ДООП "Основы изобразительного искусства" Программа по учебному предмету "Живопись"

 

 


Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования Озерского городского округа                                                         « Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА                                                                  В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА                                «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

 

 

 

Программа

                           по учебному предмету

«ЖИВОПИСЬ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Новогорный 2018 г.

 

 

 

 

Рассмотрено на педагогическом совете    МБУДО «ДШИ»                                                   

 

Протокол № : от «04» июня 2018г

 

 

УТВЕЖДЕНО

 

Директор МБУДО «ДШИ»   _____________/Каменская Е.Ю.

Приказ от  «04» июня 2018г.  № 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Байгужин Э.М. – преподаватель высшей категории художественного отделения МБУДО «ДШИ»

 

Рецензент: Суетина О.И. -  преподаватель первой категории художественных дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств»

РЕЦЕНЗИЯ

на дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу основ изобразительного искусства по учебному предмету «Живопись».

                                     Срок обучения 3 (5) лет

Срок освоения программы  - 3 года.

По желанию обучающиеся могут продолжить обучение, т.к. данная программа предполагает 2 дополнительных года обучения (4, 5 классы).

 

          Составитель: Байгужин Э.М. – преподаватель МБУДО «ДШИ»

       Программа по предмету «Живопись» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности  при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утверждённый приказом Министерства культуры РФ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

       Данная программа содержит следующие разделы:

·       пояснительную записку;

·       общие задачи обучения для каждого класса;

·       учебно – тематический план;

·       план содержания учебного курса;

·       планируемый результат;

·       требования к уровню подготовки выпускников;

·       методические рекомендации;

·       перечень литературы.

Содержание программ учебного предмета «Живопись» соответствует «Рекомендациям по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области  искусств», а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

         Рецензент: преподаватель 1 категории в области изобразительного искусства Суетина О.И.

«____» __________ 2018 г.                               _______________

Структура программы учебного предмета

I.       Пояснительная записка                                                            

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                  

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                     

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                     

VI.    Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области  изобразительного искусства в детских школах искусств.

Целью данной программы является формирование необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков овладения основами живописи и приёмами в живописном  изображении предметов.

 Программа состоит из трех основных тем по классам. Первая тема содержит информацию об основных принципах композиции, вторая - раскрывает вопросы стилизации, третья - дает представление о многообразии графических возможностей в декоративном изображении предметов окружающего мира.

В начале каждого занятия обучающиеся получают информацию о графических приёмах и средствах, используемых в предлагаемом задании. Основными формами обучения на уроках являются практические работы под руководством преподавателя и самостоятельная работа обучающегося.

К каждому композиционному заданию выполняются предварительные упражнения. Важную роль в теоретическом осмыслении материала играет показ и разбор иллюстраций, а также выполненных ранее работ обучающихся.

Срок освоения программы  - 3 года.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, преимущественно 7  – 12 лет.

По желанию обучающиеся могут продолжить обучение, т.к. данная программа предполагает 2 дополнительных года обучения (4, 5 классы).

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме защиты итоговой работы. При выборе темы и техники исполнения итоговой работы обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Живопись»  продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 34  недели. Для детей, поступивших в 1 класс в возрасте 7 - 9 лет вводится дополнительная неделя каникул.

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы,

нагрузки

 

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

 

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

102

Самостоятельная работа

16

18

16

18

16

18

102

Максимальная учебная нагрузка

32

36

32

36

32

36

204

 

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы,

нагрузки

 

Затраты учебного времени

 

 

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

32

36

32

36

238

Самостоятельная работа

16

18

16

18

16

18

32

36

32

36

    238

Максимальная учебная нагрузка

32

36

32

36

32

36

64

72

64

72

476

 

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

аудиторные занятия:

·              1-3 годы обучения – 1 час в неделю;

·              4-5 годы обучения – 2 часа в неделю

самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

·              1-3 годы обучения – 1 час в неделю;

·              4-5 годы обучения – 2 часа в неделю

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Живопись» при 3-летнем сроке обучения составляет 204 часа.  Из них: 102 часа – аудиторные занятия, 102 часа – самостоятельная работа. Общая трудоемкость учебного предмета «Живопись» с учетом двух дополнительных лет (при 5-летнем сроке обучения) составляет  476 часов. Из них: 238 часов – аудиторные занятия, 238 часов – самостоятельная работа.                                                                     

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность обучающихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

 

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями о живописи, формирование практических умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области изобразительного искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

·     создание условий для творческой самореализации личности, развитие потенциальных способностей ребёнка;

·     развитие интереса к живописному искусству;

·     воспитание у обучающихся эстетических взглядов и критериев в восприятии явлений и предметов окружающего мира;

·     интеллектуальное развитие обучающихся, расширение их кругозора в связи с ознакомлением с историей развития живописного искусства, его видами и техническими приёмами;

·     обучение навыкам и умениям в работе над практическими заданиями, осмысление живописного языка, его особенностей и условности;

·     воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия;

·     формирование личности, творчески относящейся к любому делу.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

·     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

·     распределение учебного материала по годам обучения;

·     описание дидактических единиц учебного предмета;

·     требования к уровню подготовки обучающихся;

·     формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

·     методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному искусству, художественными альбомами по живописи.

Учебный класс должен быть просторным, светлым, оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Задания по предмету «Живопись» адаптированы и доступны для обучающихся, учитывают возрастные и психологические особенности детского возраста. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения основ живописи и упражнений до самостоятельной живописной работы. Учебный материал разделён на три основных раздела:

1. Освоение основных живописных приёмов, в том числе, в живописной декоративной композиции.

2. Теоретическая работа, предполагающая изучение обучающимися особенностей и технологических приёмов живописи.

3. Практическая работа, основанная на применении теоретических знаний, навыков в учебном и творческом процессе, которая даёт возможность закрепить изучаемый материал, расширить знания и сформировать интерес к предмету.

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

 

1 класс

Общее ознакомление обучающихся с предметом «Живопись»: знакомство с материалами (акварельные и гуашевые краски, кисти, бумага и др.)

Основные составные цвета. Знакомство с дополнительными цветами, сближенными, холодными и тёплыми, с контрастами. Понимание отсутствия в живой природе и окружающей нас среде бесцветных предметов, которые под влиянием окружающей среды приобретают, благодаря рефлексам, различные оттенки, без изменения своего локального цвета. Живописный процесс как видение всей сложности цветовых комбинаций.

 Приобретение основных навыков ведения последовательной работы над натюрмортом: начиная с компоновки, конструктивного построения предметов, живописное изображение: начиная с локальных цветовых отношений и далее – до более сложных цветовых решений.

 Постепенное повышение требований к качеству выполнения заданий, усложнение учебных задач.

Виды живописных материалов, используемых на занятиях: акварель, гуашь.

 

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

 Вводная беседа о живописи

1

2

 Живописные возможности в  изображении объектов

20

Тема 2.1. Упражнения в заливках.

Смешивание красок (ступенчатое и непрерывное). Изображение шара с обозначением тёплых и холодных цветов, решение в тоне. Формат А3, акварель, гуашь.

4

Тема 2.2. Изображение плоских предметов. Передача локального цвета (листья, книга и т. д.). Формат А3, акварель, гуашь.

4

 

Тема 2.3. Постановка из 2-3-х предметов простейшей формы на нейтральном фоне (овощи, фрукты и т.д.).  Формат А3, акварель, гуашь.

4

 

Тема 2.4. Постановка из 2-3-х предметов на нейтральном фоне. Понятие света, блика, тени, полутени. Формат А3, акварель, гуашь.

4

 

Тема 2.5. Постановка из 2-3-х предметов (гризайль).  Формат А3, гуашь (использование одного цвета).

4

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Основы композиции

12

Тема 3.1. Композиционный центр. Доминанта.

Постановка из предметов с ярко выраженным цветом и цветным фоном. Формат А3, гуашь.

4

Тема 3.2. Уравновешенность композиции. Статика и динамика. Постановка из 2-4-х предметов с ясным тематическим содержанием. Формат А3, акварель, гуашь.

4

Тема 3.3. Ритм. Динамика. Натюрморт из 3-4-х предметов. Освещение дневное. Работа ведётся самостоятельно. Формат А3, гуашь.

4

      4

Подготовка работ к итоговому просмотру

1

 

                                                                        ИТОГО:

34

                                                                                     

 

 

2       класс

Углубленное изучение живописных приёмов; совершенствование умений и навыков.

 

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Живописные возможности в  изображении объектов

14

 Тема 1.1.  Живописное  изображение животных и птиц. История развития анималистических рисунков. Беседа.

3

Тема 1.2. Этюды чучел птиц и животных с натуры.   Формат А3, акварель, гуашь.

4

Тема 1.3. Стилизация животных на основе натурных этюдов. Упражнения. Формат А3, тушь, кисть, перо.

3

 

Тема 1.4. Портрет животного.

Упражнения (свойства, ассоциации). Формат А3, тушь, кисть, перо, маркер, гелиевая ручка, гуашь.

4

2

Организация живописной композиции

19

 

Тема 2.1. Постановка из 2-3-х предметов на нейтральном фоне из предметов домашнего обихода. Формат А2, гуашь.

 

5

 

 

Тема 2.2. Этюд фигуры человека с натуры, при дневном освещении.

 Формат А2, гуашь.

6

 

 

Тема 2.3.Копия с репродукции.

5

 

Тема 2.4. Натюрморт из нескольких предметов, близких по окраске на цветном фоне.  Формат А3, гуашь. Итоговое задание.

 

 

3

3

Подготовка работ к итоговому просмотру

1

 

ИТОГО:

34

         

 

3       класс

Углубленное изучение данного вида предмета. Совершенствование умений и навыков в изображении натюрморта. Передача материальности, фактуры в живописи. Стиль, цветовая гамма, тонкие цветовые отношения.

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Живописное изображение натюрморта

33

Тема 1.1. Постановка из живых цветов, овощей и фруктов при естественном освещении. Формат А3, гуашь.

 

4

Тема 1.2. Натюрморт из нескольких предметов различных по форме и окраске на нейтральном фоне. Драпировка с небольшим количеством складок.

 Формат А3, гуашь.

4

Тема 1.3. Натюрморт из нескольких предметов различных по материалу (стекло, металл, ткань, дерево и др.)

 Формат А3, гуашь.

4

 

Тема 1.4.  Этюды с фигуры человека (с натуры) при естественном освещении.  Формат А2, гуашь.

4

 

 

 

Тема 1.5. Копия с репродукции.

Формат А3, гуашь.

5

Тема 1.6. Продолжительная живописная работа с натуры фигуры человека.  Формат А2, тушь, гуашь.

 

4

 

Тема 1.7. Постановка из нескольких близких по окраске предметов при естественном освещении. Решить в холодной цветовой гамме.

 Формат А2, гуашь.

 

4

 

 

 

Тема 1.8. Этюды фигуры человека с натуры в световоздушной среде. Работа ведётся самостоятельно.   Формат А4, акварель, гуашь.

4

2

Подготовка работ к итоговому просмотру.

1

 

ИТОГО:

34

 

4       класс

Углубленное изучение данного вида предмета. Соответствие технической стороны работы (цветовая гамма) творческой. Самостоятельное выполнение задания по созданию художественного образа натюрморта, выбор техники, способа исполнения в зависимости от поставленной задачи. Увеличение и разнообразие формата листа, а также техники и технических приёмов, варьируемых в зависимости от содержания задания.

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Живописное изображение натюрморта

66

Тема 1.1. Композиция из свежих овощей, фруктов, цветов, листьев. При естественном освещении.

Формат А3, гуашь.

8

Тема 1.2. Копия с репродукции.

 Формат А3, гуашь.

8

Тема 1.3. Постановка из 3-4-х предметов с различными по цвету драпировками. Освещение верхнее , боковое. 10-15 минут обучающиеся изучают и запоминают композицию, затем, натюрморт закрывается ширмой до конца занятий. Работа ведётся по памяти.

 Формат А3, гуашь.

8

 

Тема 1.4.  Этюды человека в интерьере. Освещение верхнее.  Формат А2, гуашь.

6

 

 

 

Тема 1.5. Портрет с натуры.

Формат А3, гуашь.

8

Тема 1.6. Предлагается определённое количество предметов и драпировок. Обучающиеся самостоятельно составляют натюрморт с обязательным гипсовым орнаментом и выполняют работу при верхне-боковом освещении. Формат А2, акварель, гуашь.

 

8

 

Тема 1.7. Угол интерьера с гипсовой головой. Освещение верхнее, боковое.

 Формат А2, гуашь.

 

8

 

Тема 1.8. Натюрморт с сближенными по цвету предметами.

6

Тема 1.9. Натюрморт с цветами в технике Аля-прима (по сырому).   Формат А3, акварель, гуашь.

6

2

Подготовка работ к итоговому просмотру.

2

 

ИТОГО:

68

       

 

5       класс

 Совершенствование умений и навыков, творческий подход в работе, самостоятельное выполнение задания по созданию художественного образа, выбор техники, способа исполнения в зависимости от поставленной задачи, с использованием всех навыков и умений полученных ранее. Приветствуется выражение индивидуального отношения учащихся к изображаемому, использование разнообразной техники для реализации замысла.

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

1

Живописное изображение натюрморта

66

Тема 1.1. Натюрморт из предметов быта при естественном освещении.

Формат А3, гуашь.

8

Тема 1.2. Этюды интерьера на небольшом формате.

 Формат А3, гуашь.

8

Тема 1.3. Портрет.

 Формат А3, акварель, гуашь.

8

 

Тема 1.4.  Натюрморт с цветами.  Формат А2, гуашь.

8

 

 

 

Тема 1.5. Этюды кистей рук натурщика.

Формат А3, акварель, гуашь.

8

Тема 1.6. Натюрморт из овощей и фруктов.  Формат А2, гуашь.

8

 

 

Тема 1.7. Фигура человека в интерьере.

 Формат А2, гуашь.

10

 

 

 

 

Тема 1.8. Из предложенных предметов и драпировок обучающиеся самостоятельно составляют натюрморт и выполняют работу самостоятельно при верхне-боковом освещении.   Формат А3, гуашь.

8

2

Подготовка работ к итоговому просмотру.

2

 

ИТОГО:

68

 

Годовые требования

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Живопись.  Виды и техники.

Живопись – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости красками. Живопись подразделяется на монументальную и станковую. К монументальным техникам живописи относят: фреску, мозаику, витраж.

Фреска – живопись темперными красками по сырой штукатурке.

Мозаика – изображение на поверхности из цветных кусочков стекла, ракушек, смальты и др. материалов.

Витраж – из прозрачного цветного стекла, соединённых металлическими спайками на окнах.

Станковая живопись – это картина, которая, как правило, пишется масляными красками на холсте. Станковая картина рождается в эпоху Возрождения.

В живописи создаётся иллюзия пространства и объёма благодаря линейной и световоздушной перспективе, с помощью света и тени.

Представление программы. Показ детских работ и мастеров живописи в различных материалах и техниках. Правила техники безопасности. Организация рабочего места.

Показ приёмов работы одной из техник (монотипия и водная печать).

Раздел 2. Живописные  возможности  в   изображении  объектов

Основной принцип живописного исполнения – достижение максимальной выразительности.

Живописная выразительность достигается за счет использования таких живописных приемов как точка, контур, цветное пятно, обработка поверхности различными видами декора.

Происходит переработка формы, некоторое утрирование характерных особенностей объекта для увеличения степени выразительности. Трансформация производится за счет выявления и усиления природных качеств объекта. Использование декора должно быть направлено на усиление выразительности объекта.

 Обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы и объема называется стилизацией. В живописном  изображении стилизация – это метод ритмической организации целого, благодаря  которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности.

Живописные средства

Средством выразительности в живописи является – цвет. Основные элементы живописи – точка, контур, цветовое пятно, цветовая плоскость. Но, решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы, поэтому, цветовые отношения и формы передаются с учётом тёплых и холодных цветов, рефлексов в условиях пространственной воздушной среды. Точки и контуры применяются для большей выразительности в живописи и в основном при декоративном исполнении.

Тема 2.1. Упражнение в заливках.

Задача: Знакомство с основными составными цвета. Знакомство с цветами: дополнительными, сближенными, холодными и тёплыми, контрастными

Выполнить:

1) цветовой круг,

2) ступенчатое и непрерывное смешивание красок в полосе.

 

Цель: освоение живописного языка.

Применяемые материалы:  цветные карандаши, акварель, гуашь.

Формат А3.

Техника работы: живопись.

 

Тема 2.2. Изображение плоских предметов.

Задача: получение навыков передачи локального цвета

Выполнить:

1) живописный натюрморт;

Цель: развитие образного мышления

Материалы: цветные карандаши, акварель, гуашь.

Формат А3.

Техники работы: живописное изображение, Аля – Прима.

Тема 2.3. Постановка из 2-3-х предметов простейшей формы на нейтральном фоне (овощи, фрукты и т. д.).

Задача: закрепление навыков решения локального цвета в постановке. Компоновка в листе.

Выполнить:

1) Живописный натюрморт.

Цель: повышение живописного мастерства.

Материалы: гуашь.

Формат А3.

Техники работы: живопись.

Тема 2.4. Постановка из 2-3-х предметов на нейтральном фоне.

Задачи: понять, что такое: свет, блик, тень, полутень (светотень).

Выполнить:

1) натюрморт.

Цель: усвоить понятие в работе как - -свет, блик, тень, полутень (светотень).

Материалы: гуашь.

Формат А3.

Техники работы: живопись.

Тема 2.5. Постановка из 2-3-х предметов (гризайль).

Задачи: передача светотени одним цветом (как средство выражения формы).

Выполнить:

1) монохромный натюрморт.

Цель: дальнейшее развитие живописных навыков.

Материалы:  гуашь.

Формат А3.

Техники работы: гризайль.

Основные требования к стилизациям различных объектов:

1) внимательно рассмотреть предмет (фотографии, картинки, рыбы в аквариуме и т.д.); обратить внимание на наиболее важные части тела (голова, жабры, глаза, плавники, хвост, тело);

2) важно, чтобы все элементы декоративно трактовались в одном стиле, а не производили впечатление выхваченных случайно;

3) пластика линий и декора должна соответствовать пластике объекта (например, система плавных обтекаемых форм изображаемых предметов требует такого же рода линий контура и мягкости наносимого декора);

4) важно помнить, что объекты более сложные по пластике и крупные по размеру, могут активнее насыщаться ажуром, а мелкие – быть проще по форме и обработке;

5) для рыбы свойственна природная фактура – чешуя, «гофрированные» плавники и жабры, тоновые полосы на спине – именно на это и надо ориентироваться при нанесении декора.

Раздел 3. Основы композиции

Слово «Композиция» в переводе с латинского буквально означает «составление, связывание частей».  Композиция – важнейший организующий момент художественной формы, придающей произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. В практических искусствах композиция объединяет элементы и составляющие построения художественной формы (реальные или иллюзорные, формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм, пропорции, контраст и равновесие). Для того, чтобы любая композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминанту, которая может состоять из нескольких элементов или одного большого. Это может быть и свободное пространство – композиционная пауза.

Варианты организации доминанты:

1) сгущение элементов на одном участке плоскости и спокойное равномерное рассредоточение на другом;

2) выделение элемента размером;

3) выделение элемента формой;

4) выделение элемента контрастом;

5) выделение элемента положением (вертикальное, горизонтальное, диагональное);

6) выделение элемента цветом.

Тема 3.1. Композиционный центр. Доминанта.

Постановка из предметов с ярко выраженным цветом и цветовым фоном.

Задача: знакомство с понятием – композиционный центр

Выполнить:

    1) живописный натюрморт.

Цель: освоение принципов композиции.

Материалы: гуашь.

Формат А3.

Техники работы: живопись.

Тема 3.2. Уравновешенность композиции. Статика и динамика.

Постановка из предметов с ясным тематическим содержанием.

Задача: единство центра и всей композиции.

Выполнить: натюрморт.

Материалы:  гуашь.

Формат А3.

Техники работы: живопись.

Уравновешенность композиции. Статическое и динамическое равновесия.  Правильно построенная композиция является уравновешенной. Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Так же при компоновке форм на плоскости большое значение имеют масштаб, пропорции и модуль изображаемых величин.

Равновесие бывает двух видов: статическое и динамическое. Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости  относительно вертикальной и горизонтальной оси формата композиции. Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, то есть при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.

Тема 3.3. Ритм. Динамика.

Натюрморт из 3-4-х предметов.

Задача: выполнение динамической композиции.

Выполнить;

1) ряд упражнений с различными вариантами ритмического построения:

а) передать направленное движение,

б) состояние неустойчивой формы,

в) состояние хаоса.

Цель: освоение принципов композиции.

Материалы: гуашь.

Формат А2.

Техники работы: живопись.

Для достижения выразительности в живописном изображении немаловажную роль играет ритмическая организация и взаимосвязь изобразительных элементов на плоскости. Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием каких либо качеств (размеров, тональной насыщенности, степени живописной или декоративной обработки форм). В зависимости от расположения фигур живопись может быть статичной или динамичной. Во втором случае возможны следующие варианты:

1) при одинаковых мотивах динамичность достигается за счет различного расстояния между элементами композиции, а также за счет сгущения их на одних участках композиции и разреженности на других; происходит это по одному параметру – расстоянию;

2) элементы одинакового мотива имеют различные параметры и располагаются на разном расстоянии друг от друга; динамичность достигается благодаря контрасту по трём параметрам: расстоянию между элементами, их размерами и поворотами.

Динамика мелких изображений в листе подчинена прочтению слева направо, преимущественно по горизонтали, а расположение предметов по диагонали активно разрушает статическое равновесие композиции листа. Внутренняя подвижность существует и в приёмах изображения (в точках, контурах, различиях цветовых пятен). Статичность композиции разрушает асимметрия и прямое изображение движения.

Раздел 4. Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой выставке

В конце первого (декабрь) и второго (май) полугодий проводятся просмотры, являющиеся основной формой промежуточного и итогового контроля, демонстрирующие степень освоения программы и творческие успехи обучающегося. Лучшие работы участвуют в выставочной деятельности, что является важной формой мотивации и самоконтроля обучающегося.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1: Живописные возможности в изображении объектов

Тема 1.1. Живописное изображение животных и птиц.

При изображении меха зверя, оперения птицы, чешуи рыбы, фактуры кожи и т.д. применяется огромное количество приемов и используются все доступные художественные материалы.

Стилизация животных исполняется учащимися после завершения анималистических зарисовок и набросков.

Тема 1.2. Этюды чучел птиц и животных с натуры.

Задача: поиск пластического движения, пропорции, характерных особенностей.

Выполнить:

1) этюды птиц (чучел) – ворона, глухарь, тетерев, голубь, журавль и т.д.;

2) этюды животных – собака, кошка, хомяк и т.д.

Цель: выявить образность изображения, силуэт.

Техника: живопись.

Материал: акварель, гуашь.

Формат А3.

Тема 1.3. Стилизация животного на основе натурных этюдов.

Задача; выявление образа животного через силуэт, цветовое пятно.

Выполнить: два живописных изображения:

1) образно-эмоциональное (силуэт);

2) орнаментально-пластическое (фактура).

Цель: развитие умений и навыков в живописной стилизации животных.

Техника: живопись.

Материал: акварель, гуашь.

Формат А3.

Тема 1.4. Портрет животного.

Задача: изображение животного.

Выполнить:

1) изобразить по памяти портрет животного.

Цель: развитие образного мышления.

Техника: живопись.

Формат А3.

Материал: акварель, гуашь.

Раздел 2. Организация живописной композиции.

Тема 2.1. Постановка из 2-3-х предметов домашнего обихода на нейтральном фоне.

Задача: расширение живописных навыков и композиционных решений. Создать динамическую композицию, обеспечивая равновесие. Научиться последовательно вести работу от эскизов до окончательного варианта.

Выполнить: натюрморт.

Цель: развитие живописных навыков.

Техника: живопись.

Формат А2.

Материалы:  гуашь.

Тема 2.2. Этюд фигуры человека с натуры, при дневном освещении.

Задача: расширение живописных навыков и композиционных решений. Научиться последовательно вести работу от эскизов до окончательного варианта.

Выполнить: этюд фигуры человека.

Цель: умение компоновать, соблюдение пропорций фигуры человека.

Техника: живопись.

Формат А2.

Материалы: гуашь.

 

Тема 2.3. Копия с репродукции.

Задача: копировать.

Выполнить: копию натюрморта с репродукции.

Цель: сходство копии с репродукцией.

Материалы: гуашь.

Формат: один в один.

Техника: живопись.

Тема 2.4. Натюрморт из нескольких предметов, близких по окраске на цветном фоне.

Задача:  Умение вести последовательную работу от эскизов до законченного варианта. Грамотно построить композицию.

Выполнить:

1) натюрморт.

Цель: развитие умений и навыков.

Техника: живопись.

Формат А3

 Материалы: гуашь.

Раздел 4. Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Живописное изображение натюрморта

Тема 1. Композиция в живописном натюрморте.

Натюрморт ставится по конкретным общим схемам – вертикальной, горизонтальной или квадратной (выбор формата).

Как правило, предметы изображаются в зрительном центре листа так, чтобы левая и правая стороны композиции были уравновешены.

Композиционным центром черно-белого натюрморта чаще всего является большой белый или черный предмет. Он организует предметные связи. При составлении композиции необходимо включать предметы разной формы и высоты, разные по тону, цвету и фактуре. Важен также выбор по масштабу (размер предметов). Большое значение для передачи выразительности натюрморта имеют световые эффекты.

Тема 1.1. Постановка из живых цветов, овощей и фруктов, при естественном освещении. 

Задача: передача богатства цвета, форм и очертаний.

Выполнить:

1) натюрморт.

Цель: расширение палитры, навыков и умений в живописном изображении.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат А3.

Тема 1.2.  Постановка из нескольких предметов различных по форме и окраске на нейтральном фоне. Драпировка с небольшим количеством складок.

Задача: навыки работы в живописном изображении предметов.

Выполнить:

1) живописную работу натюрморта.

Цель: развитие интереса к этюдам различных предметов.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат А3.

Часть заданий выполнить дома.

Тема 1.3. Натюрморт из нескольких предметов различных по материалу (стекло, металл, ткань, дерево и др.).

Задача: дальнейшее развитие умений и навыков живописного изображения. Составить тематический натюрморт на основе этюдов и предыдущих упражнений.

Выполнить: стилизованный натюрморт с применением фактур.

Цель: развитие навыков в организации и составлении  натюрморта.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат А3

Тема 1.4. Этюды фигуры человека (с натуры) при естественном освещении.

Задача: соблюдение пропорций и внимательное изучение анатомии.

Выполнить:

1) живописное решение фигуры человека.

 Цель: развитие навыков в организации и составлении декоративного пейзажа.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат А2

Тема 1.5. Копия с репродукции.

Задача: живописное исполнение копии.

Выполнить:

1) точную копию репродукции.

Цель: совершенствование знаний и умений в живописном  изображении.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь

Формат А3.

Тема 1.6. Продолжительная живописная работа с натуры фигуры человека.

Задача: изучение анатомии, соблюдение пропорций фигуры человека.

Выполнить: живописную работу.

Цель: суммирование знаний в живописном изображении, углублённый анализ анатомии человека.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат А2.

Тема 1.7. Постановка из нескольких близких по окраске предметов при естественном освещении. Решить в холодной цветовой гамме.

Задача: выдержать натюрморт в холодной цветовой гамме.

Выполнить: живописную работу.

Цель: решить колористические задачи.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А2

Тема 1.8. Этюды фигуры человека с натуры в световоздушной среде. Работа ведётся самостоятельно.

Задача: передача световоздушной среды.

Выполнить: живописные этюды.

Цель: изучение анатомии, соблюдение пропорций.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь, акварель.

Формат: А4

Раздел 2. Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой выставке.

Раздел 2. Подготовка к защите итоговой работы.

       Итоговая работа является заключительной работой, которая включает в себя всё мастерство автора, умения и навыки полученные за весь период обучения в школе искусств.

Работа над итоговой работой начинается со второй половины учебного года (с января по май) и ведётся параллельно с занятиями по программе, не в ущерб учебным часам.

Тема работы (композиции) выбирается по желанию обучающегося, а преподаватель является куратором обучающегося и рецензентом итоговой работы.

В день защиты итоговой работы создаётся комиссия из числа преподавателей школы, которая рассматривает и оценивает по 5-ти бальной системе итоговые работы обучающихся (выпускников).

Обучающиеся имеющие желание продолжить обучение в 4,5 классах (дополнительно 2 года обучения) в рамках промежуточной аттестации представляют свои работы в конце учебного года (май) для просмотра.

 

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Живописное изображение натюрморта

Тема 1. Композиция в живописном натюрморте.

Натюрморт ставится по конкретным общим схемам – вертикальной, горизонтальной или квадратной (выбор формата).

Как правило, предметы изображаются в зрительном центре листа так, чтобы левая и правая стороны композиции были уравновешены.

Композиционным центром  натюрморта чаще всего является большое цветовое пятно, которое организует предметные связи. При составлении композиции необходимо включать предметы разной формы и высоты, разные по тону, цвету и фактуре. Важен также выбор по масштабу (размер предметов). Большое значение для передачи выразительности натюрморта имеют световые эффекты.

Тема 1.1. Композиция из свежих цветов, листьев, овощей и фруктов. При естественном освещении. 

Задача: знакомство с живописными особенностями натюрморта.

Выполнить:

1) композиционные поиски в формате,

2) живописное исполнение.

Цель: расширение палитры навыков и умений в живописном изображении.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат А3.

Тема 1.2.  Копия с репродукции.

Задача: навыки работы в живописном копировании.

Выполнить:

1) копию с репродукции.

Цель: развитие интереса к копированию работ великих мастеров искусства.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат А3.

Часть заданий выполнить дома.

Тема 1.3. Постановка из 3-4-х предметов с различными по цвету драпировками. Освещение верхнее, боковое. 10-15 минут учащиеся изучают и запоминают композицию, затем, натюрморт закрывается ширмой до конца занятий. Работа ведётся по памяти.

Задача: дальнейшее развитие умений и навыков в живописи.

Выполнить:  натюрморт в цвете.

Цель: развитие зрительной памяти.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат А3.

Тема 1.4. Этюды человека в интерьере. Освещение верхнее.

Задача: передача световоздушной среды.

Выполнить:

1) этюды с фигурой человека.

Цель: развитие навыков в изображении человека.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А2.

Тема 1.5. Портрет с натуры.

Задача: выполнить портрет, передача эмоционального состояния.

Выполнить:

1) портрет.

Цель: совершенствование знаний и умений в живописном изображении.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.6. Предлагается определённое количество предметов и драпировок. Учащиеся самостоятельно составляют натюрморт с обязательным гипсовым орнаментом и выполняют работу при верхне-боковом освещении.

Задача: умение составить натюрморт.

Выполнить: живописный натюрморт.

Цель: суммирование знаний в живописном изображении.

Техника: живопись.

Материалы: акварель, гуашь.

Формат А2.

Тема 1.7. Угол интерьера с гипсовой головой. Освещение верхне-боковое.

Задача: обоснование анатомии головы.

Выполнить: живописную работу.

Цель: анатомия головы, передача световоздушной среды.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А2.

Тема 1.8. Натюрморт с цветами в технике Аля – Прима (по сырому).

Задача: получение навыков работы по сырому.

Выполнить: живописный натюрморт.

Цель: изучение приёмов работы по сырому.

Техника: живопись Аля – Прима.

Материалы: акварель, гуашь.

Формат: А3.

Раздел 2. Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой выставке.

 

5 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Живописное изображение натюрморта

Тема 1.1. Натюрморт из предметов быта при естественном освещении

Задача: передача богатства цвета предметов, световоздушной среды натюрморта.

Выполнить: натюрморт

1) композиционные поиски в формате,

2) тонкие цветовые отношения.

Цель: расширение  навыков и умений в живописном изображении.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат А3.

Тема 1.2.  Этюды интерьера на небольшом формате.

Задача: передача световоздушной среды интерьера, его атмосферы и цветовой гаммы.

Выполнить:

1) этюды интерьера.

Цель: развитие навыков и умений в передаче световоздушной среды.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат А3.

Часть заданий выполнить дома.

Тема 1.3. Портрет.

Задача: конструктивное построение головы, передача портретного сходства посредством цвета и света.

Выполнить:

1) портрет.

Цель: развитие навыков и умений в изображении портрета.

Техника: живопись.

Материалы: акварель, гуашь.

Формат А3.

Тема 1.4. Натюрморт с цветами.

Задача: передача богатства цвета и разнообразие форм цветов. Декоративное решение.

Выполнить:

1) натюрморт с цветами.

Цель: проявление творческого подхода.

Техника: живопись.

Материалы: цветные карандаши, фломастеры, гелиевые ручки, акварель, гуашь.

Формат: А2.

Тема 1.5. Этюд кистей рук натурщика.

Задача: передача анатомии рук в световоздушной среде.

Выполнить:

1) этюды рук.

Цель: совершенствование знаний и умений в живописном изображении.

Техника: живопись.

Материалы: акварель, гуашь.

Формат: А3.

Тема 1.6. Натюрморт из овощей и фруктов.

Задача: показать разнообразие форм и цвета предметов при верхне – боковом освещении.

Выполнить:

1) живописный натюрморт.

Цель: суммирование знаний в живописном изображении.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат А2.

 Тема 1.7. Фигура человека в интерьере.

Задача: построение перспективы, передача характера фигуры натурщика, передача световоздушной среды.

           Выполнить:                                                                                              1)                  изображение человека в интерьере.

Цель: повышение навыков и умений в изображении человека.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А2.

Тема 1.8. Из предложенных предметов и драпировок учащиеся самостоятельно составляют натюрморт и выполняют работу при верхне – боковом освещении. Работа ведётся самостоятельно.

Задача: проверка умения грамотного составления натюрморта и живописного решения.

Выполнить:

1) натюрморт.

Цель: индивидуальный подход решения творческой задачи.

Техника: живопись.

Материалы: гуашь.

Формат: А3.           

Раздел 1.9. Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой выставке.

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Живопись»:

1.  Знание основных понятий и терминологии в области живописного изображения.

2.  Знание основных видов живописи и технологии их исполнения (монументальная и станковая живопись).

3.  Знание основных законов композиции станковой и декоративной, их сходство и различие.

4. Навыки и умения в работе над практическими заданиями, осмысление живописного языка, его особенностей и условности.

5.  Умение самостоятельно выполнять задания.

По окончании освоения учебного предмета обучающиеся должны

знать:

·        основные законы построения живописной композиции;

·        особенности построения декоративной композиции;

·        законы построения орнамента;

·       основные виды живописи и их специфику;

·       основные принципы стилизации и формообразования;

·       язык аналогий;

·       техники живописи (живописная работа, монотипия и др.);

уметь:

·       вести последовательную работу - от эскизов и упражнений до законченного варианта;

·       выполнять подготовительные эскизы карандашом, тушью, маркером;

·       грамотно построить композицию;

·       владеть живописными навыками изображения натюрморта;

·       мыслить образами, уметь абстрагироваться;

·       изображать различные фактуры предметного мира;

·       выполнять стилизацию растений, животных;

·       выполнять орнамент силуэтом, линией, пятном, использовать фактуры.

 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. В рамках текущего контроля в конце I четверти  и III четверти проводятся контрольные задания и постановки. Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Итоговая аттестация проводится в форме защиты итоговой работы, выполненной в последнем полугодии выпускного класса.

 

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

• 5 (отлично) - ставится, если обучающийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, грамотно применил различные техники живописи.

• 4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении живописной работы, недочетов в композиции и в живописном решении, неточностях технологического исполнения задания.

• 3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, обучающийся неряшлив и безынициативен.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Основные дидактические приёмы

Краткосрочные упражнения, начинаясь с более простых постепенно усложняются. В первом классе выполняются задания на статику, динамику, уравновешенность композиции, обучающиеся знакомятся с принципами стилизации растений, учатся выполнять подготовительные эскизы карандашом, тушью, маркером, гелиевой ручкой. Суммируют знания по организации плоскости, освоению понятий «ритм», «симметрия», «линия», «пятно», «декоративность» и «стилизация». На протяжении первого-второго года обучения обучающиеся изображают различные фактуры предметного мира. Чем более внимательно они всматриваются в окружающий мир, тем более выразительными, эмоционально наполненными становятся их работы.

Декоративные композиции  «стилизованный натюрморт», «пейзаж с фактурами»  выводит обучающихся на решение образных задач.

Общие методические рекомендации

Предложенная схема конкретных задач строится на логической связи одного задания с другим с постепенным усложнением понятий и требований. Основное учебное время программы отводится для выполнения практических упражнений. Все сведения преподаватель преподносит обучающимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя их. Обучение наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических заданий, а также индивидуальной работе с каждым учеником.

Итогом освоения каждой темы становится выполненное учебное задание, в котором отрабатываются навыки и умения в изучаемой технике живописи.

 

VI. СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

1. Аронов В.Р. «Художники предметное творчество», М., Советский художник, 1983

2. Афанасьева Е.А. «Рисунок, живопись, скульптура, композиция. Программы для ДХШ и ДШИ (художественных отделений)». М., Министерство культуры СССР, 1990

3. Елкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Ярославль, Академия развития, 1997

4.  Журавлёва В.В. «Юному художнику. Практическое руководство по ИЗО».  М., Издательство Академии художеств  СССР, 1963

5.   Лободина С.В. «Как развить способности ребенка». М., Азбука, 2011

6.  Проненко Т.М. «Живопись. Примерная учебная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ». М., Министерство культуры РФ, 2002

7. Черепанов Е.А. «Рабочая учебная программа (экспериментальная) дисциплины: рисунок, живопись, композиция для основного отделения ДХШ 1-4 класс». г. Озёрск, Отдел культуры администрации г. Озёрска МОУ ДОД «ДХШ»,1999-2002

8.  Чегодаева М.А., Каминский А.В. «Книжное искусство». М., Книга, 1983

9. Щербаков А.В. «Рисунок, живопись, композиция. Программа (проект) для художественных отделений ДШИ 4 класс». М., Министерство культуры РСФСР, 1988

 

Учебная литература

          1.    Аксёнова М. «Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 1,2.». М., Дом Книги «Аванта +», 2000

2.  Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004

3. Трофимов А.С. «Школа изобразительного искусства» М., Изобразительное искусство, 1986

4. Шорохов Е.В. «Основы композиции». М., Просвещение, 1979

          5. Шорохов Е.В. «Композиция». М., Просвещение, 1980

 

Средства обучения

В качестве учебных пособий используются:

·            специальные журналы и книги, открытки, фотографии;

·            лучшие работы и упражнения обучающихся прошлых лет;

·            методические разработки, пособия, схемы, выполненные педагогом;

·            интернет – ресурсы (материалы на сайтах интернета по живописи);

·            видеоматериалы;

·            презентации по тематике разделов.

Для выполнения практических заданий предусмотрено применение доступных для обучающихся материалов (бумага белая и тонированная, картон, акварель, гуашь и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вложение Размер
PDF icon 2_list.pdf 97.6 КБ
PDF icon 1_list.pdf 57.79 КБ

 

 

 

ВложениеРазмер
PDF icon zhivopis.pdf57.79 КБ
PDF icon zhivopis1.pdf97.6 КБ