

Тема 1.1. Певческая установка - правильное положение корпуса, плеч,

рук, ног при пении сидя и стоя. Постоянное певческое место у каждого

поющего.

Тема 1.2. Пение несложных вокальных упражнений, помогающих

укреплению детских голосов. Приобретение начальных вокально-хоровых

навыков.

Тема 1.3. Работа над дыханием - спокойный бесшумный вдох,

правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный

выдох), смена дыхания между фразами, задержка дыхания, опертый звук.

Тема 1.4. Работа над звуком - правильно открытый рот, пение без

напряжения, правильное формирование и округление гласных.

Преимущественно мягкая атака звука. Упражнения по развитию

звукообразования и звуковедения. Пение различными штрихами.

Упражнения на расширение диапазона.

Тема 1.5. Развитие артикуляции и дикции. Активность губ без

напряжения лицевых мышц. Ясное произношение согласных с опорой на

гласные, короткое произношение согласных в конце слова. Выделение

логического ударения. Дикционные упражнения.

Раздел 2. Вокально-хоровая работа.

Тема 2.1. Разучивание произведений по слуху, развитие музыкальной

памяти.

Тема 2.2. Работа над интонацией и унисоном. Умение прислушиваться к

голосам поющих, не выделяться из общего звучания. Воспитание

ансамблевых навыков (интонация, динамика, ритм).

Тема 2.3. Усвоение дирижерских указаний.

Тема 2.4. Работа над текстом. Разбор текста в доступной учащимся

форме с объяснением незнакомых слов и выражений.

Тема 2.5. Работа над исполнением музыкальных произведений -

характеристика содержания, анализ средств выразительности, сопоставление

музыкальных фраз по направлению мелодии и её строению.

Тема 2.6. Подготовка к концертным выступлениям. Умение вести себя

на сцене. Применение элементов театрализации для раскрытия

художественного образа и создания коллективной заинтересованности.

Раздел 3. Певческая установка и дыхание

       Формирование первоначальных слуховых представлений.

Понятие о звуке.

Звуковысотность. Низкие и высокие певческие

голоса. Сопоставление звуков разных регистров на фортепиано. Слуховое

определение звуков разной высоты, воспроизводимыхголосом и на инструменте.

Знакомство и освоение понятий: протяжность звука, музыкальный-

немузыкальный, высокий-низкий-средний, короткие-длинные звуки.

Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция припении.

Навыки пения, сидя и стоя.Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох

и начало пения.Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характераисполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

Звуковедение и дикция.

    Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки).Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы ихформирования в различных регистрах.

Пение non legato и legato.

Нюансы – mf, mp, p, f.

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в

пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри

слова согласных к последующему слогу.

Ансамбль и строй.

    Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренныхтемпах

при соотношении простейших длительностей, соблюдение

динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение

задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора,

ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более

сложным ритмическим рисунком. Устойчивое интонирование одноголосного

пения при сложном аккомпанементе.

 

 

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

       За учебный год на занятиях хора должно быть пройдено примерно 10-15

разнохарактерных произведений.

Объясняются общие правила пения, так называемая «певческая установка»: положение корпуса, головы, пение сидя и стоя. Корпус прямой, плечи расправлены, но свободны.

Подбородок не задирается, голова держится несколько наклоненной вперёд.

Обучение пению на одном звуке, добиваясь унисона (едино звучания).

Правильное певческое дыхание (не поднимая плеч, пение с мягкой атакой).

Понятие хорового дирижирования, дирижерский жест, начало пения по руке, снятие звука также по руке. Умение слушать друг друга. Культура поведения и исполнения в хоре. Первоначальные хоровые навыки.

На протяжении всего учебного года преподаватель следит за формированием и развитием вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

 Отбирая репертуар, преподаватель должен помнить о необходимости расширения музыкально - художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение - мощное средство патриотического, идейно - эстетического, нравственного воспитания обучающихся.

 Влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа преподавателя над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его художественного смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его отдельных частей.

 Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявлять в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.

Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются преподавателем для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

1Распевание.

        Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» обучающихся в определенных упражнениях. Начинать распевание следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 МИНУТ. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений.  

      Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза.

    Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть.

    Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.

    Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

 

Артикуляция.

        В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

       Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

        Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

 

Певческое дыхание.

      Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

      Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон) ;

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

       Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

 

III.  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

      Результатом освоения Программы учебного предмета «Хор» является:

- приобретение обучающимися начальных навыков коллективного хорового музицирования;

- соблюдение обучающимися элементарных певческих навыков (певческая установка, правильное дыхание при пении, пение без напряжения естественным звуком без форсирования, с четкой артикуляцией),  Обязательным условием на этом этапе является развитие речи

путем«дикционного распевания», упражнений на основе голосовых

сигналов доречевой коммуникации по методике В. Емельянова.

- умение спокойно стоять и сидеть во время пения;

- слушать друг друга во время пения;

- одновременно начинать и заканчивать пение;

-интонационная чистота, умение отвечать дирижерскому жесту;

- приобретение навыков поведения  на сцене;

- умение внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно пропевать гласные в словах и правильно произносить окончания слов.

- умение петь без помощи руководителя.

- умение эмоционально выражать отношение к исполняемому произведению.

-проявление  устойчивого интереса к вокальному искусству.

-иметь навык восприятия песен разного характера;

- проявление  активности в песенном творчестве;

- умение петь дружно, не отставая и не опережая друг друга.

 

 

 

 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

 

Программа учебного предмета «Хор» предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию в конце учебного года.  Промежуточный контроль, а также итоговая аттестация проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточный контроль и итоговую аттестацию в форме  участия в   концерте или школьном мероприятии.

Результатом освоения общеобразовательной программы «Хор» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: При оценивании обучающегося, осваивающего данную учебную программу, следует учитывать:

- степень овладения начальными навыками коллективного хорового музицирования;

- соблюдение элементарных певческих навыков (певческая установка,

правильное дыхание при пении, пение без напряжения естественным звуком,

без форсирования. с четкой артикуляцией), интонационная чистота;

- умение вести себя на сцене, отвечать дирижерскому жесту,

эмоционально выражать отношение к исполняемому произведению.

Критерии оценки

Для аттестации учащихся используется образная система оценок в виде символов: отлично – «солнышко», хорошо – «облачко», удовлетворительно – «тучка», неудовлетворительно – «туча с молнией».

При оценивании обучающегося, осваивающего общеобразовательную программу, следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

- развитие музыкальности, овладение практическими умениями и навыками;

- степень продвижения обучающегося, успешность личных достижений.

 

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации педагогическим работникам

 

       Задача руководителя хорового класса - пробудить у детей любовь к

хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать

потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что

хоровое пение - наиболее доступный вид подобной деятельности.

       Занятие хоровым пением является одним из средств разностороннего

развития обучающихся: музыкально-творческого и личностного.

Хормейстеру приходится одному «строить» свой «музыкальный

инструмент». При видимой доступности, демократичности хорового

исполнительства, хормейстер «творит свой инструмент» из группы детей,

зачастую не имеющих ни голосов, ни интонации, ни мотивации.

     Многие дети на начальном этапе плохо интонируют, не имеют координации слуха и голоса, страдают нарушениями логопедического, психофизического и двигательно-моторного характера.

      Неоценимую помощь, особенно на начальном этапе работы, оказывает использование фонопедического метода В.В. Емельянова.

 Этот метод помогает развить вокальную координацию детей, переходя от игры к обучающему и тренирующему абстрактному алгоритму.

        В подготовительном классе обучающиеся должны научиться следить за

дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения. На

начальном этапе происходит координация слуха и голоса, перестройка

голосового аппарата с речевой функции на певческую, формируются все

вокально-хоровые навыки, музыкальный слух, память, внимание,

эмоциональная отзывчивость на музыку. Дети учатся спокойному вдоху,

правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом

пения, экономному выдоху, пению естественным звонким звуком без

форсирования; правильному формированию гласных, четкому и короткому

произношению согласных. Происходит развитие певческого диапазона от

«до» первой октавы до «си» первой октавы. Стоит большая задача по

выработке чистого унисона, обучению пения без сопровождения и с

сопровождением, умению слушать себя и своих товарищей при пении.

       Основной способ работы в хоре подготовительного класса - пение по

слуху. Именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.

Выбор репертуара - один из центральных вопросов. В любом классе при

подборе произведений для разучивания на первое место выдвигается единое

требование - они должны быть высокохудожественными, выразительными, с

яркой мелодией и интересными по содержанию стихами. Отбирая репертуар,

преподаватель должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение - мощное

средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного

воспитания учащихся. Произведения должны быть понятны и интересны

детям дошкольного возраста.

         Над художественным образом исполняемого произведения должна

вестись тщательная работа. При этом особое значение приобретает работа

над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения.

Важно почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего

произведения, так и его отдельных частей. Используя разнообразные приёмы

варьирования, нужно следить, чтобы они были художественно оправданы.

         Нельзя забывать о том, что хор - это коллектив. «В коллективе

устанавливаются своеобразные двусторонние отношения: личность влияет на

коллектив, а коллектив на личность» (В.А. Сухомлинский).

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания.

        Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

На уроках активно используется:

- Музыкально-дидактические игры и  упражнения,  используемые при разучивании песен,

- Комплекс дыхательной гимнастики  – при работе над песней.

- Пальчиковая гимнастика, помогающая   детям отдохнуть и расслабиться, способствующая укреплению мышц пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.

- Артикуляционная гимнастика.

Рекомендации по организации

 самостоятельной работы обучающихся:

       Самостоятельная работа обучающихся подготовительного  класса по

хору не является обязательной. В качестве домашней работы можно

предложить разучивание слов исполняемых песен и, по возможности,

повторение мелодий произведений, изучаемых в хоровом классе.

        В выполнении такого домашнего задания должны оказать помощь родители обучающихся.

 

VIСПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ

И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Примерный репертуар 1 год обучения:

1.Абелян Л. «Зоопарк»

2.Абелян Л. «Игровая песенка»

3.Абелян Л.»Каравай»

4.Абелян Л. «По грибы»

5.Абелян Л. «Умывальная песенка»

6.Брамс И. «Кузнец»        

7.Горбина Е. «Грустный дождик»

8.Горбина Е. « Пирожки»

9.Горбина Е. « Тук-тук-тук»

10.Дубравин Я. «Задорные чижи»

11.Дубравин Я. «Поросята»

12.Иванников В. «Кто как кричит»

13.Карасёва В. «Горошина»

14.Комракова Г. «Сенокос»

15.Кравченко Б. « Вот какие башмачки»

16.Металлиди Ж. «Песенка про музыкальные инструменты»

17.Металлиди Ж. « Раз, два…»

18.Островский А. «Спят усталые игрушки»

19.Парцхаладзе М. «Плачет котик»

20.Слонова Ю. «Новогодний карнавал»

21.Тер-Саркисян Н. «Качели»

22.Тиличеева Е. «Ёлочка»

23. Шаинский В. «Песенка Чебурашки» Ж. Металлиди «Вороний карнавал»

 

Примерный репертуар 2 год обучения:

1.Абелян Л. «Во дворе»

2.Абелян Л. «Песенка про зарядку»

3.Арсеева И. «Всё растёт»

4.Баневич С. «Смелые утята»

5.Брамс И. «Кузнец»

6.Веврика Е. «Улиточка»

7.Гаврилов С. «Зелёные ботинки»

8.Горбина Е. «Здравствуй, школа»

9. Горбина Е. «Осенняя загадка»

10.Горбина Е. «Хороводная с игрушками»

11.Калинников В. «Киска»

12.Калинников В. «Тень-тень»

13.Левина З. «Тик-так»

14.Матвеева М. «Как лечили бегемота»

15.Металлиди Ж. «На морозе девочка»

16.Металлиди Ж. « Песенка про ноты»

17.Савельев Б. «Если добрый ты»

18.Савельев Б. «Настоящий друг»

19.Седельникова Г. «Красный шар»

20.Слонова Ю. «Новогодний карнавал»

21.Тиличеева Е. «Весёлые музыканты»

22.Тобис Б. «Колыбельная»

23.Шаинский В. «Песенка мамонтёнка»

 

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

 

1. Аренский А. Детские песни. - М., 1979.

2. Алиев Ю.Б. «Пение на уроках музыки. Конспект уроков. Репертуар. Методика». Владос,2005г.

3. «Были и небылицы» (сост. Т. Павлова). - Новосибирск, 1996.

4. Бернд В. «О пении и прочем умении»,2001г.

5. «В Авиньоне на мосту». - СПб, 1995.

6. Витлин В. «Мы дружим с песней». - М., 1965.

7. «Всё в порядке». Шуточные детские песни в сопровождении фортепиано. - М., 1978.

8. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Вып. 14. - М.,1997.

7. Дубравин Я. «Песни героев любимых книг». - Л., 1978.

8. «Кому что нравится» (на стихи Пляцковского). - Л., 1992.

9. Кеериг О.П. «Детский хор». Ленинград,1991г.

10. Металлиди Ж. «Музыкальные качели». - Л., 1989.

11. Островский А. «Детские песни». - М., 1968.

12. Осеннева М.С., Самарин В.А, Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учебное пособие»,2001г.

13. «Подснежник» (сост. В. Герчик). - М., 1976.

14. Петров А. «Пять веселых песен для детей». - М., 1973.

15. Песенник для малышей. - М., 1987.

16. Плужников К.И. « Механизм пения: Принципы постановки голоса»,2004г.

17. «Поёт-поёт соловушка» (сост. Н. Метлов). - М., 1975.

18. «Радость» (на стихи К. Чуковского). - Л., 1982.

19. Романовский Н.В. «Хоровой словарь».Москва,Музыка,2005г.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алмазов Е. «Анатомо-физиологические предпосылки для звучания детского голоса». - М.,1965.

2. Анисимов А. «Дирижёр-хормейстер». - М., 1976.

3. Апраксина О.А. «Методика музыкального воспитания в школе». - М., 1983.

4. Багадуров В. «Воспитание и охрана детского голоса». - М., 1953.

5. Бычкова А.В. «Методическое пособие по хоровому классу на основе фенопедического метода

В.В. Емельянова». Новосибирск,2003г.

6. Виноградов К. «Работа над дикцией в хоре». - М., 1967.

7. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики»Музыка,2007г.

8. Дмитриевский Г.А. «Хороведение и управление хором». Лань, Планета музыки,2007г

9. Дмитревский Г.А. «Хрестоматия по хоровому дирижированию». Музгиз, М.,1953г.

10. Егоров А. « Теория и практика работы с хором». Музгиз, М.-Л.,1951г

11. Емельянов В. «Развитие голоса. Координация и тренаж». - СПб., 1997.

12. Емельянова В. «Фонопедический метод». - М., 1992

13. Егорычева М. «Упражнения для развития вокальной техники». - Киев, 1980