ДООП "Подготовка детей к обучению в школе" Программа по предмету "Музыкальный инструмент (фортепиано)"

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования Озерского городского округа «Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

«Подготовка детей к обучению в школе»

(подготовительный класс)

 

 

по учебному предмету

«Музыкальный инструмент (фортепиано)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Новогорный

2018 г.

 

Рассмотрено на заседании    педагогического совета: 

Протокол от «29»  августа 2018г.  № 1

                                

 

 

 

 

 

 

УТВЕЖДЕНО:

 

Директор МБУДО «ДШИ»

                                                                                                 

 «29» августа   2018г. Приказ № 42

_________________Е.Ю. Каменская                                                               

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: 

Зарипова Эльмира Мухаметовна, преподаватель МБУДО «ДШИ»

 

 

Рецензент:

__________________________________________________________________

 

                      _________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

I.    Пояснительная записка

1.     Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

2.     Срок реализации учебного предмета

3.     Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

4.     Форма проведения учебных аудиторных занятий

5.     Цели и задачи учебного предмета

6.     Структура программы учебного предмета

7.     Методы обучения

8.     Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.   Содержание учебного предмета

1.     Учебно-тематический план

2.     Объем знаний, умений и навыков по учебному предмету

III.   Требования к уровню подготовки учащихся

IV.    Формы и методы контроля, система оценок

1.     Аттестация: цели, виды, форма, содержание

2.     Критерии оценки

V.   Методическое обеспечение учебного процесса

1.     Методические рекомендации преподавателям;

VI.                       Список учебной и методической литературы

1.     Список рекомендуемой учебно-методической литературы

 

 

 

 

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

            Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» для подготовительного класса разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Программа предназначена для музыкального подготовительного класса/отделения ДШИ и ДМШ. При составлении программы учитывались  «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств».

По утверждению психологов, восприятие детей 5-6 лет отличается произвольностью, т.е. носит активный характер. В последние годы все большее число педагогов обращают внимание на проблему обучения детей дошкольного возраста. Раннее обучение игре на фортепиано имеет ряд значительных преимуществ: у маленьких детей пластичные мышцы, навыки координации движений легко формируются и закрепляются, так как еще неокончательно сформирована костно-мышечная система.

То же касается и других психических процессов, таких как, память, внимание и воображение. Поэтому так важно именно в этом возрасте интенсивно развивать данные сферы. А накопление музыкального опыта стимулирует развитие памяти, мышления, речи, мелкой моторики, а это в свою очередь помогает овладению элементами музыкальной грамоты и навыками игры на инструменте и являются психологической основой музыкального творчества. Приобщение к музыке с ранних лет позволяет своевременно обнаружить слабые стороны развития ученика, сделать процесс обучения нефорсированным, постепенным и спокойным.

 Сочетание зрительных ощущений с тактильно-двигательными имеет особое значение для познания свойств и качеств предмета и для освоения самого способа его познания. Именно по этой причине для развития ребенка в этом возрасте важны такие виды деятельности, как рисование, лепка, танцы, дидактические игры и начальное обучение игры на музыкальном инструменте, в частности, на фортепиано.

Дошкольный возраст – это тот самый благоприятный период в жизни человека, в котором происходит накопление определённого опыта. Подобно освоению родного языка, ребёнок в этот период может интенсивно воспринимать и усваивать интонационный склад музыкальных произведений. Именно в этом возрасте у детей формируются эталоны красоты, воспитываются чувства, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие.

Программа направлена на музыкально-эстетическое воспитание дошкольников, развитие музыкальных способностей и мелкой моторики, освоение начальных навыков игры на фортепиано. Данная программа позволяет подготовиться к поступлению в 1 класс ДМШ и ДШИ.

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации данной программы составляет 1 год. Рекомендуемый возраст детей от 5-ти до 7-ми лет. Продолжительность учебных занятий составляет 33 учебных недели в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом  на реализацию учебного предмета  составляет 33 аудиторных часа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия проводятся индивидуально.

Цели и задачи учебного предмета

Цель: Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, вовлечение их в сферу музыки путем постепенного знакомства с музыкальной деятельностью, дальнейшее обучение в ДШИ.

Задачи:

-формирование начальных навыков восприятия музыки на доступных по возрасту образцах музыкального искусства;

-формирование начальных навыков игры на фортепиано в доступной, художественно-увлекательной форме;

-развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

-развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

-освоение обучающимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение     

   учебного предмета;

- распределение учебного материала по этапам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- игровой;

- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация);

- практический (работа на инструменте, упражнения);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по предмету «Фортепиано» оснащены 1(2) инструментами и имеют площадь не менее 6 кв. метров. Имеется  концертный зал с роялем и пианино, библиотека и фонотека. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиками.

 

II.Содержание учебного предмета    

Учебно-тематический план

           Учебная программа по  предмету «Музыкальный инструмент» (фортепиано)" рассчитана на 1 год. В распределении учебного материала учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

 

 

 

 

 

Сведения о затратах

 

 

Темы учебного предмета. Содержание.

учебного времени

 

 

 

Макс.

 

Самост.

Аудит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема I. Знакомство с инструментом, музыкальной

20

 

10

10

 

грамотой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.

Вводное занятие. Знакомство с фортепиано. Освоение

4

 

2

2

 

клавиатуры. Донотный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.

Подбор по слуху. Изучение музыкальной грамоты.

8

 

4

4

 

 Ритм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.

Игровые формы обучения. Использование

8

 

4

4

 

дидактического материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема II. Организация игрового аппарата

26

 

13

13

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.

Основы организации игрового аппарата.

10

 

5

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.

Упражнения, формирующие правильные игровые

5

 

2,5

2,5

 

навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.

Овладение навыками звукоизвлечения «нон легато»,

6

 

3

3

 

«легато», «стаккато».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.

Овладение навыками правильной аппликатуры.

5

 

2,5

2,5

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема III. Развитие музыкально-слуховых представлений

20

 

10

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальность. Изучение детских песен, пьес,

 

 

 

 

 

 

 

произведений народного творчества, русского

 

 

 

 

 

3.1.

фольклора, танцевального характера, развитие

14

 

7

7

 

эмоционально - образного восприятия, воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с основными жанрами музыки ( танец,

 

 

 

 

 

 

 

песня, марш ).

 

 

 

 

 

 

3.2.

Метроритмические представления (ритмические

6

 

3

3

 

упражнения и пьесы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

66

 

33

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем знаний, умений и навыков по учебному предмету.

1.Формирование у ребенка интереса к музыкальным занятиям.

2.Расширение музыкального кругозора. Пение. Движение под музыку.

3.Донотный период. Игровые формы обучения.

4.Знакомство с фортепиано.

5.Посадка.

6.Изучение нотной грамоты одновременно в двух ключах – скрипичном и басовом.

7.Развитие слухового восприятия. Музыкальность.

8.Развитие чувства ритма.

9.Первые навыки разбора и чтения нот.

10.Организация игрового аппарата.

11.Первые навыки основных приемов звукоизвлечения.

12.Понятие – «динамические оттенки».

13.Исполнение легких пьес, упражнений, этюдов.

14.Игра в ансамбле.

15.Первые навыки публичных выступлений.

16.Подбор по слуху.

 

Тема 1. Знакомство с инструментом

Игровые формы обучения.

Возникновение и развитие фортепиано.

Строение фортепиано.

Донотный период.

Знакомство с клавиатурой, расположение нот на клавиатуре фортепиано.

Основы музыкальной грамоты.

Посадка за инструментом.

Первые игровые упражнения, подготавливающие к фортепианной игре.

Изучение нот в записи одновременно в двух ключах.

Тема 2. Организация игрового аппарата

Упражнения, формирующие правильные игровые навыки. Изучение навыков звукоизвлечения начинается с упражнений на:

– координацию движений в пианистическом развитии.

-знакомство со штрихами: нон легато,  легато, стаккато;

 

 

– принципы правильной аппликатуры.

Тема 3. Развитие музыкально-слуховых представлений

Фортепиано - поющий инструмент. Культура отношения к звуку.

Музыкальность.

Знакомство с понятиями: характер, темп, метр, ритм.

Пение. Динамические оттенки.

Умение определять на слух характер, темп пьес.

Умение прохлопывать различные ритмические рисунки исполнять их на инструменте, подбор по слуху.

Интонирование простейших мелодий.

Развитие художественной стороны слухового воспитания, музыкальности.

Годовые программные требования

 

В   течение учебного года преподаватель должен проработать с обучающимися 15 - 20 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, ансамбли.

Выбор репертуара зависит от индивидуальных особенностей каждого обучающегося, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.

Примерные репертуарные списки

 

«АЗБУКА ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО»

составитель С.А. Барсукова. 2005г.

 

Песенки - потешки:

«Село солнышко»

«Дождик»

«Сорока»

«Солнышко»

«Снежный дом»

«Одуванчик» и др.

«МАЛЕНЬКОМУ ПИАНИСТУ»

под ред. Б. Милича. 1964г.

Русские народные песни:

«Ой, звоны, звоны»

«Зайчик ты, зайчик»

«Петушок» (ансамбль)

« Как пошли наши подружки»

«Наконец настала стужа»

«У ворот, у ворот»

«Дождик»

М. Раухвергер «Корова»

A. Филиппенко «Новогодняя»

Украинская народная песня «Перстень», «Зайчик и лисичка»

Детская песенка «Ходит зайка по саду», «Ой, ду-ду»

Французская народная детская песня «Стрекоза»

Я. Медынь «Одуванчики»

Ю. Щуровский «Мышонок»

Д. Кабалевский «Ёжик», «Маленькая полька»

Ж. Колодуб «Вальс

B. Витлин «Кошечка» (ансамбль)

Русская народная песня «На зелёном лугу

В. Витлин «Дед Мороз».

«РЕБЕНОК ЗА РОЯЛЕМ» Н. Соколова

(сборник ансамблей для ф - но, 1983 г.)

«Баю – бай»

«Баба Яга»

«Колокольчик»

«Осень»

«Снеговик»

«Нарисую Кошкин дом»

«В облачные пёрышки»

«Серая коза»

«Снежная игрушка»

«Земляника и лягушки».

«В МУЗЫКУ С РАДОСТЬЮ»

( сост. О. Геталова 2002г.)

Чешская народная песня «Белка» (ансамбль), «Маленькая Юлька»

Л. Хереско «Ледяная гора»

Упражнение «Пчёлки»

Польская народная песня «Два кота»

Е. Тиличеева «Спите, куклы», «Про елочку»

Т. Караганов Гамма- вальс» (ансамбль)

А. М. Красев «Гуси»

Ф. Лещинский «Лошадки»

A. Березняк «Белка»

Английская народная песня «Игрушечный медвежонок»

B. Благ «Чудак» (ансамбль)

Укр. нар. песни «Лепёшки», «Ой, лопнул обруч», «Ой ты, дивчина»

В. Красев «Цветики»

О. Геталова «Рыжий кот», «Мишки в цирке»

А.Филиппенко «Цыплята», «Я на скрипочке играю»

Рус. Нар. песни «Как за синею рекой», попевка «Тень-тень», «Козлик», «Как у наших, у ворот» (ансамбль)

Б.Берлин «Пони Звёздочка»

Е. Гнесина Упражнение «Лягушки»

И. Визная «Радуга»

«О.Геталова Шаги»

«Г.Эрнесакс Добрый гном», «Часы», «Лягушки танцуют», «Мяу, мяу»

Д. Томпсон «Едет паровоз»

К.Лонгшамп – Друшкевич «Вальс гномов»

А.Бородин «Марш гномиков», «Краковяк"

Г.Портнов «Полька» (ансамбль)

Д.Уотт «Ухти –тухти» (ансамбль)

«Три поросёнка» (ансамбль)

Французская народная песня «Большой олень» (ансамбль)

Б.Савельев «Песня кота Леопольда»

М.Качурбина «Мишка с куклой пляшут полечку» (ансамбль);

Белорусская полька «Янка»

Моцарт «Колокольчики звенят»

Латышская народная песня «Барабанщик»

О.Бер «Тёмный лес»

«ИГРАЕМ С УДОВОЛЬСТВИЕМ» О. Сотникова

(сборник фортепианных ансамблей.)

Г. Вольфарт «Я играю на рояле»

Ф. Шпиндлер «Ты послушай», «Танец», «Сонатина», I часть.

«ОДИН + ОДИН» Ю. Литовко

(сборник ансамблей для начинающих пианистов.)

Р.н.п. «Котик», «Дождик», «Дон-дон», «Зайчик», «Скок-скок», «Лошадка»

Ю. Литовченко. «Солнце село», «Веселые лягушки», «Весенний ручеек».

 

«ПЕРВЫЕ ШАГИ» Сборник для начинающих

(составитель С.И. Голованова 2001г.) Часть 1

Песенки - потешки : «Дили - дон», «Василёк», «Лошадки», «Заинька»

Русская народная песня «Весёлые гуси»

И.Соколова «Котик и козлик»

А.Филиппенко «По малину в сад пойдём»

Чешская детская песенка «Три синички», «Вышивание»

М. Красев «Журавель и лягушка»

К. Лонгшамп – Друшкевич «На катке», «Полька»

Словацкая народная песня «Тыном - таном», обр. Б.Милича

Н.Любарский «Курочка»

М. Красев «Конь»

И. Филипп «Колыбельная»

М.Иорданский «Петя, малый пастушок»

Ю. Вейсберг «Выйди, Маша», из оперы «Гуси-лебеди»

Б. Кэркби Мейсон «Виолончель поёт»

А.Степанов «Лакомка»

Французская песня «Тик – так», обр. А. Мендельс

М. Крутицкий «Зима»

П. Берлин «Марширующие поросята».

Сборник «ПЕРВЫЕ ШАГИ»

(составитель С.И. Голованова 2002г.) Часть II (ансамбли)

В. Моцарт «Тема с вариацией»

B. Калинников «Киска»

А. Филиппенко «На мосточке»

М. Иорданский «Песенка про чибиса»

К. Вебер «Приглашение к танцу», «Песнь о весне»

Л. Бетховен «Сурок».

Сборник «ШКОЛА ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ»

(составитель Ж. Пересветова )

Немецкая народная песня «Хоп, лошадка»

C.Фостер «О,Сюзанна»

Английская народная песня «Рубен и Рэйчел», «Кошка»

Д.Томпсон «Ручеёк», «Змейка», «В горах», «По камешкам через ручей»,

«На санках», «На волнах», «Рождественская песня»

М.Шмитц «Марш гномиков», «Прыжки через лужи»

Чешская народная песня «Мой конёк»

Польская народная песня Розочка, Хоровод

Украинская народная песня «По дороге жук, жук»

А.Понкиелли «Танец часов»

Ж. Пересветова «Ах вы, сени»,

Е.Диамондин «Песенка лентяя».

 «ЗДРАВСТВУЙ!» альбом фортепианных пьес

(составитель Л. Шакирова, 2000г. Екатеринбург )

«Белые гуси», «Ой, звоны звонят», «Петушок», «Колыбельная», «Заинька»

Б. Берлин «Пони Звездочка», «Прыжки через лужи»

И. Некрасова «Дятел»

Е. Тиличеева  «Поздравляем»

Л. Шакирова «Кошкаи-мышки», «Мячик», «Рыба-меч», «Считалка»

 

III.Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы «Музыкальный инструмент (фортепиано)» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

·   наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству;

·   навыки слухового восприятия, умение определять характер

        музыкального  произведения;

·   умение свободно ориентироваться на клавиатуре инструмента;

·   начальные навыки ритмической организации музыки в различных видах

   деятельности (шаги под музыку, воспроизведение ритма  

        похлопыванием,  ритмичное исполнение пьес на инструменте);

·   навыки интонирования простейших попевок;

·   навыки подбора по слуху простых песенок;

·   знание простейших основ музыкальной грамоты;

·   начальные навыки постановки руки и приёмами звукоизвлечения (nоn legato,  legato, staccato);

·   навыки исполнения несложных пьес на фортепиано.

IV.Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

           Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником  уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям.

           Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» предусматривает текущий  контроль, промежуточную аттестацию (в конце первого полугодия), а также итоговую аттестацию (в конце учебного года).

Текущий контроль осуществляется на каждом уроке.   Промежуточный контроль, а также итоговая аттестация проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде отчетных выступлений перед родителями.  Выступление обучающихся в конце учебного года  (май), предполагает исполнение 1-2 легких пьес, одна из которых может быть исполнена в ансамбле с преподавателем.  Обучающиеся, планирующие поступление в 1 класс по предпрофессиональной программе «Фортепиано»   исполняют  2-х разнохарактерные  пьесы.

Критерии оценки

           Для аттестации учащихся на каждом уроке используется образная система оценок в виде символов: отлично – «солнышко», хорошо – «облачко», удовлетворительно – «тучка», неудовлетворительно – «туча с молнией».

           При оценивании обучающегося следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

- развитие музыкальности, овладение практическими умениями и навыками;

- степень продвижения обучающегося, успешность личных достижений.

V.Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям;

При обучении необходимо учитывать психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного возраста. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности, поэтому большинство учебных занятий должны содержать   игровые элементы.

Занятия проводятся индивидуально, но на начальном этапе обучения (первые 2-3 недели) – слушание музыки, ритмические упражнения, разучивание крупных двигательных упражнений, движений под музыку и освоении посадки за инструментом, целесообразно проводить занятия маленькими группами (2-3 ученика). Можно приглашать учеников на уроки друг к другу. Так они быстрее и в более непринуждённой обстановке освоят общие движения и понятия, позволяющие перейти к индивидуальным занятиям и освоению более сложных задач.

При подборе репертуара для дошкольников, необходимо учитывать музыкальное развитие детей с присущей им непосредственностью,  конкретностью восприятия музыкальных образов, учитывая  неустойчивое внимание, неусидчивость.   Большую часть материала составляют детские песни, а также оригинальные произведения  отечественных и зарубежных композиторов.

Отдельное место отводится подбиранию по слуху одноголосных мелодий и начальной организации моторики.

Необходимо знать, что в дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

·                расширение объема внимания;

·                рост устойчивости внимания;

·                формирование произвольного внимания.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет образная память, которая наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте.

Конкретная образность детского мышления проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в овладении понятиями.

Возросшие возможности у детей способствуют дальнейшему развитию речи, которая выражается, прежде всего, в совершенствовании ее понимания. 5-6 летний ребенок уже понимает сюжет сказки, небольшого рассказа. В этом возрасте речь сопровождает все виды деятельности: наблюдение, рисование, музыкальные занятия, счет, труд и игры. Разговорная речь становится связной.

В возрасте 5-7 лет ребенок уже может предвосхищать события и стремится к воображаемой цели, возрастает выносливость воли.

У детей данного возраста формируется представление, развивается наблюдательность, восприятие, память, мышление. Ролевые игры наиболее важные для развития ребенка и музыкальные занятия способствуют этому развитию.

Об изучении ансамблей

Игра ученика в ансамбле с педагогом – обязательный компонент прохождения каждого из разделов. Обучение ансамблевой игре активизирует музыкальное развитие ученика, расширяет восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств исполнительской выразительности, развивает умение слушать и слышать не только свою игру, но и партнера.

VI.Список учебной и методической литературы

1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е изд. - М, 1978. 2.Булатова Л. Педагогические принципы Е. Ф. Гнесиной. – М.: Музыка, 1976.

3. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. - М., 1953.

4.Голубовская Н. И. Искусство исполнителя . Ред.-сост. Т. А . Зайцева, С. В. 5.Голубовская Н.И. «Искусство педализации». М., 1966

6.Гофман И. Фортепианная игра: ответы и вопросы о фортепианной игре.

И. Гофман. – М.: Музгиз, 1961

7.Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. – 5-е изд. –М.: Музыка, 1988.

8.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. - Киев, 1979.

9.Теплов Б. Избранные труды. - М., 1985.

10.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста – метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Советский композитор, 1989.

11. Толкунова Е.В. «Начальные уроки игры на фортепиано» - учебное пособие для детей дошкольного возраста» М.: Музыка, 2013.

12. Шакирова Л. «Здравствуй!», Екатеринбург, 2000.

13. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. - Л., 1985.

14. Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. - М., 1968.

15. Литовко Ю. «Один плюс один» - Сборник ансамблей для начинающих пианистов. Подготовительное отделение, 1 класс,  С-Пб.: «Союз художников», 2005.