ДООП "Подготовка детей к обучению в школе" Программа по предмету "Музыкальный инструмент (скрипка)"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования             

            Озерского городского округа «Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

«Подготовка детей к обучению в школе»

(подготовительный класс)

 

 

по учебному предмету

«Музыкальный инструмент (скрипка)»

 

 

                                   Срок реализации программы 1, 2 года

 

                                                            

:

                                                                       

                                                                   

 

                                                     п. Новогорный

2018 г.

 

 

Рассмотрено на заседании    Педагогического совета: 

Протокол от «04» июня 2018г. № 6

                                  

 

УТВЕЖДЕНО:

 

Директор МБУДО «ДШИ»

                                                                                                 

«04» июня 2018г. Приказ № 30

_________________Е.Ю. Каменская                                                              

                                                                                                  

 

 

 

 

Разработчик: Колосова С. Г. – преподаватель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

I.       Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки учащихся                         

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                   

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                     

VI.    Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

                                 

 

 

 

 

                                 I.   Пояснительная записка

 

Характеристика учебного предмета,

его место и роль в образовательном процессе

          Программа учебного предмета «Подготовка детей к обучению в школе на музыкальном инструменте (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также на основе типовой программы по классу скрипки и альта для детских музыкальных школ и школ искусств, утвержденной и рекомендованной Министерством культуры Российской Федерации научно – методическим центром по художественному образованию Москва 2002 и адаптирована к современным условиям с учетом многолетнего педагогического опыта в области скрипичного исполнительства  в детских школах искусств.

        В настоящее время основное направление педагогического процесса – повышение качества образования. В связи с этим возникла необходимость изменить возрас­тные рамки, начать обучение музыке  в более раннем возрасте, чтобы  достичь качественно новых результатов.

        Данная рабочая программа предназначена для обучающихся, ориентированных на поступление в детскую школу искусств на музыкальный инструмент  «Скрипка».   Программа помимо предметного содержания, включает в себя комплекс методических рекомендаций, базирующихся на передовом опыте педагогов, работающих в сфере скрипичной педагогики с малышами: Э. Пудовочкина,       Н. Киселёвой, Э. Морозюк, И.Исаковой и др.

        Цель программы: подготовить детей  5-6 лет  к дальнейшему обучению в ДШИ, помочь ребенку овладевать ключевыми навыками скрипичной игры в увлекательной для него форме. 

Для её достижения поставлены следующие задачи:

-развитие базовых музыкальных способностей ребенка (памяти, слуха,                  чувства ритма);

-усвоение основ постановки рук при организации игрового аппарата;

-формирование начальных знаний, умений и навыков; 

 

-развитие и поддержка мотивации ребенка к обучению игре на скрипке;

-создание комфортного психологического климата, благоприятного успешному обучению и сохранению психического и физического здоровья ребенка.

         Актуальность данной программы в том, что она отвечает важной социальной задаче воспитания обучающихся на основе приобщения к высоким духовным ценностям на раннем этапе эстетического развития.

          Новизна. Психологические особенности детей 5–7-летнего возраста таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира они требуют так называемого «эмоционального насыщения». Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить  уроки по данной программе в игровой форме, которые включают в себя многообразие видов деятельности: игру на инструменте, пение, слушание музыки и т.д.

       Творческая игровая атмосфера занятий по данной программе предполагает активное участие ученика в учебном процессе и можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, игра на скрипке решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Ребенок знакомится с миром музыки в доступной форме. Радость и удовольствие от игры индивидуально и в ансамбле с преподавателем с первых дней, психологический комфорт - залог интереса к игре на скрипке и успешного развития юного скрипача.

        Отличительные особенности программы в том, что она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных  способностей  детей дошкольного возраста и обучению соразмерно личной индивидуальности.

Срок освоения программы  - 1, 2 года.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, преимущественно 5 – 6 лет.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (скрипка)» составляет 1 академический час в неделю (35 минут). Занятия проходят в индивидуальной форме.

         Данная программа предполагает проведение итогового занятия  в форме исполнения одной выученной пьесы. При выборе произведения обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося.

 

Срок реализации учебного предмета

        При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)»  продолжительность учебного года составляет 33  недели.

 

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, в течение первой четверти  возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.

 

                                           Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, вовлечение их в сферу музыки путем постепенного знакомства с музыкальной деятельностью, дальнейшее обучение в ДШИ.

Задачи учебного предмета

 

Задачами предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» являются:

·     формирование начальных навыков восприятия музыки на доступных по возрасту образцах музыкального искусства;

·     формирование начальных навыков игры на скрипке в доступной, художественно-увлекательной форме;

·     развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

·     развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

·     освоение обучающимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;

·     воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

 

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

·     срок реализации учебного предмета;

·     распределение учебного материала по годам обучения;

·     описание дидактических единиц учебного предмета;

·     требования к уровню подготовки обучающихся;

·     формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

·     методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

                                 Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий

 реализации учебного предмета

        Материально – техническая база МБУДО «ДШИ»  соответствует санитарным и противопожарным нормам охраны труда.

Реализация данной программы учебного предмета «Музыкальный инструмент ( скрипка)» обеспечивается:  учебным классом для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенным пианино, скрипками, нотным материалом и пюпитрами, которые можно легко приспособить к любому росту ученика. В классе имеется большое зеркало.

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фонотеке.

Библиотечный фонд укомплектован учебно-методической и нотной литературой.

 

                              II.    Содержание учебного предмета

 

Учебно-тематический план

Тематический план 1-го года обучения специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Знакомство с инструментом

2

2

-

Донотный период

8

3

5

Изучение нотной грамоты

6

2

4

Постановка рук

8

-

8

Развитие технических навыков

5

-

5

Ансамбль

2

 

2

 Выступления

2

-

2

                    Итого:

33

7

26

 

Тематический план 2-го года обучения специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Изучение нотной грамоты

5

2

3

Работа над развитием координации                       

7

2

5

Развитие технических навыков

4

2

2

Работа над звуковым решением произведения

6

1

5

Работа над игровыми приемами и упражнениями

7

1

6

Ансамбль

2

-

2

 Зачеты и выступления

2

-

2

                    Итого:

33

8

         26

                                                                   

Годовые требования

Программные требования 1-о годичного срока обучения

      Развитие музыкально-слуховых представлений. Организация игрового аппарата. Усвоение основ постановки. Качество звучания, ритм. Работа над развитием музыкального слуха. Нотный текст. Простейшие динамические, штриховые и аппликатурные обозначения. Ознакомление со строем скрип­ки. Начальные виды распределения смычка. Переходы со струны на струну, плавные соединения движений смычка в его различных частях. Несложные упражнения для рук. Формирование навыка падения-отскока пальцев, рулевого движения рук. Ознакомление со скрипичными понятиями. Исполнение народных мелодий и несложных пьес. Упражнения на формирование осанки и правильного дыхания.

    Здравствуй, скрипочка. Знакомство с инструментом. Скрипка – твой друг. Устройство скрипки и смычка. Как ухаживать за скрипкой. Учимся держать скрипку. Комплекс упражнений для освобождения корпуса (Деревце, Рукопожатие, гимнастический мини-комплекс). Разминка для левой руки. Разминка для правой руки. Упражнения для правой руки. Упражнения с карандашом, смычком. Струны дружная семья. Четыре струны – запомним имена. Песенки на открытых струнах  приемом pizz.

   Мои руки и скрипочка. Организация игрового аппарата. Смычком играем имена, слова по картинкам (pizz.). «Дирижер» – учимся играть вверх, вниз. Сильная доля. Движение смычка по открытым струнам. Игра пьес на открытой струне arco (возврат к пьесам, выученным pizz.). Локоть - руль. Смена струн. Пьесы на чередовании 4-х открытых струнах (arco) с помощью педагога.

  Вижу, слышу, играю. Звуки вокруг нас.    

Играем в ансамбле с учителем. Играем пьесы по открытым струнам.

  К нотам в гости. Знакомство с нотами на струнах. Скрипичный ключ, нотный стан. К нотам в гости. 7 подружек нот. Первые аппликатурные навыки. Визуальный ряд. Длительности нот. Паузы. Ритмо-стиховое воспитание. Размер, тактовая черта и затакт. Знаки альтерации. Звукоряд.

  Малыш на сцене

Недифференцированный зачет (1 произведение) в конце учебного года.

     В течение учебного года учащийся должен ознакомиться и иметь в работе   5-8 пьес на открытых струнах, 1 - 2 пьесы с постановкой пальцев.

                Программные требования 2-х годичного срока обучения

    Укрепление и развитие игрового аппарата. Работа над развитием музыкального слуха, над постановкой, интонацией и ритмом. Переходы со струны на струну, плавное соединение движений смычка.  Совершенствование качества звучания инструмента и исполнения штриха деташе.

  Снова здравствуй, скрипочка. Комплекс упражнений для освобождения корпуса. Повторение пьес из репертуара 1–го года обучения. Организация игрового аппарата. Упражнения для развития левой руки «Пальцы – дружная семья». Упражнения для развития правой руки. Четыре струны. Учим новые пьесы.

  Расширяем репертуар. Ноты. Длительности. Размер, тактовая черта и затакт. Паузы.

  Грустно-весело.  Пьесы в мажоре и миноре. Ритм. Ритмические упражнения.

  Смычок-волшебник. Упражнения. Работа над звуком. Такая разная музыка. Мои любимые пьесы.

  Вижу, слышу, играю. Звуки вокруг нас.    

Играем в ансамбле с учителем. Играем пьесы по открытым струнам.

   К нотам в гости. Знакомство с нотами на струнах. Скрипичный ключ, нотный стан. К нотам в гости. 7 подружек нот. Первые аппликатурные навыки. Визуальный ряд. Длительности нот. Паузы. Ритмо-слуховое восприятие. Размер, тактовая черта и затакт. Знаки альтерации. Звукоряд.

  Малыш на сцене

Недифференцированный зачет (1 произведение) в конце учебного года.

     В течение учебного года учащийся  1- 2 этюдов;  5-8 пьес (из них 2 – 4 пьесы по открытым струнам, 3 – 4 пьесы с постановкой пальцев). Повторение наиболее понравившихся произведений из 1-го года обучения.

           

              IIIТребования к уровню подготовки обучающихся

 

     Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)»:

     Объем знаний, умений и навыков по учебному предмету. Распределение учебного материала по годам обучения.

     1 год обучения: Формирование у ребенка интереса к музыкальным занятиям.  Расширение музыкального кругозора. Пение. Движение под музыку.  Донотный период. Игровые формы обучения.  Знакомство с инструментом. Игровые формы обучения. Части скрипки и смычка.  Постановка.  Изучение нотной грамоты.  Развитие слухового восприятия. Музыкальность.  Развитие чувства ритма.  Первые навыки основных приемов звукоизвлечения.  Первые навыки разбора и чтения нот. 

     2 год обучения: Организация игрового аппарата. Донотный период. Знакомство с грифом, расположение нот на грифе. Основы музыкальной грамоты. Постановка.  Понятие – «динамические оттенки».  Исполнение легких пьес.  Первые игровые упражнения для левой и правой руки, подготавливающие к игре на скрипке. Изучение нот в записи. Организация игрового аппарата Постановка левой руки, исполнение простейших мелодий щипком. Развитие начальных навыков владения смычком, простейшие штрихи, распределение смычка.

    Развитие музыкально-слуховых представлений. Скрипка - поющий инструмент. Культура отношения к звуку. Игра в ансамбле с преподавателем.  Первые навыки публичных выступлений. 

 

IV.           Формы и методы контроля. Критерии оценок

Программа предусматривает текущий контроль, итоговое занятие. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется регулярно преподавателем на текущих уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную организацию домашних заданий.

Формами текущего контроля  также являются: участие в классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы. В конце учебного года проводится итоговое занятие с исполнением одного произведения.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.

Итоговый урок представляет собой прослушивание  одного произведения  и условно оценивается комиссией не мене чем из двух преподавателей.

 

Критерии оценки

 

           Для аттестации учащихся на каждом уроке используется образная система оценок в виде символов: отлично – «солнышко», хорошо – «облачко», удовлетворительно – «тучка», неудовлетворительно – «туча с молнией».

           При оценивании обучающегося следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

- развитие музыкальности, овладение практическими умениями и навыками;

- степень продвижения обучающегося, успешность личных достижений.

 

V.  Методическое обеспечение учебного процесса

         В дошкольный период закладываются не только основы знаний, но и формируется умение работать и получать удовлетворение от результатов своей работы. Обучение детей дошкольного возраста имеет главную особенность: обучать, не отрывая от ведущей в их возрасте деятельности - игры. Назначение игры не только занимать, развлекать, веселить. Игра является одним из главных средств обучения навыкам и выполнения учебных заданий.

           Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в классе по специальности. В процессе урока следует использовать различные формы работы, которые диктуются: – целями данного занятия; – степенью одаренности обучающегося. Уроки с малышами должны быть увлекательными, занимательными, с привлечением поэзии, изобразительного искусства.      

          Музыкальный материал должен быть понятным и доступным для исполнения и удобным для пения даже самым юным музыкантам. Использование подтекстовок к пьескам, рисование музыкального образа будит воображение ребёнка, помогает раскрыть содержание пьесы и передать это содержание музыкальным языком. В репертуар детей подготовительного класса должны быть включены образцы народной и классической музыки прошлого и настоящего, доступные для детского восприятия.

       Первые занятия должны проходить в привычной для ребенка форме (пение, движение под музыку). Пение без сопровождения рояля развивает у детей навыки слуховой памяти и слуховые представления. Слушание инструментальной музыки помогает понять характер музыки, способствует активной реакции на нее, развивает музыкальную память и музыкальное мышление. Музыка должна быть доступной детям по содержанию и фактуре: ярко изобразительной, лаконичной, простой, убедительной, отражающей знакомые им образы из окружающей действительности или же из сказок.

       Вся работа по специальности направляется на всестороннее расширение музыкального кругозора обучающихся, развитие творческой активности, умение обобщать приобретаемые знания и навыки и применять их на практике.

                                                                                           

                 Методические рекомендации преподавателям

        От преподавателя требуется большое мастерство, творческая инициатива. В комплекс первых занятий включается подготовка к овладению игровыми движениями. Постоянного внимания требует постановка обучающегося. Музыкальная грамота должна заучиваться не механически, а усваиваться как неотъемлемая часть той музыки, которой занимается обучающийся. Организация игрового аппарата происходит на подбираемых и исполняемых по нотам пьесах. Овладение начальными навыками игры щипком, затем смычком расширяет репертуар пьес. Обучающийся в первый год обучения знакомится со строением скрипки и нотной грамотой.

      Основными задачами начального обучения являются – научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку, пробудить любовь к ней, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы. У обучающихся необходимо выработать единственные и целесообразные приемы звукоизвлечения на основе активного слухового контроля. При изучении как художественного, так и инструктивного материала, необходимо пристальное внимание уделять работе над звуком – первостепенной задаче обучения в специальном классе скрипки.       

      Каждый преподаватель должен настойчиво воспитывать в обучающихся умение слушать звук до конца, его протяженность и тембровую окраску, различать его достоинства и недостатки.

      В дальнейшем более целесообразен такой метод работы, при котором вначале прослушивается всё произведение, а затем уже делаются необходимые указания. При работе над произведением необходимо научить обучающегося анализировать встречающиеся трудности, внимательно следить за качеством звука, ритмической и темброво- динамической стороной исполнения, не забывая о целостном анализе произведения.

      В процессе обучения преподаватель должен добиваться гармоничного развития художественных и технических навыков.

 

VI.               Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

 

                                    Рекомендуемая нотная литература

Григорян А.  Начальная школа игры на скрипке.  М. 1961

Родионов К.  Начальные уроки игры на скрипке   М. 1960

Гарлицкий Н. Г. Шаг за шагом.

Якубовская В.  Вверх по ступенькам. Начальная школа игры на скрипке.

(общ.  ред. Л. Раабена ). Л. 1974

Юный скрипач, вып 1(сост. Фортунатов)

Хрестоматия педагогического репертуара ( Гарлицкий, Родионов,Уткин, Фортунатов)

Гнесина-Витачек Е.   18 лёгких этюдов. М.  Л. 1945

Бакланов Н.  Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24 тональностях. М.1959

Шевчик О.  Школа скрипичной техники (отдельные номера по выбору   педагога), соч. 1, тетр. 1-2. М., 1938                                                                                         

Мострас К. Лёгкие пьесы русских композиторов, тетр. 1

                                          Методическая литература

Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке» М. Музыка, 1965

Камилларов Е. О технике левой руки скрипача. Под ред. Л. И. Рабена. Л., Гос. Муз. Издательство, 1961.

Мострас К. Г. Виды техники. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М музгис 1960

Мострас К. Г. Работа над гаммами . Очерки по методике обучения игре на скрипке. М Музгиз, 1960

Мострас К. Г. Упражнения. Очерки по методике обучения игре на скрипке М Музгиз, 1960

Флеш К. Искусство скрипичной игры. Т.1 М: «Музыка», 1967.

Бопино Г.К. «Игры-задачи для начинающих музыкантов». - М., «Музыка»,

1974

Благовещенский И.П. «Из истории скрипичной педагогики». -

Минск, «Высшая школа», 1980

Шальман С. «Я буду скрипачом», 1-я и 2-я книги. – СПб, «Композитор»,

2002