ДООП "Основы музыкального исполнительства" Программа по предмету "Основы игры на муз. инструменте (сольное пение)"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Озерского городского округа «Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА                                                                «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

 

по учебному предмету

«Основы игры на музыкальном инструменте»

(сольное пение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Новогорный, 2016г.

Редакция 2016, 2018г.г.

Рассмотрено на заседании  педагогического совета: 

Протокол от «29» августа 2018г. №1

                                  

 

УТВЕЖДЕНО:

Директор МБУДО «ДШИ»                                                                                     

 «29» августа 2018г.

            _________________Е.Ю. Каменская                                                               

 

       

 

 

 

 

Разработчик: Эскина Алевтина  Борисовна, преподаватель Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств»

 

Рецензент: Хуснутдинова Гульнара Данисовна, преподаватель Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств».

 

 

  

 

 

 

 

 

 

                                 Структура программы учебного предмета

I.       Пояснительная записка                                                            

- Характеристика учебного предмета, его место и роль

  в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом    

  образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Формы и режим проведения занятий

- Цели и задачи учебного предмета

Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.   Содержание учебного предмета             

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки учащихся                         

- Требования к уровню подготовки  обучающихся

- Модель выпускника

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                   

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса  

VI.    Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Рекомендуемый репертуарный список

 

 

 

I.                  Пояснительная записка

 

Характеристика учебного предмета,

его место и роль в образовательном процессе

Программа дополнительного образования детей «Основы игры на музыкальном инструменте» (сольное пение) разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом педагогического опыта в области вокального исполнительства  в детской школe искусств.   

       Программа разработана для привлечения детей к музыкальному искусству в целом и обучению сольному пению в частности.

       Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.       

       В настоящее время обучение сольному пению является одним из ведущих направлений в дополнительном образовании. Занятия  сольным пением предполагают многостороннюю работу с обучающимися: развитие у них музыкального слуха (мелодического, звуковысотного, гармонического, внутреннего), музыкального мышления, развитие творческих способностей, наполнение музыкально-слуховых представлений.

Образовательная программа «Основы игры на музыкальном инструменте» (сольное пение) соответствует основной цели образования в России, направленной на развитие творческих способностей обучающихся, их самостоятельности, инициативы, стремления к самосовершенствованию.

 

Срок реализации учебного предмета

        Срок освоения программы  - 3 года.

        По желанию обучающиеся могут продолжить обучение, т.к. данная программа предполагает 2 дополнительных года обучения (4, 5 классы).

Возраст детей, приступающих к освоению программы, преимущественно

7– 14 лет.

        Недельная нагрузка по предмету «Основы игры на музыкальном инструменте» (сольное пение) составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.

      Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации – исполнение сольной программы в форме концертного выступления.

При выборе сольной программы обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося.          

      При реализации учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте» (сольное пение)   продолжительность учебных занятий составляет 34 недели. Для детей, поступивших в 1 класс в возрасте 6 - 9 лет

вводится дополнительная неделя каникул*.

 

               Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом          

          образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (сольное пение)» при 3-летнем сроке обучения составляет 408 (404*) часов, из них: 204 (202*) –аудиторные занятия, 204 (202*)- самостоятельная работа.

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (сольное пение)»,  с учетом двух дополнительных лет обучения (при 5-летнем сроке обучения), составляет 680 (676*) часов.  Из них: 340 (338*) часов – аудиторные занятия, 340 (338*) часов – самостоятельная работа.

 

                                     Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

 

 

 

Годы обучения

1-й год

2-й год

  3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

18/17*

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36/34*

32

36

32

36

   204/202*

Самостоятельная работа

32

36/34*

32

36

32

36

   204/202*

Максимальная учебная нагрузка

64

72/68*

64

72

64

72

   408/404*

 

                  Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

 

 

 

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество недель

16

18/17*

16

18

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36/34*

32

36

32

36

32

36

32

36

340/338*

Самостоятельная работа

32

36/34*

32

36

32

36

32

36

32

36

340/338*

Максимальная учебная нагрузка

64

72/68*

64

72

64

72

64

72

64

72

680/676*

 

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме. Продолжительность занятия - 45 минут.

Также возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося дуэтом с преподавателем.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями об искусстве сольного пения, формирование практических умений и навыков сольного пения, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

 

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (сольное пение)» являются:

·     ознакомление детей с особенностями голосового аппарата, исполнительскими возможностями и разнообразием певческих приемов;

·     формирование навыков сольного пения;

·     приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

·     приобретение  знаний в области истории музыкальной культуры;

·     формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

·     оснащение  системой  знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

·     воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

·     воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование исполнительских навыков и приемов, становление голосового аппарата. Второе - развитие практических форм сольного пения, в том числе, пения в вокальном ансамбле или хоре.

 

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

·     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

·     распределение учебного материала по годам обучения;

● описание дидактических единиц учебного предмета;

·     требования к уровню подготовки учащихся;

·     формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

·     методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов сольного пения);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

 

Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета

Реализация данной программы предполагает  наличие учебного кабинета с зеркалом, роялем или фортепиано, аудиосредства для прослушивания музыки (проигрыватель/магнитофон/музыкальный центр),  концертный зал.

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио- и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической, справочной  и нотной литературой.

 

II.         Содержание учебного предмета

 

Учебно-тематический план

Тематический план 1-го года обучения

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Знакомство с голосовым аппаратом

2

1

1

Донотный период

4

1

3

Средства вокальной выразительности

5

1

4

Вокально – певческая постановка (корпус, дыхание)

7

2

5

Правила дорожного движения

1

0,5

0,5

Развитие технических навыков голоса

16

-

16/15*

Академическое, народное пение. Различие в звукообразовании.

15

1

14

Работа над эмоционально-художественным развитием

15

2

13/12*

Зачеты и выступления

3

-

3

Итого:

68/66*

8,5

59,5/57,5 *

 

Тематический план 2-го года обучения

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Тембровое звучание

(следить за ровностью при пении гласных О, А, Е, И)

16

2

14

Работа над развитием координации  голоса                     

7

1

6

Работа над интонацией

11

2

9

Работа над звуковым решением произведения

8

2

6

Работа над вокальными приемами и упражнениями

11

1

10

Правила дорожного движения

1

0,5

0,5

Правила деления на слоги

(-ться поется, как –ца и т .д.)

4

1

3

Динамика голоса (тихо, громко)

6

1

5

 Зачеты и выступления

4

-

4

                    Итого:

68

10,5

57,5

 

Тематический план 3-го года обучения

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков выразительного исполнения  песни

15

2

13

Работа над интонацией

7

1

6

Работа над звукоизвлечением

7

2

5

Работа над вокальными упражнениями (попевки, распевки)

7

2

5

Работа над дикцией

7

2

5

Правила дорожного движения

1

0,5

0,5

Работа над    развитием технических навыков голоса

6

2

4

Работа над тембровым звучанием (следить за ровностью при пении гласных 0, А, Е, И)

14

2

12

Зачеты и выступления

4

-

4

Итого:

68

13,5

54,5

 

Тематический план 4-го года обучения

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над певческим дыханием (распределять на фразу)

16

2

14

Работа над развитием технических навыков голоса

9

1

8

Работа над выразительным исполнением песни (усвоение мелодии, осмысление текста и т.д.)

7

1

6

Правила дорожного движения

1

0,5

0,5

Работа над артикуляцией

9

2

7

Тембровое звучание (следить за ровностью при пении гласных О, А, Е, И)

6

2

4

Работа над интонацией

16

2

14

Зачеты и выступления

4

-

4

Итого:

68

10,5

57,5

 

Тематический план 5-го года обучения

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над тембровым звучанием (следить за ровностью при пении гласных 0, А, Е, И)

16

2

14

Продолжение работы над развитием технических навыков голоса

7

1

6

Средства вокальной выразительности

5

1

4

Работа над певческим дыханием

7

2

5

Работа над артикуляцией

7

2

5

Работа над художественным образом произведения

6

2

4

Работа над интонацией

16

2

14

Зачеты и выступления

4

-

4

Итого:

68

12

56

 

Годовые требования

       Содержание учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте» (сольное пение) соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение обучающихся к любительскому музицированию.

В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с предметом до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

      Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.

                                   Содержание учебного предмета

1 класс

      Ознакомление с предметом. Педагог в начале работы выявляет индивидуальные данные ученика, определяет слуховые данные, примарную зону, наличие вокально-слуховой координации. На начальном этапе обучения большая часть времени уделяется дыхательным и вокальным упражнениям. По мере усвоения певческих навыков, вводится работа над репертуаром.

      В результате первого года обучения ученик должен:

- иметь элементарное представление о голосовом аппарате

- знать, что такое правильная постановка корпуса при пении

- уметь правильно пользоваться певческим дыханием

- правильно певчески формировать гласные в сочетании с согласными

      При работе с обучающимися следует пользоваться средним регистром, неширокими интервалами в медленном темпе, тщательно работать над интонацией, избегать форсирования звука.

    В течение года обучения ученик должен пройти 8-10 песен различной сложности (в объеме квинты).

Примерный репертуарный список:

Ф. Абт. Сборник вокализов (ред. Тица)

А. Аренский. «Спи, дитя, усни»

Л. Бетховен. «Сурок»

Л. Бетховен. «Малиновка»

Й. Брамс. «Колыбельная»

М. Глинка. «Не щебечи, соловейко»

А. Гурилев. «Матушка-голубушка», «Сарафанчик»

Г. Зейдлер. Вокализы 1ч

В. Моцарт. «Тoска по весне»

Р. н.п. «Не летай, соловей» обр. Егорова

Э. Григ. «Лесная песнь»

П. Чайковский. «Колыбельная в бурю», «Травка зеленеет»

Р. Шуман. «Небывалая страна»

Ж. Металлиди. «На горизонтских островах»

А.Арканов, Г.Горин. «Оранжевая песня»,

Ю. Саульский. «Чёрный Кот»,

И.Николаев. « Маленькая Страна»,

А. Зацепин. «Песенка про медведей»,

Е.Солдатова. «Какой прекрасный мир»,

М.Минков. «Отчего? Почему?».

         В  первом полугодии  (декабрь) в рамках текущего контроля в классе проводится контрольный урок (текущий материал).

         Во втором полугодии:

-   академический концерт в марте (1 любое произведение)

- переводной зачет в конце учебного года (2 разнохарактерных произведения).

 

Примерные исполнительские программы переводного зачета:

Вариант I

- Й. Брамс. «Колыбельная»

- А. Гурилев. «Сарафанчик»

Вариант II

- Г. Зейдлер. Вокализ

- В. Моцарт. «Тоска по весне»

2 класс

      На втором году обучения ведется работа над углублением вокально-технических и музыкально-художественных навыков.

     Второй год обучения предполагает расширение диапазона. Ведется работа над выравниванием звучания, над сглаживанием регистров, продолжает работу по организации дыхания.

      При работе над вокализами следует уделять большое внимание пластичному ведению звука, добиваться ощущения движения мелодии, ее развития и кульминации.

      Важной задачей является стремление к смысловому единству текста и музыки.

     На данном этапе следует избегать слишком высокой и низкой тесситуры, эмоциональной перегрузки.

В течение года обучающийся должен пройти: 7-13 произведений:

2- 3 вокализа

5- 10 нетрудных вокальных произведений

Примерный репертуарный список:

Ф. Абт. Вокализы (на выбор)

А. Алябьев. «Я вижу образ твой», «Зимняя дорога»

Ф. Глинка. «Жаворонок»

А. Гурилев. «Домик-крошечка»

А. Даргомыжский. «Мне минуло 16 лет»

Дж. Канконе. Вокализы (по выбору)

Г. Зейдлер. Вокализы (по выбору)

А. Лядов. «Виноград в саду цветет»

В. Моцарт. Ария Керубино из оперы «Свадьба Фигаро»

Польская н. п. «Жаворонок»

Н. Римский – Корсаков. «Ай, во поле липонька»

П. Чайковский. «Мой садик», «Уж тает снег»

Л. Бетховен. «Меркенштайн»

Р. Глиэр. «Вечер»

И. Бах. «Душа моя поет»

П. Чесноков. «Спи, сестрица»

Ф. Шуберт. «Форель»

Г. Гладков. «Песенка друзей»,

 

М.Минков. «Веселая карусель», «Дождик»,

 

Р. Паулс. «Бабушка с дедушкой»,

 

А.Петров. «Я шагаю по Москве»,

 

А. Пряжников. «Молодая лошадь», «Буги-вуги»,

 

В. Михайлов. «Все мы любим футбол!» и др.

 

        В первом полугодии проводятся:                                                                              - контрольный урок – октябрь (вокализ);                                                                            -  академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

        Во втором полугодии проводятся:                                                                                   - контрольный урок - март (вокализ, музыкальные термины);

- переводной зачет в конце года - 2 разнохарактерных произведения.

Примерные исполнительские программы переводного зачёта:

Вариант 1

- Ф. Абт. Вокализ

 А. Гурилев. «Домик-крошечка»

Вариант 2

- Г. Зейдлер. Вокализ

- П. Чайковский. «Мой садик»

 

3 класс

     В 3-м классе закрепляются и совершенствуются навыки, полученные ранее. Продолжается работа над:

- расширением диапазона голоса

- выравниванием звучания на протяжении всего диапазона

- развитием четкой дикции

- выразительностью

- чистотой интонации

- над выработкой динамических оттенков

- над первоначальным знакомством с формами и группетто

- над созданием художественного образа.

За год учащийся должен освоить 7-12 произведений, в т.ч.:

2 -4 вокализа

3-5 песен

2 -3 романса русских и зарубежных композиторов

Примерный репертуарный список:

Ф. Абт. «Вокализы»

А. Аренский. Ариозо Марии из оперы «Сон на Волге»

А. Алябьев. «Сладко пел душа соловушка»

М. Балакирев. «Взошел на небо месяц ясный»

П. Булахов. «Нет, я не люблю»

А. Варламов. «Что мне жить»

Г. Зейдлер. Вокализы

Ц. Кюи. «Коснулась я цветка»

Б. Лютген. Вокализы

И. Бах. «Jesus bleibet meine Frude»

А. Вивальди. «Gloria Patri»

Й. Брамс. «Как нежно льются звуки»

Э. Фуэнтес. «Куба»

Н. Потоловский. «Восход солнца»

Ф. Мендельсон. «На крыльях чудесной песни»

Р. н.п. «Волга-реченька»

Англ. н.п «Помнишь ли ты» обр. Байли

Н. Лысенко. «Ой, не свети, месяченько»

И. Дунаевский. Ария Тони из оперетты «Белая акация»

Х. Глюк. Ария Амура из оперы «Орфей»

Д. Тухманов. «Песенка про сапожника»

 

Л. Квинт. «Здравствуй, мир!»

 

А. Корнев. «Ах, зачем…»

 

К. Кельми. «Замыкая круг»

 

Е. Мартынов. «Лебединая верность»

 

Г.Гладков. «Улыбайся!».

 

        В первом полугодии проводятся:                                                                              - контрольный урок – октябрь (вокализ);                                                                            -  академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

        Во втором полугодии проводятся:                                                                                   - технический зачет - март (скороговорка, музыкальные термины, вокализ);

- концертное выступление (май) – 3 произведения (вокализ, 2 разнохарактерных произведения; для обучающихся в возрасте от 15 лет и выше - вокализ, песня, ария или романс).

 

Примерные исполнительские программы концертного выступления:

Вариант 1

- Ф. Абт. Вокализ

- Дж. Россини. Ария си бемоль. (Оп. Сорока- воровка)

- Й. Брамс. «Как нежно льются звуки»

Вариант 2

- Ф. Абт. «Вокализ»

- В. Моцарт. Ария Керубино из оперы «Свадьба Фигаро»

- Ц. Кюи. «Коснулась я цветка»

При желании продолжить  обучение в 4,5 классах (дополнительные 2 года обучения) обучающиеся в рамках промежуточной аттестации сдают в конце года (май) переводной зачет  - 2 разнохарактерных произведения.

Примерные исполнительские программы переводного зачета:

- Ф. Абт. Вокализ

- А. Алябьев. «Сладко пел душа соловушка»

- Р. н.п. «Волга-реченька»

- Б. Лютген. Вокализы

- М. Мусоргский. Песня Марфы («Исходила младешенька»)

- П. Булахов. «Нет, я не люблю»

- Дж. Россини. Ария си бемоль. (Оп. «Сорока – воровка»)

 

4 класс

      В этом классе ведется работа над углублением вокально-технических и музыкально-художественных навыков.

      В результате 4-го года обучения предполагается расширение диапазона. Продолжается  работа над выравниванием звучания, над сглаживанием регистров,  над организацией дыхания.

      Важной задачей является стремление к смысловому единству текста и музыки.

За год учащийся должен освоить 7-12 произведений, в т.ч.:

1 арию

2- 4 романса

2- 4 народные песни

2- 4 произведения современных композиторов

Примерный репертуарный список:

Ф. Абт. Вокализы

Л. Бетховен. «Аделаида»

Й. Брамс. «За прялкой», «Соловей», «Спящая княжна»

Э. Григ. «Колыбельная Сольвейг»

Й. Кюи. «Тучка»

Н. Лысенко. «Веют ветры»

Р. н.п. «Ничто в полюшке не колышется» (обр. Лондонова)

Т. Хренников. «Ария Наташи» («В бурю»)

А. Даргомыжский. «Без ума, без радости»

А. Гурилев. «Гадание»

Р. Глиэр. «Звездочка кроткая»

П. Чайковский. «Колыбельная», «Весна»

Я. Дубравин. «Песня о земной красоте»

М. Дунаевский. «Спасибо жизнь» (из к/ф «Карнавал»)

М. Мусоргский. «Стрекотунья - белобока»

М. Балакирев. «Колыбельная песня»

Р. Шуман. «Счастье»

Ф. Мендельсон. «На крыльях песни»

Г. Гендель. «Звуки ангелов»

М. Минков. «Где водятся волшебники?», «Дельфины»

 

С.Намин. «Мы желаем счастья вам!»

 

А. Зацепин. «Ищу тебя»

 

Л. Бетховен. «Аделаида»

Н. Лысенко. «Веют ветры»

А. Даргомыжский. «Без ума, без радости»

Р. Шуман. «Счастье»

       В первом полугодии проводятся:                                                                              - контрольный урок – октябрь (вокализ);                                                                            -  академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

       Во втором полугодии проводятся:                                                                                   - технический зачет - март (скороговорка, вокализ, музыкальные термины);

- переводной зачет в конце года - 2 произведения (одно из которых - народная песня, второе – по выбору (песня, ария, романс).

Примерные исполнительские программы переводного зачёта:

Вариант 1

- р. н. п «Валенки»

- Б. Юрьев. «В лунном сияньи»

Вариант 2

- р. н. п. «Во поле береза стояла»

- М. Глинка. «Жаворонок»

5 класс

       На пятом году обучения идет закрепление и совершенствование вокальных навыков, полученных за всё время обучения, большое значение уделяется работе над осмыслением литературных текстов, работе с драматургическим планом произведений.

За год учащийся должен освоить 7-12 произведений, в т.ч.:

1 арию

2-5 романса

2-3 народные песни

2- 4 произведения современных композиторов.

Примерный репертуарный список:

А. Аренский. «Ландыш»

Ж. Векерлен. «Горные вершины»

А. Варламов. «Воспоминание»

А. Даргомыжский. «Тучки небесные»

А. Дюбюк. «Птичка»

М. Парцхаладзе. «Мечта»

Дж. Россини. «Альпийская пастушка»

Г. Свиридов. «Осенью»

Р. Шуман.  «Лунная ночь»

Ц. Кюи. «Коснулась я цветка»

В. Василенко. «Отставала лебедушка»

Ж. Бизе. «Апрельская песня»

И. С. Бах - Ш. Гуно. «Аве Мария»

Э. Григ. «Заход солнца»

А. Варламов. «На заре ты ее не буди»

П. Чайковский. «Легенда»

Т. Хренников. «Московские окна»

Дж. Гершвин. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»

А. Бородин. «Спесь»

Й. Гайдн. «Скиталец», «Пастух»

Г. Форе. «Agnus Dei»

Дж. Торелли. «Tu Lo Sai»

А. Корнев. «Песня о Москве»,

И. Крутой. «Ангел-хранитель»

 

М Дунаевский. «Ну что сказать?»

 

К. Кельми. «Замыкая круг»

 

М. Дунаевский. «Ветер перемен», «Непогода»

 

Ю. Саульский. «Счастья тебе, земля!»

 

М. Таривердиев. «Где-то далеко»

 

Е. Солдатова. «Месяц»

 

И. Николаев. «Расскажите птицы»

 

М. Фрадкин. «У деревни Крюково»

 

Г. Гладков. «Проснись и пой!»

 

         В первом полугодии проводятся:                                                                              - контрольный урок – октябрь (текущий материал);                                                                            -  академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

         Во втором полугодии проводятся:                                                                                   - технический зачет - март (вокализ, музыкальные термины);

- концертное выступление - в конце года - 3 разножанровых,  разнохарактерных произведения (ария, романс, народная песня).

 

Примерные исполнительские программы концертного выступления:

Вариант 1

- М. Мусоргский, Песня Марфы («Исходила младешенька»)

- Р. н.п. «Ничто в полюшке не колышется» (обр. Лондонова)

- Дж. Россини, Ария си бемоль (оп. Сорока - воровка)

 Вариант 2

- В. Василенко, «Отставала лебедушка»

- Р. Шуман, «Лунная ночь»

- В. Моцарт, Ария Керубино из оперы «Свадьба Фигаро»

 

                     III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

   Результатом освоения программы по учебному предмету «Основы игры на музыкальном инструменте» (Сольное пение) является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

·  навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

· умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

·  умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

·  знаний основ музыкальной грамоты;

·  знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

·  знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

·  навыков публичных выступлений;

·  навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

 

                 IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок

     

     Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля  являются: контрольный урок, зачет, академический концерт, прослушивание, а также участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.

Оценка выставляется каждую четверть и в конце года.

Итоговая аттестация проходит в форме концертного выступления, содержанием которого является исполнение сольной программы.

Контрольный урок относится к текущей форме контроля, которая предполагает исполнение обучающимся программы на оценку в индивидуальной форме во время урока в классе. Исполнение обучающимся  программы на контрольном уроке может оценивать как сам преподаватель, так и комиссия из двух преподавателей.

Прослушивание относится к текущей форме контроля. Это форма контроля для обучающихся выпускного класса, участников различных вокальных конкурсов, фестивалей. Представляет собой исполнение программы целиком или отдельной ее части с реализацией разных, утвержденных в плане учебной работы школы, исполнительских задач.

 Исполнение программы на прослушивании оценивает комиссия не мене чем из двух преподавателей по системе «зачет» - «незачет».   Прослушивания проводятся в зависимости от исполнительской цели по утвержденному графику учебной работы. Количество произведений для исполнения и цели прослушиваний обсуждаются преподавателями при составлении плана учебной работы на полугодие.

Академический концерт относится к рубежной форме контроля. Это форма исполнения программы в сценической обстановке в соответствии с программными требованиями по классам.

 Исполнение на академическом концерте оценивает комиссия не мене чем из двух преподавателей. Проводятся академические концерты один раз в год – в конце первого полугодия. Традиционно программа академического концерта состоит из 1-2 произведений.

Технический зачет относится к текущей форме контроля. Это форма исполнения технического блока (комплекса) или отдельной его части в сценической обстановке в соответствии с программными требованиями по классам.

Исполнение на техническом зачете оценивает комиссия не мене чем из двух преподавателей. Проводятся технический зачет один раз в год – в третьей четверти. Также на техническом зачете осуществляется проверка знаний музыкальных терминов.

Переводной зачет относится к  форме промежуточной аттестации. Это отчет обучающегося о накопленных за учебный год навыках, результат проделанной исполнительской работы, на основе которого формируется решение о переводе обучающегося в следующий класс

 Сценическое исполнение обучающегося на переводном зачете оценивает комиссия не менее чем из двух преподавателей.

Переводной зачет проводятся один раз в год – в конце второго полугодия, в мае. Традиционно программа переводного зачета состоит из 2 произведений.

Концертное выступление с исполнением сольной программы относится к  форме итоговой аттестации. Это форма контроля для выпускников. Проводится в конце второго полугодия в мае, где обучающиеся представляют сольную программу из трех произведений, исполняемых на сцене. Варианты программ могут различаться по степени трудности и должны учитывать индивидуальные исполнительские возможности обучающихся.

Концертное выступление обучающегося оценивает комиссия не менее из трех преподавателей.

Критерии оценки

       С учетом сложившихся традиций к оценочной деятельности в школе  применяется пятибалльная оценочная система. Для более гибкой оценки игры обучающихся также применяются  знаки «плюс» (+) и «минус» (-).

При оценивании обучающегося, осваивающего данную общеразвивающую программу, следует учитывать:

-формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

-наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

-овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;

-степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.

 

5 («отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Чистая интонация, верно исполненные штрихи, выразительное, эмоциональное исполнение. Допускаются незначительные неточности из-за сценического волнения, если они не влияют на дальнейшее исполнение и эмоциональный настрой.

Исполнение песен в точно соответствующем  авторскому указанию темпе с художественным осмыслением.

4 («хорошо»)

Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле). Или непрерывное исполнение произведения, но со слабым проявлением эмоциональности.

3 («удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая подготовка, малохудожественнoe пение, отсутствие свободы голосового аппарата и т.д.

2(«неудовлетворительно»)

Комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

Ис   Исполнение отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

«незачет» (без оценки)

            Исполнение имеет комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий.  

 

 

VМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

        В основу деятельности образовательного и  творческого процесса воспитания вокалистов положены практические рекомендации уникального метода обучения вокалу Натальи Княжинской, В.В. Емельянова, а так же включены в занятия упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;

         Классические методики, которые используются при реализации программы,  позволяют научить обучающихся слышать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

         Срок реализации данной программы позволяет продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях, хоровых коллективах. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям индивидуального подхода к ученикам.      

Занятия в классе должны сопровождаться  внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

       Большое значение играет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию, познакомить обучающегося  с историей возникновения пения, рассказать о выдающихся вокалистах и композиторах.

        Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: одни произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления.

      Требования могут быть сокращены или упрощены в соответствии с  уровнем музыкального и технического развития ребенка. Для продвинутых обучающихся, а также с учетом их возрастных возможностей, в репертуар могут быть включены произведения более высокого уровня сложности.

     Репертуарный список произведений программы, изучаемый в каждом классе, а также программы контрольно-зачетных форм, являются примерными и могут быть дополнены или изменены педагогом, исходя из методической целесообразности. Программа обучающегося может быть составлена индивидуально, соответственно музыкальному развитию и техническому продвижению. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана обучающегося.

На заключительном этапе обучающиеся имеют опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных  песен, опыт пения в ансамбле. Исходя из этого опыта, обучающиеся используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков обучающийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, степени развития музыкального слуха и навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

Учебное занятие рекомендуется выстраивать по схеме:

– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– пение вокализов;

– работа над произведением,  анализ занятия.                                  

Методические рекомендации обучающимся

по организации самостоятельной работы

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности обучающегося.

Ребенок должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа должна быть системной и эффективной. Она может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по учебному предмету.

Необходимо помочь обучающемуся организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий:

-пение технических упражнений, вокализов и скороговорок (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени);

-разбор новых произведений или чтение с листа более легких;   выучивание наизусть мелодии, текста;

-работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке),

-доведение произведения до концертного вида;

-пропевание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений.

Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и, в случае необходимости, фиксирует их в дневнике.

 

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

 

             Рекомендуемая нотная литература

1. Сборник «Малыши поют классику»№1, С- П., 1998г.

2. Миркотан В., Сборник «Итальянские песни». Москва,1989г.

3. Корнева А., Сборник «Мы запели песенку» для 1-2кл. ДМШ.С-П.2006г.

4. Беляев В., Песни «Творите добрые дела». М.,2004г.

5. Зайцева В., Сборник «Детские песни». М.,2007г.

6. Паулс Р.,«Птичка на ветке». С - П.,2002г.

7. Крылатов Е., «Всё сбывается на свете». Дрофа-2001г.

8. Струве Г., «Школьный корабль». М.,1997г.

9. «Музыкальная палитра» С - П ., 2005

10. Антология «Вечнозеленых тем» М., 2000г

11. Г. Гладков, «Улыбайся» М., 2002г

12. Г. Гладков, «Проснись и пой!» М.,2002 г

13. Д. Тухманов, «Колокольчик мой хрустальный» М., 2001

14. М. Минков, «Веселая карусель» М.,2001г., и др.

 

         Учебно-методическая литература

1. Белых С.Л., Копотева Г.Л., Рекомендации по составлению рабочих  программ для педагогов сферы искусства и культуры.  Ижевск. 2009г.

2. Типовая программа «Сольное пение» для муз. школ (1968г., Научно - метод. центр по художественному образованию.  Составители: Н. С. Воинова, В. С. Смоляницкая, В. Д. Бородачёва)

3. Г.П.Стулова, Развитие детского голоса в процессе обучения пению М.. «Прометей»,1992г.

4. Апраксина О.А., Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ,1983г.

5. Агин М.С.- к.п.н., доцент РАМ им. Гнесиных, Физиологические основы вокальной методики.

6. Дмитриев Л., Основы вокальной методики. М. «Музыка»,2007г.

7. Соболев А., Речевые упражнения на уроках пения. Пособие для учителей пения. М - Л. «Просвещение»,1965г.

8.  Комиссаров О., Фонетический метод в формировании вокально-артикуляционных навыков у учащихся младших классов.

9.  Вербов  А., Техника постановки голоса. Гос. музык. из- во, Москва,1961г.

10. Петрова Е., О динамике звука певческого голоса. МУЗГИЗ ,Москва.1963г.

11.  Федонюк В., Детский голос. Методическое пособие. Санкт-Петербург.2003г.

12. Вокальное образование начала 21 века. Сборник научных статей. Москва.2004г.

13. Смелкова Т., Хрестоматия вокально-педагогического репертуара.

С - П.2007г.

14. Смелкова Т., Суханова Н., Хрестоматия вокально-педагогического репертуара ч.1 Произведения итальянских композиторов 16-18вв. С-П.2002г.

15. Баратова Н., Сборник «Народные песни зарубеж. стран». Москва,1972г.

16. Далецкий О., «Репертуар начинающего певца». Москва,2002г.

17. Далецкий О., «Серенада красавицы». Сборник

18.  Учебное пособие «Пойте с нами» с методическими рекомендациями.

С - П. 2004г.

19. З. Карулина, «Основы вокальной безопасности». М. 2007г

20. О. В. Кацер, «Игровая методика обучения детей пению».     

21.  «Детский голос» ред. В. П. Шацкой, изд. "Педагогика",  (М. 1970 г.)

22.  Е.С.Маркова, «Развитие певческого голоса у детей на начальном этапе обучения», (М. 1990 г.)

23.  Л.  Дмитриев, «Основы вокальной методики»,  (М.2000 г.)

24.  В. Г. Ермолаев, Н. Ф. Лебедева, В. Л. Морозов, «Руководство по фониатрии», (Л. 1970г.)

25.  Н. Добровольская, Н. Орлова «Что надо знать учителю о детском голосе».

26.  В. В. Емельянов, «Развитие голоса», (С - Пб. 1997г)

27.  А. Г. Менабени, «Методика обучения сольному пению», (М. 1987г.)

28.  Д. Г. Евтушенко, «Вопросы вокальной педагогики»,  ( М. 1967 г.)

29.  Г. П. Стулова,  «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», («Прометей», М. 1992г.)

30. Г. Панофка, «Искусство  пения», (М.1968 г.)

31. Н. Ваккаи, «Практический метод итальянского пения», (М. 1969 г.)

 

Рекомендуемый репертуарный список

Произведения русских композиторов

1.А. Варламов:  « На заре ты ее не буди», «Право, маменьке скажу»,

«Белеет парус одинокий», «Что мне жить и тужить» 

2.  М. Булахов: «Колокольчики мои, цветики степные», «Не хочу», «И нет в мире очей…»,  «Нет, не люблю я вас…», «Свидание» 

3. А. Гурилев: «Сарафанчик», «Вам не понять моей печали»

4. М. Глинка:  «Жаворонок», «Признание», «Не пой, красавица,  при мне», «В крови горит огонь желанья…», «Я здесь,  Инезилья…», «Я  помню чудное мгновенье»

5. А. Даргомыжский:   «Мне грустно», «Юноша и дева», «Я вас любил», «Расстались гордо мы», «Ночной зефир, струит эфир»

6. А.Рубинштейн: «Ночь»

7. Римский – Корсаков: «Не ветер вея с высоты», «Звонче жаворонка пение», «О чем в тиши ночей», «Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка»

8. А. Алябьев: «Я Вас любил», «Соловей»,

9. Б. Шереметьев:  «Я Вас любил»

10. А. Спиро: «Портрет» 

11. М. Балакирев: «Слышу ли голос твой»

12. П. Чайковский: «День ли царит», «Средь шумного бала», «Нет, только тот, кто знал», «Ни слова, о, друг мой»

13. А. Дюбюк: «Не брани меня, родная»

Произведения западноевропейских композиторов

1. Э. Григ:  «Лебедь», «Люблю тебя»

2. Ф. Шуберт: «Лунная серенада», «Аве Мария»

3. Ж. Масне: «Ты открой глаза голубые».

4. К.Шуман: «Посвящение».

5. Г. Хёльти: «Блаженство».

6. И. Бах: «Душа веселится», ария из «Магнификат», ария «Blute nur…» из страстей по Матфею

7. А. Каччини: «Аве Мария»

8. И.Штраус: «Winner Blut»

9. Д. Гершвин: «Любимый мой»

10. К. Сент- Санс: «Аве Мария»

11. Д. Керн: «Дым»

12. Ф. Легар: ария «Вильи» из оперетты «Веселая вдова», «Песня Джудиты» из оперетты «Джудита».

13. Неаполитанская народная песня «Санта - Лючия»

14. Ф.  Лоу: «Я танцевать хочу!» из муз. комедии «Моя прекрасная леди»

15. Э. Капуа: (обр. итальянской песни) «O sole mio»

16. Э. Куртис:  итальянская песня «Вернись в Соренто»

Обработки народных песен

1.Обр. неизвестного автора «Зачем тебя я, милый мой, узнала?»

2.С. Погребов: «Пряха»

3.М. Лысенко: «Ой на гору казак воду носить»

4. К. Кауфман: «Ой, не свiти, мiсяченьку»

5. Л. Ревуцкий: «На кладочцi умывалася»   

Старинные романсы

1.   Н. Листов: «Я помню вальса звук прелестный»

2.   Б. Прозоровский: «Плачет рояль» 

3.   Н. Ширяев: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой»

4.   Н. Зубов: «Побудь со мной»

5.   Б. Юрьев: «Динь-динь-динь!» 

В обработке

1.   М. Сахарова: «Слушай, если хотите»

2.   Ю. Слонова: «У зари-то, у зореньки»

3.   В. Семенова: «Снова пою»

4.   Н. Артемьева: «Но я Вас все-таки люблю»

5.   Я. Пригожий: «Что это сердце»

6.   М.Сахаров: «Нет, не тебя так пылко я люблю»     

Песни советских композиторов

1. Е. Крылатов: «Прекрасное далеко»

2. М. Таривердиев: «Маленький принц»

3. Ф. Надененко: «Без вас хочу сказать вам много»

4. И. Дунаевский: «Журчат ручьи», «Лунный вальс», «Молчание», «Звать любовь не надо», «Спи мой мальчик», «Сон приходит на порог»

5. Ю. Милютин: «Лирическая песенка»

6. Т. Хренников: «Колыбельная» 

7. М. Соловьев – Седой: «В лодке»

8. М. Блантер: «Черноглазая казачка»

9. Б.Мокроусов: «Одинокая гармонь»

10. Е. Петербургский: «Синий платочек»

11. В. Берковский: «Под музыку Вивальди»

12. А. Морозов: «В горнице»,

13. М. Фрадкин: «Красный конь», «Случайный вальс»

14. А. Петров: «Оплавляются свечи», «Романс Настеньки», «Под лаской плюшевого пледа», «Романс о романсе», «Любовь, волшебная страна».

Используемая литература

1. Белых С. Л., Копотева Г.Л., Рекомендации по составлению рабочих программ для педагогов сферы искусства и культуры.  Ижевск. 2009г.

2. Крюкова В., Левченко Г., Особенности образовательного процесса и учебных программ детских музыкальных школ. Сб.: «Музыкальная педагогика», «Феникс». Ростов - на - Дону. 2002 г.

3. Б. Теплов, «Психология музыкальных способностей» М., 1947г.;

4. М. Фейгин, «Индивидуальность ученика и искусство педагога», М., 1968г.;

5. А. Шайов, «О методике работы с учащимися», М., 1947