Положение о внутришкольном контроле

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования    

Озерского городского округа  «Детская школа искусств»

 

 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МБУДО «ДШИ»

 

протокол № 3

от «31» октября  2019 г.

                   УТВЕРЖДЕНО

Директор МБУДО «ДШИ»

 

  ______________Е.Ю. Каменская

         Приказ от «31» октября 2019 г. № 63

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ

В  МБУДО «ДШИ»

 

1.     Общие положения.

1.1.     Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Озерского городского округа «Детская школа искусств» (далее – ДШИ).

1.2.     Положение регламентирует содержание и порядок проведения  внутришкольного контроля (ВШК).

1.3.      Внутришкольный контроль – процесс получения и переработки информации о ходе и результатах образовательной деятельности с целью принятия на этой основе управленческого решения.

1.4 Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или   оперативных   проверок, мониторинга, проведения административных работ.

     Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

     Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях учащихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

     Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, соблюдение питьевого режима и режима  питания, выполнение иных режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).

     Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором ДШИ или его заместителем по учебно-воспитательной работе (при наличии) с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

1.4.     Положение о ВШК принимается на педагогическом совете, который имеет право вносить в него изменения и дополнения.

 

2. Цель и задачи внутришкольного контроля

2.1. Целью внутришкольного контроля качества образования является совершенствование деятельности ДШИ, обеспечение органов управления ДШИ, экспертов в области образования, осуществляющих общественный характер управления образовательным  учреждением, информацией о состоянии и динамике качества образования в ДШИ.

2.2. Задачами мониторинга качества образования являются:

·     организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования;

·     осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования, выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

·     анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

·     изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предположений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

·     проведение сравнительного анализа  и анализа факторов, влияющих на динамику качества образования;

·     оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования.

·     оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;

 

3.Содержание контроля:

·    Выполнение  Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об                       образовании в Российской Федерации», в части дополнительного образования детей и взрослых.

·    использование методического обеспечения в образовательном процессе;

·    реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдение утвержденного учебного графика;

·    ведение  документации (календарные планы, индивидуальные планы, журналы, дневники обучающихся и т.д.);

·    соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов ДШИ;

·    соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и текущего контроля  успеваемости;

·    работа творческих групп, методических объединений;

·    реализация воспитательных планов;

·    организация питания и питьевого режима,

·    охрана труда  участников образовательного процесса;

·    исполнение принятых коллективных решений, нормативных актов;

·    выполнение требований санитарных правил;

4.    Методы контроля:

·       анкетирование;

·       тестирование;

·       социальный опрос;

·       мониторинг;

·       письменный и устный опросы;

·       изучение документации;

·       наблюдение;

·       беседа.

 5.     Виды ВШК (по содержанию)

5.1. Тематический (глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса, одного направления деятельности в практике работы коллектива, группы, одного преподавателя).

5.2. Фронтальный или комплексный (всестороннее изучение коллектива, группы или одного преподавателя по двум или более направлениям деятельности).

6. Формы ВШК

6.1. Персональный  (имеет место, как при тематическом, так и при фронтальном виде контроля).

6.2. Классно-обобщающий (при тематическом и фронтальном контроле).

6.3. Тематический.

6.4. Предметно-обобщающий (при тематическом контроле и фронтальном контроле).

7. Организация ВШК.

7.1. Проверка состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из следующих этапов:

·       определение цели проверки;

·       выбор объектов проверки;

·       составление плана проверки;

·       инструктаж участников;

·       выбор форм и методов контроля;

·       вывод, вытекающие оценки;

·       рекомендации или предложения по совершенствованию образовательного процесса или устранению недостатков;

·       определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.

7.2.Контроль  осуществляет директор ДШИ,  заместитель директора по учебно-воспитательной   работе (при наличии), заведующие  методическим объединением (секцией), или созданная для этих целей комиссия. В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты, преподаватели высшей категории, методисты.

7.3. Директор издает приказ об утверждении плана проверок на учебный год, сроках и цели  проверок, устанавливает сроках предоставления итоговых материалов.

7.4. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля.

7.5. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения преподавателя, если в плане указаны сроки контроля.

            Директор, его заместитель по учебно-воспитательной работе, заведующий методическим объединением (секцией) может посещать уроки преподавателя ДШИ без предварительного предупреждения.

8. Основаниями для проведения контроля могут быть:

·       заявление педагогического работника на аттестацию;

·       плановый контроль;

·       проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

·       обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

9.  Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, в которой указывается:

·       цель контроля;

·       сроки;

·       состав комиссии (по необходимости);

·       какая работа проведена в процессе проверки (посещены уроки, проведены контрольные работы, собеседования, просмотрена  документация и т.д.);

·       констатация фактов (что выявлено);

·       выводы;

·       рекомендации и предложения;

·       где подведены итоговые проверки (М/О, совещание педагогического коллектива, педсовет, индивидуально и т.д.);

·       дата и подпись исполнителя.

10. Проверяемый педагогический работник имеет право:

·       знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

·       знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

·       своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

·       обратиться в  комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в ДШИ или вышестоящие органы (Управление культуры администрации Озерского городского округа) при несогласии с результатами контроля.

11. По итогам контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:

·       Проводятся заседания педагогического совета или методических объединений,  административные совещания с педагогическим составом;

·       Результаты проверок учитываются при проведении аттестации педагогических работников.

 Директор ДШИ по результатам контроля принимает решения:

·       об издании соответствующего приказа;

·       об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;

·       о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов;

·       о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;

·       о поощрении работников;

·       иные решения в пределах своей компетенции.

12.   Персональный контроль.

·       Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного преподавателя.

·       В ходе персонального контроля контролирующее лицо или комиссия изучает соответствие уровня компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности:

·       уровень знаний основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии;

·       соответствие содержания обучения ФГТ, современной методике обучения и воспитания;

·       умения создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе;

·       умение использовать в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения; элементарные методы и средства педагогической диагностике; основные формы дифференциации контингента обучающихся; основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся;

·       уровень овладения преподавателя педагогическими технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;

·       уровень подготовки обучающихся;

·       сохранение контингента ДШИ.

 При оценке деятельности преподавателя учитывается:

·    выполнение дополнительных образовательных  программ в полном объеме;

·    уровень знаний, умений, навыков обучающихся;

·    степень самостоятельности обучающихся;

·    дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся;

·    совместная деятельность преподавателя и ученика;

·    наличие положительного эмоционального микроклимата;

·    умение отбирать содержание учебного материала;

·    способность к анализу педагогических ситуаций;

·    умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт.

При осуществлении персонального контроля контролирующее лицо или комиссия имеет право:

·       знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями преподавателя (индивидуальными  планами,  журналом, дневниками и тетрадями обучающихся, планами воспитательной работы и т.д.);

·       изучить практическую деятельность педагогических работников ДШИ через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий;

·       анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности (контрольные работы, зачёты и т.д.);

·       анализировать результаты методической, опытно-экспериментальной работы преподавателя;

·       выявлять результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях и т.д.;

·       организовать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование обучающихся, родителей, преподавателей;

·       делать выводы и принимать управленческие решения.

13.  Классно-обобщающий контроль.

13.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе.

13.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в том или ином классе.

13.3. В ходе контроля изучается весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе:

·       деятельность преподавателя;

·       включение обучающихся в познавательную деятельность;

·       привитие интереса к знаниям;

·       уровень знаний, умений и навыков обучающихся;

·       стимулирование потребностей в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;

·       сотрудничество преподавателя и обучающихся;

·       выполнение учебных программ (теоретической и практической части);

·       владение преподавателем новыми педагогическими технологиями при организации обучения;

·       дифференциация и индивидуализация обучения;

·       работа с родителями и обучающимися;

·       воспитательная работа;

·       социально-психологический климат в детском коллективе.

13.4. Классы для проведения контроля определяются по результатам  анализа  итогов предыдущего учебного года, полугодия или четверти.

13.5. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся совещания при директоре или его заместителе (при наличии), классные часы, родительские собрания.

14. Тематический контроль

14.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности ДШИ.

14.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки обучающихся, уровня сформированности  умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы.

14.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

14.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития ДШИ, проблемно-ориентированным анализом работы  по итогам учебного года, основными тенденциями развития дополнительного образования в Озерском городском округе, Челябинской области, стране.

14.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы ДШИ.

14.6. В ходе тематического контроля:

- проводятся тематические исследования (анкетирование,  тестирование);

- осуществляется анализ практической деятельности преподавателя, обучающихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий; анализ  документации.

14.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.

14.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре, заседаниях методических объединений.

14.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития обучающихся.

14.10. Результаты тематического контроля нескольких преподавателей могут быть оформлены одним документом.

15.Контроль выполнения ФГТ.

Работа по федеральным государственным требованиям требует дополнить перечень традиционных контрольных действий новыми, позволяющими охватить все аспекты деятельности ДШИ в условиях введения ФГТ.

Новым содержанием контрольных действий, реализующихся внутришкольным контролем, являются:

а) система управления образовательным учреждением:

-оценка уровня (степени) реализации (выполнения) требований ФГТ к модели выпускника ДШИ, результатам освоения дополнительных предпрофессиональных программ, моделям социального заказа и др.;

-диагностика (мониторинг) состояния системы управления введением ФГТ в образовательном учреждении;

-оценка состояния системы управления с точки зрения соответствия требованиям  стандарта, а также на предмет их выполнения (достижения);

-анализ причин выявленных рассогласований и поиск путей их преодоления;

б) работа с кадрами:

-обеспечение (выполнение) требований к уровню профессиональной квалификации, личностным качествам педагогических и иных работников образовательного учреждения, работающих в условиях введения  федеральных государственных  требований и оценка результативности  реализации;

в) работа с контингентом обучающихся:

-диагностика учебных и творческих возможностей обучающихся;

-диагностика и выявление обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической поддержке;

-организация коррекционной работы.

г) финансово-экономическая и хозяйственная деятельность:

- изучение спроса образовательных услуг;

- оценка степени соответствия материально-технического обеспечения и дидактических средств обучения  федеральным государственным требованиям к минимальной оснащенности образовательного процесса;

-оценка степени обеспеченности электронными ресурсами, в том числе размещенными в сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ

Содержание контроля

Кто осуществляет

Периодичность

Где заслушать и обсудить

Где отражено

Посещаемость учебных занятий учениками

Преподаватели

ежемесячно

Оперативное  совещание

 Протокол оперативного совещания

Организация работы с перспективными и конкурсными обучающимися

Преподаватели

один раз в четверть

Оперативное совещание

 

 

 

Выполнение обучающимися программ

Преподаватели

 

декабрь,май

(по полугодиям)

 Педагогический совет

 

 

 

Состояние преподавания, качество знаний обучающихся

Преподаватели

декабрь,май

(по полугодиям)

 Педагогический совет

 

 

 

 

 

Проверка знаний обучающихся

Директор, преподаватели

во время проведения контрольных прослушиваний, зачетов  в соответствии с учебным планом

Педагогический совет

 

Организация индивидуальной работы с обучающимися

Преподаватели

один раз в четверть

Оперативное

совещание

 

Сохранность школьного имущества

Директор,

преподаватели

один раз в год

Общее собрание трудового коллектива

 

 

 

Соблюдение правил ТБ, противопожарных правил и правил антитеррора

Директор,

ответственные лица

один раз в полугодие

Инструктажи

Один раз в полугодие

 

 

 

Состояние санитарно – гигиенического режима школы

Директор,

ответственные лица

сентябрь

Совещание при директоре

 

Укрепление материально технической базы школы

Директор

сентябрь,

май

Производственное

совещание

 

 

Отчет        финансово-хозяйственной деятельности

Директор

февраль

Производственное

совещание

 

 

Инновационная работа в школе

Директор, преподаватели

апрель

Производственное

совещание

 

 

     ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ КОНТРОЛЯ    НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В МЕСЯЦ

 

Содержание контроля

Кто информирует

Когда

Где заслушать и обсудить

                                                      и                                      Исполнение

Выполнение плана работы школы

Директор

Один раз в полугодие

Педагогический совет

 

 

 

 

Работа с учащимися со слабыми музыкальными данными и учащимися, пропускающими занятия

Преподаватели

Один раз в четверть

Производственное

совещание

 

 

 

 

 

Состояние школьной документации

Директор

 

Один раз в полугодие

Производственное

совещание

 

 

 

Подготовка и участие обучающихся в конкурсах.

Директор,

преподаватели

Один раз в полугодие

Педагогический совет, оперативное

совещание

 

 

 

Концертно-просветительская деятельность школы

ответственные лица Хуснутдинова Г.Д.

 

Один раз в полугодие

Педагогический совет, оперативное

совещание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ КОНТРОЛЯ

НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В ЧЕТВЕРТЬ/ПОЛУГОДИЕ

 

Содержание контроля

Кто информирует

Когда

Где заслушать и обсудить

Исполнение

Работа педагогического совета

Директор

Один раз в четверть/полугодие

Педагогический совет

 

 

 

Планирование, подготовка и организация работы в каникулы

Директор

Один раз в четверть

Производственное совещание

 

Работа методических секций

Зав. методическими секциями

Один раз в четверть

Педагогический совет

 

Выполнение планов методической работы

Директор Преподаватели

 

Один раз в четверть

Педагогический совет,

оперативное совещание

 

 

Работа с родителями

Преподаватели

 

В течение года

Педагогический совет,

оперативное совещание

 

Работа школы с кураторами из ОзКИ

Преподаватели

Один раз в полугодие

Педагогический совет

оперативное совещание

 

 

 

 

 

Взаимодействие со спонсорами

Директор

В течение года

Педагогический совет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Общие положения.

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»,  Уставом Детской школы искусств (далее ДШИ).

1.2. Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля (ВШК).

1.3. Внутришкольный контроль – основной источник информации для анализа состояния образовательного учреждения, достоверных результатов деятельности участников образовательного процесса с целью принятия на этой основе управленческих решений.

1.4. Внутришкольный контроль – это проведение директором ДШИ, его заместителями наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением педагогическими работниками законодательных и иных нормативных актов РФ, Челябинской области, администрации Озерского городского округа в области образования.

1.5. Основным объектом ВШК является деятельность преподавателей ДШИ, а предметом – соответствие результатов их педагогической деятельности законодательству РФ и нормативным правовым актам, включая приказы, распоряжения по ДШИ и решения педагогических советов.

1.6. ВШК должен быть плановым, системным, целенаправленным, квалифицированным, многосторонним, дифференцированным, интенсивным, четко организованным и результативным.

1.7. Положение о ВШК принимается Педагогическим советом ДШИ, имеющим право вносить в него изменения и дополнения, и утверждается директором ДШИ.

1.8. В ходе контроля не могут быть нарушены права и свободы участников образовательного процесса, а также контролируемых лиц.

 

2. Цели, задачи и функции внутришкольного контроля.

2.1. Целью внутришкольного контроля является

-совершенствование деятельности  образовательного учреждения;

-повышение мастерства педагогических работников;

-обеспечение качества образования в ДШИ.

2.2. Основные задачи ВШК:

·        осуществлять контроль за исполнением законодательства в области образования, нормативных документов органов управления образования разных уровней и решений педагогических советов ДШИ;

·        выявлять случаи нарушений  и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов;

·        анализировать причины, лежащие в основе нарушений, принимать меры по их предупреждению;

·        анализировать и давать экспертную оценку эффективности деятельности педагогического коллектива;

·        изучать результаты педагогической деятельности, выявлять положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса и разрабатывать на этой основе предложения по распространению педагогического опыта и устранять негативные тенденции;

·        оказывать методическую помощь педагогическим работникам в процессе контроля.

 

2.3. Функции ВШК:

 

·        информационно-аналитическая;

·        контрольно-диагностическая;

·        коррективно-регулятивная.

 

       3. Содержание внутришкольного контроля.

3.1. Директор ДШИ,  а также по  его поручению  - заместители директора, или иные назначенные лица вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности педагогических и других работников по следующим вопросам:

·        соблюдение законодательства РФ в области дополнительного образования;

·        осуществление государственной политики  в области дополнительного образования;

·        использование методического обеспечения в образовательном процессе;

·        реализация утверждённых образовательных программ и учебных планов, соблюдение утверждённых учебных графиков;

·        соблюдение Устава ДШИ, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов ДШИ;

·        соблюдение требований к ведению школьной документации: журналы  учебных занятий (индивидуальные и групповые), индивидуальные планы и т.п.;

·        соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и текущего контроля их успеваемости;

·        мониторинг успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся:

·        уровень освоения образовательных программ, качество знаний, умений и навыков обучающихся, динамика личностного роста;

·        работа творческих групп, методических объединений, осуществление экспериментальной деятельности в ДШИ;

·        охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;

·        исполнение коллективных решений, нормативных актов;

·        выполнение требований санитарных правил;

·        другим вопросам в рамках компетенции директора ДШИ.

3.2. При оценке преподавателя в ходе внутришкольного контроля учитывается:

·        качество учебно-воспитательного процесса на уроке;

·        выполнение учебных программ в полном объеме:

·         уровень знаний, умений, навыков и развитие личности обучающегося;

·        степень самостоятельности обучающихся;

·        дифференцированный подход к обучающимся в процессе обучения;

·        совместная творческая деятельность преподавателя и ученика, система творческой деятельности;

·        создание условий, обеспечивающих процесс обучения, атмосферы положительного эмоционального микроклимата;

·         умение отбирать содержимое учебного материала (подбор репертуара. дополнительной литературы, информации, иллюстраций и др. материала, направленного на усвоение обучающимися системы знаний);

·        Способность к анализу педагогических ситуаций, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;

·        умение корректировать свою деятельность;

·        умение обобщать свой опыт.

3.3. Направления внутришкольного контроля:

·        реализация прав граждан на образование;

·        внутришкольная документация;

·        уровень обученности и воспитанности;

·        качество преподавания;

·        методическая работа;

·        условия обучения детей;

·        система творческой, проектной и внеклассной воспитательной работы;

·        работа с родителями;

·        охрана труда и обеспечение безопасности.

 

4. Методы внутришкольного контроля.

4.1. При осуществлении контроля  деятельности преподавателей могут использоваться следующие методы контроля:

·        тестирование, анкетирование;

·        социальный опрос;

·        анализ посещенных  уроков и мероприятий;

·        изучение отчетности о деятельности (согласно должностной инструкции);

·        изучение анализа и самоанализа учебной, культурно-просветительской, методической деятельности;

·        изучение документации;

·        собеседование;

·        наблюдение;

·        обсуждение результатов учебной деятельности (академических концертов, технических зачётов, отчетных концертов, экзаменов, просмотров творческих работ), конкурсной и творческой деятельности обучающихся;

·        беседа о деятельности обучающихся;

·        мониторинг (сбор, системный учет, обработка и анализ информации о деятельности ДШИ и результатов образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования).

4.2.     Методы контроля результатов учебной деятельности:

·        наблюдение;

·        устный опрос;

·        письменный опрос;

·        контрольные работы;

·        технические зачеты;

·        академические концерты;

·        прослушивания;

·        просмотры;

·        беседа, анкетирование, тестирование;

·        проверка документации.

 

5. Виды внутришкольного контроля.

 

5.1.  Тематический

  5.1.1. Тематический контроль проводится в течение учебного года по отдельным направлениям деятельности ДШИ с целью углубленного изучения какого-либо конкретного вопроса, одного направления деятельности в практике работы коллектива, методического объединения, группы (уровень знаний. умений и навыков обучающихся, качество работы преподавателя, качество конкурсной, концертно-просветительской деятельности, проведения индивидуальных занятий, работа с родителями и т.п.)

5.1.2.Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки обучающихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы.

5.1.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и внедрение в существующую практику технологий развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта педагогического мастерства.

5.1.4. Темы контроля определяются в соответствии с программой развития ДШИ, проблемно-ориентированным анализом работы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в округе, области, стране.

5.1.5. В ходе тематического контроля:

·        проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);

·        осуществляется анализ практической деятельности преподавателей, посещение уроков, внеклассных мероприятий, анализ школьной и персональной документации

     5.1.6. по результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на

     совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний,

     уровня воспитанности и развития обучающихся.

     5.1.7. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть

     оформлены одним документом.

     5.1.8.По результатам тематического контроля оформляется справка. С результатами

      тематического контроля педагогический коллектив знакомится на заседаниях

      педагогического совета, производственных совещаниях, совещаниях при директоре

      ДШИ, заседаниях методических объединений.

 

5.2.  Комплексный или фронтальный контроль.

      5.2.1. Комплексный контроль проводится не чаще 2-3 раз в год с целью

      одновременной всесторонней проверки одного педагога по двум или более

      направлениям деятельности (методическая работа, учебно-воспитательная работа,

      внеурочная воспитательная работа, работа с родителями и т.п.), коллектива или

      отдельного подразделения ДШИ (отделения, класса преподавателя).   

                                                                              

5.3. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или внеплановых (оперативных) проверок.

·        ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом (планом-графиком), который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

·        ВШК в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей (законных представителей), а также в целях урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

 

6. Формы внутришкольного контроля.

        

6.1. Персональный контроль

 

 6.1.1.Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного преподавателя и имеет место:

·        при аттестации преподавателя;

·        если преподаватель является молодым специалистом или новым преподавателем в ДШИ;

·        если преподаватель работает с обучающимися дошкольного возраста;

·        если преподаватель работает с обучающимися с ОВЗ;

·        при несоответствии отметок промежуточной аттестации.

      6.1.2. В ходе персонального контроля контролирующее лицо изучает

      соответствие уровня компетенции работника требованиям к его квалификации,

      профессионализму и продуктивности:

·        уровень знаний основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии;

·        соответствие содержания обучения базовому компоненту преподаваемого предмета, современной методике обучения и воспитания;

·        умение создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе;

·        умение использовать в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента обучающихся; основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся;

·        уровень владения преподавателя педагогическими технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;

·        освоение обучающимися образовательной программы, уровень подготовки обучающихся;

·        способы повышения профессиональной квалификации педагога;

·        результативность взаимодействия с родителями;

·        сохранение контингента обучающихся.

6.1.3. При осуществлении персонального контроля контролирующее лицо имеет право:

·        знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями преподавателя: рабочими программами, календарными планами, журналами, дневниками обучающихся, индивидуальными планами обучающихся , протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы;

·        изучать практическую деятельность педагогических работников ДШИ через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий;

·        анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности (контрольные работы, срезы, диагностические материалы и т.д.);

·        анализировать результаты методической,  инновационной, опытно-экспериментальной работы преподавателя;

·        выявлять результаты участия обучающихся на конкурсах, выставках, олимпиадах, конференциях и т.п.;

·        проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;

·        организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование обучающихся, родителей,  педагогов;

·        делать выводы и принимать управленческие решения.

6.1.4.По результатам персонального контроля деятельности преподавателя оформляется справка.

6.1.5. педагогический работник после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должен поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что он поставлен в известность  о результатах ВШК. При этом он вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с  результатами контроля в целом или  по от дельным фактам и выводам и обратиться  в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

 

6.2. Предметно-обобщающий контроль.

 

6.2.1.Предметно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели методического объединения с целью получения информации о состоянии образовательного процесса.

6.2.2. в ходе предметно-обобщающего контроля контролирующее лицо изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы  в отдельном классе или параллели отдельного методического объединения:

·        деятельность всех педагогов;

·        включение обучающихся в познавательную деятельность

·        привитие интереса  к знаниям;

·        стимулирование потребности в самообразовании, самоаналие, самосовершенствовании, самоопределении;

·        сотрудничество педагогов и обучающихся;

·        социально-психологический климат в коллективе.

6.2.3. Классы для проведения предметно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам  учебного года, полугодия или четверти.

6.2.4. Продолжительность предметно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

6.2.5. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами предметно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы ДШИ.

6.2.6. По результатам предметно-обобщающего контроля проводятся совещания при директоре или его заместителе (при наличии такового), родительские собрания.

 

7. Организация внутришкольного контроля.

7.1. Контроль осуществляет директор ДШИ, или по его поручению заместитель по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений, другие специалисты или созданная для этих целей комиссия.

7.2. В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) отдельные специалисты.

7.3. Директор издаёт приказ о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает срок представления итоговых материалов.

Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий;

7.4. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения преподавателя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе (при их наличии), заведующие методическим объединением могут посещать уроки преподавателей ДШИ без предварительного предупреждения;

7.5. При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения занятий. В экстренных случаях педагогический работник предупреждается менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).

7.6. В начале учебного года составляется единый план ВШК во всех звеньях образовательного процесса ДШИ.

7.7. На основании единого плана ВШК составляется месячный план работы, где указываются конкретные формы, цели, виды, объект, сроки и продолжительность контроля.

7.8. Проверка состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из следующих этапов:

·        определение цели проверки;

·        выбор объектов проверки;

·        составление плана-задания проверки;

·        ИМС (инструктивно-методическое совещание);

·        выбор форм и методов контроля;

·        констатация фактического состояния дел;

·        объективная оценка этого состояния;

·        выводы, вытекающие из оценки;

·        рекомендации или предложения по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса или устранение недостатков;

·        определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.

7.9. Основаниями для проведения контроля могут быть:

·        заявление педагогического работника на аттестацию;

·        плановый контроль;

·        проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

·        обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений законодательства в области образования;

7.10. Проверяемый педагогический работник имеет право:

·        знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

·        знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

·        своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

·        обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений  в ДШИ или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.

7.11. По итогам контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учётом реального положения дел:

·        проводятся заседания педагогического или методического советов, совещание при директоре (СД), методических объединений ДШИ;

·        результаты проверок учитываются при проведении аттестации педагогических работников.

7.12. Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах ВШК или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу. Информация  о результатах доводится до работников  ДШИ в течение 10 рабочих дней с момента завершения проверки.

7.13 Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. В аналитической справке указывается:

·        цель контроля;

·        сроки;

·        состав комиссии;

·        какая работа проведена в процессе проверки (посещены уроки, проведены контрольные работы, собеседования, просмотрена школьная документация и т.д.);

·        констатация фактов (что выявлено);

·        выводы;

·        рекомендации или предложения;

·        где подведены итоги проверки (методическое объединение, совещание при директоре, собрание трудового коллектива, педагогический совет, индивидуально и т.д.);

·        дата и подпись исполнителя.

7.14. По итогам ВШК  в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:

·        проводятся заседания педагогического совета, производственные или координационные совещания, совещания при директоре, заседания методических объединений;

·        сделанные замечания и предложения фиксируются в докумениации согласно номенклатуре дел в ДШИ;

·        результаты ВШК могут учитываться  при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной комиссии.

7.15. Директор ДШИ по результатам контроля принимает решения:

·        об издании соответствующего приказа;

·        об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;

·        о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

·        о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;

·        о поощрении работников;

·        иные решения в пределах своей компетенции.

 

7.16. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.

 

8. Документация.

8.1. В целях систематизации и эффективной работы администрации при осуществлении ВШК необходимо наличие следующей документации:

·        годовой план внутришкольного контроля ДШИ;

·        справки, акты по итогам внутришкольного контроля;

·        приказы директора по результатам внутришкольного контроля.

 

Приложение 1

О ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ОФОРМЛЕНИЮ

И ХРАНЕНИЮ ЖУРНАЛОВ

1. Общие положения.

1.1. Журналы посещения и успеваемости, журналы индивидуальных учебных занятий, индивидуальные планы (далее Журнал – нормативно-финансовые документы, отражающий состояние учебно-воспитательного процесса в ДШИ.

1.2. Журнал является показателем управленческой культуры ДШИ. Ведение журналов обязательно для каждого преподавателя.

1.3. Директор ДШИ и его заместитель по учебно-воспитательной работе обеспечивают хранение  журналов.

1.4. Преподаватель несёт ответственность за своевременное и аккуратное заполнение  журналов.

1.5. Все страницы  журналов должны быть оформлены в едином, деловом стиле.

1.6. Проверка  журналов осуществляется администрацией ДШИ не реже 1 раза в четверть. Цели проверок устанавливаются администрацией и могут изменяться, исходя из сложившихся обстоятельств.

1.7. Преподаватель обязан систематически проверять и оценивать знания обучающихся, а также отмечать их посещаемость. Все записи в журнале должны вестись чётко и аккуратно пастой синего цвета (не гелевой ручкой).

1.8. Количество часов по каждой теме должно соответствовать тематическому планированию и программе учебного предмета.

 

2. Заполнение журнала индивидуальных занятий

2.1. Наименование предмета должно быть записано так, как оно формулируется в учебном плане школы.

2.2. Месяц и число записываются в соответствии с расписанием уроков, утверждённым директором школы.

2.3. В списке обучающихся должны быть чётко прописаны фамилии, имена учеников.

2.4. Четвертные, полугодовые, годовые отметки выставляются на странице в столбце, следующем за последней датой урока.

2.5.  Дата записывается без пропуска столбцов.

2.6. Оценка обучающихся за аттестационный период должна быть обоснована, т.е. соответствовать текущей успеваемости.

2.7. В случае проведения контрольного урока (контрольные работы, тесты, зачёты) выставление оценок у всех обучающихся обязательно в колонке соответствующей дате проведения.

2.8. Исправление текущих и итоговых отметок не допускается. Если ошибка допущена, то исправление осуществляется: отметка зачёркивается, рядом ставится верная, в нижней части страницы оформляется запись. Например: «У Иванова Петра исправленной отметке за 2.01.02 «4» (хорошо) верить». Подписывается директором ДШИ, заверяется гербовой печатью.

2.9. Использование корректора в журнале не допускается.

2.10. В клетках для отметок преподаватель имеет право записывать только один из следующих символов: 1, 2, 3, 4, 5, н (пропуск урока), н/а (не аттестован, за четверть и год).

2.11. На странице не допускаются записи карандашом, точки и другие знаки, не оговорённые выше.

 

3. Заполнение журнала посещения и успеваемости (для групповых занятий)

3.1. Число и месяц записываются в соответствии с расписанием занятий, утверждённым директором ДШИ.

3.2. В столбце «Темы занятий и домашнее задание» записываются темы в соответствии с тематическим планированием. Дата записи темы и числа урока на страницах должны быть одинаковыми.

3.3. При проведении контрольных работ необходимо указывать тему работы.

 

4. Сводная ведомость учета успеваемости учащихся

4.1. По окончании каждой четверти, полугодия, года преподавателем выставляются отметки, полученные обучающимся по каждому предмету.

4.2. Отметки, полученные на промежуточной и итоговой аттестации, выставляются преподавателем  на основании протоколов данных экзаменов.

4.3. По окончании учебного года в столбце «Решение педагогического совета (дата и номер)» записывается: «Протокол педсовета №…от …мая 20__г. Переведен (а) в …класс,

ИЛИ Оставлен (а) на повторный курс обучения, ИЛИ Переведен(а) условно».

4.4. В 5(5) - 7(7) - х классах в столбце «Решение педагогического совета (дата и номер)» делается запись: «Протокол № … от … мая 20__г. Допущен (а) к итоговой аттестации»

4.5. После прохождения итоговой аттестации делается запись6 «Протокол №…. от ….. июня 20__г. Окончил (а)  ДШИ.