ДООП "Основы музыкального исполнительства" Программа по предмету "Основы игры на муз. инструменте (скрипка)"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА                                                                «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

 

 

по учебному предмету

«Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)»                            

 

Срок обучения 3 (5) лет

 

 

 

 

 

 

п. Новогорный 2014 г.

Редакция 2016г., 2018г.

 

Рассмотрено на заседании    педагогического совета: 

Протокол от «29» августа 2018г.  №1

                                  

 

УТВЕЖДЕНО:

 

Директор МБУДО «ДШИ»                                                                 

 «___» __________20___г.

_________________Е.Ю. Каменская                                                              

 

 

 

 

             

 

Разработчик: Колосова С. Г. – преподаватель Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств»

 

 

Рецензенты:

-Семенова Т. А., преподаватель  ГБОУ  СПО «ОГКИ».

  

 

 

 

 

 

 

 

          Структура программы учебного предмета

 

I.      Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки учащихся                         

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                   

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                     

VI.    Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

 

                           

I.                  Пояснительная записка

 

Характеристика учебного предмета,

его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также составлена на основе типовой программы по классу скрипке и альта для детских музыкальных школ и школ искусств, утвержденной и рекомендованной Министерством культуры Российской Федерации научно – методическим центром по художественному образованию Москва 2002 и адаптирована к современным условиям с учетом многолетнего педагогического опыта в области скрипичного исполнительства  в детских школах искусств.

         Скрипка – самый распространенный струнный смычковый инструмент.   Является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых как в профессиональной, так и в любительской исполнительской практике.

         Формирование навыков игры на скрипке  позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, помогает в освоении учебных предметов историко-теоретической подготовки.

         Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

         Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

          Очень широкое распространение получила скрипка как сольный инструмент, благодаря  исключительной певучести, выразительности звука и технической подвижности. Чаще всего именно ее возможности являются мотивацией для начала обучения игре на скрипке. Ученикам  можно предложить большой выбор музыкального материала: популярные образцы классической музыки, детские пьесы и песни, эстрадная музыка.

Срок освоения программы  - 3 (5) лет.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, преимущественно 7 (8) – 12 лет.

Недельная нагрузка по предмету «Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков чтения с листа, ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.                                                                                              

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы в форме концертного выступления. При выборе сольной программы обязательно учитываются индивидуальные особенности учащегося.

Срок реализации учебного предмета

         При реализации программы учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)»  продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 34  недели. Для детей, поступивших в 1 класс в возрасте 6 - 9 лет вводится дополнительная неделя каникул (33 недели)*.

 

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

 

 

 

Годы обучения

1-й год

2-й год

  3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

18/17*

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36/34*

32

36

32

36

204/202*

Самостоятельная работа

32

36/34*

32

36

32

36

   204/202*

Максимальная учебная нагрузка

64

72/68*

64

72

64

72

   408/404*

 

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

 

 

 

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество недель

16

18/17*

16

18

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36/34*

32

36

32

36

32

36

32

36

340/338*

Самостоятельная работа

32

36/34*

32

36

32

36

32

36

32

36

         340/338*

Максимальная учебная нагрузка

64

72/68*

64

72

64

72

64

72

64

72

680/676*

 

                 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом            

               образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)» при 3-летнем сроке обучения составляет 408 (404*) часов, из них: 204 (202*)–аудиторные занятия, 204 (202*)- самостоятельная работа. Общая трудоемкость учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)»  с учетом двух дополнительных лет обучения (при 5-летнем сроке обучения) составляет 680 (676*) часов.  Из них: 340 (33 8*)часов – аудиторные занятия, 340 (338*)часов – самостоятельная работа.

 

                          Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.

 

                                            Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о скрипичном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на скрипке, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

 

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)» являются:

·     ознакомление детей с инструментом скрипка, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;

·     формирование навыков игры на музыкальном инструменте; приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

·     приобретение  знаний в области истории музыкальной культуры;

·     формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

·     оснащение  системой  знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

·     воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

·     воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

 

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

·     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

·     распределение учебного материала по годам обучения;

·     описание дидактических единиц учебного предмета;

·     требования к уровню подготовки учащихся;

·     формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

·     методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

 

Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета

         Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам охраны труда.

Реализация данной программы предполагает  наличие учебного кабинета с хорошо настроенным пианино. В классе необходимо иметь пюпитр, который можно легко приспособить к любому росту ученика.

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться интернетом для сбора дополнительных материалов по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается учебно-методической и нотной литературой.

 

II.              Содержание учебного предмета

 

Учебно-тематический план

                Тематический план 1-го года обучения специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Знакомство с инструментом

2

1

1

Донотный период

4

1

3

Изучение нотной грамоты

5

2

3

Постановка рук

7

-

7

Развитие технических навыков

16

-

16/15*

Ансамбль

15

 

15

Работа над эмоционально-художественным развитием

16

2

14/13*

Зачеты и выступления

3

-

3

                    Итого:

68/66*

6

62/60*

 

Тематический план 2-го года обучения специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

16

2

14

Работа над развитием координации                       

7

1

6

Работа над эмоционально-художественным развитием

8

2

6

Работа над звуковым решением произведения

8

2

6

Работа над игровыми приемами и упражнениями

10

1

9

Ансамбль

15

-

15

 Зачеты и выступления

4

-

4

                    Итого:

68

8

60

 

Тематический план 3-го года обучения специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

16

2

14

Работа над аппликатурой

7

1

6

Работа над звуковым решением произведения

7

2

5

Работа над эмоционально-художественным развитием

7

2

5

Работа над переходами в позиции

7

2

5

Работа над    развитием технических навыков

6

2

4

Ансамбль

14

-

14

Зачеты и выступления

4

-

4

Итого:

68

11

59

 

 

 

 

Тематический план 4-го года обучения специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

16

2

14

Продолжение работы над развитием технических навыков

7

1

6

Работа над аппликатурой

5

1

4

Работа над переходами в позиции

7

2

5

Ансамбль

7

2

5

Работа над художественным образом произведения

6

2

4

Ансамбль.

16

-

16

Зачеты и выступления

4

-

4

Итого:

68

10

58

 

Тематический план 5-го года обучения специальности

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

16

2

14

Продолжение работы над развитием технических навыков

7

1

6

Работа над аппликатурой

5

1

4

Работа над игровыми приемами упражнениями

7

2

5

Работа над переходами в позиции

7

2

5

Работа над художественным образом произведения

6

2

4

Ансамбль.

16

-

16

Зачеты и выступления

4

-

4

Итого:

68

10

58

 

 

Годовые требования

Программа  учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)» отражает разнообразие скрипичного репертуара и возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Учебный материал распределяется по годам обучения (классам).

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся.

В работе над репертуаром необходимо учитывать, что часть произведений осваивается для концертного или экзаменационного исполнения, а остальные – для ознакомления в классе с целью расширения музыкального кругозора и развития навыков разбора и чтения нот с листа. Степень завершенности работы над музыкальным произведением устанавливается индивидуально.

Работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане обучающегося.

 

Содержание изучаемого курса

                                Содержание учебного предмета

                                                  1 класс                                            

       Развитие музыкально – слуховых представлений. Работа над развитием музыкального слуха. Работа над постановкой, интонацией и ритмом. Изучение штрихов деташе и легато (до двух нот на смычок). Переходы со струны на струну, плавное соединение движений смычка. Гаммы и трезвучия в наиболее легких тональностях, исполнение народных мелодий и несложных пьес.

     В течение года необходимо пройти: 1-2 мажорных и минорных гамм и арпеджио (тонические трезвучия) в одну октаву, 2-4 этюдов, 4-6 пьес.               В  первом полугодии  (декабрь) в рамках текущего контроля в классе проводится контрольный урок (текущий материал).

       В  первом полугодии  (декабрь) в рамках текущего контроля в классе проводится контрольный урок (текущий материал).

       Во втором полугодии:

- академический концерт в марте (1 любое произведение)

- переводной зачет в конце учебного года (2 разнохарактерные произведения)

         Примерные исполнительские программы переводного зачета:

1.     Народные песни: «На зелёном лугу» ( обр. Т. Захарькиной)

«Как под горкой» ( обр. Ю. Фортунатовой )

2.     Бакланов Н.   Колыбельная

Моцарт В.   Аллегретто

Примерный репертуарный список.

Осенний дождичек. Т. Захарьина

Барашеньки У Н П

Красная коровка У Н П

Как у нашего кота У Н П

Андрей –воробей Р Н П

Лиса по лесу ходила Р Н П

Прогоним курицу Ч Н П

Сорока р.н.п.

Козочка р.н.п.

Во саду ли р.н.п.

Скок-скок р.н.п.

На зелёном лугу р.н.п.

Перепёлочка р. н. п.

Журавель У.н.п.

Ходит зайка по саду Р Н П

Как под горкой Р Н П

На зелёном лугу Р Н П

Бекман. Ёлочка

Бакланова Н. Колыбельная

Марш октябрят

Барток Б. Детская песня

Бах И. Песня

Гайдн Песенка

Ж.Б. Люли Жан и Пьеро

Магиденко М. Петушок

Маилян А. Зима

Моцарт В. Аллегретто

Полонский С. Перепёлочка

Попатенко Т. Эхо

Филиппенко А. Цыплята

                                                       2 класс

      Работа над постановкой, интонацией, звукоизвлечением и ритмом. Изучение штрихов деташе, легато, (до четырех нот на смычок) и их чередований. Начало работы над мартле. Динамика звучания. Гаммы однооктавные и двухоктавные мажорные и минорные. Развитие начальных навыков чтения с листа.

      В течение года необходимо пройти: 1-2 мажорных и минорных гамм и арпеджио  (тонические трезвучия и квартсекстаккорды ), 2-4 этюдов на различные виды техники, 4-6 пьес различного характера. Навыки самостоятельного разбора несложных произведений. 

        В первом полугодии проводятся:                                                                              - контрольный урок – октябрь (этюд);                                                                            -  академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

       Во втором полугодии проводятся:                                                                                   - контрольный урок - март (гамма, музыкальные термины);                                 - переводной зачет в конце года – (2 разнохарактерные  произведения).

       Примерные исполнительские программы переводного зачета:

1.Украинская народная песня: «Журавель»

Чешская народная песня: «Пастушок» 

 2. Дунаевский И. Колыбельная

Комаровский А.  «Весёлая пляска»

Примерный репертуарный список:

Кабалевский Д. Вроде марша

                            Маленькая полька

                            Прогулка

                            В лесу

                            Марш

                            Шуточная

                            Про Петю

Калинников А. Тень-тень

                           Журавель

Заинька Р.Н. П.

Бетховен Л. Прекрасный цветок

Комаровский А. Летел голубь сизый

                             Кукушечка

                             Песенка

                             Маленький вальс

Красёв М. Весёлые гуси

Лысенко Н. Лисички

Луканюк Ж. Хороводная

Люли Ж.  Песенка

                  Жан и пьеро (ст. фр. п.)

                  Майская песня

                  Вальс

Сорокин   По дороге жук

Чайковский П. Зелёное, моё ты виноградье

Шарнас Т. Мелодия

                   Игра

                   Прогулка

                   Вечерняя песня  

Александров Гуси- Гусенята

Спи малыш А. Н. П.

Я на камушке сижу Р.н.п

Перепёлочка Б. Н. П.

Как пошли наши подружки р. н. п.

Во поле берёза Р. н. п.

Журавель У н  п

Барток Детская песенка

Бах И  гавот

Бекман Л. Ёлочка

Березовский М. Мелодия

Бетховен  Сурок

Гайдн Й. Анданте

Гедике А. Заинька

                  Колыбельная

                  Марш

Глюк К. Весёлый хоровод

Гречанинов А. Колыбельная

                          Утренняя прогулка

Григ Менуэт, галоп

Дварионас Б. Прелюдия

Дунаевский Колыбельная

Кабалевский Д. Наш край

                            Игры

                            Хоровод

                            Песня

Качурбина   Мишка с куклой

Калинников Тень-тень, Журавель

Лысенко Н.  Колыбельная

Люли Песенка

Майкапар С. Марш

                       Юмореска

                       Ариетта

Пёрселл Г. Ария

Потоловский Н. Зайка, Охотник

Рзаев А. Игра в мяч

Спендиаров М. Воздушная песня

Степневский С. Журавель

Стеценко К. Колыбельная

                     Журавель

Чайковский Ст. фр. пеня

Шебалин В. Колыбельная

                      Менуэт

Шостакович Д. Маленький марш

                           Хороший день

Шуберт Ф. Экосез

Шуман Р. Первая утрата

                  Маленький романс

                  Весёлый крестьянин

                  Смелый наездник

 3  класс

       Дальнейшая работа над интонацией, динамикой звучание, ритмом. Изучение штрихов: деташе, легато, мартле и их чередованием. Ознакомление со штрихом стаккато. Работа над интонацией, ритмом и звукоизвлечением. Гаммы двухоктавные мажорные и минорные для хорошо продвигающихся обучающихся предложить изучение гамм с переходом в позицию. Развитие начальных навыков чтения с листа.

       В течение года необходимо пройти: 1-2 мажорных и минорных гамм и арпеджио (тонические трезвучия и квартсекстаккорды ), 2-4 этюдов на различные виды техники, 4 -6 пьес.

        В первом полугодии проводятся:                                                                              - контрольный урок – октябрь (этюд);                                                                            -  академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

       Во втором полугодии проводятся:                                                                                   -технический зачет - март (гамма, этюд, музыкальные термины);

- концертное выступление  - май - 3 произведения (этюд, 2 разнохарактерных произведения).

    Примерные исполнительские программы концертного выступления:

1. Дулов Г. Этюд №31 Соль мажор

    Бетховен Л. «Прекрасный цветок»

   Калинников В. «Журавель»

2.Комаровский А.  Этюд №10 Соль мажор

    Бетховен Л. Из симфонии №9

    Люлли Ж. «Песенка»

3. Бакланов Н.  Этюд №16 Ля мажор

    Кюи Ц. «Песенка»

    Чайковский П. «Утреннее размышление»

 

     При желании продолжить  обучение в 4,5 классах (дополнительные 2 года обучения) обучающиеся в рамках промежуточной аттестации сдают в конце года (май) переводной зачет  - 2 произведения (пьеса и  полифония (пьеса с элементами полифонии) или пьеса и крупная форма).

         Примерные исполнительские программы переводного зачета:

1.    Бакланов Н «Колыбельная»

   Кабалевский Д. «Галоп»

2.   Пантильон Г. «Аллегретто»

    Комаровский А. «Песенка»

3.   Дулов Г. «Мелодия»

    Кабалевский Д. «Про Петю»

 

Примерный репертуарный список:

Багиров З. Романс

Бакланова Н. Романс

                      Хоровод

                      Колыбельная

 Моцарт В.   Колыбельная

                      Менуэт

                      Буре

                      Марш

Бах И. Марш

            Маленькая прелюдия

            Гавот

Барток Детская песенка

Брамс Петрушка

            Колыбельная

Бакланова Мазурка

Богословский Н. Колыбельная

Кабалевский Д. Вроде вальса

                            Галоп

                            Старинный танец

                            Мелодия

Вебер Хор охотников

Комаровскитй А. Перепёлочка

                                Русская песня

                               Тропинка в лесу

                                Весёлая пляска

Магомаев М. Грустная песенка      

Моцарт Л. Волынка

                   Песня пастушка

                   Менуэт

Муффат Г. Колыбельная

Мушель Г. Песенка без слов

Стоянов В. Юмореска

Фрид Г. Грустный вальс

Хаджиев П. Вальс

                     Песня без слов

Хачатурян   Андантино

Шостакович Д. Шарманка

                          Заводная кукла

                          Хороший день

Шуберт Экосез

 

                                                     4  класс

        Дальнейшая работа над штрихами:  деташе, легато, мартле, стаккато их различные чередования. Усвоение трех позиций. Дальнейшая работа над интонацией, динамикой звучания и ритмом. Продолжить изучение двухоктавных гамм и арпеджио с переходами во вторую и третью позицию.

          В течение года необходимо пройти: 1-2 мажорных или минорных двухоктавных гамм и арпеджио (тонические трезвучия, квартсекстаккорды), 2-4 этюдов, 4-6 пьес.

       В первом полугодии проводятся:                                                                              - контрольный урок – октябрь (этюд);                                                                            -  академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

       Во втором полугодии проводятся:                                                                                   - технический зачет - март (гамма, музыкальные термины);

- переводной зачет в конце года – (2 разнохарактерные  произведения).

       Примерные исполнительские программы переводного зачета:

  1  Брамс И.   Колыбельная

      Ганн Н. Раздумье

  2  Бах Гавот

     Чайковский П.   «Сладкая грёза»

Примерный репертуарный список:

Чайковский П. Шарманщик поёт

                          Игра в лошадки

                          Старинная Фр. Песенка

                         Неаполитанская песенка

Вебер К. Хор охотников из оперы «волшебный стрелок»

Глинка М.  Полька

                   Танец из оперы «Иван Сусанин»

                    Песня Вани

Глиэр Р. Русская песня

                 Монгольская песня

Глюк К. Буре

               Весёлый танец

А Рамо Ж. Ригодон

Александров Песенка

Алябьев А. Соловей

Бакланова  Хоровод

                   Романс

Багиров Романс

Бах И. Гавот ре-мажор

             Рондо

             Марш

Богословский Грустный рассказ

Брамс Й. Колыбельная (обр.Мостраса)

Габриэль Мари. Ария в старинном стиле

Глинка М.  Вальс

Гречанинов Весельчак

                     Колыбельная

Глиэр Р. Народная песня

Дварионас Б. Вальс

Дженкинсон Э. Танец

Эноско-Боровский А. Мазурка

Ильинский А.Колыбельная

Кабалевский Д. Клоуны

                           Полька

                           На празднике

Караев К.   Маленький вальс

                   Задумчивость

Косенко В.  Мазурка

                    Скерцо

                    Вальс

Люли Ж. Гавот и волынка

Моцарт В. Колыбельная

                  Менуэт

Раков Н. Рассказ

                Маленький вальс

                Прогулка

Свиридов Г. Грустная песня

Смирнов Т.  Прогулка

Соколовский Н. Мелодия

Стоянов В. Колыбельная

Фрид Г. Заинька

Чайковский  Неаполитанская песенка

                     Вальс

                     Мазурка

 5  класс

            Дальнейшая работа над развитием музыкально-исполнительских навыков. Изучение штрихов: деташе, легато, мартле, стаккато. Развитие техники левой руки: беглости, трели, различных видов соединение позиций. Изучение более сложных ритмов. Усвоение трех позиций их чередование.

          В течение года необходимо пройти: 2-3 мажорных или минорных двухоктавных гамм и арпеджио (тонические трезвучия, квартсекстаккорды), 2-4 этюдов, 2-5 пьес, 1 произведения крупной формы.

       В первом полугодии проводятся:                                                                              - контрольный урок – октябрь (этюд);                                                                            -  академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

       Во втором полугодии проводятся:                                                                                   - технический зачет - март (гамма, музыкальные термины);

-концертного выступления в конце года - 3 произведения (этюд, 2 разнохарактерные пьесы или пьеса и крупная форма).

    Примерные исполнительские программы концертного выступления:

1.     Бах Марш

 Перголези Сицилиана

 Вольфарт этюд № 37 F dur

2.     Чайковский П. Колыбельная в бурю         

 Рамо Ригодон                                

 Комаровский Вариации Соль мажор

Примерный репертуарный список:

Мясковский Н. Мазурка

Муффат Бурре

Обер Тамбурин

          Ария

Рамо Ригодон

Пёрсел Ария

Синисало Г. Миниатюра

Шуман Грёзы

Боккерини Менуэт

Бетховен Л. Менуэт

Боккерини Л. Жига 

Бах Марш

Глинка М.Чувство

                  Простодушие

Глюк К.Гавот

Мусоргский М. Слеза

Муффат Г. Жига

Моцарт В. Багатель

Назирова Э. Прелюдия

Перголези Дж. Ария

Поленц А. Марш

Косенко В. Мазурка

                    Скерцо

                    Вальс

Попатенко Т. Скерцо

Прокофьев С. Вальс из оперы « Война и мир»

Раков Н Вальс

               Мазурка

Рамо Ж. Гавот

               Тамбурин

Соколовский Н. В темпе менуэта

Спендиаров А. Колыбельная

Чайковский П. Сладкая грёза

                           Мазурка

                           Грустная песня

                           Вальс

                           Неаполитанская песенка

Шуман Р. Майская песня

                  Грёзы

Обер Л. Престо

Бетховен Л. Менуэт

Бах С Рондо

Ридинг Концерт Соль -мажор

Ридинг Концерт 1часть си-минор

Комаровский А. Вариации на тему У. Н. П. «вышли в поле косари»

Селени Прелюдия и Рондино

Бакланова Н  Вариации Соль мажор

Вивальди А. Концерт Соль мажор

Зейтц концерт 1 часть соль-мажор

Стоянов В. Концертино

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)» и включает следующие знания, умения, навыки:

        - знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей скрипки;

        - знание элементарных музыкальных терминов и умение использовать теоретические знания при игре на скрипке;

        - владение основными приемами звукоизвлечения, умение правильно использовать их на практике;

- умение исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе;

-   умение анализировать свое исполнение;

- умение самостоятельно разбирать и разучивать несложные музыкальные произведения;

          - владение начальными навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле;

          - владение навыками чтения с листа легкого музыкального текста;

          -владение навыком публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.

 

IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок

 

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля  являются: контрольный урок, зачет, академический концерт, прослушивание, а также участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.

Оценка выставляется каждую четверть и в конце года.

Итоговая аттестация проходит в форме концертного выступления. Содержание  концертного выступления является исполнение сольной программы.

Контрольный урок относится к текущей форме контроля, которая предполагает исполнение обучающимся программы на оценку в индивидуальной форме во время урока в классе. Исполнение обучающегося на контрольном уроке может оценивать как сам преподаватель, так и комиссия из двух преподавателей.

Прослушивание относится к текущей форме контроля. Это форма контроля для обучающихся выпускного класса, участников различных фортепианных конкурсов, фестивалей. Представляет собой исполнение программы целиком или отдельной ее части с реализацией разных, утвержденных в плане учебной работы школы, исполнительских задач.

 Исполнение обучающегося на прослушивании оценивает комиссия не мене чем из двух преподавателей по системе «зачет» - «незачет». Прослушивания проводятся в зависимости от исполнительской цели по утвержденному графику учебной работы. Количество произведений для исполнения и цели прослушиваний обсуждаются преподавателями при составлении плана учебной работы на полугодие.

Академический концерт относится к рубежной форме контроля. Это форма исполнения программы в сценической обстановке в соответствии с программными требованиями по классам.

 Исполнение обучающегося на академическом концерте оценивает комиссия не мене чем из двух преподавателей. Проводятся академические концерты один раз в год – в конце первого полугодия. Традиционно программа академического концерта состоит из 1-2 произведений.

Технический зачет относится к текущей форме контроля. Это форма исполнения технического блока (комплекса) или отдельной его части в сценической обстановке в соответствии с программными требованиями по классам. Исполнение на техническом зачете оценивает комиссия не мене чем из двух преподавателей. Проводятся технический зачет один раз в год – в третьей четверти. Также на техническом зачете осуществляется проверка знаний музыкальных терминов.

Переводной зачет относится к  форме промежуточной аттестации. Это отчет обучающегося о накопленных за учебный год навыках, результат проделанной исполнительской работы, на основе которого формируется решение о переводе обучающегося в следующий класс.        

Сценическое исполнение обучающегося на переводном зачете оценивает комиссия не менее чем из двух преподавателей.

Переводной зачет проводятся один раз в год – в конце второго полугодия, в мае. Традиционно программа переводного зачета состоит из 2 произведений.

Концертное выступление с исполнением сольной программы относится к  форме итоговой аттестации. Это форма контроля для выпускников. Проводится в конце второго полугодия в мае, где обучающиеся представляют сольную программу из трех произведений, исполняемых на сцене. Варианты программ могут различаться по степени трудности и должны учитывать индивидуальные исполнительские возможности обучающихся. Концертное выступление обучающегося оценивает комиссия не менее из трех преподавателей.

                                         Критерии оценки

         С учетом сложившихся традиций к оценочной деятельности в школе  применяется пятибалльная оценочная система. Для более гибкой оценки игры обучающихся также применяются  знаки «плюс» (+) и «минус» (-).

При оценивании обучающегося, осваивающего данную общеразвивающую программу, следует учитывать:

-формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

-наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

-овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

-степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

5 («отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Чистая интонация, верно исполненные штрихи, выразительное, эмоциональное исполнение. Допускаются незначительные неточности из-за сценического волнения, если они не влияют на дальнейшее исполнение и эмоциональный настрой.

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д., играет сам по себе, не в ансамбле.

2(«неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

      Срок реализации  данной программы учебного предмета позволяет: перейти на  обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Занятия в классе должны сопровождаться  внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося  с историей скрипке, рассказать о выдающихся скрипачах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных  песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

                          Методические рекомендации преподавателям                                    

      На первом году обучения важна постановка рук ученика. От этого зависит дальнейшие успехи юного музыканта. Важно чтобы ученик испытывал комфорт при исполнении на инструменте как физический, так и психический. Следует чередовать игру на скрипке с физическими упражнениями.

Поэтому в первом классе для развития координации движений и постановки рук рекомендуется выполнять следующие физические упражнения:

Упр. 1. Ноги на ширине плеч, руки опущены. Делаем вращательные движения головой вправо и влево по четыре раза.

Упр. 2. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Делаем вращательные движения кистью вперед и назад по четыре раза. Повторять от одного до четырех раз.

Упр. 3. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Согнуть руки в локтях. Делаем вращательные движения влево, вправо, навстречу друг другу и в обратную сторону. Повторять от одного до четырех раз.

Упр. 4. Круговые вращательные движения всей рукой вперед и назад. Одновременно двумя руками. Повторять от одного до четырех раз.

Упр. 5. Руки на поясе. Круговые движения вокруг туловища вправо, влево. Повторять от одного до четырех раз.

 Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, которые применяются при анализе музыкальных произведений. 

       В годовых требованиях дается общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития, природных способностей, состояния здоровья. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

         Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

       Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

       На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической, современной и народной музыки, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике

 

VI.               Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

 

Учебно-методическая литература

                                                    Нотная литература

Григорян А.  Начальная школа игры на скрипке.  М. 1961

Родионов К.  Начальные уроки игры на скрипке   М. 1960

Гарлицкий Н. Г. Шаг за шагом.

Якубовская В.  Вверх по ступенькам. Начальная школа игры на скрипке.  ( общ.  ред. Л. Раабена ). Л. 1974

Юный скрипач, вып 1,2,3 (сост. Фортунатов)

Хрестоматия педагогического репертуара (Гарлицкий, Родионов,Уткин, Фортунатов)

Гнесина-Витачек Е.   18 лёгких этюдов. М.  Л. 1945

Григорян А.  Гаммы и арпеджио. М., 1973

                       Начальная школа игры на скрипке. М., 1961

Яньшинов А.   Гаммы и арпеджио. М., 1947

Яньшиновы А. и Н.  30 лёгких этюдов, тетр. 1-2. М., 1960

Алексеев А.  гаммы и арпеджио. М.-Л.,1951

Бакланов Н.  Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24 тональностях. М.1959

Гнесина-Витачек Е. 17 мелодичных этюдов. М.-Л.,1945

Кайзер Г. Соч. 20. Этюды М.-Л.,1948

                  36 этюдов, тетр. 1-2. М.-Л.,1973

Комаровский А.   Этюды ( 1, 2, 3 позиции ). М.-Л.,1952

Мострас К.  Этюды-дуэты. чч. 1 и 2    М.,1949

                     Этюды в четвёртой позиции. М., 1954

Шевчик О.  Школа скрипичной техники ( отдельные номера по выбору   педагога), соч. 1, тетр. 1-2. М., 1938                                                                                          Школа техники смычка (отдельные номера по выбору педагога ),  соч. 2, тетр. 1. М., 1939

Шрадик Г. Упражнения, тетр. 1( позиции ). М.-Л.,1960

Донт Я.  Этюды, соч. 37. М.-Л., 1958

Мазас Ж. Этюды. тетр. 1ю М.,1971

Сборник избранных этюдов,  вып. 2 ( сост. К. Фортунатов ). М., 1968

Бакланова Н.  6 этюдов средней трудности. М.-Л., 1951

Крейцер Р. Этюды. ( ред. А. Ямпольского )  М., 1973

Глиэр Р. Семь художественно-инструктивных пьес.

Мострас К. Лёгкие пьесы русских композиторов, тетр. 1

Прокофьев С. Избранные пьесы, вып. 1, 2 ( перелож. М.Рейтиха и Г.Зингера)

Раков Н. Сборник пьес

Хрестоматия педагогического репертуара, вып. 1,2

                               Методическая литература

Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке» М. Музыка, 1965

Зенин В. «некоторые вопросы организации игровых движений левой руки          скрипача» Учебно- воспитательная работа в струнно- смычковых классах ДМШ 1975

Камилларов Е. О технике левой руки скрипача. Под ред. Л. И. раабена. Л., Гос. Муз. Издательство, 1961.                                      

Мострас К. Г. Виды техники. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М музгис 1960

Мострас К. Г. Работа над гаммами . Очерки по методике обучения игре на скрипке. М Музгиз, 1960

Мострас К. Г. Упражнения. Очерки по методике обучения игре на скрипке М Музгиз, 1960

Семёнов- Огиевский К. М. Искусство скрипичных смен. М «наука»,1996

Скибн В Историческая эволюция постановки л. р. Скрипача. Скрипка, альт: история, муз. Наследие, педагогика. Вып. 112 М: ГМПИ им Гнесиных,1990

Стеценко В. Принцип движения как основа формирования игр. Навыков скрипача. Вопросы музыкальной педагогике. Вып.2 М Музыка, 1980

Третьяченко В. Ф. Этапы становления скрипичного этюда. Красноярск, 2003

Флеш К. Искусство скрипичной игры. Т.1 М: «Музыка», 1967.

Бопино Г.К. «Игры-задачи для начинающих музыкантов». - М., «Музыка»,

1974

Благовещенский И.П. «Из истории скрипичной педагогики». -

Минск, «Высшая школа», 1980

Лесман И.А. «Очерки по методике обучения игре на скрипке». -

М., «Гос.муз.изд-во», 1964

Шальман С. «Я буду скрипачом», 1-я и 2-я книги. – СПб, «Композитор»,2002

Гуревич Л. «Воспитание аппликатурного мышления юного скрипача». -

М., «Музыка», 1990

Либерман М. Некоторые вопросы развития техники левой руки скрипача. Вопросы музыкальной педагогики. Новосибирск. Зап- сиб. Книжное изд-во, 1973