ДООП "Основы музыкального исполнительства" Программа по предмету "Основы игры на муз. инструменте (фортепиано)"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА                                                                «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

 

 

по учебному предмету

 «Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)»                            

 

 

 

                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. Новогорный, 2014г.

Редакция 2016г., 2018г.

 

 

 

Рассмотрено на заседании    педагогического совета: 

Протокол от «29» августа 2018г. №1

                                  

 

УТВЕЖДЕНО:

 

Директор МБУДО  «ДШИ»

                                                                                                 

«29» августа 2018г. Приказ № 42

_________________Е.Ю. Каменская                                                              

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

Разработчики: Малявкина Н.И., Каменская Е.Ю. – преподаватели Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  Озерского городского округа «Детская школа искусств»

 

 

Рецензенты:

-Федорова Е.В., заведующая фортепианным отделением  ГБОУ  СПО «ОГКИ».

  

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

Структура программы учебного предмета

 

 

I.         Пояснительная записка                                                            

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.      Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки учащихся                         

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.    Формы и методы контроля, система оценок                                   

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.      Методическое обеспечение учебного процесса                     

VI.    Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области фортепианного исполнительства  в детских школах искусств.    

Программа разработана для привлечения детей к музыкальному искусству в целом и обучению игре на фортепиано в частности.

Кроме того, фортепиано является одним из самых необходимых музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Фортепианный репертуар широк и разнообразен: он включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Срок освоения программы  - 3 года.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, преимущественно 7  – 12 лет.

По желанию обучающиеся могут продолжить обучение, т.к. данная программа предполагает 2 дополнительных года обучения (4, 5 классы).

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.

Недельная нагрузка по предмету «Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.

Фортепиано является не только сольным инструментом, но и ансамблевым, поэтому, владея игрой на данном инструменте, учащийся имеет возможность соприкоснуться с лучшими образцами музыкальной культуры в различных жанрах.     

Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяет совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки произведений, развивает умение слушать друг друга, гармонический слух, формирует навыки ритмичной и синхронной игры.

Ансамблевое музицирование  доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации исполнение сольной программы в форме концертного выступления. При выборе сольной программы обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)»  продолжительность учебных занятий с первого по пятый годы обучения составляет 34  недели. Для детей, поступивших в 1 класс в возрасте 6 - 9 лет вводится дополнительная неделя каникул*.

 

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

 

 

 

Годы обучения

1-й год

2-й год

  3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

18/17*

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36/34*

32

36

32

36

204/202*

Самостоятельная работа

32

36/34*

32

36

32

36

   204/202*

Максимальная учебная нагрузка

64

72/68*

64

72

64

72

   408/404*

 

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

 

 

 

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

5-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество недель

16

18/17*

16

18

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36/34*

32

36

32

36

32

36

32

36

340/338*

Самостоятельная работа

32

36/34*

32

36

32

36

32

36

32

36

         340/338*

Максимальная учебная нагрузка

64

72/68*

64

72

64

72

64

72

64

72

680/676*

 

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)» при 3-летнем сроке обучения составляет 408 (404*) часов, из них: 204 (202*) –аудиторные занятия, 204 (202*)- самостоятельная работа. Общая трудоемкость учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (скрипка)»  с учетом двух дополнительных лет обучения (при 5-летнем сроке обучения) составляет 680 (676*) часов.  Из них: 340 (338*) часов – аудиторные занятия, 340 (338*) часов – самостоятельная работа.

 

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.

 

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

 

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)» являются:

·     ознакомление детей с фортепиано, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;

·     формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

·     приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

·     приобретение  знаний в области истории музыкальной культуры;

·     формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

·     оснащение  системой  знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

·     воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

·     воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на фортепиано, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху.

 

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

·     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

·     распределение учебного материала по годам обучения;

·     описание дидактических единиц учебного предмета;

·     требования к уровню подготовки учащихся;

·     формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

·     методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Реализация данной программы предполагает  наличие учебного кабинета с роялем или фортепиано (1или 2 инструмента), концертный зал, метроном.

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической, справочной  и нотной литературой.

 

II.              СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Учебно-тематический план

 

Тематический план 1-го года обучения

 

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Знакомство с инструментом

2

1

1

Донотный период

4

1

3

Изучение нотной грамоты

5

2

3

Посадка, постановка рук

7

-

7

Развитие технических навыков

16

-

16/15*

Ансамбль

15

 

15

Работа над эмоционально-художественным развитием

16

2

14/13*

Зачеты и выступления

3

-

3

                    Итого:

68/66*

6

62/60*

 

Тематический план 2-го года обучения

 

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

16

2

14

Работа над развитием координации                       

7

1

6

Работа над аппликатурой

8

2

6

Работа над звуковым решением произведения

8

2

6

Работа над игровыми приемами и упражнениями

10

1

9

Ансамбль

15

-

15

 Зачеты и выступления

4

-

4

                    Итого:

68

8

60

 

Тематический план 3-го года обучения

 

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

16

2

14

Работа над аппликатурой

7

1

6

Работа над звукоизвлечением

7

2

5

Работа над полифонией

7

2

5

Работа над игровыми приемами и упражнениями

7

2

5

Работа над    развитием технических навыков

6

2

4

Ансамбль

14

-

14

Зачеты и выступления

4

-

4

Итого:

68

11

59

 

Тематический план 4-го года обучения

 

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

16

2

14

Продолжение работы над развитием технических навыков

7

1

6

Работа над педалью

5

1

4

Работа над полифонией

7

2

5

Работа над крупной формой

7

2

5

Работа над художественным образом произведения

6

2

4

Ансамбль.

16

-

16

Зачеты и выступления

4

-

4

Итого:

68

10

58

 

                      Тематический план 5-го года обучения

 

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

Работа над развитием навыков чтения нотного текста

16

2

14

Продолжение работы над развитием технических навыков

7

1

6

Работа над педалью

5

1

4

Работа над полифонией

7

2

5

Работа над крупной формой

7

2

5

Работа над художественным образом произведения

6

2

4

Ансамбль.

16

-

16

Зачеты и выступления

4

-

4

Итого:

68

10

58

 

Годовые требования

         Программа  учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)» отражает разнообразие фортепианного репертуара и возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Учебный материал распределяется по годам обучения (классам).

 

Содержание изучаемого курса

1 год обучения

 

С первого урока предполагается знакомство с инструментом фортепиано, работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки.

1. В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 10-20 небольших музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а также (для более продвинутых учащихся) – легкие сонатины и вариации.

2. Подбор по слуху и пение от разных звуков различного музыкального материала, на  протяжении всего года - песен (типа «Во поле береза стояла»). Освоение нотной грамоты, простейшие упражнения в чтении нот с листа.          Приобщение ученика к ансамблевому музицированию (исполнение с преподавателем простейших пьес в четыре руки). Вовлечение ребенка в область художественного творчества, выявление его индивидуальных склонностей.

3. Технические требования:

-В первом полугодии: упражнения в виде различных пальцевых последовательностей (нон легато, легато) в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам.

- Во втором полугодии: упражнения в виде различных пальцевых последовательностей (нон легато, легато, стаккато). Для  более продвинутых учащихся: мажорные гаммы (2-3 по выбору) на 2 октавы каждой рукой отдельно,  в противоположном движении двумя руками от одного звука при симметричной аппликатуре, тоническое короткие арпеджио из трех звуков каждой рукой отдельно и двумя руками с переносом через октаву, тоническое трезвучие аккордами по три звука каждой рукой отдельно и двумя руками с переносом через октаву.

 

Рекомендуемый репертуарный список:

 

Этюды

Беркович И. «Маленькие этюды»: № 1-15

Визная И. «Эхо»

Геталава О. «Лягушки танцуют», «В лесу», «Мишки в цирке»

Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающих»: № 1-3, 7, 9-13, 15, 19

Черни К. «Избранные фортепианные этюды» под редакцией Гермера

                   Ч. 1 № 1-6

Шитте А. Соч. 108. 25 маленьких этюдов: № 1-15

         Соч. 160. 25 легких этюдов: № 1-20

Школа игры на фортепиано. Под редакцией А. Николаева ( по выбору)

Эрнесакс Г. «Едет паровоз»

 

                                                    Пьесы

Арроэ. Эстонский народный танец

Александров А. «Новогодняя полька»

Берлин П. «Марширующие поросята»

Бетховен Л. «Немецкий танец»

Волков В. «Солнечный зайчик»

Гедике А. «Заинька»

Гретри А. «Кукушка и осел»

Галынин Г. «Зайчик»

Гречанинов А. «В разлуке», «Мазурка»

Игнатьев В. «Марш барбоса», «Негритянская колыбельная»

Кравченко Б. «Упрямый козлик»

Книппер Л. «Полюшко – поле»

Крутицкий Н. «Зима»

Кореневская И. «Дождик», «Осень», «Танец»

Корепанов А. «Танцующий слон»

Кабалевский Д. «Ёжик», «Маленькая полька»

Любарский Н. «Курочка»

Ляховицкая С. «Где ты, Лёка?»

Лонгшамп – Друшкевич К. «Краковяк», «Полька», «Из бабушкиных   

                                               воспоминаний»

Майкапар С. «Вальс», «Дождик», «В садике», «Пастушок»

Моцарт В. «Волынка»

Назарова – Метнер Т. «Латышская полька»

Парусинов А. «Марш»

Раутио В. «Танец»

Сигмейстер Э. «Кукушка танцует»

Слонов Ю. «Вальс»

Степовой Я. «На качелях», «Пчелка»

Стрибогг И. «Вальс петушков»

Филипп И. «Колыбельная»

Холминов А. «Дождик»

Хаджиев П. «Светляки»

Штейбельт Д. «Адажио»

Шостакович Д. «Марш»

 

                                    Полифонические произведения

Гайдн Й. Менуэт Фа  мажор

Гедике А. «Ригодон»

Корелли А. Сарабанда

Кригер И. Менуэт ля  минор

Моцарт Л. Менуэт ре  минор

Сперонтес Менуэт соль  мажор

Сен – Люк Я. Бурре

Телеман Г.Ф. « Пьеса»

Тюрк Д.Г. «Веселые ребята», «Маленький балет»

Шевченко С. «Канон»

 

Произведения крупной формы

Беркович И. Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и          

                      Гришка сделали дуду»

                      Вариации на русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»

Дюбюк А. «Русская песня с вариациями»

Кочугова И. Маленькие вариации

Литкова И. Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка    

                    сделали дуду»

Моцарт В. Аллегро Си  бемоль мажор

Рейнеке К. Сонатина До  мажор

Салютринская Т. Сонатина

Хаслингер Т. Сонатина До  мажор

Штейбельт Д. Сонатина До  мажор

         В  первом полугодии  (декабрь) в рамках текущего контроля в классе проводится контрольный урок (текущий материал).

         Во втором полугодии:

 - академический концерт в марте (1 любое произведение)

- переводной зачет в конце учебного года (2 произведения (пьеса и  полифония /пьеса с элементами полифонии) или пьеса и крупная форма).

Примерные исполнительские программы переводного зачета:

1.   Моцарт В. Менуэт ре  мажор

    Мясковский А.  «Вроде вальса»

2.   Кригер Н. Менуэт ля минор

    Майкапар С. «Пастушок»

3.   Сен-Люк Я. Бурре соль  мажор

    Шейбельт Д. Адажио

4.   Вильтон И. Сонатина

    Шостакович Д,«Вальс»

5.   Беркович И. Вариации на тему р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

    Ч.н.п. «Аннушка» в обработке Ребикова В.

 

2 год обучения

Дальнейшая работа над постановкой рук, свободой игровых движений, интонацией, звукоизвлечением и ритмом.

 

1.   В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 7-12 музыкальных произведений:

3-4 разнохарактерных пьес, 1-2 пьесы с элементами полифонии, 1-2 произведения крупной формы, 2-4 этюда на различные виды техники.

2. Чтение с листа мелодии песенного характера.  Игра с преподавателем в четыре руки простых ансамблевых пьес разных жанров. Подбор по слуху песенных мелодий (типа «Заинька, попляши», «Ёлочка»), по возможности -  с простейшим сопровождением. Транспонирование песенных мелодий (например, «Как пошли наши подружки») из До мажора в ближайшие тональности. По желанию - опыты сочинения музыки ( возможно на заданное стихотворение), изображение звуками на инструменте сказочного образа, элементы импровизации в виде сочинения ответных предложений на заданные музыкальные фразы.

3. Работа над приобретением технических навыков различного характера (упражнения на развитие пальцевой техники, а также на развитие навыков свободных кистевых движений путем игры интервалов).

4. Технические требования: мажорные   и минорные гаммы (по выбору: C, G, D, E; a, e, d) на 2 октавы в прямом движении отдельными руками (по возможности – двумя руками), в противоположном движении (при симметричной аппликатуре)  на две октавы двумя руками; для продвинутых учащихся - хроматические гаммы отдельно каждой рукой на 2 октавы, в противоположном движении на одну октаву от звуков «Ре» и «Соль диез». Минорные гаммы играть без натурального вида. Тоническое трезвучие без обращений аккордами и короткими арпеджио по три звука двумя руками (для продвинутых учащихся- с обращениями каждой рукой отдельно или двумя руками).

 

Рекомендуемый репертуарный список:

 

Этюды

Берлин Г. Этюд соч.70 №33

Беркович И. Этюд на тему Паганини

Гедике А. Этюд соч.32 №7

Гурлитт К. Этюды соч.28 №8, 15

Гнесина Е. Этюд соч.98 №48 Ре  мажор

Лемуан А. Этюд соч.37 №17

Лешгорн А. Этюд №43 Фа  мажор

Черни К. Избранные фортепианные этюды. Ред. Гермера

                Ч. 1: № 10, 11, 13 – 18, 20, 23 – 29

Шитте А.  Соч. 108 25 маленьких этюдов: № 16, 21 -23.

                  Соч. 160 25 легких этюдов: № 23, 24

 

Пьесы

Беркович И. «На опушке»

Бетховен Л. «Два экосеза», «Сурок»

Гаврилин В. «Каприччио»

Гайдн Й. «Немецкий танец»

Гедике А. «Медленный вальс»

Гречанинов А. «Вальс», «Мазурка»

Глинка М. «Жаворонок», «Полька»

Градески «Задиристые буги»

Дварионас Б. «Прелюдия»

Корепанов А. «Колыбельная»

Майкапар С. «Вальс», «Колыбельная», «Маленький командир»,                                      

                      «Мимолетное видение», «Полька», «Раздумье», «Мотылек»

Петерсен  Д.«Марш гусей»

Ребиков В. «Дети вокруг елки»

Роули А.«В стране гномов»

Тюрк Д.Г. «Детская кадриль», «Пьеса»

Чайковский П. «Старинная французская песенка»

                         «Марш деревянных солдатиков»

 

Полифонические произведения

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»: Менуэт ре минор,        

               «Волынка», Полонез соль минор, Ария ре  минор

Бём Г. Менуэт соль мажор

Беркович И. «Ой, под горою, под перевозом»

                       «Ой, летает сокол»

Гайдн Й. Аллеманда Соль  мажор

               Менуэт Соль  мажор

Гендель Г. Сарабанда ре  минор, Фа  мажор

Дюбюк А. Канон «Поднялась погодка»

Корелли Л. Сарабанда ре  минор

Моцарт В. Менуэт До  мажор

Моцарт Л. Полонез До  мажор

                   Бурре ре минор

Сен – Люк Я. Бурре Соль  мажор

Пахельбель И. Сарабанда ре  минор

Пёрселл Г. Ария ре  минор

                   Менуэт Соль  мажор

Шевченко С. «Канон»

 

Произведения крупной формы

Андре А. Сонатина Соль  мажор

                 Сонатина ля  минор, 1 часть

Беркович И. Сонатина До мажор

                      Вариации на украинскую тему

Бейл А. Сонатина Соль  мажор

Бетховен Л. Сонатина Соль  мажор

Благой Д. «Маленькие вариации» соль  минор

Гедике А. Сонатина До  мажор

Голубовская Н. Вариации на тему русской песни Ре  мажор

Дюссек Ф. Сонатина Соль  мажор, 3 часть

Клементи  М.Сонатина № 2 До  мажор

Кабалевский Д. Легкие вариации

Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»

Миклашевский Л. Сонатина ми минор, 3 часть

Некрасов Ю. «Маленькая сонатина» ми  минор, 1 часть

Плейель И. Сонатина Ре  мажор

Хаслингер Т. Сонатина  До  мажор

Чичков А. «Маленькая сонатина»

Штейбельт Д. Сонатина До  мажор

 

В первом полугодии проводятся:                                                                              - контрольный урок – октябрь (этюд);                                                                            -  академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

Во втором полугодии проводятся:                                                                                   -контрольный урок - март (гамма, музыкальные термины);

-переводной зачет в конце года - 2 произведения (пьеса и  полифония (пьеса с элементами полифонии) или пьеса и крупная форма).

Примерные исполнительские программы:

 

1. Моцарт Л. Полонез

    Майкапар С. «Колыбельная»

2.   Бах И.С. « Волынка»

   Гречанинов А. «Мазурка»

3.   Бем Б. Менуэт Соль  мажор

    Бетховен Л. «Сурок»

4.   Хаслингер Т. Сонатина До  мажор

    Градески И.«Задиристые буги»

5.   Плейель Л.Сонатина Ре  мажор

    Роули А.«В стране гномов»

 

3 год обучения

Дальнейшая работа над развитием музыкальных, технических и исполнительских навыков.

Навыки самостоятельного разбора несложного материала, игра в ансамбле.

1.   В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 7-12 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 1-2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 2-4 этюда на различные виды техники, 3-4 разнохарактерных пьес.

2.   Чтение с листа пьес различного характера (уровень трудности предлагается преподавателем индивидуально ). Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий, используя на опорных звуках простейшее сопровождение.

3.   Технические требования: мажорные и минорные гаммы без натурального вида (по выбору: C, G, D, А, E, F, В; a, e, d, g)  в прямом движении на 2 октавы (для продвинутых обучающихся – на 4 октавы) и противоположном движении  (при симметричной аппликатуре) от середины двумя руками на 2 октавы, Хроматические гаммы в прямом движении на 2 -4 октавы отдельными руками, в противоположном движении - двумя руками на 2 октавы,   короткие арпеджио по три (для продвинутых обучающихся-) четыре звука отдельными или двумя руками на 2 октавы, тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука отдельными  или  двумя руками на  2  или 4 октавы.

 

Рекомендуемый репертуарный список

 

Этюды

Беркович И. Соч. 32 «40 мелодических этюдов для начинающих» № 23,

                      29 -  32

                     Соч. 47 «30 легких этюдов» № 10, 16, 18, 21, 26

                     Соч. 58 «25 легких пьес» № 13,18, 20

Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающий» Тетр. 4: № 31, 33

Лак Т. Соч. 172 «Этюды» № 5, 6, 8

Лемуан А. Соч. 37 «50 характерных прогрессивных этюдов» № 4, 5, 9, 11, 12,    

                 15, 16, 20 – 23, 35, 39

Лешгорн А. Соч. 65 «Избранные этюды для начинающих» ( по выбору)

Черни К. Соч. 821 «Этюды» № 5, 7, 24, 26, 33, 35

Черни К. Избранные фортепианные этюды  ред. Гермера. Ч. 1: № 17, 18,

                21 – 23, 25, 26, 28, 30 – 32, 34 – 36, 38, 41 – 43, 45, 47

Шитте А. Соч. 68 «25 этюдов» № 2, 3, 6, 9

 

Пьесы

Барток Б. «Пьеса»

Вайнштеин Л.  «Сицилиана»

Глинка М. «Чувство»

Гуммель И. «Аллегретто»

Жилин С. «Вальс»

Косенко И. «Скерцино»

Кабалевский Д. «Медленный вальс»

Корепанов Г.  «Полька», «Шутливая песенка»

Майкапар А. «Росинки»

Ребиков В. «Восточный танец»

Сильванский Н. «Песня»

Хачатурян А. «Андантино»

Чайковский П. «Полька», «Итальянская песенка», «Новая кукла»

Шуман Р. «Смелый наездник», «Первая утрата», «Веселый крестьянин»,    

                 «Сицилийская песенка»

Шостакович Д. «Шарманка»

 

Полифонические произведения

Арман Ж. Фугетта

Бах И. К. Ф. «Аллегро» До мажор

Бах И. С. «Ария», «Маленькие прелюдии» до  минор №2,  до  минор № 3,

                 ми  минор №7, соль  минор № 10, «Марш» Ре мажор, Ми- бемоль            

                 мажор, Менуэт до  минор, Соль  мажор, соль  минор, ля  минор

Бах Ф.Э. «Марш» Соль  мажор, Менуэт фа минор

Гедике А. Инвенция

Гендель Г. Ф. Менуэт ре  минор, «Фугетта»

Корелли А. Сарабанда ми  минор

Кригер И. Сарабанда

Куперен Ф. «Невинность»

Люлли Ж. Б. Ария соль  минор

Лядов А. «Подблюдная»

Марпург Ф. В. «Аллегретто» До  мажор

Пахельбель И. Гавот ми  минор, Сарабанда Си-бемоль  мажор

Рамо Ж. Ф. «Ригодон»

Тюрк Д. Г. «Аллегро»

Фишер И. К. Ф. «Чакона»

Щуровский Ю. «Канон»

 

Произведения крупной формы

Андрэ А. Сонатина № 5 Фа мажор Ч. 1

Бирюков Ю. Сонатина До  мажор, «Лирическая сонатина»

Беркович И. Сонатина Соль  мажор

Бетховен Л. Сонатина Фа  мажор

Глиэр Р. «Рондо»

Диабелли А. Сонатина №1соч. 151

Клементи М. Сонатина Соль  мажор Ч. 1, 2, Сонатина До  мажор Ч. 2, 3

Кулау Ф. Сонатина До  мажор соч. 55 Ч. 1, 2

Кабалевский Д. «Легкие вариации» соч. 51

Меллартин С. Сонатина Соль  мажор

Шпиндлер Ф. Сонатина До  мажор Ч 1, 2

 

В первом полугодии проводятся:                                                                              - контрольный урок – октябрь (этюд);                                                                            -  академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

Во втором полугодии проводятся:    

-технический зачет - март (гамма, этюд, музыкальные термины);

- концертное выступление –май (3 произведения: этюд, пьеса, и  полифония (пьеса с элементами полифонии) или этюд, пьеса и крупная форма)

Примерные исполнительские программы концертного выступления:

1. Черни К. (под ред. Гермера) Этюд №23 Соль мажор

    Бах И.С. Маленькая прелюдия До мажор

    Кабалевский Д. «Клоуны»

2.Черни К. (под ред. Гермера) Этюд №17 До мажор

    Бах И.С. Полонез соль  минор

    Дварионас Л. «Вальс»

3. Черни К. (под ред. Гермера) Этюд №29 Ре мажор

    Арман Ж. Фугетта До  мажор

    Глинка М. «Чувство»

4. Бертини А. Этюд №7 соч. 100Бах И.С. Менуэт Соль  мажор

    Шуман Р. «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

5. Лемуан А. Этюд № 12 соч. 37

    Бетховен Л.Сонатина Фа  мажор

    Майкапар С. «Тарантелла»

При желании продолжить  обучение в 4,5 классах (дополнительные 2 года обучения) обучающиеся в рамках промежуточной аттестации сдают в конце года (май) переводной зачет  - 2 произведения (пьеса и  полифония (пьеса с элементами полифонии) или пьеса и крупная форма).

         Примерные исполнительские программы переводного зачета:

1.   Бах И.С. Маленькая прелюдия До  мажор

   Кабалевский Д. «Клоуны»

2.   Бах И.С. Полонез соль  минор

    Дварионас Л. «Вальс»

3.   Арман Ж. Фугетта До  мажор

    Глинка М. «Чувство»

4.   Бах И.С. Менуэт Соль  мажор

    Шуман Р. «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

5.   Бетховен Л.Сонатина Фа  мажор

    Майкапар С. «Тарантелла»

 

4 год обучения

 

1.   В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 7-12 музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 1-2полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 2-4 этюда на различные виды техники, 3-4 разнохарактерные пьесы.

2.   Чтение с листа постепенно усложняется произведениями различных жанров музыкальной литературы  (уровень трудности предлагается преподавателем индивидуально).

3.  Технические требования: мажорные и минорные гаммы  (по выбору: C, G, D, А, E, F, В, Еs; a, e, d, g, с)  в прямом и расходящемся движении с симметричной аппликатурой на 4 октавы, хроматические гаммы, арпеджио короткие по четыре звука  каждой рукой отдельно и двумя руками на 2 –4 октавы, длинные арпеджио отдельными руками на 2-4 октавы, (для продвинутых обучающихся двумя руками на 2-4 октавы), тонические трезвучия с обращениями аккордами по четыре звука каждой рукой отдельно на 2 или 4 октавы.

4. 

Рекомендуемый репертуарный список

 

                                                   Этюды

Бургмюллер Ф. Соч. 109 №1

Беренс Г. «32 избранных этюда» соч. 61:  № 1 – 3, 26

                     Соч. 88 «Этюды» № 5, 7

Бертини А. «28 избранных этюдов» соч. 32 № 4, 5, 9 

Гедике А. Соч. 47 «30 легких этюдов» № 20, 26

Киркор Г. Соч. 15 «12 пьес – этюдов» № 1

Лемуан А. Соч. 37 «Этюды» № 28 – 30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48, 50

Лешгорн А. Соч. 66 «Этюды» № 1 – 4

Майкапар С. Соч. 31 «Стаккато – прелюдия»

Черни К. «Избранные этюды» под ред. Гермера Ч. 2 № 6, 8, 12

                      Соч. 299 № 1, 2, 4, 14

 

 

Пьесы

Григ Э. «Вальс»

Караев К. «Задумчивость»

Майкапар С. «Мелодия» соч.8, «Элегия» соч.33

Парцхаладзе  С. «Танец»

Прокофьев С. «Сказочка», «Прогулка»

Пахульский  А.«В мечтах»

Раков Н. «Снежинки», «Грустная мелодия», «Вальс» фа-диез минор, ми    

                Минор, «Полька», «Сказка»

Рамо Ж.«Скерцо»

Ребиков В. «Вальс», «Дервиш»

Сигмейстер Д. «Пьеса» ля  минор

Скултэ Е. «Ариэтта»

Чайковский П. «Вальс»

Шуман Р.«Дед мороз», «Деревенская песня», «Маленький романс»

Щуровский И.«Танец», «Утро»

 

                                Полифонические произведения

Бах И. С. Ария фа  минор, Ми-бемоль  мажор

Бурре соль  мажор («Французская сюита» № 2)

Маленькие прелюдии тетр. 1 № 1 До  мажор, № 3 ре  минор, № 5 ре  минор, № 6 ре  минор; тетр. 2 № 1 До  мажор, № 5 ре  минор, № 6 ре  минор,  № 12 ре  минор

Двухголосные инвенции № До  мажор, № 4 ре минор, № 13 ля  минор,

Менуэт до  минор («Французская сюита» № 2)

Бах Ф. Э. «Фантазия»

Гендель Г. Ф. Жига  ре  минор, Куранта Фа  мажор, Сарабанда с вариациями

Глинка М. Фуга До  мажор

Моцарт Л. Ария соль  минор

Рамо Ж. Ф. Жига ми  минор

Циполи Д. Фугетта ми  минор

 

 Произведения крупной формы

 

Гайдн Й. Соната Ре  мажор

               «Романс с вариациями»

Гендель Г. Сонатина Си-бемоль  мажор

Диабелли А. Сонатина соч.168 №4 Ч. 1, 2

                     Сонатина соч.168 №3

Дмитриев Г. «Вариации в очень старинном стиле»

Душек Ф. Соната Си-бемоль  мажор финал

Дюссек Я. «Русская песня с вариациями»

                  Сонатина До  мажор Ч. 1

Кабалевский Д. «Легкие вариации на тему словацкой     народной песни» соч.51 №3

Клементи М. Сонатины До мажор соч.36 №3, Фа  мажор соч.36 №4, Соль  мажор соч.36 №5

Краузе А. Сонатина соч.12 №3 Ч. 1

Кулау Ф. Сонатина соч.55 №1 До  мажор

Моцарт В. А. Рондо Фа  мажор

Халаимов Р. «Легкие вариации на тему чешской песни «Аннушка»

Холминов А. «У ворот, у ворот» ( вариации на русскую народную тему)

Чимароза Д. Соната №1 соль  минор

 

Примерные исполнительские программы:

1.   Бах И.С. Маленькая прелюдия до  минор

    Купревич В. «Осенний эскиз»

2.   Бах Ф.Э. Фантазия ре  минор

    Билаш Т. «Тарантелла»

3.   Бетховен Л. Сонатина Фа  мажор

    Прокофьев С. «Сказочка»

4.   Циполи Н. Фугетта ми  минор

    Пахульский А.  «В мечтах»

5.   Кулау Ф. Вариации Соль  мажор

    Шуман Р. «Охотничья песенка»

                  

В первом полугодии проводятся:                                                                              - контрольный урок – октябрь (этюд);                                                                            -  академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

Во втором полугодии проводятся:                                                                                   -технический зачет - март (гамма, этюд, музыкальные термины);

-переводной зачет в конце года - 2 произведения (пьеса и  полифония (пьеса с элементами полифонии) или пьеса и крупная форма).

5       год обучения

 

1.В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 7 – 12 произведений: 1 – 2 полифонических произведения, 1 – 2 произведения крупной формы, 2 –4 этюда  на разные виды техники, 3 – 4 разнохарактерные пьесы.

2. Чтение с листа постепенно усложняется произведениями различных жанров музыкальной литературы (уровень сложности предлагается преподавателем индивидуально).

3. Технические требования: мажорные и минорные гаммы (по выбору: C, G, D, А, E, F, В, Еs, H; a, e, d, g, с, h) с симметричной аппликатурой в прямом и противоположном движении на четыре октавы, для наиболее продвинутых учащихся – мажорные и минорные гаммы с несимметричной аппликатурой и небольшим количеством ключевых знаков (фа – мажор, си – минор), а также мажорные и минорные гаммы  с  симметричной аппликатурой в терцию и дециму в прямом движении на две или четыре октавы. Хроматические гаммы в прямом движении на 2 или 4  октавы, в противоположном движении от звуков «ре» и «соль – диез» (симметричная аппликатура). Короткие арпеджио двумя руками на 4 октавы, длинные арпеджио двумя руками на 4 октавы, для продвинутых учащихся – ломаные арпеджио отдельными или двумя руками на 2 или 4 октавы. Тонические трезвучия с обращениями по четыре звука на 4 октавы. Для продвинутых учащихся – полный кадансовый оборот аккордами: К6/4-Д7-Т5/3.

 

Рекомендуемый репертуарный список

 

                                                 Этюды

Бургмюллер Ф. Этюд соч.100 №21

Голубев Е. «Игра в мяч» соч.27 №13

Гедике А. «Миниатюра в форме этюда» соч.8 №4

Геллер С. Этюд соч.45 №2

Геллер С. Этюд соч.47 №3

Дювернуа Ж. Этюд соч.276 №12

Зейналы А. «Спор»

Лак Т. Этюд соч.172 №4

Лак Т. Этюд соч.172 №5

Черни К. «Избранные этюды» (по выбору)

Шитте Л. Этюд соч.68 №3

Шитте Л. Этюд соч.68 №9

Шмит Г. Этюд соч.3 №3

 

                                Произведения крупной формы

Бах Ф.Э. Соната фа  минор (1 часть)

Бенда Й. Сонатина №6 ре  минор

Бортнянский Д. Соната До  мажор (1 часть)

Вебер К.М. Анданте с вариациями Соль мажор

Гайдн Й. Легкая соната Соль мажор в четырех частях

Жилин А. «Как на дубчике два голубчика» (русская песня с вариациями)

Клементи М. Сонатина Си-бемоль мажор (2, 3, 4 части)

Кикта В. «Андрюшина сонатина»

Кулау Ф. Сонатина Ля мажор (1 часть)

Моцарт В.А. Сонатина До мажор (1 часть)

Скарлатти Д. Соната Фа  мажор

Сандони Дж. Соната ре  минор в трех частях

Скулте А. Сонатина До  мажор (1 часть)

Чимароза Д. Соната Соль  мажор 

 

                            Полифонические произведения

Альбинони Т. «Адажио»

Бах И.С. Двухголоснаые инвенции До  мажор,  ре  минор, ля  минор

                Ария из Французской сюиты до  минор

                Маленькая прелюдия Ми  мажор

                Маленькая двухголосная фуга до  минор

Гедике А. Трехголосная прелюдия

Гендель Г. Гавот

                  Прелюдия, Алеманда из сборника «12 легких пьес»

Куперен Л. «Вольта»

Моцарт Л. Менуэт

Нейзидлер Г. «Падуана»

Пахельбель И. Фугетта

Русская народная песня «Уж ты сад» в обработке Слонима Р.

Русская народная песня «Вдоль по улице» в обработке Эйгес К.

Украинская народная песня «Плывет челн» в обработке Берковича И.

Фишер И. Менуэт

Циполи Д. Фугетта

Щуровский Ю.«Степная песня»

 

                                                   Пьесы

Александров А. «Русская народная мелодия» соч.76

Барток Б. Пьеса из сборника «Детям»

Бах Ф.Э. «Весна»

Балакирев М. «Полька»

Беркович И. «Украинская песня»

Гаврилин В. «Частушка»

Гречанинов А. «Вальс» соч.158 №, «Осенняя песенка» соч.3

Григ Э. «Вальс» соч.12

              «Вальс» соч.38

Гуммель И. «Скерцо»

Глинка М. «Прощальный вальс»

Даргомыжский А. Вальс «Табакерка»

Дварионас Б. «Вальс»

Жербин М. «Полька»

Жубинская Н. «Раздумье»

Караев К. «Игра»

Калинников В. «Грустная песенка»

Казелла А. «Болеро»

Леденев Р. «Ливень»

Майкапар С. «Токкатина» соч.8

Мелартин Э. «Пастораль» соч.23 №6

Неймарк И. «Веселый почтальон»

Пахульский «В мечтах» соч.23, Прелюд до  минор

Пешетти Д. «Престо»

Перголези «Аллегро»

Прокофьев С. «Сказочка», «Утро» соч.65

Раков Н. «Полька», «Скерцино»

Регер М. «Не слишком ли задорно?» соч.17, «Листок из альбома» соч.44

Свиридов Г. «Зима»

Франк Ц. Пьеса

Чайковский П. «Песня жаворонка», «Сладкая грёза», «Баба Яга» соч.39

Чешская народная песня «Яничек» в обработке Голубовской Н.

Чулаки М. «Веселая прогулка»

Шамо И. «Скерцо»

Шуман Р. «Охотничья песенка», «Маленький романс», «Пьеса без названия»

Щуровский Ю. «Танец», «Гопак»

Эшпай А. «Перепелочка»

 

В первом полугодии проводятся:                                                                              - контрольный урок – октябрь (этюд);                                                                            -  академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

Во втором полугодии проводятся:                                                                                   -технический зачет - март (гамма, музыкальные термины);

-концертное выступление в конце года - 3 произведения (этюд, пьеса и  полифония (пьеса с элементами полифонии) или  этюд, пьеса и крупная форма).

Примерные исполнительские программы концертного выступления:

1. Черни К.  Этюд № 1 соч. 299 До мажор

    Бах И.С. Маленькая прелюдия Фа мажор

    Пахульский Г. «Прелюдия»

2.Черни К. (под ред. Гермера) Этюд № 7 До мажор

    Бах И.С. Маленькая прелюдия ре минор

    Свиридов Г. «парень с гармошкой»

3. Лак Т. Этюд №23 соч. 127

    Гендель Г. Куранта Фамажор

    Глинка М. мазурка до минор

4. Лешгорн К. Этюд №6 соч.38

    Бах И.С. Двухголосная Инвенция До мажор

    Григ. Листок из альбома

5. Майкапар С. Стаккато-прелюдия

    Клементи М.Сонатина До мажор, I часть

    Дебюсси. «Маленький негритенок»

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОЛДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Основы игры на музыкальном инструменте (фортепиано)» и включает следующие знания, умения, навыки:

        - знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

        - знание элементарных музыкальных терминов и умение использовать теоретические знания при игре на фортепиано;

        - владение основными приемами звукоизвлечения, умение правильно использовать их на практике;

- умение исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе;

-   умение анализировать свое исполнение;

- умение самостоятельно разбирать и разучивать несложные музыкальные произведения;

          - владение начальными навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле;

          - владение навыками чтения с листа легкого музыкального текста;

          -владение навыком публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.

 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

 

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля  являются: контрольный урок, зачет, академический концерт, прослушивание, а также участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.

Оценка выставляется каждую четверть и в конце года.

Итоговая аттестации проходит в форме концертного выступления, содержанием которого является исполнение сольной программы.

Контрольный урок относится к текущей форме контроля, которая предполагает исполнение обучающимся программы на оценку в индивидуальной форме во время урока в классе. Исполнение обучающегося на контрольном уроке может оценивать как сам преподаватель, так и комиссия из двух преподавателей.

Прослушивание относится к текущей форме контроля. Это форма контроля для обучающихся выпускного класса, участников различных фортепианных конкурсов, фестивалей. Представляет собой исполнение программы целиком или отдельной ее части с реализацией разных, утвержденных в плане учебной работы школы, исполнительских задач.

 Исполнение обучающегося на прослушивании оценивает комиссия не мене чем из двух преподавателей по системе «зачет» - «незачет». Прослушивания проводятся в зависимости от исполнительской цели по утвержденному графику учебной работы. Количество произведений для исполнения и цели прослушиваний обсуждаются преподавателями при составлении плана учебной работы на полугодие.

Академический концерт относится к рубежной форме контроля. Это форма исполнения программы в сценической обстановке в соответствии с программными требованиями по классам.

 Исполнение обучающегося на академическом концерте оценивает комиссия не мене чем из двух преподавателей. Проводятся академические концерты один раз в год – в конце первого полугодия. Традиционно программа академического концерта состоит из 1-2-х произведений.

Технический зачет относится к текущей форме контроля. Это форма исполнения технического блока (комплекса) или отдельной его части в сценической обстановке в соответствии с программными требованиями по классам.

 Исполнение обучающегося на техническом зачете оценивает комиссия не мене чем из двух преподавателей. Проводятся технический зачет один раз в год – в третьей четверти. Также на техническом зачете традиционно осуществляется проверка знаний музыкальных терминов.

Переводной зачет относится к  форме промежуточной аттестации. Это отчет обучающегося о накопленных за учебный год навыках, результат проделанной исполнительской работы, на основе которого формируется решение о переводе обучающегося в следующий класс

 Сценическое исполнение обучающегося на переводном зачете оценивает комиссия не мене чем из двух преподавателей. Переводной зачет проводятся один раз в год – в конце второго полугодия в мае. Традиционно программа переводного зачета состоит из 2-х произведений.

Концертное выступление с исполнением сольной программы относится к  форме итоговой аттестации. Это форма контроля для выпускников. Сценическое исполнение обучающегося на  оценивает комиссия не мене чем из трех преподавателей. Выпускной экзамен проводится в конце второго полугодия в мае, где обучающийся представляет сольную программу их 3-х  произведений. Варианты программ могут различаться по степени трудности и должны учитывать индивидуальные исполнительские возможности обучающихся.

Критерии оценки

         С учетом сложившихся традиций к оценочной деятельности в школе  применяется пятибалльная оценочная система. Для более гибкой оценки игры обучающихся также применяются  знаки «плюс» (+) и «минус» (-).

При оценивании обучащегося, осваивающего данную общеразвивающую программу, следует учитывать:

-формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

-наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

-овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

-степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.

5 («отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Чистая интонация, верно исполненные штрихи, выразительное, эмоциональное исполнение. Допускаются незначительные неточности из-за сценического волнения, если они не влияют на дальнейшее исполнение и эмоциональный настрой.

 

Исполнение этюдов (виртуозных пьес) в точно соответствующем  авторскому указанию темпе с художественным осмыслением технических видов.

 

Уверенное, ритмически стабильное, непрерывное исполнение видов упражнений (в соответствии с техническими требованиями по годам обучения) на техническом зачете, с темповым соответствием техническим возможностям  обучающегося  и применением правильных приемов исполнения.

4 («хорошо»)

Художественно осмысленное грамотное исполнение, часто прерываемое техническими или текстовыми неточностями из-за сильного сценического волнения.

Или непрерывное исполнение произведения, но со слабым проявлением эмоциональности.

 

Уверенное исполнение этюдов (виртуозных пьес) в темпе, чуть медленнее, чем   авторские указания  ( в соответствии с техническими возможностями обучающегося)по тексту со слабым проявлением эмоциональности. Исполнение этюдов (виртуозных пьес) в точно соответствующем  авторскому указанию темпе, но прерываемое техническими неточностями из-за сильного сценического волнения.

3 («удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д., играет сам по себе, не в ансамбле.

 

Воспроизведение нотного текста этюдов (виртуозных пьес) в сдержанном темпе, не эмоционально. Ритмически нестабильное исполнение видов упражнений (в соответствии с техническими требованиями по годам обучения) на техническом зачете, в сдержанном темпе, часто прерываемое запинками из-за сильного сценического волнения, с неправильными приемами исполонения.

2(«неудовлетворительно»)

Исполнение имеет комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

Исполнение отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

«незачет» (без оценки)

Исполнение имеет комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий.

 

 

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

Методические рекомендации преподавателям

Срок реализации данной программы учебного предмета позволяет: перейти на  обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Занятия в классе должны сопровождаться  внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося  с историей фортепиано, рассказать о выдающихся пианистах и композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что преподаватель в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления с целью расширения музыкального кругозора и развития навыков разбора и чтения нот с листа. Репертуарный список произведений программы, изучаемый в каждом классе, а также программы контрольно-зачетных форм, являются примерными и могут быть дополнены или изменены педагогом, исходя из методической целесообразности. Программа обучающегося может быть составлена индивидуально соответственно музыкальному развитию и техническому продвижению. Работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане обучающегося.

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных  песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

 

Методические рекомендации обучающимся по организации самостоятельной работы

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности обучающегося.

Ребенок должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа должна быть системной и эффективной. Она может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по учебному предмету.

Необходимо помочь обучающемуся организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких; выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

 

VI.                СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Учебно-методическая литература

 

1.  Артоболевская А. Учебное пособие «Первая встреча с музыкой». Москва, 1990г.

2. Белых С.Л., Копотева Г.Л. Рекомендации по составлению рабочих  программ для педагогов сферы искусства и культуры.  Ижевск. 2009г.

3.  Крюкова В., Левченко Г. Особенности образовательного процесса и учебных программ детских музыкальных школ. Сб.: «Музыкальная педагогика», «Феникс». Ростов - на - Дону. 2002 г.

4. Программа по классу специального фортепиано для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств). Москва, 1991 г.

5. Примерные репертуарные списки для фортепиано. Приложение к программе «Музыкальный инструмент» для детских музыкальных школ (Музыкальных отделений школ искусств). Москва, 1989 г.

 

Рекомендуемая нотная литература:

1.       А11еgго тетрадь № 1. Т.И. Смирнова

2.       Хрестоматия для фортепиано. Бакулов А.

3.       Бусинки. Гречанинов. Ред. Белов

4.       А11еgго тетрадь № 2, 3. Т.И. Смирнова

5.       Юный пианист. Выпуск № 2. Ройзман, Натансон

6.       Этюды. Педагогический репертуар

7.       Бах. Нотная тетрадь

8.       Хрестоматия 4 класс

9.       Пьесы русских композиторов. Хрестоматия 196З г.

10.   Пьесы. Ред. Колос

11.   Детский альбом. Чайковский

12.   Маленькому виртуозу. Ред. Смоляков

13.   А11еgго тетрадь № 4. Т.И. Смирнова

14.   Альбом сонатин. Ред. Сорокина

15.   Сонаты, рондо, вариации. Ред. Ляховицкая

16.   Полифонические пьесы. Ред. Томакина

17.   Этюды для начинающих. Ред. Терентьева

18.   Этюды. Ред. Бакулов

19.   Маленькие этюды. Шитте

20.   Этюды. Ред. Карафинна

21.   Этюды. Ред. Дельнова

22.   Этюды. Черни - Гермер

23.   50 этюдов. Лемуан. Музыка, 1965 г.

24.   60 этюдов. Крамер. Ред. Бюлова, 1952 г.

25.   Избранные этюды. Черни - Гермер. Ред. Просыпалова

26.   Избранные этюды. Ред. Натансон

27.   Этюды, пьесы. Ред. Михалик

28.   Избранные этюды, г. Москва

29.   Полифонические пьесы. Ред. Дельнова

30.   Полифонические пьесы. Хрестоматия

31.   Хрестоматия 1 и 2 часть. Киев.

32.   Полифонические пьесы. Ред. Копчевского

33.   Маленькие прелюдии и фуги. И.С. Бах. Ред. Черни. Киев, 1973 г.

34.   Маленькие прелюдии и фуги. И.С. Бах. Ред. Кувшинников.

35.   Крупная форма. Хрестоматия. Ред. Копчевского

36.   Сонатины и вариации. Ред. Левин

37.   Бах. Нотная тетрадь. А.М. Бах, 1982 г.

38.   Школа игры на фортепиано. Кувшинников 1 класс, 1964 г.

39.   Джазовые и эстрадные композиции. Вып. 1985 г.

40.   Джазовые и эстрадные пьесы, 1985 г.

41.   Прокофьев. Избранные фортепианные произведения, 1981 г.

42.   Кабалевский. Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 2, 1984

43.   Прокофьев. Детская музыка, 1987 г.

44.   Народная музыка в обработке для фортепиано. Вып. 5, 1985 г.

45.   Полифонические произведения украинских, советских композиторов. Вып. 1,1979г.

46.   Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 5, 1985г.

47.   Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 4, 1984г.

48.   Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 3, 1983г.

49.   Современные фортепианные пьесы для фортепиано. Вып. 2, 1982г.

50.   Час досуга любителя игры на фортепиано. Вып. 13, 1976 г.

51.   Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 9, 1987 г.

52.   Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 7, 1986 г.

53.   Фортепианная музыка для детей и юношества. Вып. 4, 1984 г.

54.   Юный пианист. Вып. 2, 1971 г.

55.   Пьесы Удмуртских композиторов.

56.   Пьесы Зарубежных композиторов. Ред. Дельнова

57.   Сборник «Копилка». Ред. Н. Лукиных

58.   Русский альбом. Вып. 2, 3. Ред. Бакулов

59.   Черни. Этюды. «Искусство беглости». Соч. 740

60.   Бертини. 28 этюдов. Москва, 1974 г.

61.   Чайковский. «Времена года»

62.   Глиэр. Избранные произведения

 

                          Используемая литература:

 

1.А.Алексеев, «Методика обучения игры на фортепиано».М., 1971г.;

А.Алексеев, «Очерки по методике обучения игры на фортепиано»; Выпуск 1, М., 1950г;

Л.Боренбойм, Вопросы фортепианной педагогики

и  исполнительства. М., 1961г.;

И.Браудо, « Об изучении клавирных сочинений И.С.Баха в музыкальной школе» М., 1965г.;

Вопросы  фортепианной  педагогики» Под ред. В.Нотансона вып.1,2,3., М., 1963г, 1967г, 1971г;

Е.Гнесина Подготовительные упражнения. М., 1963г.;

Н.Голубовская «Искусство педализации» Л., 1967г.

Г.Коган «Вопросы пианизма» М., 1958г.;

Е.Либерман «Работа над фортепианной техникой» Л., 1971г.;

Е.Либерман,«Творческая работа пианиста с авторским текстом» М., 1988г.;

А.Николаев,  Работа над этюдами и упражнениями, М., 1967г.;

С.Савшинский «Пианист и его работа», Л., 1968г.;

С.Савшинский «Работа пианиста над техникой»,Л.,1968г.;

С.Савшинский Режим и гигиена работы пианиста»,

Л., 1968г.;

Б.Теплов, «Мастера советской пианистической школы», М., 1954г.

Б.Теплов, «Психология музыкальных способностей» М., 1947г.;

М.Фейгин «Индивидуальность ученика и искусство педагога», М.,1968г.;

М.Фейгин, «Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на фортепиано», М.,1960г.;

А.Шацов, «Некоторые вопросы фортепианной техники», М.,1947г.;

А.Шайов, «О методике работы с учащимися», М.,1947г.;

А.Шацов  «Фортепианная педагогика» М., 1947г.;

Л.Маккинон. «Игра наизусть”, изд.  «Классика-XXI». М., 2006г.;

- Как выучить играть на рояле. «Классика-XXI”. М., 2006г.;

- И. Браудо «Обучение клавирных сочинений Баха в музыкальной школе», «Классика-XXI». М.,2001г.

- Виницкий «Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением», «Классика-XXI». М.,2003г.;

- С.А.Айзенштадт «Детский альбом П.И.Чайковский». «Классика-XXI». М.,2009г.

- А.Сомова «Маленькому виртуозу» Вып.3. «Советский композитор» М., 1972г.;

Н.Любомудрова. Хрестоматия для фортепиано 4кл. «Музыка».М., 1981г.;

Н.Любомудрова. Хрестоматия для фортепиано.

4кл.Вып.2.,т.вторая, «Музыка» М., 1975г.;

Н.Любомудрова. Хрестоматия для фортепиано. «Музыка».М., 1980г.;

И.С.Бах «Хорошо темперированный клавир» ч.1, «Музыка». М., 1974г.;

Фортепианная музыка для детей, средние классы, «Советский композитор», М., 1983г.;

Пьесы для фортепиано.Вып.14. «Советский композитор», М., 1984г.;

И.Беркович «25 легких фортепианных пьес», «Советский композитор», Киев.1962г.;

Популярная музыка кино. Переложения для фортепиано. Вальсы.Вып.3., «Советский композитор», М.,1983г.;

Н.Соколова «Ребёнок за роялем».Хрестоматия для фортепиано в 2и 4 руки. «Музыка», М.,1983г.;

В.Бунин. Начинающему пианисту «Пьесы современных композиторов», «Музыка», М., 1982г.;

Ю.Челкаускас «Пьесы советских композиторов» для самых маленьких. Вып. 5, «Музыка». М.,1978г.

А.Полонский «Джазовые и эстрадные композиции для фортепиано».Вып. 2. «Музыка». М., 1981г.;

Ганон «Пианист-виртуоз» упражнения для пальцев

«Музыка-будапешт»;

Д.Кабалевский  «Фортепианная  музыка для детей и юношества» Вып.2, «Советский композитор» М., 1970г.;

М.Соколов . Полифонические пьесы советских композиторов  для фортепиано» Вып.1. «Советский композитор» М.,1968г.;

А.Пирунов «Детский альбом для фортепиано» 1-4 классы. «Советский композитор».М..1968г.;

С.Бархударян «Детские пьесы для фортепиано» 1-3 классы, «Советский композитор». М., 1968г.;

К.Черни «Этюды для начинающих» Изд.2.,»Музыка». Л.,1980г.;

Фортепианная музыка. Мл.классы. Пьесы. «Советский композитор». М., 1972г.;

Фортепианная музыка. Ансамбли мл.классы. Вып.5, «Советский композитор» М., 1981г.;

В.Дельнова «Этюды для фортепиано». Вып.2, «Советский композитор». М., 1969г.;

А.Гедике «Альбом пьес для фортепиано». «Музыка». М., 1986г.;

Н.Ширинская «Лёгкие пьесы» 1-3 классы.Тет.5, «Советский композитор». М., 1968г.;

А.Руббаха «Сборник пьес советских композиторов», М., 1949г.;

А.Рякашюс «Девять пьес для фортепиано».

«Советский композитор», М., 1967г.;

- Хрестоматия для фортепиано. 1класс. «Музыка». М., 1981г.;

-Фортепианная игра.1-2классы.»Музыка». М.,1982г.

-Пьесы для фортепиано. 5 класс.Вып.3. «Музыка». М., 1972г.;

-Юный пианист. ч.2.

-Отрывки из опер и балетов советских композиторов. Вып.2. «Музыка». М., 1965г.;

-Пьесы композиторов XVIII-XIX веков. «Музыка». М., 1969г.;

-Ансамбли. 6-7 класс. «Советский композитор». М.,1962г.;                      

-Ансамбли для фортепиано. Средние и старшие классы. Вып.1. «Советский композитор». М.,1979г.

-Пьесы зарубежных композиторов. Вып.1. «Советский композитор». М., 1962г.;

-Бетховен. 6 экоссезов. Изд.»Будапешт». 1972г.;

-И.Хрисаниди «Дворянское гнездо» Г.Орёл. 2002г.

-Музыка в школе. Пьесы и песни для слушания в начальной школе. «Государственное муз. изд.» Л., 1961г.;

- Хрестоматия для фортепиано. 5 класс. «Музыка». М., 1980г.;

- Популярные марши для фортепиано. «Музыка». М., 1971г.;